Главная страница

Теоретические основы сем1. Древние германцы история, германские племена, области расселения, быт и верования


Скачать 72.23 Kb.
НазваниеДревние германцы история, германские племена, области расселения, быт и верования
Дата13.10.2018
Размер72.23 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТеоретические основы сем1.docx
ТипДокументы
#53277
страница3 из 3
1   2   3
Учение о языке как системе.

Стремление Соссюра убедить своих студентов в необходимости нового подхода к языку заставляла его постоянно подчёркивать системность языка и говорить о роли различий в этой системности. Он выдвинул тезис: «В языке нет ничего, кроме различий». «И идея, и звуковой материал менее важны, чем то, что есть кругом него в других знаках». Например, значимость может изменяться при сохранении обеих сторон знака, если изменяется другой член (при утрате двойственного числа изменяется значимость ед. числа и мн. числа).

Заслуга Соссюра состоит в том, что он по-настоящему оценил роль отношений в языке: «в каждом данном состоянии языка всё покоится на отношениях». Языковую систему Соссюр рассматривал как математически точную и уподоблял её алгебре и геометрии. Он и пользовался терминами математики: член, элемент.

Системность языка проявляется на фонетическом, грамматическом и лексическом уровнях. Система языка обладает двумя свойствами: 1) она находится в равновесии и 2) она замкнута. В ней обнаруживается два типа отношений: синтагматические и ассоциативные. Эти типы отношений соответствуют двум формам нашей умственной деятельности.

Синтагматические отношения возникают, когда элементы выстраиваются один за другим в потоке речи. Такие сочетания, имеющие протяжённость, можно назвать синтагмами. Синтагма всегда состоит как минимум из двух следующих друг за другом единиц: морфем, слов, словосочетаний, предложений. Член синтагмы получает значимость в меру своего противопоставления тому, что с ним соседствует. Это отношения по смежности.

Ассоциативные (термин Соссюра), или парадигматические (новый термин) отношения возникают вне процесса речи, в мозгу человека на том основании, что слова, имеющие нечто общее, ассоциируются в памяти. По сходным чертам они могут объединяться в группы (например, по общности корня или суффикса; по общности грамматических форм).

Синтагматические и ассоциативные отношения в их совокупности, по Соссюру, определяют каждый язык: они объединяют фонетику, лексику, морфологию, синтаксис в единое целое. С этими двумя типами отношений и связана лингвистическая методика Соссюра - целое разлагать на части на основе синтагматического и ассоциативного сравнения.

С деятельностью Соссюра связаны Женевская (Швейцарская) лингвистическая школа (Шарль Балли, Альбер Сеше, Сергей Осипович Карцевский, Роберт Гёдель) и Парижская школа (Антуан Мейе, Жозеф Вандриес, Мишель Граммон, Марсель Коэн). Обе эти школы можно назвать соссюрианскими.

С 1928 г. соссюрианство постепенно перерастает в структурализм, хотя само это название появляется лишь в 1939 г. На знамени структурализма - основные тезисы Соссюра: язык/речь, синхрония/диахрония, внутренняя/внешняя лингвистика, системность и знаковость языка.

Лингвистическая концепция Л. Блумфилда впервые была изложена в статье «Ряд постулатов для науки о языке (1926). Основной же работой ученого является книга «Язык» (1933), занимающая, по словам М. М. Гухман, в истории американского языкознания XX века место, аналогичное тому, какое занимает «Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра в истории европейского языкознания. Книга «Язык» представляет собой учебное пособие, рассматривающее все основные разделы языкознания. По Блумфилду, язык есть внешнее по отношению к исследователю явление, для изучения которого требуются методы объективного наблюдения и анализа. В работе излагаются основополагающие принципы лингвистического описания, поскольку Блумфилда интересовали принципы лингвистического описания, а не конкретные приемы и методы исследования языка, которые могут быть выведены из них. Отсюда и название – дескриптивная лингвистика. Идеи этой книги были основополагающими в течение последующих 30 лет.

Л. Блумфилд реализовал выдвинутое Ф. Боасом требование использова-

225

ния строгих объективных методов описания языка, рассматривая это как основную задачу языкознания. Эту строгость и объективность описания Блумфилд видел в отказе от классической психологии и в ориентации на положения бихевиоризма, или «поведенческой» психологии, обосновывая принципы так называемой «механистической» лингвистики. Свою теорию языка Л. Блумфилд называет материалистической, или механической, и противопоставляет ее менталистским концепциям европейской психологии XIX века [8, c. 203].

Л. Блумфилд стремился сделать лингвистику точной наукой. Это сближает его с глоссематикой, но в отличие от последних, Блумфилд не допускал отвлечения от эмпирического материала языка.

На основе лингвистической концепции Блумфилда лежат четыре важных принципа (в противовес младограмматическим воззрениям) [7, с. 137]:

–допущение регулярности звуковых изменений;

–исключение психологии;

–научные дескриптивные формулировки;

–использование значения.
1   2   3


написать администратору сайта