Главная страница
Навигация по странице:

  • Религиозный

  • КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • Организация туристской деятельности. Экзаменационные билеты по курсу Организация международной туристской и гостиничной деятельности (1е изд. 1999 г.). Для студентов и преподавателей вузов, работников туристских фирм и гостиниц


    Скачать 2.99 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные билеты по курсу Организация международной туристской и гостиничной деятельности (1е изд. 1999 г.). Для студентов и преподавателей вузов, работников туристских фирм и гостиниц
    АнкорОрганизация туристской деятельности.doc
    Дата18.01.2018
    Размер2.99 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОрганизация туристской деятельности.doc
    ТипЭкзаменационные билеты
    #14439
    страница19 из 59
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   59

    ГЛАВА 13

    Религиозный и паломнический туризм



    Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры  это туристские объекты, которые пользуются все возрастающим спросом. Памятники религии, истории и культуры представляют существенную мотивировку посещения того или иного региона или города. Во Франции около 60% памятников, находящихся под охраной государства, являются и туристскими религиозными объектами. Развитие общего интереса к религиозному туризму не обошло и Россию. Наблюдается процесс становления туристских фирм по организации религиозных и паломнических туров, а также некоторых паломнических служб, организованных при монастырях, церквях и других религиозных организациях. Только за последние тричетыре года в России значительно увеличилось количество туристов, совершающих паломничество к святыням России, а также направляющихся за границу с религиозно-познавательными целями. Основные маршруты таких поездок пролегли в Израиль, Италию, Грецию, Кипр, Турцию, Египет, Саудовскую Аравию. Наибольшее распространение в нашей стране получили такие религиозные направления, как христианство (православие и католицизм), ислам и иудаизм.

    Религиозный туризм имеет три формы: паломничество, экскурсионные туры по религиозной тематике и специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты.

    Паломничество для христиан  посещение религиозных святынь с целью молитвенного общения, труда и сбора пожертвований на восстановление и развитие монастыря или храма. На Руси это называлось богомольем, а паломничеством считали поездки на Святую Землю для поклонения Гробу Господню, которые организовывало Российско-Палестинское общество. По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее 10 дней и чаще всего приходится на религиозные праздники.

    Экскурсионные туры по религиозной тематике проходят, как правило, за один день и представляют интерес не только для взрослых туристов, но и для детей. Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря.

    При Московской Патриархии организована паломническая служба, ведающая вопросами паломничества в Святую Землю.

    Для католиков Святая Земля  Израиль, католические святыни расположены также в Италии, Ватикане, Франции, Португалии и других странах Западной Европы. Святые места для посещений иуцаизма сосредоточены в Израиле, Румынии, Чехии, Германии, Испании и на Украине.

    Для последователей ислама  суннитов священными городами считаются Мекка и Медина в Саудовской Аравии. Местом паломничества шиитов являются в первую очередь города Эн-Наджарф и Кербела в Ираке. Основные святыни буддистов расположены в Индии, Китае и на Тибете. Российский регион буддизма определяется дацаном, расположенным около Улан-Удэ (Бурятия).

    Одним из наиболее важных факторов совершения религиозных путешествий являются временные интервалы, в течение которых отмечаются религиозные и государственные праздники. Анализ временных интервалов с точки зрения менеджмента туристской фирмы необходим для всесторонней подготовки к организации религиозных туров.

    Некоторые сведения о государственных праздниках по странам, принимающим основные потоки паломников, и месяцам посещения представлены в табл. 13.1.

    Подробный анализ времени проведения государственных праздников на основных паломнических направлениях показал, что наибольшее количество из них имеют государственные праздники в декабре, январе и апреле месяцах.

    В туристском бизнесе весна считается межсезоньем, в религиозном же туризме она  высокий сезон. В этот промежуток времени жители некоторых стран становятся потенциальными туристами из-за большого количества нерабочих и праздничных дней. Считается, что одними из наиболее удобных месяцев для проведения религиозных путешествий являются декабрь и январь. Одним из важных факторов уменьшения влияния сезонности и увеличения потока паломников считаются религиозные праздники. В некоторые из них паломничество обязательно или приветствуется, в другие этому не придается особого значения.

    Время проведения и названия православных, католических, мусульманских и иудейских религиозных праздников, по данным Дороган О. Ф., представлены в табл. 13.213.5.

    ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ. Во главе праздничного круга православной церкви  Пасха, наиболее почитаемый общехристианский праздник. Затем идут так называемые двунадесятые праздники  двенадцать главных празднеств. Из них три переходящих, выпадающих каждый год на разные числа в зависимости от того, когда празднуется Пасха (не имеющая твердой даты), и выделенных в табл. 13.2 курсивом.

    КАТОЛИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ. Католическая церковь также имеет свои отличительные особенности, что нашло свое подтверждение в церковном календаре. Начало церковного года приходится на начало рождественского поста, т. е. на 29 ноября. Как и в других календарях, в католическом церковном календаре существуют праздники в строго установленные дни и праздники, дни празднования которых изменяются из года в год (табл. 13.3).

    МУСУЛЬМАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ. Ислам  одна из самых молодых религий. По мусульманскому календарю в конце апреля 1998 г. наступил 1419 г. В мусульманских странах летоисчисление ведется по лунному календарю, что приводит к несовпадению с ныне действующим официальным календарем, принятым во всем мире. Лунный календарь состоит из 12 месяцев. Одни лунные месяцы могут иметь 29 дней, другие  30. Таким образом, лунный год состоит из 354 дней, что на 11 дней короче солнечного. Именно этим объясняется сдвиг мусульманского лунного года по отношению к астрономическому. В табл. 13.4 приведены даты мусульманских праздников на 1998 г.

    Т а б л и ц а 13.1


    Название страны

    Месяц посещения, число



    январь

    фев-раль

    март

    апрель

    май

    июнь

    июль

    август

    сен-

    тябрь

    ок-

    тябрь

    но-

    ябрь

    де-

    кабрь

    Греция

    01

    06



    25

    17

    19

    01

    08



    18



    28



    25

    26

    Израиль



    11

    12

    1118 23

    29

    30

    14

    24

    31

    01



    02



    02

    03

    11

    1623 24



    2431

    Италия

    01

    06





    12

    13

    25

    01

    31





    15





    01

    08

    25

    26

    Кипр

    01



    02

    01

    1720

    01










    01




    2326

    Россия

    01

    06

    07



    08



    01

    02

    09

    12









    07

    12

    Саудовская

    Аравия

    01

    02





    0212















    28

    29

    30

    Турция

    01

    29

    30

    31



    1017



    19

    23





    30





    29












    Во время таких праздников, как Стояние у горы Арафат и Праздник жертвоприношения, каждый мусульманин должен совершить «Хадж» (паломничество в Мекку к храму Аллаха) как минимум один раз в жизни. Мусульмане могут посещать эти места в любое другое время года, но такое паломничество будет называться «Умра».
    Т а б л и ц а 13.2*


    Старый стиль

    Официальный календарь

    Название праздника

    25 декабря

    7 января

    Рождество Христово

    6 января

    19 января

    Богоявление, Крещение Господне

    2 февраля

    15 февраля

    Сретение Господне

    25 марта

    7 апреля

    Благовещение Пресвятой Богородицы

    30 марта

    12 апреля

    Вход Господень в Иерусалим

    6 апреля

    19 апреля

    Светлое Воскресение Христово, Пасха

    15 мая

    28 мая

    Вознесение Господне

    25 мая

    7 июня

    День Святой Троицы, Пятидесятница

    6 августа

    19 августа

    Преображение Господне

    15 августа

    28 августа

    Успение Пресвятой Богородицы

    8 сентября

    21 сентября

    Рождество Пресвятой Богородицы

    14 сентября

    27 сентября

    Воздвижение Креста Господня

    21 ноября

    4 декабря

    Введение во храм Пресвятой





    Богородицы

    ____________

    *По материалам Московской Патриархии, 1998 г.
    Т а б л и ц а 13.3*


    Дата по официальному календарю

    Название праздника

    25 декабря

    Рождество

    6 января

    Праздник Богоявления

    11 января

    Крещение Иисуса

    2 февраля

    Сретение Господне

    12 апреля

    Пасха

    1219 апреля

    Воскресение Христа

    21 мая

    Вознесение Иисуса на небо

    29 мая

    Сошествие Святого Духа.



    Пятидесятница

    7 июня

    Праздник Святой Троицы

    11 июня

    Праздник тела и крови Христовой

    19 июня

    Праздник сердца Иисуса

    22 ноября

    Праздник Христа Царя

    ____________

    * По материалам Католического костела Святого Людовика, 1998 г.


    Т а б л и ц а 13.4*


    Мусульманский календарь

    Официальный календарь

    Название праздника

    Русский перевод

    названия праздника

    2627 рамадан

    2425 января

    Лейлят алькадр

    Ночь могущества

    1 шавваля

    29 января

    Айдаль-фитр

    Праздник окончания поста







    9 зуль-хиджжы

    6 апреля

    Йаум Арафа

    Стояние у горы Арафат

    10 зуль-хиджжы

    7 апреля

    Аид аль-адха

    Праздник жертвоприношения







    1 мухаррама

    27 апреля

    Навруз

    Начало нового 1419

    мусульманского года

    по хиджре













    10 мухаррама

    6 мая

    Ашура

    Десятый день нового года

    1112 раби

    аль-авваля

    56 июля

    Мавлид аннаби

    Ночь рождения Пророка

    Мухаммеда

    12 раджаба

    2223 октября

    Ночь Рагаиб

    День бракосочетания

    родителей Пророка

    Мухаммеда







    2627 раджаба

    1617 ноября

    Миърадж

    Ночь вознесения Пророка

    Мухаммада к Аллаху

    1415 шаабана

    34 декабря

    Бараат

    Ночь очищения

    1 рамадана

    20 декабря



    Начало священного поста

    ______________

    * По материалам Мусульманского религиозного общества, 1998 г.
    ИУДЕЙСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ. Особенность иудейских праздников состоит в том, что они отмечаются по лунному календарю; и поэтому в каждом году они приходятся на разные дни солнечного календаря. Как уже отмечалось, лунный год короче солнечного примерно на 11 дней.

    Для того чтобы еврейские праздники всегда приходились на одни и те же сезоны, в составе древнееврейского календаря лежит сочетание солнечного и лунного календарей. Раз в два или три года добавляют еще один месяц, и такой год становится високосным. Годы древнееврейского календаря образуют 19-летние циклы, и 7 лет из 19  високосные. Время проведения и названия иудейских религиозных праздников приведены в табл. 13.5.

    В иудаизме паломничество не является обязательным обрядом, за исключением немногочисленного по своему составу религиозного направления брацлавских хасидов. Однако мест, почитаемых у религиозных евреев, достаточно много. Основные из них расположены в Западной Европе, на Украине, в Белоруссии, Литве и Латвии. Но самым почитаемым и наиболее посещаемым местом является Святая Земля Израиля. В Иерусалиме популярны среди паломников Западная стена Храма (Стена Плача), Синагога Рамбана, Синагога Иуды ха Хасида, в Хевроне  могила Патриархов, в Тверии  могила Моисея Маймонида и могила Раби Менр, в городе Цфат  могила Аризаль, могила Есев Каре, а также гробница Рахели. В традициях иудаизма паломничество не связывается с какими-либо конкретными датами.
    Т а б л и ц а 13.5*


    Древнееврейский календарь

    Официальный календарь

    Название праздника

    Русский перевод

    названия праздника

    1522 нисана

    1118 апреля

    Песах

    Праздник в память

    исхода евреев из Египта

    14 адара

    12 марта

    Пурим



    67 сивон

    31 мая 1 июня

    Шавуот

    Праздник Божественного

    Откровения на горе Синай

    и дарования Торы

    12 тишрей

    2122 сентября

    Рош-Ашана

    Религиозный Новый год

    10 тишрей

    30 сентября

    Йом-Кипур

    Пост. День покаяния и

    отпущения грехов







    1521 тишрей

    511 октября

    Суккот

    Праздник в память того,

    что в кущах Бог поселил

    евреев после выхода из

    Египта







    22 тишрей

    12 октября

    Шмини-Ацерес



    23 тишрей

    13 октября

    Симхат-Тора

    Последний день новогодних

    праздников







    25 кислев 

    2 тевет

    1421 декабря

    Ханука

    Праздник освящения Алтаря

    __________________

    * По материалам Совета еврейских религиозных общин, 1998 г.
    Напротив, в праздничные дни иудеи стремятся не покидать места своего постоянного проживания, а паломничество совершать во время, которое не приходится на праздники и посты.

    Из анализа таблиц следует, что наиболее насыщенными месяцами по количеству религиозных праздников являются:

    январь: православие, католицизм, ислам;

    апрель: православие, католицизм, ислам, иудаизм;

    май: православие, католицизм, ислам, иудаизм;

    июнь: православие, католицизм и иудаизм;

    декабрь: православие, католицизм, ислам, иудаизм.

    Совпадения религиозных праздников и высокого сезона в туризме создают дополнительные трудности в организации религиозного туризма как для направляющей, так и принимающей стороны.

    В последнее время отмечается повышенный интерес к религиозному туризму и паломничеству. Как следствие этого, увеличивается количество предложений по организации подобного рода поездок.

    Организацией паломнических туров могут заниматься туристские фирмы, специализирующиеся на индивидуальном и групповом туризме соответствующих направлений. Святые места буддизма и синтоизма ввиду небольшого распространения этих религий в нашей стране пользуются ограниченным спросом на рынке паломнического туризма. Буддийские святыни вызывают интерес среди членов организаций, занимающихся восточными единоборствами, но из-за своей малочисленности подобные поездки не учитывались в статистических данных.

    Согласно данным статистики за 1997 г., полученным от представителей основных религиозных конфессий, а также данным периодической печати и московских туристских фирм соотношение паломников (человек) по религиям и по основным направлениям (странам) представлено в табл. 13.6.
    Таблица 13.6


    Страна
    Религия

    Россия

    Израиль

    Италия

    Турция

    Греция

    Саудовская Аравия

    Другие страны

    Православие

    5200

    1700

    250

    900

    1800



    200

    Католицизм



    1000

    800







    250

    Иудаизм



    1300









    200

    Ислам



    500







    750

    250


    В табл. 13.7 дается средняя стоимость паломнических туров по религиям на 1997 г.
    Т а б л и ц а 13.7


    Религия

    Минимальная стоимость, долл.

    Максимальная стоимость, долл.

    Средняя стоимость, долл.

    Православие

    550

    995

    772

    Католицизм

    665

    995

    830

    Иудаизм

    800

    1400

    1100

    Ислам

    700

    1500

    1100

    Буддизм

    1450

    1530

    1490

    Синтоизм

    2000

    4000

    3000

    Итоговая средняя стоимость тура в

    религиозном туризме и

    паломничестве

    833

    1284

    1058,4

    Примерное соотношение численности основных религиозных конфессий в Москве представлено в табл. 13.8.
    Т а б л и ц а 13.8


    Конфессия

    Численность,

    тыс. чел.

    Процентное отношение

    Православие

    1200

    80,0

    Иудаизм

    150

    10,0

    Ислам

    105

    7,0

    Католицизм

    45

    3,0


    Результаты статистических исследований показывают, что в действительности религиозную поездку один раз в год совершает лишь около 1% от общего количества верующих, проживающих в Москве. На рынке паломнического туризма (по материалам ежегодника «Религии мира» за 19921996 гг.) страны, традиционно считающиеся центрами паломничества, располагаются в следующем порядке: Россия (35%), Израиль (30%), Греция (12%), Италия (7%), Турция (6%), Саудовская Аравия (5%).

    Для российских паломников лидерами среди центров паломничества являются Россия и Израиль.

    Среди законодательных актов регионального уровня необходимо выделить распоряжение мэра Москвы «О развитии религиозного туризма» от 16 января 1997 г. № 34-РМ, которым утверждена концепция развития религиозного туризма.

    Для снижения стоимости религиозного путешествия фондом «Русский путешественник» и страховым обществом «Жива» разработана система накопительного страхования. Результаты анализа количественного состава потенциальных потребителей услуг религиозного туризма и паломничества показывают, что этот турпродукт пользуется спросом и имеет большие перспективы.


    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    1. Назовите три формы религиозного туризма.

    2. Дайте определение паломничеству.

    3. Назовите основные направления (страны) религиозного туризма.

    4. Дайте определение основных религиозных конфессий.

    5. Назовите время проведения религиозных праздников основных

    конфессий.

    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   59


    написать администратору сайта