реферат. копия. Духовнонравственные ценности в творчестве акыновжырау и ораторовбиев в эпохи Казахского ханства
Скачать 216.33 Kb.
|
Духовно-нравственные ценности в творчестве акынов-жырау и ораторов-биев в эпохи Казахского ханства. Выполняла: Кадірәлі Амина Ораторы - шешены и Бии, несомненно, занимают важное место в истории нашего народа. Наиболее выдающиеся из них – это 3 бия.Совершенно справедливо было сказано о них А. Нурпеисовым, известным писателем: « Три мудреца, чьи имена не сходят с уст благодарных потомков Толе би, Казыбек би, Айтеке би, - были наделены Богом великим ораторским искусством. Наряду с ними следует выделить деятельность казахских жырау, акынов среди них выделяются Бухар, Ахтамберды, Умбетей, Татикара, Кожаберген жырау и многие другие. Великие казахские бии оставили нам богатое духовное наследие, которое не утратило своей актуальности и по сей день. В том, что мы сумели сохранить нашу государственность, культуру, быт, есть именно их заслуга. Бии защищали духовно-нравственные ценности, они обеспечивали сохранение согласия внутри народа и стабильность государства. Толе би Казыбек би Айтеке би Историческое значение суда биев в том, что он был своего рода эталоном правосудия. Гласность, как необходимое условие нормального функционирования кочевой демократии, свободное общественное мнение, отвечающее только требованиям исконных традиций и обычно-правовых норм, наконец, прочное утверждение принципа справедливости, стоящего выше всяких законов, - вот, наверное, те безусловные гарантии, которые обеспечивал суд биев, которому безоговорочно верили. Поэзия жырау, являясь богатейшим наследием периода средневековья, воспитывает духовно-нравственные ценности человека и общества. Акыны и жырау имели огромное значение, они выполняли функцию проводников знаний о мире, передавая их от поколения к поколению. Акыны и жырау оказывали заметное влияние на общественную жизнь казахов, воздействуя на слушателей художественным словом. В своих произведениях жырау затрагивали важные и актуальные социальные проблемы, выступали по вопросам морали, играли значимую роль в истории культуры казахского народа. Жырау важнейший источник сохранности исторической памяти казахского народа. Первым, кто передал потомкам сведения о жырау, был Махмуд Кашгари. В 70-е годы ХХ века к этому жанру обратился Мухтар Магауин. Авторы жырау выступали как носители идеи казахской государственности и влияли на идеологию и политику Казахского ханства. Среди них особенно заметны имена Жиембет-жырау Бортогашулы, приближенного хана Ишима, Ахтамберды-жырау Сарыулы, батыра, прославившегося в войнах с джунгарами в XVII веке, и соратники Аблай-хана – Умбетей-жырау Тлеулы и Бухар-жырау Калкаманулы. Жиембет-жырау Ахтамберды-жырау Бухар-жырау Жырау понимали, как важно для казахского народа, разбросанного по степным просторам Великой Степи, жить в единении, особенно в годы нападения внешних врагов. В своих речитативах выступали они за объединение степных племен и родов, объединение всех трех жузов и всего казахского народа в единое могучее государство. Как известно, статус жырау в степи считался наиболее почетным. Ханы и султаны, представители ханской власти всегда были зависимы от слова и оценки поэта, особенно в час испытаний. Многие жырау (Асан Кайгы, Шалкииз, Жиембет) были советниками ханов. Асан Кайгы Шалкииз К сожалению, сокровища устной литературы – поэтическое творчество жырау сохранялось лишь путем передачи в устной форме из уст в уста, от одних жырау к другому, от одного жыршы к другому, от поколения к поколению. Мы живем на земле с богатым прошлым, давшей миру совершенно уникальное наследие. Одна из главных задач нашего государства сегодня — воспитание поколения, хорошо знающего традиции родной культуры, любящего историю своего народа — поколения, которому можно доверить будущее страны.. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! |