Главная страница
Навигация по странице:

  • 41. Проблема истины в науке и естествознании Проблема истины в науке

  • Проблема истины в философии Истина – философская категория, которая используется для оценки результатов процесса познания. Многообразие подходов к пониманию истины

  • Виды истины

  • Догматизм и релятивизм

  • Экзаменационные вопросы по философии). Экзаменационные вопросы Философские вопросы естествознания


    Скачать 2.2 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы Философские вопросы естествознания
    Дата23.03.2023
    Размер2.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭкзаменационные вопросы по философии).pdf
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #1010942
    страница17 из 22
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22
    Принципы синергетики

    85
    Один из создателей синергетики Г. Хакен пишет: "Синергетика занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем самой различной природы, таких, как электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, механические элементы, фотоны, органы, животные и даже люди".
    Основной вопрос синергетики, по его мнению, "существуют ли общие принципы, управляющие возникновением самоорганизующихся структур и (или) функций" и Хакен дает утвердительный ответ.
    Синергетика ищет свой специфический язык. Закладывают его основы прежде всего принципы, общие для частнонаучных теорий, кроме того, принципы общенаучных теорий и, наконец, ведущие ценности («столпы веры») синергетического мировоззрения.
    Принципы частных (объектных) теорий, естественно, отличаются друг от друга вследствие различия предметных областей. Однако можно выделить ту часть принципов, которая едина для всех теорий и обозначить специфику теорий в области физики (и химии), биологии, социологии, психологии ...
    Согласно работе можно выделить следующие 4 принципа частных теорий синергетики:
    . Нелинейность означает несохранение аддитивности в процессе развития представляемых систем.
    Любое явление понимается как момент эволюции, как процесс движения по полю развития.
    . Неустойчивость означает несохранение "близости" состояний системы в процессе ее эволюции.
    . Открытость означает признание обмена системы веществом, энергией, информацией с окружающей средой и, следовательно, признание системы как состоящей из элементов, связанных структурой, так и включенности в качестве подсистемы, элемента в иное целое.
    . Подчинение означает, что функционирование и развитие системы определяются процессами в ее подсистеме ("сверхсистеме") при возникновении иерархии масштабов времени. Это принцип "самоупрощения" системы, т.е. сведения ее динамического описания к малому числу параметров порядка.
    К описанным 4 принципам добавляются принципы специфические для той или иной объектной области - неживых систем, живых организмов, человека. Так, для неживых (физических и химических) систем в той или иной форме вводится принцип нелокальности (дальнодействия, коррелированности на расстоянии), означающий такое взаимодействие между элементами системы, которое воспринимается как передача информации с бесконечной скоростью (о чем напоминают прежде всего квантовомеханические неравенства Дж. Белла . Для живых
    (биологических и приближающихся к ним технических) систем вводится принцип биополя, определяющий особое поле, объединяющее элементы в целое и направляющее развитие организма к предустановленным образцам (аттракторам). Понятие о биополе, синтезирующее физикализм и витализм, неоднократно вводилось под разными названиями, например, как морфогенетическое поле, постулированное в двадцатые годы российским биологом А.Г. Гурвичем.
    Для человека может быть введен принцип трансценденции (или самоактуализации). Он означает способность человека переступать границу между природным, опытным и внеприродным, выходить за рамки любого возможного опыта. Так, для К.Поппера самотрансцендентность означает нашу способность "постоянно превосходить себя, свои таланты, свою одаренность". Путем критики, обладающей творческим воображением, мы как бы поднимаем себя за волосы, из трясины нашего незнания . А.Г. Маслоу понимает трансценденцию как утрату самоосознания, как отклик на требования внешнего по отношению к нашему "Я", как принятие мира таким, каков он есть, как холистическое постижение космоса в целом, как достижение пределов человеческих возможностей. Сходные представления о специфике человеческой деятельности имеются у многих ученых - С. Грофа , Е. Янча и других.
    41. Проблема истины в науке и естествознании
    Проблема истины в науке
    По мере развития науки и ее обособления от философии, перед учеными и философами встала проблема переоценки и верификации с позиции истинности/ложности не только новых знаний, но и тех концепций и представлений, которые существовали в философии веками и укрепились в

