Главная страница
Навигация по странице:

  • Психологические типы собеседников

  • 2016 78 стр Практика журн общения. Екатеринбург Издательство Уральского университета


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеЕкатеринбург Издательство Уральского университета
    Дата20.12.2021
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2016 78 стр Практика журн общения.pdf
    ТипДокументы
    #310428
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6
    ЖУРНАЛИСТА:
    ЧТО ДЕЛАЕТ ЕЕ УСПЕШНОЙ. Основы и принципы
    профессиональной журналистской коммуникации
    В этом разделе мы подробно остановимся на таких компонентах профессиональной коммуникации журналиста, как адресант и адресат, их социально-психологических ролях в коммуникации.
    Профессия требует от журналиста целой системы личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной коммуникации. Предвидение поведения собеседника, анализ и постижение других, умение входить в положение»являются составной частью коммуникативной культуры журналиста. Необходимо развивать такие свойства восприятия, как наблюдательность, способность улавливать мельчайшие колебания в настроении, видеть существенное в личности, определять ее систему ценностей. Журналист также должен обладать тренированной памятью, чтобы помнить лица,
    фиксировать привычки и другие подробности, характерные для собеседника, определять факторы, которые могут раздражать или успокаивать конкретного человека. Умение слушать

    Журналист должен не только уметь задавать вопросы, но и внимательно слушать. Он аналитически воспринимает поток исходящей от собеседника информации, отделяет главное от второстепенного, устанавливает причинно-следственные связи между фактами, которые ему сообщают. От умения слушать в конечном итоге
    зависит, какое сообщение будет передано публике, какие акценты будут в нем расставлены.
    В процессе журналистской практики выработались некоторые правила слушания при беседе с другим человеком нужно выбросить из головы посторонние мысли, чтобы полностью сконцентрироваться насущности разговора нив коем случае не перебивайте собеседника, если у вас есть время с ним поговорить не старайтесь говорить за собеседника излишняя чувствительность к эмоциям собеседника может заслонить смысл беседы в процессе слушания необходимо анализировать скрытую в речи собеседника информацию, причины, толкнувшие его на разговор (почему он это говорит почему он говорит это мне что он хочет этим сказать что в действительности он чувствует. Помните об особенностях косвенной коммуникации пока говорит собеседник, нельзя обдумывать контраргументы, это вполне можно сделать в паузах, поскольку скорость мышления примерно в 4 раза больше скорости речи преодолевайте желание сменить тему, если разговор не из приятных. Иначе время для того, чтобы расставить все точки над будет потеряно и ваши деловые отношения с этим человеком могут быть испорчены навсегда, тогда как причина разлада может быть эфемерной плохой слух, неверно интерпретированные жесты и слова.
    Все эти правила направлены на то, чтобы поощрить говорящего, придать ему чувство уверенности, ведь многие стесняются говорить с журналистом. Можно и невербальными способами дать понять, что выслушаете собеседника. Во-первых, повернуться к собеседнику лицом (а не стоять или сидеть к нему боком, ибо это признак незаинтересованности если же высидите, тоне стоит сидеть развалясь (это признак неуважения, лучше сесть прямо См. также Мельник ГС Общение в журналистике секреты мастерства.
    СПб., 2008.

    37
    Во-вторых, лучше принять открытую позу, при которой руки и ноги не скрещены. В-третьих, собеседника следует поддерживать взглядом, те. смотреть на него, однако не слишком пристально.
    Журналист как опытный коммуникатор должен владеть двумя видами слушания – нерефлексивным и рефлексивным.
    Н ере ф л е кси в но е слушание представляет собой внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством. Бывают собеседники, которых нельзя прерывать или сбивать смысли. Чтобы собеседник высказался как можно полнее, надо показывать ему, что его слушают и понимают, но делать это максимально нейтрально – кивком головы, междометиями, короткими позитивными репликами, например Да-да, я понимаю.
    Нерефлексивное слушание помогает собеседнику высказаться без помех. Оно полезно, если он с первых минут контакта настроен активно высказаться, но малоэффективно, когда партнер ждет от нас реакции совета, одобрения, удивления, а также в том случае, если пассивное слушание явно противоречит исходному замыслу интервью.
