Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальное и культурно-историческое.

  • Экзаменационные вопросы по философии). Экзаменационные вопросы Философские вопросы естествознания


    Скачать 2.2 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы Философские вопросы естествознания
    Дата23.03.2023
    Размер2.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭкзаменационные вопросы по философии).pdf
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #1010942
    страница14 из 22
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   22
    32.
    Пространство и время в естествознании и гуманитарной науке
    (Философия науки. История и методология естественных наук, раздел 1, пар 1.8)
    Пространство и время в естествознании
    Пространство и время - фундаментальные категории современного естествознания. Физические, биологические, географические и другие величины непосредственно или опосредованно связаны с пространственно-временными характеристиками объектов.
    Для первобытных людей: мир – нечто маленькое и кратковременное, ограничивающееся видимыми очертаниями объектов (горы, моря). Место обитания племени – благотворное пространство, все что за пределами племени – внешнее пространство, наделенное отрицательными качествами. Далее шло разветвление межплеменных связей –> появление представлений о множественности оазисов упорядоченного бытия. Появляется многоуровневый характер мифологического мира – верхний уровень (мир предков), средний (людей), нижний (мертвых).
    Объединяются уровни с помощью «мирового древа (креста, и т. д.).
    Восприятие времени – каждому уровню мира присущи свои признаки времени (ритм, длительность и т.д.). Ориентация на прошлое. Время не отделялось от пространства.
    Античность: мир уже не такой маленький. Время – река времени (прошлое – настоящее – будущее). Появилось множество представлений. Элейская школа – отрицание существования пустого пространства. Демокрит – пустота существует. Евклид – математическая форма бытия.
    Зарождаются геометрические представления о Земле и Солнце. Геоцентрическая система мира
    Птолемея (Земля – центр вселенной)
    Средние века: усложнение представлений о мире (из-за ВГО). Земля – шар. Гелиоцентрическая система мира Коперника (Солнце – центр; пространство безгранично)->Дж. Бруно – вселенная бесконечна. Галилей – принцип относительности, Декарт – все явление природы объясняются взаимодействием элементарных частиц (идея близкодействия). Ньютон – закон тяготения
    =>вселенная бесконечна, существуют 2 типа пространства и времени – абсолютное и относительное. Лейбниц – существуют только относительное пространство и время. Однако эта теория не была принята, и до 19 века считалось, что пространство и время – величины абсолютные, а все вокруг заполнено невидимым веществом эфиром (классическая механика). Но теория относительности Эйнштейна разрушила эти постулаты. В классической теории – если все материальные вещи исчезнут, пространство и время останутся; в теории относительности – они тоже исчезнут.