    86 качестве догм и авторитетов. Об этой проблеме еще в шестнадцатом веке говорил Ф. Бэкон выделяя
    «призраки познания» - те ограничения, которые не позволяют человеку обладать истинным и объективным знанием, становятся препятствием на пути его получения. Среди них достойное место занимали именно авторитетные теории и концепции, которые тиражируются в университетах и трактатах из поколения в поколения.
    Однако первую наиболее крупную и радикальную попытку очищения науки и философии от всего ненаучного и неистинного предпринял О. Конт в рамках новой философии – позитивизма.
    Позитивистское понимание истины предполагало, что ее главным критерием выступает опыт или эмпирический факт. Истинным может признаваться лишь то знание, которое может быть подтверждено и перепроверено с помощью экспериментов, любое же знание, основанное на абстрактных размышлениях, субъективных наблюдениях и переживаниях, внутреннем опыте и т.д. представляет собой метафизику – спекуляцию от философии и должно быть удалено из науки.
    Идеи О. Конта об очищении науки и философии от метафизики нашли многочисленных последователей и хотя сам позитивизм принял форму религиозно-мистического учения, последователи его духа создали неопозитивизм в рамках которого продолжили борьбу за верификацию научного знания.
    Большое внимание проблемам истинности научного знания уделялось в рамках «Венского кружка» существовавшего в первой трети двадцатого века. Члены кружка разрабатывали различные способы проверки научного знания, привязанные главным образом к его логической и семантической структуры. Так, сторонники логического атомизма предлагали разложить каждое предложение научной теории на атомарные высказывания, которые в свою очередь должны были соответствовать атомарным эмпирическим фактам. Если же таковых фактов не оказывалось теория рассматривалась как метафизическая. Проблема данного способа была в том, что он сам не мог быть проверен с помощью своего же критерия.
    Проблема истины в философии
    Истина – философская категория, которая используется для оценки результатов процесса познания.
    Многообразие подходов к пониманию истины
    Проблема истины возникла в философии одновременно с первыми онтологическими и гносеологическими концепциями. Если в рамках мифо-религиозного мировоззрения вопрос истинности представлений как таковой не ставился, в силу их высокого авторитета и традиционности, то в рамках философских теорий, когда образ мира конструировался на основании абстрактных размышлений философов о его сущности, которые у различных мыслителей закономерным образом не сходились, возник вопрос о степени истинности этих представлений, их права на отражение реальности.
    Одним из первых наиболее полно и обстоятельно вопросы истины рассмотрел Аристотель, дав ее классическое определение: истина – это соответствие теории реальности.
    Аристотелевское понимание истины оставалось доминирующим на протяжении многих веков, оно используется и в настоящее время, однако признать его конечным и исчерпывающим не представляется возможным. Во-первых, определение вызывает соответствующий вопрос о том, что есть реальность. И если научно-материалистическое понимание мира определяет реальность как многообразие форм бытия движущейся материи, что предполагает существование объективных способов ее изучения, то объективно и субъективно идеалистические концепции, дополняют материальное бытие идеальными структурами, подтвердить или опровергнуть существование которых не представляется возможным, либо и вовсе отрицают объективную реальность в пользу субъективных представлений, уникальных для каждого индивида.
    Не меньше вопросов вызывает понятие соответствия, которое должно быть установлено между теорией и реальностью. Какими методами должно устанавливаться соответствие, каковы его критерии, и что оно предполагает само по себе, ведь представление о яблоке, не

    87 есть само яблоко, а значит между знанием и реальностью есть различие, и должна быть определена его допустимая мера.
    Несовершенство классического подхода, а также сложность его применения в областях гуманитарного (юриспруденции, социологии, экономике и т.д.) и абстрактного
    (математика, логика) знания привели к формированию различных подходов к пониманию истины. Основными из них являются:

    прагматический,

    конвенциальный,

    когерентный,

    позитивистский,

    марксистский.
    Прагматический подход рассматривает истину с позиции критериев пользы и блага. Если знание приносит пользу, дает положительный результат – это знание истинное. Если же оно не работает, т.е. не приносит ожидаемых плодов, то такое знание бесполезно, а значит и бессмысленно.
    Конвенциальный подход понимает истину как соглашение, учитывающее мнение и традиции в понимании определенного объекта как можно более широкого числа сторон.
    Данный подход наиболее часто используется в абстрактных дисциплинах (для определения не существующих в реальности понятий, таких как «ноль», «материальная точка» и т.д.).
    Когерентный подход рассматривает истину как отсутствие противоречивости внутри теории, системы знания. Однако данный критерий достаточно узко применим, так как ложная система представлений вполне может быть непротиворечивой и убедительной.
    Позитивистский подход в качестве критерия истины выделяет опыт. Знание, подтверждаемое опытным путем является истинным, знание которое невозможно свести к опыту или проверить в эксперименте не может считаться таковым. В рамках марксизма в качестве критерия истины признается общественно-историческая практика. Знания и теории, имеющие истинность находят свою реализацию в процессе развития общества, ложные же отсеиваются.
    Виды истины
    Можно выделить четыре вида истины, которые находятся между собой в диалектической взаимосвязи:

    объективная,

    конкретная,

    относительная,

    абсолютная.
    Под объективной истиной понимается такое знание, содержание которого не зависит от самого субъекта. Т.е. объективная истина – это знание об объектах реальности, которое соответствует этим объектом и получено от самих объектов. Конкретная истина является частью объективной и ее высшим проявлением. Конкретная истина предполагает подлинное и всестороннее знание об отдельном ограниченном объекте или участке реальности, учитывающем все многообразие его сторон, свойств и связей с другими объектами.