    Нерефлексивное слушание применяется в основном для недис- куссионных разговоров либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации. Однако, как правило, для получения информации журналисту одного нерефлексивного слушания недостаточно. Чаще всего оно представляет собой лишь первый этап овладения техникой слушания. Второй этап – рефлексивное слушание.
    Р е ф л е кси в но е слушание вид слушания, главное свойство которого заключается в том, что вслушивание в смысл произносимого предполагает расшифровку закодированного в речи дополнительного смысла, соотнесение того, что вы поняли из речи собеседника, стем, что он хотел вам сообщить в действительности.
    Реализация рефлексивного слушания обеспечивается следующими приемами поддержки собеседника выяснение, уточнение (реплики типа Яне понял Повторите пожалуйста еще раз Что вы имеете ввиду Не могли бы вы
    объяснить?);

    38
     парафраз, те. передача слов собеседника своими словами,
    чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли (Высчитаете что Другими словами отражение чувств (Мне кажется вы чувствуете побуждение (Ну и Что дальше продолжение фразы собеседника своими словами либо под- сказывание слов оценка тезисов собеседника (Ваше предложение заманчиво;
    Мне не нравится эта идея резюмирование: (Итак высчитаете Ваши слова означают То есть выговорите слушание предполагает сосредоточенное участие в диалоге обеих сторон, хотя высказывается главным образом интервьюируемый. Задача журналиста – обеспечить развернутую обратную связь, показывающую заинтересованность, согласие или несогласие. Этот вид слушания предполагает способность к эмпатии – сопереживанию, достижению резонанса, пониманию другого на логическом и эмоциональном уровне.
    Такое слушание не допускает опровержений собеседника спер- вых его слов. Если журналист нацелен на режим дискуссии, его обязанность – корректно убеждать в правильности своей позиции.
    При этом важно понять собеседника (оппонента, точно определить пункты несогласия, привлечь к совместному обсуждению проблемы, расположить факты и аргументы в известной последовательности, быть логичным, не торопиться с оценками и выводами. Творческое слушание предполагает, что нельзя прерывать собеседника, а нужно дожидаться своей очереди
    2
    К сожалению, современная практика российского телевидения все чаще демонстрирует несоблюдение этого принципа. Например,
    ведущий программы Время покажет Петр Толстой буквально слова не дает сказать экспертам с иной, чему него, точкой зрения по обсуждаемой теме. Часто ведущий подключает к травле оппонентов экспертов, солидарных с ним. Собственно, таким образом См. также Мельник ГС Общение в журналистике секреты мастерства
    реализуется один из принципов пропагандистской установки в журналистике представители оппозиционной точки зрения приглашаются в студию, но аргументировать ее им не удается.
    Хотя выше мы говорили, что перебивать собеседника не стоит,
    журналисту иногда приходится это делать. Умение слушать заключается ив том, чтобы уметь правильно перебивать своего собе- седника.Перебить собеседника желательно в тот момент, когда он к этому готов, когда это совпадает сего намерением закончить ответ и вернуть инициативу тому, кто задает вопросы. Такие моменты легко определяются с помощью вербальных и невербальных сигналов когда собеседник интонационно показывает, что заканчивает свою мысль когда речь затягивается и собеседник с трудом подыскивает финальную фразу когда в разговоре наступает пауза. Правда, она может возникнуть и тогда, когда собеседник решается высказать важную для него мысль, в этом случае перебивать его не стоит.
    Перебивать следует в случае, если собеседник не отвечает на поставленный вами вопрос. Однако не стоит это делать врезкой форме Почему вы не ответили намой вопрос, лучше тактично взять
    «вину» на себя Извините, я, вероятно, нечетко сформулировал свой вопрос, попробую его перефразировать. Выбор героя – показатель профессионализма.

    Психологические типы собеседников
    Одной из профессиональных задач журналиста является точный выбор собеседника, того, кто может предоставить необходимую информацию, причем такую, которая привлечет внимание аудитории СМИ.