    70
    Пространство и время в различных отраслях естествознания: в современной науке используются такие понятия, как физическое, геологическое, географическое, биологическое, психологическое, социальное пространство и время. Например, психологическое время. Связано с восприятием (в детстве медленно, в юности – быстрее, в старости – очень быстро)
    В отличие от физического (и биологического) времени, социальное протекает неравномерно, поскольку подлежит человеческой рефлексии.
    Социальное время — это продолжительность существования определенных общностей людей, общественных явлений, отдельных личностей, а также социальных процессов.
    В исторической науке широко известно мнение, что длительность времени воспринимается людьми на разных этапах общественного развития по-разному. Так, первобытный человек практически не осознает хода времени, поскольку пребывает в вечном и неизменном мире, не имеющем начала и конца. О такой особенности вневременного восприятия жизни повествуют мифы, рассказывающие, по мнению Мирчи Элиаде, доисторические события. Человек ощущает на себе вечность в ритуале, когда при помощи заклинаний, молитв, плясок оживляет миф. Даже события рождения и смерти такой человек воспринимает как переходные состояния, не имеющие как таковые начала и конца.
    В античном мире человек впервые осмысливает длительность социального бытия, обозначенного вехами правления господствующих династий, или промежутками от одной Олимпиады к другой.
    Только с возникновением христианства человек впервые начинает осознавать включенность собственной жизни — малой истории — в жизнь земную, заканчивающуюся великим сакральным событием последнего суда. В эпоху Средневековья социальное время осознается в своей направленности от создания мира к его очищению и затем к вечности.
    Собственно темп социального времени ощущается лишь с XVII—XVIII вв., когда проявляются первые ростки научно-технического прогресса. К концу XIX в. человек уже ощущает стирание границ индивидуального и социального времени, поскольку полностью включается в процесс общественного развития.
    Наконец, XX в. — век научно-технической революции — принес вместе с открытием космоса, новейшими средствами передвижения, электронной коммуникацией невиданный ранее слом старых стереотипов длительности времени, которое сжалось в точку, превратилось в момент.
    Таким образом, неравномерность социального времени проистекает из особенностей осознания его человеком, т. е. подчиняется действию субъективных факторов.
    Кроме того, социальное время обладает сложной структурой, в которую включается время индивидуального бытия конкретных людей, социальных коллективов, отдельных сообществ, наций, государств, всего человечества. Время и темп жизни каждого из них весьма отличны, имеют свою специфику. Если темпоральная структура общества вбирает в себя временную размерность бытия всех его индивидуальных представителей, то его историческое лицо определяется преобладанием или доминированием той или иной темпоральной массы. Иными словами, современность общества не является автоматически и современность каждого отдельного человека, в нем живущего.
    Люди, или индивиды, живут в разных временах и в современном обществе. Просто в этом обществе есть некая критическая масса «современников», от которых и зависит, какая вообще-то эпоха на дворе. Нынешняя история мира представляет собой развернутую в пространстве (на поверхности земного шара) чуть ли не всю историю человечества от первобытнообщинного строя
    (австралийские аборигены, например) до постиндустриальной цивилизации (развитые страны
    Запада и Востока). Опираясь на расчеты Элвина Тоффлера, можно представить себе такую картину.

    1. 70 % населения Земли живет в прошлом (разном прошлом) .

    2. 25 % — в настоящем (в современности).

    3. 3 % — в будущем.

    4. Ну а остальные просто маргиналы — они выпадают из всякого времени.
    Так что ситуация наша — не классическое «распалась связь времен», а скопление, нагромождение разных времен и очень сложная диалектика их взаимосвязи. На узко профессиональном языке это

    71 звучит как симультантность, или одновременность, разновременного. Можно ставить вопрос и о своеобразной социально-исторической стратификации человечества. Есть здесь свои низшие, средние и высшие — но не классы, а общества.
    Конечно, чистых в своей самостоятельности времен уже давно нет. Тем более их нет в наше время, когда мир становится поистине глобальным, взаимозависимым, единым. В этот процесс, так или иначе, втянуты все страны и народы, а значит, и все социально-исторические времена.
    Тем не менее, современность в прямом и полном смысле этого слова атрибутивна только постиндустриальной цивилизации, информационному обществу. Современность в форме глобализации расползается по всему миру, анклавно устраиваясь в любой, даже самой экзотической культурной среде. При этом различия — в виде самобытных исторических времен, а также национально-культурных, конфессиональных и т. п. особенностей — не подавляются, а наоборот, признаются и поощряются.
    Итак, в социально-гуманитарном знании время как феномен имеет ряд существенных отличий от времени как явления физического, поскольку преломляется через сознание человека, обнаруживая в субъективном плане неравномерность длительности событий.
    Важной проблемой социально-гуманитарных наук является изучение временных и пространственных аспектов бытия социальных явлений и человека (или их хронотопа, т. е. пространственно-временного единства существования социальных явлений и человека).
    Свойства и течение времени зависит от форм жизнедеятельности людей и характеризуется своими ритмами, цикличностью, темпами протекания. Время зависит также от самого отношения людей ко времени.
    В истории общества образы времени менялись, так образ обратимого времени (все возвращается на круги свои) сменился на образ необратимого, линейного времени (время течет от прошлого к настоящему и от него к будущему).
    Время классифицируется по разным основаниям на следующие виды.

    1. Объективное и субъективное. Объективное — это время как атрибут существования и развития социальной реальности. Субъективное — это время как воспринимаемое и переживаемое конкретным человеком.

    2. Социальное и культурно-историческое. Социальное — это время существования общественных явлений. Культурно-историческое — это время существования материальных и духовных ценностей определенного общества.

    3. Рабочее и свободное. Рабочее — это время трудовой деятельности людей в материальном производстве. Свободное время, или досуг — это время личностного развития и отдыха человека вне производства.
    Общество может проводить по отношению ко времени определенные действия:

    • синхронизировать процессы посредством введения временных поясов, летнего и зимнего времени и т. д.;

    • рассогласовывать процессы посредством обеспечения более быстрого развития одних областей общества;

    • сокращать или увеличивать рабочее и свободное время.
    Для понимания многих процессов в обществе необходимо изучить повторяющиеся циклы в его развитии (например, «длинные волны Кондратьева», которые обозначают 50-летние циклы научно-технического прогресса).
    В современном обществе отношение ко времени сложилось следующим образом.

    1. Время — это универсальная ценность (время — деньги).

    2. Темпы развития общества постоянно возрастают (каждое новое общественное явление существует более короткое время, чем предыдущее).

    3. Оптимальное развитие общества определяется рациональным соотношением рабочего и свободного времени.

    4. Будущее для общества становится все более важным, чем было раньше (общество все более зависит от хороших прогнозов).

    72
    33.
    Естественнонаучная и гуманитарная культура
    Наука является важнейшим элементом духовной культуры людей. Традиционно принято разделять всю имеющуюся научную информацию на два больших раздела — на естественно- научную, в которой объединяют знания об окружающей природе, и на гуманитарную (от лат. humanitas — человеческая природа), в которую включают знания о человеке, обществе и духовной жизни людей. Для естественных наук предметом исследования являются объекты, вещи природы, в сфере гуманитарных наук предметом исследований являются события, субъекты.
    Различия между естественно-научными и гуманитарными знаниями заключаются в том, что естественно-научные знания основаны на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, которую познает человек-субъект), а гуманитарные имеют отношение прежде всего к самому субъекту. В природе действуют объективные, стихийные и независимые от человека процессы, а в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций.
    Методы исследований в естествознании исторически сформировались раньше, чем в гуманитарных науках. В истории научных познаний неоднократно делались попытки перенести естественно- научные методы целиком и полностью, без учета соответствующей специфики, в гуманитарные науки. Такие попытки не могли не встретить сопротивления и критики со стороны гуманитариев, изучавших явления социальной жизни и духовной культуры. Зачастую такое сопротивление сопровождалось полным отрицанием естественно-научных методов познания для исследования социально-культурных и гуманитарных процессов.
    Возникновение новых общенаучных и междисциплинарных направлений исследования, значительное влияние научно-технической революции способствовали в современной науке снятию былой конфронтации между естествоиспытателями и гуманитариями и использованию методов естествознания гуманитариями и наоборот. В настоящее время зачастую социологи, юристы, педагоги и другие специалисты-гуманитарии применяют такие междисциплинарные методы, как системный подход, идеи и методы кибернетики, теории информации, математического моделирования, теории самоорганизации и другие методы в своих исследованиях.
    Таким образом, изучение основных концепций современного естествознания студентами гуманитарных и социально-экономических специальностей представляется необходимым как для применения естественнонаучных методов в своей деятельности гуманитариями, так и для того, чтобы иметь четкое представление о научной картине мира, выработанное современным естествознанием.программы. В результате последняя предстаёт не как изолированная теория, а как целая серия модифицирующихся теорий, в основе которых лежат единые исходные принципы.
    Важно отметить, что последовательная смена моделей мотивируется не аномальными наблюдаемыми фактами, а теоретическими и математическими затруднениями программы.
    Именно их разрешение и составляет суть «позитивной эвристики» Лакатоса. Благодаря ей ученые, работающие внутри какой-либо исследовательской программы, могут долгое время игнорировать критику и противоречащие факты. Они вправе ожидать, что решение конструктивных задач, определяемых «позитивной эвристикой», приведет в конечном счёте к объяснению непонятных или аномальных фактов. Это придаёт устойчивость развитию науки.
    Вытеснение одной программы другой представляет собой научную революцию. Получается, что главным источником развития науки выступает конкуренция исследовательских программ, каждая из которых имеет внутреннюю стратегию развития. Этот «двойной счёт» развития науки и обусловливает картину непрерывного роста научного знания.
    Среди множества концепций модели Т. Куна и И. Лакатоса считаются самыми влиятельными реконструкциями логики развития науки во второй половине ХХ века. Заметное место в методологии науки занимает также концепция «методологического анархизма» П.Фейерабенда.
    Он уравнивает науку, религию и магию, утверждая, что наука не является единственно возможным способом решения проблем и не может заменить другие течения. Он рассматривает науку как одну из идеологий среди многих других видов идеологии и полагает, что она должна быть отделена от государства точно так же, как от государства отделена религия. Что же касается собственно идей
    «методологического анархизма», то здесь кредо Фейерабенда таково: недопустимо, чтобы один

    73 метод был объявлен единственно верным и универсальным, не существует универсальных стандартов рациональности.
    34.
    Пространство и время в различных естественных науках
    Пространство и время являются основополагающими категориями в естествознании. Они фундаментальны для таких дисциплин как физика, химия, биология, география другие величины, так или иначе, связанные с ними. На протяжении всей истории человечества учёные спорят над определениями этих понятий. В каждую эпоху пространство и время понимались в соответствии с господствующей картиной мира.
    На заре человечества мир в представлениях людей был мал и краток, он ограничивался видимыми горизонтами, а время делилось на смену дня и ночи. Кроме того, даже обитаемая территория по своему составу не была везде одинаковой, некие места были священными и туда запрещалось ходить, в других обитали дикие животные, и они являлись опасными, в других было сложно выжить. Ситуация изменилась, когда люди начали расселяться по планете и обнаружили, что у них есть соседи и что территории соседних племён также могут быть безопасными и нет.
    Похожая ситуация складывалась и со временем. Происходили исторические события, сменялись цари, короли, правители, вожди, возникла необходимость документировать события, так появилась на временной шкале помимо мифов, преданий и категория исторического прошлого.
    Категория времени усложнялась.
    Как известно естествознание включает в себя ряд естественных и социальных дисциплин, которые в свою очередь также оперируют понятиями пространства и времени. Существует, например, такая категория как биологическое время, сюда относятся цикадные ритмы, то есть интенсивность различных биологических процессов, связанных со сменой дня и ночи. Сюда можно отнести смену времён года, приливы и отливы, все процессы, которые, так или иначе, влияют на жизнь живых организмов. Существует такое понятие как биологически часы, которые указывают животным, когда ложиться в спячку, делать запасы, размножаться и т.д., то же самое касается и человека.
    Исключением является тот факт, что ввиду активного развития цивилизации люди нарушили свои биологические ритмы, например, искусственное освещение, влияет на восприятие светлого и тёмного времени суток, нарушая работу всего организма в целом.
    Что касается пространства, то в психологии есть такое понятие как психологическое пространство, то есть та личная зона комфорта, в которой человек чувствует себя в безопасности. У всех людей она разная, это объясняется той средой, в которой живёт человек, его окружением, уровнем жизни, местом проживания. Со временем психологическое пространство может изменяться, но в незначительной степени.
    35.
    Основные онтологические проблемы в развитии естествознания
    Онтологические проблемы группируются вокруг «бытийственных» вопросов: что и как существует
    (что представляет собой исследуемый объект)? Для выбора конкретных научных исследовательских стратегий важны два аспекта онтологической проблематики.
    Первый, собственно онтологический аспект определен вопросом о статусе самой реальности, в которой укоренен объект исследования: с чем исследователь имеет дело - с реальным физическим объектом, феноменом, идеальной конструкцией? Философия рассматривает разные уровни реальности. Объективная реальность существует независимо от наблюдателя, регистрируемого явления, регистрирующего прибора, мышления. Этот уровень реальности в истории естествознания соотносится с абстракцией физической реальности. Выявление объективного статуса существования исследуемого объекта придает ему статус реального физического объекта.
    Например, Солнце существует объективно как звезда, атом - как мельчайшая частица химического элемента, сохраняющая его свойства. В образовательной и научной практике этот философский аспект естествознания представлен выявлением физического смысла в операции определения понятия, которая далеко не проста. Построить определение не всегда удается. Так, в математике проблемным остается вопрос, что такое число, в физике - сила, поле. В последнем случае просто демонстрируется феномен (как сила/поле действует). Феноменологическая реальность -

    74 существование наблюдаемого или регистрируемого явления, причины которого могут быть скрытыми и неизвестными, а физический смысл не ясен, например солнечное затмение, циклон, регистрируемое отклонение характеристик. Статус феномена относят также к уникальному явлению, которое не повторяется и не укладывается ни в какую закономерность. 30 Идеальный уровень реальности - существование мысленных конструкций как самодостаточных и самостоятельных объектов - соотносится с абстрактными сущностями (например, в математике - число, множество).
    Абстракции (абстрактные объекты) - важный инструмент научного познания природы. В качестве примера можно привести такие понятия, как идеальный газ, абсолютно черное тело. Идеализация позволяет рассматривать виртуально разные статусы исследуемого объекта в зависимости от угла зрения. Абстрактный статус объектов в математических дисциплинах соотносится с математической реальностью. Новые философские проблемы в естествознании появляются с распространением представлений об информационной реальности, виртуальной реальности31.
    Субъективный статус, который подчеркивает зависимость исследуемого объекта от сознания наблюдателя, традиционно не рассматривается в области естествознания. Зависимость научных построений от группового сознания, научного сообщества, школы, исторического контекста эпохи, конвенции в той или иной научной дисциплине указывает на коммуникативную природу научного знания и научного обоснования. Второй, структурно-функциональный аспект существования объекта исследования связан с выяснением вопроса, что исследуется - структура, функция, свойство, отношение. Определение онтологического статуса объекта - важный момент осмысления исходных позиций и определения познавательной стратегии и исследовательской программы.
    Онтологический статус структура (или субстрат) может выступать в разных вариантах: как целое или система, как часть или элемент, как фундаментальная бесструктурная единица. Поиск такой единицы в истории естествознания остается актуальной познавательной стратегий до сих пор, определяя горизонт поиска в физике элементарных частиц. Заявлена эта исследовательская установка в античной натурфилософии проблемой первоначального элемента в строении мира
    (Милетская школа). Наиболее конструктивной естественнонаучной гипотезой оказался атом
    Демокрита - изначально неделимая единица бытия. В современной системе знания все сложное многообразие структурной Вселенной сводится к фундаментальным бесструктурным микрочастицам (в частности, к кваркам и лептонам).
    Статус свойства позволяет выделить качественные уровни исследуемого через анализ свойств: единичного (элемента, структуры); отношения (функциональные, информационные); целого, или системы (системные свойства, структурнофункциональные). Статус отношения указывает на взаимодействие, его виды (например, четыре вида фундаментальных физических взаимодействий, новые информационные взаимодействия) и принципы (например, принцип дальнодействия и близкодействия в физике, принцип обратной связи в кибернетике). Философская категория
    «отношение» выделяет функциональный аспект в существовании объекта, в котором принципиально важен характер системообразующих связей: тотальная связность (сеть); направленная связь (эволюция); соотносительная связь (синхронизм, коэволюция); информационная, семантическая связь. Функция в современной науке может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта (обратной связи, координации, отражения, управления, корреляции, цикла), что выражается в формировании представления о новом объекте науки - функциональной системе. Круг онтологических вопросов задает проблематику философии естествознания в конкретных дисциплинах. В области физики это проблема пространства и времени, проблема структурного строения и единства мира, природа фундаментальных взаимодействий, природа и статус физического закона, проблема существования и строения
    Вселенной. В области химии круг онтологических вопросов связан с системностью и сложностью химических объектов, существованием и самоорганизацией химических систем, в области биологии - с проблемой сущности и происхождения жизни, существованием и происхождением генетической информационной системы (генетического кода, ДНК, переходных структур), проблемой эволюции генетических систем и эволюции видов организмов, проблемой объяснения психики.

    75
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   22


    написать администратору сайта