    88
    Относительная и абсолютная истина связаны между собой. Относительная истина является неполным, ограниченным знанием о каком-либо явлении реальности, в то время как абсолютная представляет собой полное и окончательное знание. Все знания мира представляют собой относительные истины, поскольку по мере развития научного прогресса, они опровергаются или уточняются и дополняются. Однако по мере совершенствования относительной истины наука движется к абсолютной истине, в тоже время отодвигая ее потенциальный предел.
    Догматизм и релятивизм
    Еще одна грань восприятия истины заключается в диалектическом противостоянии догматического и релятивистского подходов к ее пониманию.
    Догматизм предполагает существование абсолютной истины, как реально существующей аксиомы, на которую можно опираться при построении онтологическое картины мира.
    Догматизм успешно реализуется в самых различных сферах человеческой культуры.
    Самые яркие примеры догматизма характерны для религии – любое религиозное утверждение представляет собой безусловную догму, истинность которой не может быть оспорена или опровергнута, равно как и подтверждена. Однако научное мировоззрение также не чуждо догматизму. Так представление Демокрита об атомах, как о мельчайших и неделимых частицах материи, было непреложной догмой на протяжении более чем двух тысяч лет. И ее опровержение в начале двадцатого века вызвало настоящий мировоззренчески-филосфский кризис в научных кругах, поскольку истина на которой строилась вся наука была опровергнута.
    Релятивизм исходит из представления, что абсолютная истина невозможна и недостижима, в то время как любая истина относительна. Любое знание имеет границы своей применимости, любое этическое или правовое положение характерно лишь для определенной культуры, общества, любое мировоззрение – это всего лишь частное мнение.
    Однако релятивизм сам основывается на догматическом положении об относительности любой истины, которое не может подвергнуть сомнению – в противном случае релятивизм превратится в абсурд.
    42.
    Специфика биологического пространства и времени как форм
    бытия биогеоценоза. Хронобиология – основная проблематика
    43.
    Основные аксиологические аспекты в естествознании. Проблема
    ответственности в науке
    44.
    Определение научной картины мира. Общие и частные картины
    мира. Физическая, философская и биологическая картины мира
    45.
    Философские проблемы математики
    (Философия науки. История и методология естественных наук, раздел 2, пар 2.2, 2.3)
    Математика – дисциплина, изучающая реальность в аспекте его количественных и пространственных соотношений, наличии абстрактных идеализированных объектов, для чего задействуется язык формализации, вычленяющий данные параметры. Важнейшим концептом математики (от греч. mathemata – наука) всегда было число, содержание которого в истории

    89 менялось. Вначале, в связи со счетом, возникло представление о целых положительных
    (натуральных) числах, позже Евклид и Архимед дополнили математику понятием бесконечности натурального ряда чисел (III в. до н.э.), индийцы изобрели цифры для записи натурального ряда чисел (при помощи десяти знаков цифр), у них же возникло понятие отрицательного числа (VI-XI вв). В античной Греции оформились представления о рациональных (дробных) и нерациональных числах (выраженных бесконечными непериодическими десятичными дробями). В XVI в., ввиду необходимости решать квадратные и кубические уравнения, начинают использоваться комплексные числа типа x+iy, где x и y – действительные числа, а i мнимая единица.
    Особенности математического знания, которые отличают ее от прочих наук, в следующем: повышенная степень абстрактности понятий (не имеющая размерности точка, линия, не имеющая толщины, множество любых объектов, множество вообще), повышенная мера общности
    (буквенное обозначение любого числа), символизация объектов до стадии идеализирования (т.е. доведения признаков до крайности, напр., количественных параметров объектов до нуля или до бесконечности), что в целом и делает возможным задействование аппарата математики в различных науках, в первую очередь, в физике.
    Итак, в математике используются формализованные языки. Для формализации существенную роль играет аксиоматический метод, сущность которого заключается в сведении отношений специфических объектов к количественному описанию, термины разделяются на исходные и производные, а высказывания - на доказуемые (теоремы) и не нуждающиеся в доказательстве
    (аксиомы). Само доказательство основывается на логической дедукции, т.е. выводе с помощью правил логики. Доказательство и является главной характеристикой собственно математического знания.
    Философия математики существует в двух измерениях: как раздел философии науки и как методология математики. Ключевые проблемы данного раздела: прояснение сущности математики, предмета, задач, методов и места в общей структуре знания. Сугубо философской проблемой является вопрос о специфике объектов, возможных к освоению в рамках математического анализа, терминов и логики.
    Данная стратегия имеет длительную историю. Еще в античности греки обнаружили способность математических высказываний к самостоятельной очевидности (Пифагор, полагая математику знанием, возводящим конкретное мышление к усмотрению сущности, относил ее к высшей области интеллектуальной деятельности, подготавливающей практику освоения частного, конкретного и возведения его к общему и универсальному (даже боги не могут сделать так, чтобы дважды два не равнялось четырем, а сумма квадратов катетов не равнялась квадрату гипотенузы).
    Занятия математикой и геометрией, согласно Пифагору, доставляют двоякую пользу: во-первых, они способствуют постижению гармонии мира, устройство которого выражается в числовых пропорциях, во-вторых, подготавливают человеческое мышление к созерцанию высших истин в их чистоте и непосредственности, что и является атрибутом философской мудрости. У Платона и
    Декарта основоположения математического знания просто врожденны субъекту. По Аристотелю же, объекты математики и геометрии имеют не врожденный характер, а результирующий – как продукт абстрагирования и обобщения от конкретно созерцаемых вещей. Отметим, что Платон полагал считать собственно науками только науки точные, каковыми оказываются лишь математика и астрономия, и подобное позиция сохранялась вплоть до времен Галилея.
    Позднейшие дополнения в теорию интерпретации математического знания производятся в эпоху
    Нового Времени (XVII-XVIII вв). Лейбниц формулирует проблему тождества математической и эмпирической реальности, по поводу чего делает вывод о сугубо формализованном
    (абстрагированном, автономном от реальности) языке данной дисциплины, что постепенно признается и кругом представителей точных наук. Лейбниц (и независимо от него, Ньютон) также разработал теорию исчисления бесконечно малых. Для О. Коши (XIX в.) уже вполне очевидно (с привлечением «теорем существования») отсутствие эффективности сопоставлений математического объекта с элементами реальности, объект математики представляется сугубо логической единицей, и к концу XIX столетия факт независимости математики от реальности становится уже общепризнанным, ее главное требование – лишь логическая непротиворечивость.
    В первой пол. ХХ в. споры велись относительно обоснования математики, т.е. сведения ее к некоторому единому основанию. В качестве такового Г.Ф. Кантор полагал разработанную им теорию множеств, Б. Рассел – «теорию типов» (классифицирующую предметы и множества по их типологии), что, как направление, получило название «логицизм», впрочем, последнее не получило широкого распространения в математическом мире по причине

    90 противоречивости. Формалистское направление (предложено Д. Гильбертом (XIX-XX вв)) обоснование математической теории должно осуществляться формально, т.е. синтаксически, без учета ее содержания (семантики), которое, в принципе способно выражаться через структуру формы. Тем не менее, и данное направление обнаружило свою неполноту по причине невозможности формализовать некоторое содержание, например, арифметики натуральных чисел.
    Еще одно направление математики ХХ столетия – интуитивизм (представители Г. Вейль и А.
    Гейтинг) сформулировали критерий интуитивной ясности в оценке истинностных значений.
    Основания математики ими усматривается в элиминировании объектов, которые предполагают крайнюю степень идеализации, к примеру, актуально бесконечные множества (но потенциально бесконечные остаются). Проблема, возникающая в данном подходе – существенное сужение объема приложения математического анализа.
    В целом, перечисленные направления, так или иначе, исходили из возможностей идеализации математических объектов. Их достоинство заключается в выяснении содержательного компонента математики, в результате чего была признана, как особенность, неполнота формализации любых математических теорий. Сложившиеся теории обоснования различаются различным толкованием математического объекта. Однако с начала 1960-х гг., стратегия решения проблем смещается от обоснования математики к построению математики «машинной». В данной связи меняется гносеологическая ситуация, которая обусловливается иным параметром – необходимости координации действий человека и «думающей» машины, что подводит к поиску новых критериев математической доказательности.
    Еще одно проблемное поле современной математики – существенное повышение ее роли и места в естественных науках (математизация науки). Кроме того, востребованность получают методы выдвижения математических гипотез и метод математического моделирования, поскольку наука наших дней главным образом имеет дело со специфическими идеальными (в том числе либо не существующими, либо не наблюдаемыми) объектами. Метод гипотез обеспечивает возможности прогнозирования в различных науках, метод матмоделирования – целостное представление исследуемого объекта, что актуально при изучении сложных самоорганизующихся систем (в синергетике). В силу прогностических способностей, данные методы допустимы к применению как в точных науках, естествознании, так и в гуманитарных – социологии, экономике и пр.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22


    написать администратору сайта