    Популярного телеведущего Владимира Соловьева часто спрашивают Почему так много показываете Жириновского?» Потому что я не могу вводить цензуру. Если Жириновский является ньюсмейкером, если он выступает с заявлением, если он ярок,
    я не имею права не показывать его
    Для успеха журналистского творчества необходимо еще одно условие всегда учитывать драматургию личностного конфликта.
    В диалоге должны участвовать люди яркие и неравнодушные друг к другу, к обсуждаемой теме. Особенно если журналист работает в прямом эфире. Вот как характеризует принцип выбора своих гостей ведущий радио Эхо Москвы Юрий Кобаладзе: Бывает, приходят грамотные, подготовленные, сведущие в обсуждаемых вопросах гости, которые абсолютно не умеют говорить и дозируют информацию, выдают ее рублеными штампами, так что после каждой фразы хочется спросить Ну что, доклад закончен. Дошло даже до того, что мы со Светланой Сорокиной порой отказываемся от людей, которые по своим знаниями компетенции могли бы быть полезными, нов эфире они неинтересные собеседники. Это со стороны кажется, что все идет само собой, легко и просто. На самом деле интервью – вещь отнюдь непростая, это штучный товар. Мне, например, интересно общаться с людьми, которые придерживаются диаметрально противоположных со мной взглядов и принципов. Главное, чтобы человек не был подлым, низким, наглым, завистливым»
    3
    При выборе собеседника очень важно учитывать информационные потребности и ожидания целевой аудитории. Всякий раз журналист решает для себя вопрос, будет ли приглашенный человек уместен, особенно если речь идет об электронных СМИ. Обладание эксклюзивной информацией – это только половина успеха.
    Имеет значение личность говорящего. Журналист обдумывает, сможет ли собеседник преподнести не только информацию, но и себя,
    насколько он будет открыт и интересен для аудитории.
    Важно определить сразу, с кем имеешь дело, каков психологический тип собеседника. Это поможет выбрать правильную стратегию поведения в профессиональной коммуникации. Полную характеристику типов собеседников дает психолог Д. Федосеев
    4
    Д ом и на н т н ы й собеседник, даже если пошел на общение с журналистом, по-настоящему обязанным отвечать Цит. по Мельник ГС Общение в журналистике секреты мастерства. С. 32.
    4
    См. также Федосеев Д Основы психологии общения. М, 2000.
    себя не чувствует. Ему присуща подсознательная тяга к доминированию. Повлиять на другого – это повседневный настрой. Он уверен, что отвечать или не отвечать – мое право. Такими выглядят политики В. Жириновский, Г. Зюганов.
    Это напористый, жесткий человек. Легко и часто перебивает,
    но будет повышать свой голос, чтобы вы не смогли перебить его.
    Или, напротив, может замолкнуть, вынуждая вас искать к нему подход. Если он что-либо объясняет вам, то втолковывает это и интересуется, верно ли вы его поняли. Если выслушивает ваши объяснения, непременно задает уточняющие вопросы, либо показывает,
    что уже все понял, так что можно больше не распространяться на обсуждаемую тему. Ему легко свернуть разговор на полуслове. Если надо, он проявит при этом изысканную вежливость, новы хорошо почувствуете точка поставлена.
    Если между вами разлад, он язвительно насмешлив, резок и груб либо презрительно замкнут. Ему очень нелегко принять свою неправоту, даже если она очевидна. Ион говорит Что ж. Это надо как следует обдумать. Или Знаешь, времени в обрез, вернемся к этой теме в другой раз».
    Главное средство, чтобы справиться с таким собеседником, выдержка, спокойствие и такт. Вряд ли можно добиться результатов общения с ним, если применять его же тактику и оказывать видимое давление, высмеивать.
    Н ед ом и на н т н ы й собеседник антипод доминантному. Он считает своим долгом отвечать на вопросы незамедлительно, чтобы не обидеть, не разозлить вас задержкой своей реакции. Это улавливается в его облике еще до начала обмена репликами. Если вы сами не доминантный человек, вам импонирует такая деликатность. Но если вы доминантны, вам это кажется скорее угодливостью и порой вызывает раздражение.
    Психологи сходятся во мнении, что недоминантный собеседник нуждается в поощрении, подбадривании с вашей стороны (лучше не словами, а взглядом. В противном случае вы рискуете недооценить важность того, что он хотел бы сказать вами тем самым упустите ценную информацию. На него хорошо действует похвала
    если есть за что, ноне лицемерие. Ответственные решения он склонен перекладывать на вас.
    М обильный собеседник с легкостью переключается на общение, отвлекаясь от других своих занятий. Правда, вдаль- нейшем его внимание может столь же легко отвлечься и от вас.
    Речь его быстра, даже тороплива одно выражение лица быстро сменяется другим. Высказав что-либо, он непроизвольно торопит вас с ответом, – это можно заметить по его нетерпеливому взгляду, жестам. Стиль его высказываний неряшлив он пропускает слова и не заканчивает предложения, рассчитывая на то, что вы его итак поймете. Смысл для него важнее словесного облачения.
    Продолжительная беседа на одну и туже тему для него почти невыносима. Он отвлечется на побочные соображения или ассоциации, на рассказанный анекдот или житейский случай – лишь бы внести разнообразие в беседу. Только после этого он готов продолжать начатое обсуждение. Если вы решаете вместе с ним некую проблему, ему приходят в голову десятки версий, которые он, впрочем, сам без сожаления отвергает, заменяя их новыми.
    Подстраиваясь к мобильному типу, сначала подстройтесь под его темп – пусть это даже на первых порах снижает содержательность контакта, затем постепенно приведите партнера к большей собранности в общении. Больше уточняйте.
    Проститься с ним также легко, как и разговориться он невзыскателен в отношении форм и ритуалов свертывания общения и с полной готовностью переходит к очередным занятиям.
    Р и гид н ы й собеседник ему требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу с вами, даже если он вполне решительный, уверенный в себе человек. И если перед беседой он думало чем-то, то должен как бы поставить отметину – где остановился в своих размышлениях. Он не сразу погружается в стихию собеседования глядит на вас изучающе и, подобно тяжелому маховику, раскручивается постепенно. Зато, «раскрутившись»,
    такой собеседник основателен в общении.
    Слушает внимательно. Говорит неспешно, вдумчиво, мысль излагает подробно (может показаться, что это излишние подробности, но он имеет другое мнение фразы строит понятно, стремясь, чтобы слово как можно точнее передавало смысл. В поисках таких слов порой становится тягучим, топчется на месте. Найдя удачное, на его взгляд, выражение, непременно повторит его в беседе еще несколько раз. Не любит, чтобы его перебивали, и находит это несправедливым он ведь не перебивал вас. Социальные типы собеседников в интервью
    Каждое интервью – уникальный акт коммуникации, а каждый собеседник – индивидуальность, ион влияет на ход разговора и ожидает позитивной оценки от другого. Но для журналиста важны типичные групповые характеристики людей, потому что профессиональное взаимодействие с конкретным человеком требует учитывать его социальное положение или психологическое состояние и соблюдать определенные правила.
    З нам е нит ости. Трудности подстерегают журналистов с самого начала общения, например, когда им начинают отказывать в интервью. Резоны выдвигаются следующие Зачем мне тратить на вас время Я итак знаменита) ив дополнительной рекламе не нуждаюсь, Извините, я даю интервью только серьезным изданиям, Мне нечего сказать, я уже все сказал посредством своих ролей. Позвоните через полгода».
    Причины могут скрываться в самых что ни наесть банальных человеческих обстоятельствах – от обычной усталости до чрезмерной занятости. Нередки также случаи, когда знаменитые люди просят за интервью денежное вознаграждение. Для журналиста, который работает в издании, не практикующем такие подходы, отказать звезде в гонораре – серьезное испытание.
    К сожалению, испытания на этом не закончатся знаменитости весьма часто не воспринимают всерьез журналистов, особенно молодых, обращаются к ним покровительственно, строго. Беседа может осложниться также демонстративной закрытостью собеседника, который всегда ждет от журналиста подвоха, или, наоборот,
    его неумеренной говорливостью
    Яне вижу в этом ничего унизительного, – пишет журналист
    Урмас Отт, – это моменты, неизбежные в моей профессии, которую я избрал добровольно и от которой до сих пор получаю истинное наслаждение. Думаю, у всех нас бывают ситуации, когда мы чувствуем свою зависимость от кого-то и подавляем в себе внутреннее сопротивление»
    5
    Есть и другие, не менее существенные обстоятельства, которые должны приниматься во внимание журналистом при встрече со звездой. Так, надо учесть, что знаменитости в своей массе не терпят критики ив своем большинстве любят лесть. Именно поэтому интервью прессе они предпочитают использовать как рекламную акцию. Журналисты, кстати, довольно часто стараются воспользоваться этой слабостью и под предлогом рекламы новой книги, альбома, программы заручиться согласием звезды на интервью. А вот что может случиться с рискнувшими покритиковать мастера.
    Вспоминает журналист Евгений Факторович: Сентябрь 1991 года. Только что на экраны вышел новый фильм Рязанова Небеса обетованные. Договорившись о встрече, я вместе с другой журналисткой отправился в Дом кино. Первый вопрос задал режиссер:
    “Ну, как вам фильм Известно, что для многих известных людей лесть как воздух. Без нее они задыхаются. Но моя коллега по журналистскому цеху, видимо, этого не учла и выдала все, что думала о фильме что он слишком публицистичен, что от прежнего Ряза- нова в нем только прежние актеры. Все последующие события стали для меня наглядным пособием по теме Как не надо начинать интервью. Через секунду после комментария Эльдар Ряза- нов стал пунцового цвета, объемы его несоизмеримо увеличились,
    и казалось, что еще одно слово критики – и от журналистов не останется и мокрого места. Первые слова известного мастера кино касались сопливости, дурости и других индивидуальных черт присутствующих здесь журналистов 5
    Отт У Вопрос+ ответ = интервью. С. 13.
    6
    Цит. по Лукина М Технология интервью. С. 142.
    Вот несколько полезных советов, как общаться со знаменитостями, какие вопросы им задавать Добиваться встречи надо настойчиво и целеустремленно, ноне назойливо. Такое поведение может по-человечески растрогать
    «жертву», ив конце концов она снизойдет до встречи с вами Старайтесь задавать вопросы, основанные не на слухах,
    а на тщательном журналистском расследовании К вопросам надо отнестись серьезно, они должны провоцировать мыслительную деятельность Надо учитывать, что журналисты задают знаменитостям одни и те же вопросы и, естественно, получают на них уже сто раз отрепетированные ответы (Я решил стать актером после того, как меня отвели родители на Синюю птицу. Поэтому надо избегать банальных вопросов Беспроигрышны биографические вопросы. Правда, желательно заранее выяснить, какой период жизни собеседнику будет интересно обсудить. Спрашивайте и о любопытных эпизодах, наиболее запомнившихся историях из жизни – они пригодятся при подготовке материала.
    Проявленный личный интерес придаст беседе элемент непосредственности, искренности
    7
    О фи ц и аль н ы ели ц а интересуют журналистов чаще всего не как персоны (хотя среди них нередко встречаются интересные личности, а как источники информации о деятельности организаций и учреждений, в которых они работают. Наибольший интерес для журналистов представляют лица, обладающие властью,
    принимающие стратегические решения в той сфере, о которой идет речь (например, министр культуры является авторитетным источником в вопросах культуры, ноне налогообложения. Понятно, что с такими собеседниками удается встречаться для личной беседы не так уж часто. А вот пресс-конференции или брифинги этих же лиц по различным поводам стали рутинными информационными мероприятиями См Лукина М Технология интервью. С. 143.
    Все большее распространение получает практика, когда работу по информированию СМИ официальные лица делегируют информационным службам, которые имеются в подавляющем большинстве учреждений федерального или регионального масштаба,
    а также в крупных политических и общественных организациях.
    Существующие пресс-службы претендуют на роль единственных источников актуальной и общественно значимой информации о своем учреждении. Однако на самом деле первоисточник не пресс-службы. Перед журналистами, получающими сведения от официальных лиц или их пресс-служб, возникают сразу две проблемы. Первая заключается в опасности невольного искажения фактов при их передаче и интерпретации, в эффекте так называемого испорченного телефона. Вторая – в намеренном дозировании сведений.
    Официальные пресс-службы, информационно обслуживая властные структуры от низовых звеньев до самых высоких, работают по своим законам. Ориентиры и цели, критерии успеха задаются для них социально-политическими технологиями, в чем-то совпадающими, но далеко не всегда, с канонами качественной журналистики. Чтобы быть успешными в своей деятельности, современные журналисты обязаны ориентироваться в этих технологиях.
    «Б ы вши е. Большинство журналистов в своей работе опираются на общение с источниками, располагающими сведениями об актуальном состоянии дели нередко игнорируют информацию о прошлом. Между тем то, что могли бы сообщить бывшие директор, секретарь или бухгалтер, добавило бы в расследование интересные детали, свидетельства, истории из прошлого и, возможно,
    объяснило бы современное положение вещей. Поэтому опытные репортеры в свое досье включают как настоящих, таки покинувших сцену участников, так называемых бывших. Поиск этих фигур желательно осуществлять сразу по нескольким каналам с помощью экспертов, неформальных связей, подшивок газет и журналов прошлых лет, архивов организаций, компаний и т. д См. также Давыборец Е. Н Прямая линия президента с народом как со- циально-политическая технология // Социол. исследования. 2015. № 4. С. 57–63.
    Представители меньшинств. Интервью с представителями разного рода меньшинств – этнических, религиозных,
    сексуальных – серьезная проверка на профессионализм. Дело в том,
    что эта категория собеседников, нередко обделенная политическими, экономическими, социальными свободами, ищет и находит подчас единственную поддержку со стороны средств массовой информации. Для каждого отдельного журналиста это испытание на гражданскую ответственность. Но как он должен вести себя,
    попав в незнакомую культурную среду?
    Незыблемое правило гласит главный принцип такого общения заключается в уважении к традициями обычаям своих визави, даже если это входит в противоречие с нормами собственного поведения. Снять обувь перед входом в помещение покрыть голову, если того требуют религиозные нормы женщине-журналистке не садиться за стол вместе с мужчинами, если так не положено, все это не должно смущать журналистов, идущих навстречу с собеседниками иной веры или других национальных традиций.
    Эксперты предупреждают, что в тех сюжетах, где затрагивается национальный вопрос, надо особенно чутко относиться к своему словарю, в котором могут случайно проскочить неуместные, необдуманные или оскорбительные для национальных меньшинств определения или словосочетания типа черный, желтый и т. п. Интервьюируя представителей национальных и других меньшинств,
    решительно отриньте все сложившиеся общественные стереотипы и будьте особенно осторожными в словоупотреблении.
    П ожил ы ел ю д и. Разница в возрасте между журналистом и его собеседником может сказаться на результатах интервью,
    в особенности если вопрошающей стороной является молодой журналиста ответчиком – человек преклонного возраста. На поведение многих из них влияет фактор социальной незащищенности, в которой оказалось большинство пожилых людей (невысокие пенсии, неприспособленность к новым экономическим реалиями т. д. Процессу общения могут мешать бытующие мифы о стариках мол, с возрастом всех ждет потеря памяти, они страдают от одиночества и т. д
    Конечно, процессы старения влияют на человеческую активность, связанную с ухудшением состояния здоровья. Но подобные проблемы возникают и у людей помоложе. Лучше взглянуть на собеседника под таким углом зрения старики – это воспоминания,
    истории из прошлого, жизненный опыт и мудрость.
    Интервьюируя людей старшего возраста, стоит учесть и некоторые особенности коммуникативного поведения. Пожилые люди неторопливы, могут быть и скрытными, неразговорчивыми, им свойственны осторожность, осмотрительность. Кроме того, взгляды пожилых людей могут не совпадать со взглядами журналиста,
    что может затруднить беседу.
    Вот советы опытных интервьюеров, как беседовать с пожилыми Не следует ограничивать беседу во времени Не проявлять нетерпения, быть готовым к тому, чтобы выслушать длинные сентенции и поучения Увеличить время для разминки, пустить вход прием ненавязчивого, мягкого зондирования Проявить терпимость и не вступать в спор – это минимальные условия того, чтобы разговор состоялся Упростить вопросы, не демонстрируя при этом свое снисхождение Одеться построже, не использовать яркой косметики, входить в комнату неспешно и со спокойным выражением лица, как хороший знакомый
    9
    Д е т и. Психика их менее устойчива, чему взрослых. Поэтому, решаясь на интервью с ребенком, надо тщательно взвесить все
    «за» и против. Не подвергать его испытанию публичностью, даже если это нанесет ущерб полноте собранного материала. Но все же,
    если интервью с ребенком состоится, оно никогда не должно причинять ему страданий и переживаний, делать его предметом насмешек и уж тем более не эксплуатировать его высказывания в чьих- либо интересах. Именно поэтому среди журналистов существует неписаный запрет на интервью с детьми без согласования с роди См Лукина М Технология интервью. С. 148.

    49
    телями или администрацией детского учреждения, в котором они находятся (детский сад, школа, интернат, исправительное учреждение и т. п.).
    Заручиться согласием взрослых людей абсолютно необходимо вовремя съемок в детских учреждениях. Это может служить хоть какой-то гарантией защиты прав ребенка, при этом основным гарантом все же остается сам журналист. В этой ситуации врачебная заповедь Не навреди ему особенно пригодится.
    Л ю д и со со б е н нос т ям и психического и физического развития. К сожалению, зачастую при работе с такими людьми наблюдается несколько крайностей. Либо неучи- тывается специфика физиологических и психологических состояний этой группы населения, либо неполноценность, воспринимаемая как ущербность, вызывает у журналистов страх или, наоборот,
    гипертрофированное восхищение достигнутыми успехами. Последнее приводит к тому, что об инвалидах, которые ведут активную социальную жизнь – имеют семью и детей, работают, занимаются спортом, – нередко пишут как о героических персонах, совершающих невозможные для их состояния шаги.
    Стереотип «инвалида-героя» соседствует в наших СМИ со стереотипом увечного, ущербного калеки-попрошайки. Журналисты должны взять заправило видеть в инвалиде в первую очередь человека, а уж потом – его физические или психические особенности. В тоже время общение с такими людьми требует особого внимания и такта. Американские психологи даже разработали рекомендации для журналистов, как говорить с инвалидами Обращаться к инвалидам напрямую, даже если есть переводчик Говорить с инвалидами нормальным голосом если вас не поймут или не услышат, вам об этом дадут понять С умственно отсталыми людьми лучше беседовать медленно, негромко, простыми, понятными фразами. Однако такой язык вовсе не должен быть нарочито детским С инвалидом в коляске лучше говорить, сидя на стуле или на корточках, чтобы лицо было на уровне глаз вашего собеседника на колени вставать не следует – это может показаться ему унизительным При подаче информации стараться избегать стереотипов, излишней героизации не преувеличивать страдания и не возводить инвалида на пьедестал, когда речь идет о вполне посильных занятиях, например о вождении машины Деликатно использовать лексический ряд. По возможности стараться объяснять аудитории медицинские термины
    10
    Л ю див горе. Весьма непросто брать интервью у людей, которые потеряли близких друзей или родственников. Общественное мнение осуждает репортеров, которые с микрофоном в руках бесцеремонно выспрашивают горюющих «Расскажите,
    что вы почувствовали, когда узнали о гибели сына?».
    Журналистка Юлия Калинина с возмущением пишет о том,
    как репортеры пользуются этим приемом Вот упал самолет, люди погибли, много детей сразу, страшная трагедия. В человеческой массе образовалась черная дыра, ткань общей жизни порвалась,
    нас теперь стало меньше. Больно Больно. Ноне всем. Журналисты берутся за трагедию засучив рукава – так мясники подходят к разделке туши – и профессионально и быстро разбирают ее натре- буемые куски. Четыре вопроса, как в учебнике что, где, когда, почему Публике особенно интересно, что чувствуют родственники погибших. Вы родственники Что вы чувствуете И еще те, кто не попал в самолет – четверо счастливчиков, – что они чувствуют?
    Тоже очень интересно»
    11
    Надо учитывать тот факт, что родственники нередко хотят говорить об ушедших, разделить свою боль со всеми. По мнению психологов, это помогает им справиться с горем. Достаточно вспомнить, как выражали свое горе вовремя печальных событий родители Дмитрия Холодова, сдержанно, не избегая камеры. Показательным в этом плане является и фильм Григория Кричевского
    10
    См Killenberg G., Anderson R. Before the Story. Interviewing and Communi- cation Skills for Journalists. St. Martins Press, 1989. P. 148.
    11
    Калинина Ю. Пробел // Московский комсомолец. 2002. 6 июля
    Женщина русского лейтенанта, построенный на очень откровенных интервью с женой погибшего на подводной лодке «Курск»
    Дмитрия Колесникова.
    Предлагаем несколько советов, как журналистам следует вести себя, когда они сталкиваются с человеческим горем Журналист должен выразить соболезнования родным, при этом не демонстрировать слишком навязчиво свое сопереживание. В конце концов журналист – случайный человек на похоронах, ион на работе. Слова сочувствия Примите мои соболезнования, Сочувствую вашему горю – будут вполне адекватными вашему положению В ситуации горя помогают обращенные к родными близким личные, персонифицированные вопросы, например «Расскажите,
    как вы познакомились со своим супругом. При этом нужно помнить, что в горести любят вспоминать хорошее, а не грустное время Журналист должен быть готовым к тому, что могут быть слезы. Кстати, слезы сопровождают и наиболее радостные воспоминания, связанные с ушедшими близкими. Что и говорить, для телевидения это самая эффектная картинка Необходимо дать возможность горюющим выразить сполна свои чувства, даже если для этого нужна длинная пауза. Свои сопереживания можно сопровождать словами Я понимаю, Мне очень жаль и т. п. Однако не следует эксплуатировать горе, долго показывая крупным планом лица и слезы людей
    12
    Ж ер т вы насилия. Отдельно надо остановиться на особенностях интервью с жертвами насилия. Люди эти часто ощущают себя брошенными, ненужными обществу, чему нередко способствуют журналисты, которые задают вопросы в основном о преступлении, о действиях правоохранительных органов, но отнюдь не о самой жертве. Задавая вопрос, журналист должен учитывать,
    что чувствует жертва преступления, и быть исключительно деликатным в своих расспросах.
    Надо различать характер преступлений (ограбление, избиение, изнасилование, от которых жертвы могут испытывать самые См Лукина М Технология интервью. С. 152.
    разные чувства. Например, мужчина, подвергшийся нападению,
    может испытывать чувство вины, что не оказал должного сопротивления, поэтому надо быть особенно осторожными с вопросом о том, как он защищался. Психологи, правда, утверждают, что разговор о произошедшем с посторонним человеком может помочь жертве выйти из состояния депрессии, как бы освободить его от груза воспоминаний. Однако журналист нив коем случае не должен брать на себя роль психотерапевта и решать за него, как вести себя с потерпевшим. Беседуя с жертвами преступлений, журналист всегда окажется перед дилеммой, помогут его вопросы или, наоборот, навредят.
    П ре ступни к и. Интервью с людьми, признанными виновными в совершении преступления, по закону не возбраняется.
    Однако журналистами редакторам стоит помнить, что информация
    «на выходе должна защищать общественные интересы. Что это значит?
    Во-первых, преступникам не следует позволять выставлять в положительном свете свои поступки и противозаконные действия.
    Во-вторых, в интервью не может быть и намека на то, каким образом преступление совершалось, те. нельзя пропагандировать способы совершения преступлений.
    В-третьих, нельзя интервьюируемому позволять давать советы, как можно избежать наказания.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта