философия. Философия. Древнегреческая философия стихийный материализм и наивная диалектика. Космоцентризм
Скачать 237.18 Kb.
|
Древнегреческая философия: стихийный материализм и наивная диалектика. Космоцентризм. Философия Древней Греции представляет собой совокупность учений, развившихся с VI в. до н. э. Обычно начало древнегреческой философии связывают с именем Фалеса Милетского (625–547 гг. до н. э), конец – с декретом римского императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. н. э.). Это тысячелетие развития философских идей демонстрирует удивительную общность, обязательную направленность на объединение в едином космическом универсуме природы, человека и богов. Во многом это объясняется языческими (политеистическими) корнями греческой философии. Стихийный материализм (англ. Materialism spontaneous, нем. Materialismus spontaner) или Наивный материализм — форма материализма, отождествляющая материю с её непосредственными проявлениями в форме стихий. В качестве такой стихии может рассматриваться огонь, вода, воздух или земля. Сознание человека — модифицированная стихия. Диалектика – это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. С точки зрения диалектического подхода, все предметы, явления и процессы рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником развития признается присущая им внутренняя противоречивость. Диалектика выступает одновременно как теория и как метод. Задача теории – объяснить мир, задача метода – сформулировать принципы познавательной деятельности Получила наиболее яркое выражение в философии Гераклита. Он впервые попытался показать мир в его непрерывном изменении, обусловленном борьбой противоположных начал. Он считал, что все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое («Все течет, все изменяется»). Единый общий закон развития, по Гераклиту, - борьба противоположностей (*холодное – теплое, сухое – влажное, бытие – небытие). В то же время он утверждал, что все «изменяясь, покоится», что привело его к выводу о единстве изменчивости и устойчивости мира, что обусловливает его целостность. Диалектику античности принято характеризовать как наивную, или стихийную, т.к. ее положения и выводы не являются научно обоснованными, а имеют созерцательный характер, опираются на непосредственные наблюдения за стихийными явлениями. Космоцентризм — философское направление античности, система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно способный вселить ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса. Философия Древней Индии (повышенная сложность) В соответствии различными источники философской мысли, известными как в древности, так и в современную эпоху в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: XV — VI вв. до н. э. — ведический период (период ортодоксальной философии индуизма); VI — II вв. до н. э. — эпический период (создаются эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи», появляется буддизм и джайнизм); II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр, т.е. кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.). В работе С. Чаттерджи и Д. Датта «Индийская философия» перечисляются следующие признаки, характеризующие индийскую философию в целом: практическая направленность философии, которая служит не праздной любознательности, а имеет целью совершенствование жизни человека; источник философии — тревога за человека, которая проявляется в стремлении предостеречь человека от ошибок, которые ведут к страданию, хотя вся индийская философия буквально пропитана скепсисом и пессимизмом по этому поводу; вера в «риту» — вечный нравственный миропорядок, существующий во вселенной; понимание вселенной как арены для нравственных деяний; представление о неведении как источнике всех страданий человека, и представление о том, что лишь знание может быть условием спасения человека; представление о длительном сознательном сосредоточении как источнике любого знания; осознание необходимости самоконтроля и подчинения страстей разуму, которые рассматриваются как единственный путь к спасению; вера в возможность освобождения. Основные категории философии Древней Индии Главным источником древнеиндийской философии считаются веды (т.е. «знания») — священные книги, написанные приблизительно в XV-VI в. до н.э. Известны четыре веды: Ригведа — книги гимнов; Самаведа — книги напевов; Яджурведа — книги жертвенных формул; Атхарва- веда — книги заклинаний. Веды содержат наиболее значимые идеи и категории философии Древней Индии. Основой мира является Рита — закон всеобщей взаимосвязи и последовательности всех процессов; космический закон эволюции и порядка, а также этический закон всех живых существ. Рита субстанциональна по отношению к миру. Безличное духовное начало мира Пуруша — «первочеловек», возникший из хаоса; Пуруша — промежуточный этап между хаосом и материальным миром, его глаза стали Солнцем и Луной, дыхание породило ветер, из его тела возник мир. Также Пуруша — это первичная энергия, чистое сознание, в отличие от пракриты — сознания материального. Брахма-Космос — Бог, творящий мир, выдох и вдох которого ассоциируются с бытием и небытием, а чередующиеся жизнь и смерть, длящиеся по 100 лет Брахмы (миллиарды земных лет), — с абсолютным бытием и абсолютным небытием. Сансара (санскр. samsara — перерождение, круговорот, блуждание. прохождение через нечто) — приносящий страдание процесс бесчисленных перерождений личности и бессмертной души, се перемещение в различные тела — растений, животных, людей. Это понятие означает мирское бытие, взаимосвязь всего живого. Цель человека — выйти из этой череды перерождений, покончив со страданиями. Карма — закон судьбы, предопределяющий жизнь человека. Карма проводит человека через испытания, совершенствуя душу до уровня мокши (высший нравственный уровень развития души; такая душа называется махатма). Но на карму можно влиять своими поступками, характер которых ее «улучшает» или «ухудшает». Плохие поступки влекут в будущем беды, хорошие — формируют благоприятные условия для человека и в целом позитивно сказываются даже на Космосе. Дело в том, что все в мире взаимосвязано, любое событие имеет последствия. Атман — частица Брахмы-Твориа. божественный неизменный компонент души человека. Другой компонент души — манас, эта часть возникает в процессе жизни, она подвержена изменениям (как позитивным, так и негативным) в результате получения того или иного опыта. Веды представляют собой универсальное знание, характерное для большинства дошедших до нас учений Древнего мира. В ведах содержится немало идей социально-этического и нормативною характера. Веды оказали влияние на всю индийскую философию, первые школы которой появились в период приблизительно с VII по I в. до н.э. Часть этих школ признавала веды в качестве священных книг; эти школы называют ортодоксальными: санкхья, йога, веданта, вайшешика, миманса, ньяя. Другие школы не считали веды священными (хотя и не могли полностью избежать их культурологического воздействия), опираясь на иные источники; наиболее известные неортодоксальные школы — буддизм, джайнизм, чарвака. Во взглядах представителей некоторых философских школ Древней Индии было немало общего, но многое и отличало их позиции. |