Главная страница

курсовая. Е. Е. Чуманевич, 2 курс, миу введение


Скачать 63.27 Kb.
НазваниеЕ. Е. Чуманевич, 2 курс, миу введение
Дата30.01.2022
Размер63.27 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурсовая.docx
ТипДокументы
#346342
страница2 из 5
1   2   3   4   5

Особенности представлений современной молодежи о семье и браке.


Институт семьи и брака является важнейшим из феноменов, оказывающим огромное влияние, как на социализацию индивидуума, так и на существование и развитие человеческого общества в целом. Понятия «брак» и «семья» близки друг к другу, но не идентичны. Так, следуя определениям А.Г. Харчева, брак понимают «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает супружеские и родительские права и обязанности», а семью «как институированную общность, складывающуюся на основе брака порождаемой им правовой и моральной ответственностью супругов за здоровье детей, их воспитание».1

Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности людей к семейной жизни.

Готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.2 Так как большинство браков заключается между людьми молодого возраста, изучение уровня сформированности брачно-семейных установок у современной молодежи имеет большое практическое значение. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи.

Кроме того, общая проблема молодых - неосведомленность в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств.3

По мнению Т.В. Андреевой, для брачно-семейных представлений молодежи характерна явная потребительская нереалистичность. Так, по данным В.И. Зацепина, при исследовании студентов оказалось, что средний желаемый супруг по своим положительным качествам превосходил «среднего» реального юношу из непосредственного окружения девушек-студенток, аналогично юношам-студентам идеальная супруга представлялась в виде женщины, которая была не только лучше реальных девушек, но и превосходила их самих по уму, честности, веселью и трудолюбию.4

Для молодежи характерно расхождение качеств желаемого спутника жизни и предполагаемого партнера по повседневному общению, из круга; которого этот спутник и должен выбираться. Опросы социологов показали, что качества личности, считающиеся значимыми для идеального супруга, в реальном общении юношей и девушек не имеют решающего значения.

Проведенное нами (в 1998-2001 годах) исследование предбрачных предпочтений студентов и студенток университета показало во многом сходную картину.

Открытая форма опроса (формулировки предлагались самими респондентами) выявила, что в образе предпочитаемой партнерши по общению у студентов должны быть такие качества, как (в порядке убывания): внешние данные, положительные черты характера (различные для каждого из ответивших - доброта, верность, скромность, порядочность, воспитанность, трудолюбие и т. д.), ум, коммуникативные данные, чувство юмора, веселость, женственность, сексуальность, терпеливое отношение к самому отвечавшему, общее развитие (духовное, кругозор, профессионализм), трудолюбие, уравновешенность, спокойствие, здоровье, материальная обеспеченность.

Образ будущей супруги включает в себя: нравственные качества (как суммарный индекс различных черт характера: честность, умение держать слово, порядочность, верность, доброта и т. д.), ум, внешность, культурное развитие, отношение к самому опрашиваемому (любящая, терпеливая, уступающая), свойства темперамента (поровну ответов - уравновешенность и импульсивность), чувство юмора, щедрость, гостеприимство, коммуникативные качества, женственность.

Таким образом, выявилось некоторое рассогласование образов партнерши, с которой хотелось бы общаться, и будущей жены. Качества последней оказались для юношей менее определенными, что, вероятно, связано с общей неопределенностью их семейного будущего (часть молодых людей в процессе исследования призналась, чтоне думает о браке).5

Анализ предбрачных представлений девушек-студенток (философского и экономического факультетов) показал еще большее, чем у юношей, рассогласование между качествами предпочитаемого партнера по общению и характеристиками будущего супруга. Так, если для привлекательности партнера важны его внешность или особенности телосложения (атлетизм, спортивная форма и т. д.), а также чувство юмора и ум, то среди качеств, предпочтительных для семейной жизни, важнее оказываются отношение к самой опрашиваемой (любящий, выполняющий мои желания и т. д. - формулировки разнообразны), зрелость, ответственность и ум. Внешность и чувство юмора теряют свои лидирующие позиции, а коммуникативные качества из срединных рангов перемещаются к последним. При этом половина опрошенных девушек ждет от своего будущего избранника способности обеспечить семью, а одна четвертая часть - защиты.

У некоторых молодых людей наблюдается достаточно большое совпадение тех качеств, которые делают молодого человека привлекательным для общения с ним, и желаемых свойств будущего супруга. В данном случае можно сказать, что существует осознание качеств личности, важных для долговременного общения, и именно на них данные респонденты и ориентируются в выборе друзей. Таких юношей и девушек в выборке оказалось 40%. У части студентов существует некоторое расхождение качеств желаемого партнера и спутника жизни. Почти у половины (45%) студентов и студенток существует практически полное расхождение в образе друга (подруги) и будущего мужа (жены).

Наблюдается также другая тенденция современной молодежи -чрезмерность требований к партнеру и супругу: это касается в основном девушек. У части студенток выявлен практически полный перечень требований к молодым людям из всех теоретически возможных - он достигает 20 качеств. Здесь оказываются ум, красота, чуткость, лидерские качества («сильнее меня»), обеспеченность, помощь по дому, честность, образованность, коммуникабельность, чувство юмора. Если при этом требования будут фригидны, вероятность построения успешных отношений семейных снижается до минимума.6

У современной молодежи отмечает также пигмалионизмв межличностном восприятии. В данном случае выявляется прямая связь между характером самооценки и уровнем оценки желаемого супруга (супруги) по многим качествам. Оказалось, что те, кто высоко оценил степень развития у себя таких качеств, как честность, красота, жизнерадостность и др., хотел бы видеть эти качества и у своего будущего супруга. Подобный пигмалионизм свойствен идеализированным представлениям молодежи: у юношей и девушек идеал супруга обычно подобен собственному характеру (но с усилением его положительных составляющих).

Вместе с тем было определено, что молодые люди, начинающие совместную жизнь, плохо знают характеры друг друга - оценки, присваемые спутнику жизни, весьма существенно расходились с его (ее) самооценкой. Вступающие в брак наделяли избранника качествами, сходными с их собственными, но с известным их преувеличением в сторону большей мужественности или женственности.7

Материалы исследований позволяют отметить, что с точки зрения современной молодежи возраст - не главный фактор, позволяющий человеку вступить в брак. Только 12,5% студентов самым подходящим временем для брака назвали студенчество. Почти 40% студентов намерены вступить в брак, лишь достигнув экономической самостоятельности. Каждый пятый также считает, что семью можно создавать только после получения специальности, профессии, примерно такой же процент респондентов собираются создать семью лишь на почве настоящей любви, которую еще не встретили. Другие варианты ответов имеют морально-психологический оттенок: «когда поймут, что они готовы взять на себя ответственность за жизнь другого человека», «необходимо быть психологически и физически подготовленным к вступлению в брак» и т.д.8

Существенное место в представлении молодежи о будущей семье занимают ролевые ожидания, где наблюдается смещение ролей или отказ от их распределения. В последнее время характерно выдвижение женщины на ведущую роль в семье. С другой стороны, отсутствует реальное представление о том, в каких сферах муж и жена могут проявить свое главенство.9

Необходимо также отметить, что на современном этапе развития общества число браков «де-факто» увеличивается по сравнению с числом заключенных браков. Здесь также наблюдаются особенности социальных установок и мотивов, которые сформировались у молодежи относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и норм.

В целом молодежь выказывает достаточно лояльное отношение к гражданскому браку: порядка 30% полностью поддерживают свободный союз мужчины и женщины, скорее положительно к таким бракам относятся более 40% респондентов. Преимущества гражданского союза перед официальным браком им видятся в возможности:

а) лучше узнать человека (33,3%),

б) относительно спокойного разрыва отношений (26,7%),

в) сохранения своей независимости (22,2%).

Резко отрицательное отношение к гражданскому браку встречается в редких случаях (менее 10%).10

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что в современном обществе нарушена культура подготовки молодежи к созданию семьи, что в свою очередь приводит к искажению брачно-семейных представлений юношей и девушек, влияющих на качество семейных отношений в последующем.

В целом молодые люди ориентации на семейный образ жизни. Мотивами вступления в брак у них остаются базовые супружеские ценности - любовь, рождение и воспитание детей в семье, доверительное общение с близким человеком. Так 1/3 студентов считают, что официальный брак необходим для полноценного воспитания детей. Отмечена также его роль как средства для профессиональных достижений, повышения социального статуса человека.11

Таким образом, возникает проблема между потребностью успешного формирования брачно-семейных ценностей молодого поколения и низким уровнем представлений о данных ценностях у юношей и девушек. Для преодоления этой проблемы необходимо целенаправленное формирование брачно-семейных представлений юношей и девушек, которое включает в себя развитие у них правильных воззрений о соотношении любви и брака, преодоление потребительских тенденций в отношении семьи и спутника жизни, воспитание реалистичности и цельности в восприятии себя и других.12 Исходя из важности процесса, рассмотрим его более подробно.

1   2   3   4   5


написать администратору сайта