Главная страница
Навигация по странице:

  • Задания

  • Список рекомендуемой литературы

  • 2016 78 стр Практика журн общения. Екатеринбург Издательство Уральского университета


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеЕкатеринбург Издательство Уральского университета
    Дата20.12.2021
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2016 78 стр Практика журн общения.pdf
    ТипДокументы
    #310428
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6
    2.2.2. Движение в интервью
    Обобщающей характеристикой успеха или неудачи интервью является такая характеристика процесса взаимодействия с собеседником, как движение. Оно может происходить вперед, в сторону,
    назад, интервью может также буксовать на месте.
    Д в иже ни е вперед это постепенное исследование одной темы либо переход от темы к теме. В первом случае движение медленное, во втором – быстрое. Оптимальная скорость выбирается применительно к каждому случаю, однако журналисту следует избегать крайностей – как чрезмерного углубления в тему,
    когда вопросы начинают касаться деталей, неинтересных широкому кругу читателей, таки чрезмерного ускорения. Это происходит, когда журналист после одного вопроса по выбранной теме См Артист-оборотень // МК.RU. 2012. 10 нояб. Электронный ресурс : http://www.mk.ru/daily/newspaper/interview/2012/11/09/772289-artistoboro- ten.html (дата обращения 18.10.2015).
    переходит к другой теме, затем к следующей ив результате ни одну из тем не раскрывает более или менее полно.
    Д в иже ни е в сторону происходит тогда, когда с основной темы разговор соскальзывает на детальное обсуждение какого-либо из ее аспектов. Здесь также нужно действовать по обстоятельствам, нов любом случае нельзя терять контроль за временем, чтобы задать все запланированные вопросы.
    Д в иже ни е назад случается, если журналист добивается уточнения и разъяснения уже сказанного. Иногда в этом есть смысл, нов стратегическом плане движения назад следует избегать, так как время тратится, а развития темы не происходит.
    Буксовать на месте интервью начинает тогда, когда журналист ставит под сомнение высказывания собеседника и начинает с ним спорить. Классификация вопросов и требования

    к их формулировке
    Основную содержательную часть интервью составляет система вопросов-ответов, в своей последовательности образующих драматургию беседы. Композиция ее зависит от преобладания событийного или описательного начала в фиксируемой информации и от смысловой связи вопросов.
    Классификаций вопросов для интервью существует довольно много. Однако большинство исследователей пришли к единому мнению относительно содержательных требований к ним.
    Вопросы, задаваемые интервьюируемому лицу, должны быть краткими, точными ив тоже время конкретными. Вовремя беседы следует внимательно выслушать все, что собеседник рассказывает поданному вопросу, а уж затем перейти к следующему вопросу или к уточнению некоторых моментов, затронутых, ноне раскрытых до конца. Естественно, необходимо выяснить точку зрения собеседника, а не навязывать свою. Сегодня жанр интервью обрел публицистическую страстность, стал жанром проблемным, жанром больших мыслей, раздумий, требующим незаурядного литературного мастерства
    Георгий Кузнецов называет следующие требования при подготовке вопроса прекрасно знать предмет обсуждения формулировать вопрос таким образом, чтобы исключить возможность уклониться от ответа первый вопрос должен сразу втянуть партнера в беседу составить возможные варианты ответов собеседника и сформулировать на их основе следующие вопросы
    22
    Основываясь на существующих исследованиях, следует обратить внимание на частую ошибку интервьюеров, связанную с подготовкой и формулировкой вопросов. Анализ современных интервью показал, что некоторые журналисты, задавая одни и те же стандартные вопросы (Что вам нравится Что не нравится, Над чем сейчас работаете, Расскажите что-нибудь о, Что больше всего запомнилось и т. п, полагают, что этот набор, выученный рази навсегда, позволяет обращаться к любому человеку. Причем часто создается впечатление, что интервьюер заранее знает правильные ответы на любой вопрос.
    Одним из составляющих успешного интервью является его коммуникативная точность. Прежде всего, вопрос должен быть понятен интервьюируемому и иметь для него тот же смысл, что и для журналиста. Насколько возможно, необходимо учитывать уровень знаний собеседника и стараться построить вопрос таким образом, чтобы понятия и термины, входящие в вопрос, были ему знакомы. Нужно быть готовым перефразировать непонятный вопрос,
    объяснить термин. Хороший журналист находит с каждым собеседником общий язык, но это вовсе не значит, что он должен оперировать теми же разговорными выражениями, профессиональными словами, что и собеседник.
    Составляя вопросы, журналист должен обратить внимание на то,
    чтобы они воспринимались как уместные в пределах обсуждаемой темы и соответствовали целям интервью. Вопрос может быть и неожиданным для собеседника, и необычным по форме важно, чтобы См Кузнецов Г Так работают журналисты ТВ. М, 2000.
    журналист умел подать его так, чтобы он не породил отрицательного эффекта.
    При подготовке вопросов необходимо учитывать осведомленность собеседника. Если он не может ответить на вопросу него может возникнуть неприятное чувство, что он не справился со своей задачей. В таком случае интервьюируемый замыкается, торопится с окончанием разговора.
    Очень часто журналисты сталкиваются с ситуацией, когда им стараются навязать сценарий беседы сами интервьюируемые. Вот как об этом рассказывает Андрей Максимов Один политик, придя за час до эфира, протянул мне бумажку, на которой наша будущая беседа была расписана как пьеса там были и мои вопросы,
    и его ответы, мои восторги по поводу его импровизаций, и его импровизации по поводу моих восторгов. Поразительно, но, когда я сказал, что таким образом беседовать с ним не стану, – политик совершенно спокойно убрал расписанный текст и настаивать не стал.
    Правда, я чувствовал вовремя беседы, как этот человек мучительно выруливает к тем формулировкам, которые, как я подозреваю,
    он выучил...»
    23
    Умение формулировать вопрос – важнейшее условие успеха интервью. Большинство неудачных ответов являются следствием неверно заданных вопросов. Вопрос должен быть лаконичным, легко воспринимаемым, следует контролировать желание говорить самому. Важно особо продумать вопросы, заведомо неудобные будущему собеседнику по каким-то причинам, подыскать для них наиболее корректную форму.
    Взяв за основу тезисы С. Муратова
    24
    , рассмотрим требования к формулировкам вопросов для интервью. Вопрос должен быть интересен собеседнику и аудитории.
    При банальном вопросе Каковы ваши планы на будущее собеседник сознает, что такое общение предполагает обмен лишь расхожими фразами Максимов А. М. Десятая книга, или За кулисами Времечко. МС См Муратов С Диалог Телевизионное общение в кадре и за кадром.
    М., 2003.

    67 2. Вопрос должен быть ясными кратким. Собеседнику должен быть понятен вопрос и по форме, и по существу. Вопрос не должен допускать односложных ответов. Вопрос, допускающий односложные ответы, уместен когда журналист хочет, чтобы собеседник подытожил мысль, подтвердил какое-то мнение. Следует задавать логично сформулированные вопросы. Следует проявлять корректность и уважение к собеседнику Этическое чувство должно подсказывать интервьюеру, не прозвучит ли его вопрос чересчур щекотливо. Способность предвидеть реакцию собеседника – профессиональное проявление уважения к интервьюируемому.
    Перейдем к классификации вопросов в интервью. Основную часть интервью составляет система вопросов-ответов, которые в своей последовательности образуют драматургию беседы. Композиция ее зависит от преобладания событийного или описательного начала в фиксируемой информации и от смысловой связи вопросов.Глав- ная функция вопросов – реализация целей и задач интервью.
    Приведем классификацию вопросов, разработанную исследователем современных СМИ Н. В. Кодола
    25
    О т крытый вопрос называет интервьюируемому тему или предмета далее он волен структурировать ответ по своему усмотрению.
    З акры ты й вопрос характерен тем, что возможные ответы заложены в нем самом, так что опрашиваемый должен выбрать точку зрения, мнение, которое больше всего соответствует его позиции. В журналистике их используют в том случае, если нужно получить прямую реакцию собеседника, например, подтвердить или опровергнуть факт. Также если собеседник затрудняется высказать свое мнение в силу различных обстоятельств – психологических (застенчивость, боязнь показаться смешным) или культур- но-речевых (неумение выразить свою мысль. Однако нужно помнить об опасности невольно навязать интервьюируемому ответ См Кодола Н. В Интервью Методика обучения. Практические советы :
    учеб. пособие. МС Одним из наиболее популярных в классификации вопросов и наиболее сложных является многоярусный во про с.
    Иногда его называют вопрос с балконом, вопрос с предшествующим суждением журналиста. Суть такого вопроса в том, что журналист сначала высказывается на определенную тему, а потом задает вопрос в продолжение своего высказывания.
    К он такт н ы е вопросы могут быть заданы вначале беседы, они позволяют установить контакт с собеседником. Вопрос может быть связан с последними событиями, с широким или узким контекстом коммуникации.
    У то ч н я ю щи е вопросы необходимы, когда собеседник не раскрывает каких-либо неясных для аудитории моментов, считая их само собой разумеющимися, или намеренно уклоняется от разъяснений. Уточняющие вопросы направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения.
    Уточняющий вопрос необходим, когда на предыдущий дан неясный или двусмысленный ответ. Такие вопросы можно задавать в разных формах) запросить пример для иллюстрации или прояснения сказанного) перефразировать сказанное собеседником, если его ответ непонятен.
    К он т рольные вопросы. Контрольные вопросы могут быть подготовлены заранее и появляться спонтанно входе интервью. Их цель – проверить, обладает ли интервьюируемый в действительности теми знаниями, на которые претендует, теми чувствами, о которых рассказывает, одним словом, это проверка поступающей информации на достоверность.
    У ли чающие вопросы. Вопрос уличающего характера применяется в случае противоречия в ответах, если собеседник был непоследовательным в описании, неуверенным в аргументации. При использовании такого рода вопросов журналисту следует воздерживаться от высказываний типа Вы неправы Я вам не верю. Даже если журналист был вежлив, после уличающего вопроса беседа может быть прекращена собеседником или затруднена. Поэтому этот вопрос лучше задать в конце беседы
    Гипотетические вопросы. Такие вопросы побуждают собеседника заняться прогнозами, пофантазировать опер- спективах объекта беседы или возможных последствиях его действий. На них часто отказываются отвечать политики и лица, принимающие решения, так как они рискуют ответить невыгодным для себя образом. Гипотетические вопросы лучше задавать ученым или экспертам, занимающимся прогнозами в своей области.
    Р и тори чески е вопросы содержат скрытое утверждение, не требующее ответа. В риторических вопросах не происходит требуемого двустороннего взаимодействия между журналистом и его героем. Здесь активной стороной оказывается журналист.
    В опрос- перебивка. Любая перебивка журналиста со стороны кажется неэтичной, недопустимой. Тем не менее, если этого требует лимит времени или собеседник уходит от ответа,
    можно мягко, едва заметно, профессионально, ловко поворачивая беседу, перебить собеседника вопросом. Но перебивать грубо, резко, оскорбляя при этом собеседника, недопустимо.
    Л и ч н ы й вопрос. Такие вопросы выделяются как наиболее трудная часть интервью, затрагивающая факты, касающиеся человека лично или его близких. Такие вопросы необходимо задавать деликатно, однако достаточно настойчиво. Также желательно тщательно их формулировать вовремя предварительной подготовки (домашних заготовок изучать биографию и особенности характера собеседника стараться интервьюировать в обстановке сглазу на глаз не упускать возможности пообщаться в случайной и непринужденной обстановке когда собеседник не насторожена расслаблен, раскован, он с большей вероятностью ответит на вопросы не прерывать собеседника для уточнения записи в блокноте.
    П од сказывающие вопросы уже содержат ожидаемый ответ. В большинстве случаев их следует избегать, так как они подталкивают собеседника к неполноценному ответу или собеседник может воспринять их как манипулятивный прием. Вин- тервью, публикуемых в печати, а особенно часто на радио и телевидении, встречаются вопросы Вам известно что. Немногие
    в таких случаях решатся возражать журналисту. Большинство интервьюируемых спешат выразить свое согласие. Иногда подсказывающие вопросы намеренно используют журналисты, особенно те,
    которые заранее все решили и не хотят отказываться от сложившегося представления. Однако подсказывающие вопросы необходимы в том случае, если собеседник смущается.
    Подсказывающие вопросы могут проявляться в разных формах включать в себя избыточные слова содержать лимитированное количество вариантов ответа содержать оценку.
    К ос вен н ы е подсказки провоцируют собеседника на расшифровку мысли, подкрепление ее примером. Они могут быть оформлены весьма деликатно. Выделяются следующие виды косвенных подсказок (пригодные для разных случаев договаривание – репортер сам заканчивает фразу, начатую партнером);
    сомнение (Но если так не может ли получиться что
    ...»;
    «Неужели все так просто реакция отрицания или удивления (Вот это да. Не может быть!»);
    подсказка-сюжет (Да мне это понятно со мной это тоже

    бывало. Помнится...»).
    П ров ока ц ионные вопросы. Обычно задавая провокационный вопрос, журналист надеется, что собеседник потеряет над собой контроль и выложит информацию, которой не собирался делиться. На провокационные вопросы не реагируют люди,
    подготовленные к общению с прессой. Результативным же будет такой ход в беседе стем, кто этого опыта ранее не имел.
    К о р рек т н ы е и некорректные вопрос ы.
    Логически некорректными (неправильно поставленными) называются вопросы, в основе которых лежат ложные или неопределенные суждения. Например, вовремя дискуссии одной девушке вопрос был поставлен так По каким проблемам вам чаще всего приходится ссориться со своими сверстниками. Некорректность этого вопроса заключается в том, что сначала нужно было выяснить, ссорится ли вообще девушка со своими сверстниками, а потом, уже при положительном ответе, уточнять, по каким проблемам.
    Таким образом, формулировка вопросов, расположение их в определенной последовательности обеспечиваются специальными коммуникативно-речевыми умениями. Это умение формулировать вопросы в соответствии с замыслом интервью располагать вопросы в логическом порядке, с учетом необходимости придавать беседе определенный сюжет, развитие действия реагировать на различные ситуации, возникающие в процессе беседы, ив связи с этим корректировать ход беседы и т. д.
    Задания
    Задание 1. Определите разновидности интервью по степени стандартизации. Письменно охарактеризуйте их сточки зрения
    «движения интервью».
    Задание 2. Подготовьте вопросы для интервью с заданным собеседником. Обоснуйте свою систему вопросов как они работают на тему интервью, почему выбраны такие формулировки вопросов, почему такова их последовательность.
    Задание 3 (итоговое. Преподаватель организует для студентов пресс-конференцию. Навстречу со студентами приглашаются руководители СМИ (традиционных, сетевых, продакшн-студий),
    популярные политики, общественно значимые персоны. Студенты получают резюме приглашенных, ищут по Интернету дополнительную информацию, самостоятельно готовят вопросы. По итогам пресс-конференции студенты создают тексты в жанрах эссе,
    информационного или аналитического отчета (жанр – по выбору студента. На практических занятиях с использованием расшифровки пресс-конференции и представленных текстов анализируется их качество
    Вопросы и задания для самопроверки. Назовите известные вам виды интервью по характеру обсуждаемого вопроса, коротко раскройте их суть. Охарактеризуйте достоинства и недостатки интервью по телефону. Сформулируйте основные правила ведения интервью по телефону. Назовите известные вам типы собеседников в интервью, дайте им краткую характеристику. Назовите наиболее частые ошибки интервьюеров, связанные с подготовкой и формулировкой вопросов. Каковы требования к формулировкам вопросов для интервью. За счет чего Иван Ургант создает юмористический эффект вин- тервью с детьми Взгляд снизу. Каковы для журналиста достоинства и недостатки открытых вопросов. Какова функция закрытых вопросов. Почему вопрос Вы уже бросили пить является вопросом-ло- вушкой?
    11. В ситуации, когда собеседник затрудняется высказать свое мнение
    (застенчив, боится показаться неубедительным, затрудняется высказать свою мысль, какой тип вопросов необходимо использовать и почему. Дайте определение типа вопросов последующим характеристикам Вопрос с предшествующей информацией, суждением журналиста Вопрос служит для выяснения точки зрения интервьюируемого,
    даже если он не хочет ее высказывать Вопрос предполагает конкретный ответ. Что такое движение вперед в интервью, какими двумя способами оно достигается. Что такое движение назад в интервью, почему его следует избегать. Какие проблемы для журналиста возникают из следующей типичной ситуации Существующие пресс-службы, введении которых находится общение с представителями СМИ, подчас являются источниками актуальной и общественно значимой информации. Однако на самом деле первоисточник представляют собой не они. Как можно устранить недостатки в полученной информации от пресс-служб?
    17. Что это за тип собеседника Они не терпят критики и очень любят лесть. Именно в этой связи интервью прессе они предпочитают
    использовать как своего рода рекламную акцию Какова должна быть тактика журналиста в интервью с такими собеседниками. Что это за тип собеседника Всякий контакт с журналистами они расценивают как повод отчитаться об успешной работе. В их ответах преобладают ссылки на документы, материалы статистики, они избегают личных оценочных суждений, а также самооценки Какова должна быть тактика журналиста в интервью с такими собеседниками. В чем принципиальное отличие информационного интервью от беседы Какова роль журналиста в этих двух видах интервью. В классификации вопросов одним из наиболее сложных является многоярусный вопрос. Иногда его называют вопрос с балконом»,
    «вопрос с предшествующим суждением журналиста. Придумайте такой вопрос о роли России в гражданской войне на Украине. Среди собеседников журналиста существует такая категория, как
    «бывшие» (директора, политики, спортсмены. В чем особенность этих собеседников как источников информации. Для какой категории собеседников предназначены следующие рекомендации журналисту не проявлять нетерпения, быть готовым к тому, чтобы выслушать длинные сентенции и поучения увеличить время для разминки, пустить вход прием ненавязчивого, мягкого зондирования проявить терпимость и не вступать в спор – минимальные условия того, чтобы разговор состоялся упростить вопросы, не демонстрируя при этом свое снисхождение?
    Почему необходимо соблюдать эти рекомендации?
    Список рекомендуемой литературы
    О снов на я
    Бурковская М. О Учебное пособие по интервьюированию / М. О. Бур- ковская. – М, 2001.
    Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве / С. Н. Иль- ченко. – СПб., 2003.
    Кодола Н. В Интервью Методика обучения. Практические советы :
    учеб. пособие / Н. В. Кодола. – М, Кузнецов Г Так работают журналисты ТВ / Г. Кузнецов. – М, 2000.
    Лукина М Технология интервью / М. Лукина. – М, 2003.
    Мельник ГС Общение в журналистике секреты мастерства ГС. Мельник. – СПб., Дополнительная С Методика и техника фокусированного интервью С. Белановский. – М, 1993.
    Давыборец Е. Н Прямая линия президента с народом как соци- ально-политическая технология / Е. Н. Давыборец // Социол. исследования С. Искусство разговаривать и получать информацию / под ред. Б. И. Ло- зовского. – М, 1993.
    Ким МН. Технология создания журналистского произведения МН. Ким. – СПб., Максимов А. М Десятая книга, или За кулисами Времечко А. М. Максимов. – М, 2002.
    Муратов С Диалог Телевизионное общение в кадре и за кадром С. Муратов. – М, 2003.
    Олешко В. Ф. Психология журналистики / В. Ф. Олешко. – СПб., 2006.
    Реснянская Л. Л. Двусторонняя коммуникация / Л. Л Реснянская. М, Телевизионная журналистика : учебе изд, перераб. и доп. / ред- кол Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. – М, 2005.
    Шумилина Т. В. Не могли бы вы рассказать. / Т. В. Шумилина. М. : Изд-во МГУ, Федосеев Д. Основы психологии общения / Д. Федосеев. – М, 2000.
    Учебное издание bЕнинаb Лидия Владимировна
    Зыков Владимир Федорович
    ПРАКТИКА
    ЖУРНАЛИСТСКОГО
    ОБЩЕНИЯ
    Учебное пособие
    Заведующий редакцией МА. Овечкина
    Редактор ТА. Федорова
    Корректор ТА. Федорова
    Компьютерная верстка Г. Б. Головиной
    План изданий 2016 г. Подписано в печать Формат 6084/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times.
    Уч.-изд. л. 3,8. Усл. печ. л. 4,42. Тираж 150 экз. Заказ Издательство Уральского университета, Екатеринбург, ул. Тургенева, Отпечатано в Издательско-полиграфическом центре УрФУ
    620000, Екатеринбург, ул. Тургенева, Тел + (343) 350-56-64, Факс +7 (343) 358-93-06
    E-mail: press-urfu@mail.ru
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта