Экзаменационные вопросы по философии). Экзаменационные вопросы Философские вопросы естествознания
Скачать 2.2 Mb.
|
46. Философские проблемы биологии. От биологической эволюции к глобальному эволюционизму (Философия науки. История и методология естественных наук, раздел 5, пар ) Биология представляет специфический интерес для философского осмысления, поскольку предмет ее исследований – формы высшей организации материи, составляющих основу жизни. Даже сама история внедрения философии биологии в программу изучения достаточно драматична – и борьба с «лысенковщиной», и споры лагерей сторонников М.Б. Митина и Р.С. Карпинской в 70-е гг прошлого столетия, где решались вопросы примерно того же характера, который обозначился в связи с клонированием овечки Долли в 1997 г (причем задолго до этого факта). Карпинская неформально возглавляла сектор философии биологии при отделе философских проблем естествознания Института философии в течение 25 лет. За данный период были фундаментально проработаны философские проблемы молекулярной биологии, проблемы философских оснований взаимосвязи теоретического и эмпирического знания в биологическом исследовании (что позволило сформулировать более целостный подход к феномену жизни), произведен анализ экологической проблематики в ее воздействии на развитие научного мировоззрения в аспекте осознания планетарности жизни и роли человеческой цивилизации (о чем писал еще В.И. Вернадский), обозначена проблема синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания, для решения которой необходимо поставить в центр исследования Человека как биосоциального существа, концентрирующего в своем развитии объективные закономерности природных и общественных процессов, и многое другое. Обращение к проблеме человека становиться ведущим направлением в современной биологии, и оно предполагает учет и социально-культурного, и экологического подходов. Если устойчивая 91 историческая традиция в истории биологии ограничивалась трактовкой его сущности как природно-биологического существа, то современная интерпретация нацелена на интегрирование проблематику социального параметра, что составляет специфику биосоциального подхода, полагающего ограниченным изучение человека либо с позиций только биологии, либо только социогуманитарного знания. Признается важной консолидация с другими естественными и гуманитарными науками. Под «философией биологии» понимается система обобщающих суждений философского характера о предмете и методе биологии, ее месте среди других наук, ее познавательной и социальной роли в современном обществ на базе формирования новой философской концепции человека. Биология играет все большую роль в формировании новых регулятивных принципов в современной культуре в целом. Все более актуальной становится задача создания новой концепции философии природы, стержневыми принципами которой являются идеи, высказанные в рамках глобального эволюционизма, коэволюции, человекоразмерности естественнонаучных концепций. «Человекоразмерность» означает учет ценностных ориентаций и приемлемость гуманистических установок. Особо отметим, что идея коэволюции признается новой парадигмальной установкой культуры XXI века, мощным источником новых исследовательских программ будущего - новой философии природы, новой культурологии, новой философии науки. Под «коэволюцией» понимается совместная эволюция видов, взаимодействующих в экосистеме, при которой изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов. Даже такая глобальная задача современности, как осмысление будущего устройства общества как единой эколого-информационной цивилизации, гармонично сообщающейся с природной средой, невозможна без участия биологии. Причина глобальных биологических проблем заключается в опасном для человечества нарушении баланса биосферных процессов, что служит поводом к разрушению среды обитания и прогнозов об «экологическом самоубийстве человечества». Данная проблема не является следствием современного расточительного отношения к живой природе, ее основания глубже и циничнее – в понимании окружающего мира как «подсобного» для существования человека и средства реализации его потенциальных возможностей, что характерно еще для формирования ментальности экономической эпохи начала XVII в, когда наука определяется, прежде всего, с позиций полезности, а ее эмпирический материал – природа – как неисчерпаемый источник материальных ресурсов. Для решения данных проблем создаются международные организации, в частности, Римский клуб (создан в 1968 г). Анализ докладов Римского клуба определяет природу как активное, действующее начало (с позиций современной синергетики самоорганизующуюся систему), реакции которой малопредсказуемы ввиду неразработанности взаимообоюдных отношений «биосфера» - «ноосфера». Изменяется концепция «развития», современный вариант которой учитывает диалектический характер взаимосвязи «человек-Вселенная», в котором человек сам моделирует эволюционный процесс, а его деятельность является стимулом экспансии биоценозов. Проект однозначного и непротиворечивого развития биосферы, куда входит и человечество, в настоящее время оценивается как опасное заблуждение. Влияние человека на природу возможно в позитивном отношении, в связи с чем ведутся поиски рациональных и согласованных решений проблем «коэволюции», обуславливающих трансформацию биосферы в ноосферу. Ноосферные исследования касаются двух базовых направлений: экология Земли («глобальная экология») и разработка теории коллективных решений («социологии компромисса» в достижении соглашений, предполагающих кооперацию усилий различных стран для решения глобальных биологических проблем). В настоящее время большую актуальность приобрели исследования Института экотехники (после смерти председателя Рисмкого клуба А. Печчеи в 1984 г. клуб утратил былую популярность), первоначально созданного для конструирования искусственных биосфер, нужд практической космонавтики. Парадигмальной теорией Института является определение гармонического синтеза биосферы и техносферы. Под техносферой понимается вид культуры, распространяющийся на всю территорию планеты в форме различного рода артефактов, прежде всего высокотехнологичных средств коммуникаций. 92 Еще одно направление современных масштабных биологических исследований – оптимизация природной среды, под чем понимается комплекс мер по рационализации использования ее ресурсами, охране и восстановлению в условиях интенсивного с ней взаимодействия. Итак, в фокусе внимания современной биологии находится феномен жизни, в первую очередь жизни человека. Данный аспект тесно сопрягается с проблематикой антропологии – дисциплиной, изучающей homo sapiens с различных позиций. Существует историческая, медицинская, социальная, этническая, профессиональная, и, разумеется, философская антропологии, которые в комплексе призваны охватить многогранную область поддержания и обеспечения человеческого бытия: от проблем смысла жизни и смерти до эргономически определяемых структур социального и биологического окружения. В свете открывшихся новых перспектив и возможностей исследований человеческого бытия, производимых прогрессивно развивающимися биологическими науками, в частности генной инженерией, остро ставится вопрос о естественном и искусственном в природе человека (логическим продолжением данной темы является освоение «киберпространств», предоставляемых компьютером, и превращение в «киборга» - см. об этом ранее). К примеру, если современный индивид треть или более жизни, поддерживает себя за счет медицинских препаратов или стимуляторов, в то время как лет сто назад, за их отсутствием, подобная форма его бытия просто не могла бы быть реализованной, является ли тогда подобное существование «естественным» или оно уже искусственное? Где грань, отделяющее одно от другого? Возможно ли бессмертие и что оно принесет человечеству? Почему считается безнравственной эвтаназия и клонирование разумных существ? Что нас ждет за порогом смерти и что считать таковым? (на данный счет даже сложилось специальное направление в философской антропологии – мортидология). Перечень проблем данной отрасли далеко не исчерпан. В настоящее время все большую востребованность обретает новое направление, изучающее природу живого – биоэтика. Термин введен в 1969 г. американским онкологом и биохимиком В.Р. Поттером для фиксации этических проблем, связанных с потенциальной опасностью для выживания человечества в современном мире. Направления данных изысканий: в узком смысле - этические проблемы взаимоотношений врача и пациента (напр., врачебная тайна). В широком - исследование социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включенных в экосистемы, окружающие человека. В данном смысле биоэтика получает философскую ориентировку, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом. Наболевшими на сегодняшний день считаются проблемы: эвтаназия, трансплантация органов (прижизненное их изъятие у доноров, у умерших или животных), аборты, клонирование и использование стволовых клеток, суррогатное материнство, распоряжение данными о геноме человека (евгеника). Остается добавить, что России еще в 1976 году Минздравом СССР была утверждена «Межкафедральная программа по медицинской этике и деонтологии» для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений, а в 2001 г. тем же Минздравом была принята Программа по биоэтике. Основная задача современной биоэтики (как раздела этики в целом): определение, какие действия с моральной точки зрения по отношению к живому допустимы, а какие нет. 47. Философские проблемы информатики. Знание и информация Во второй пол. ХХ в. японский социолог Е. Масуда выдвинул по тем временам фантастический проект будущего информационного общества, объединенного единой информационной сетью, благодаря чему человечество выработает гармонично универсальные цели и радикально увеличит собственный творческий потенциал. Современный прогресс в информационных технологиях, развитие компьютерной техники и коммуникационных систем с очевидностью доказал реалистичность данного замысла. Концепция «информационного общества» стала ведущей в характеристике культуры конца ХХ – нач. XXI и нынешние тенденции только подтверждают углубление данного направления. 93 Базисное понятие в нашем случае – информация, под чем понимается кодированный поток сигналов, побуждающих к какому либо действию или деятельности. Кроме того, принято выделять внутреннюю и внешнюю информацию. Внутренняя информация присуща всем объектам живой и неживой природы, естественным и созданным искусственно, ее назначение – фиксировать и отбирать (в форме определенных структурных преобразований) результаты положительного опыта взаимодействия системы с окружающей средой. Внешняя информация выступает в качестве внешнего средства организации любой системы (по смыслу данное понятие близко философскому термину отражение). Информация является универсальной общенаучной категорией и к ее свойствам относят идеальность, неисчерпаемость, универсальность, изменяемость, доступность, актуальность (полезность), возможность компактификации и передачи с высокой скоростью. Информатика – раздел научного знания, изучающий использование компьютерной техники и технологий в процессе создания, хранения, использования и передачи информации. Потребность подобного рода исследований связана с фактом массовой компьютеризации развитых стран, получившей распространение с начала 1990-х годов. Современная компьютеризация стала важнейшей частью творческой человеческой деятельности и признана одним из ведущих стимулов социально-культурного развития, включающего экономику, проблемы гуманизации общества, решение научных и образовательных задач и ряда прочих назревших проблем. Научный подход к теории информации впервые использован в трудах К. Шеннона в конце 1940-х гг., конкретнее данный подход получил название кибернетического: на первый план выдвигалась идея кода и передачи информации, а ее количество, содержащееся в сообщении, определялось мерой сокращения неопределенности у получателя этого сообщения (ввиду необходимости выбора одной из возможностей). Назначение информации характеризуется ее способностью воздействовать на процесс управления. Сам термин кибернетика впервые употребил французский физик А. Ампер применительно к науке управления обществом, а в 1948 г. Н. Винер распространил его на всю область теоретических представлений об управлении. Информационные технологии выполняют важнейшие функции в современной социальной коммуникации (без коммуникации не бывает ни сообщения, ни информации), что подводит к пересмотру понятия информации. Различают знание и информацию: знание обеспечивает способность к действию, а информация понимается как знание, обработанное для целей использования, т. е. знание выражает статический, структурный компонент, в то время как информация – процессуальный аспект коммуникации. Упования на быстрый прогресс электронных технологий уже к середине прошлого столетия открыли возможности постановки вопросов о создании искусственного интеллекта. В 1950 г. А Тьюринг сформулировал постулат («тест Тьюринга»): если вы беседуете одновременно с человеком и компьютером, не видя при этом ни того, ни другого, и не можете понять, кто из них кто, значит, искусственный интеллект реально воспроизводим. Однако прогнозы на скорое построение искусственного интеллекта оказались чрезмерно оптимистичными. Современность демонстрирует, что даже простейшие задачи на самообучаемость пока не под силу самым мощным компьютерам мира. Билл Гейтс убежден, что в будущем программы с элементами искусственного интеллекта появятся, но явно не при его жизни. Нынешние исследования в этой области не столь интенсивны (поскольку из соображений любопытства создавать искусственный интеллект слишком дорого) и касаются сугубо прагматических целей: понять механизмы собственно человеческого мышления и облегчить процессы творческой деятельности. Несмотря на очевидные и абсолютно бесспорные преимущества, предоставляемые компьютерными технологиями, параллельно возникают крайне серьезные проблемы, связанные с их использованием, - в культурной и в социальной сферах, а также антропологического характера. Одну из крайних точек зрения на данный счет выражает, например, исследователь В.А. Кутырев. Современный индивид, по его мнению, перестает быть исключительно человеческим и становится «человеко-машинным». Социальной машиной его можно считать с того момента, когда техника начинает заменять не только физическую, но и умственную силу человека. Мы живем уже не в социуме, а в Техносе. Другая крайность представлена более радужным прогнозом А.П. Назаретяна («Интеллект во Вселенной»), который полагает, что возрастание объемов интеллектуального труда есть общеэволюционный закон, выражающий принцип опережающего развития интеллекта по отношению к технологическому росту и усложнению систем, подлежащих управлению. Так или иначе, но в действительности приходится констатировать наличие комплекса проблем, решения которым пока не найдено, и по мере совершенствования информационных технологий их 94 острота только усугубляется. К числу таковых, к примеру, можно отнести появление нового типа реальности – виртуального мира, способного воспроизвести эффект присутствия в искусственно смоделированной среде и по эстетической гармонии, пластичности, возможности соответствия желаемым (и «забиваемым» самим субъектом) параметрам представляющемуся куда более реалистичным, нежели чем мир за пределами монитора. Если есть виртуальный партнер, виртуальный секс, виртуальные браки, почему бы не быть виртуальной семье и виртуальным детям? И зачем вообще решать реальные проблемы, если они легче и удобнее решаются нажатием кнопок на клавиатуре? Почему, в конце концов, окончательно не предпочесть виртуальную среду реальной? В данном случае компьютерные технологии откровенно «похищают» субъекта, изымая его из обращения в культуре, центром и смыслом которой всегда являлся социальный и социализированный субъект и других альтернатив здесь быть не может. Стоим ли мы на пороге краха культуры? По поводу прочих проблем (их множество): подмены живой коммуникации коммутационным «симулякром» (ICQ), снимающим всякую ответственность за содержание общения, сети Интернет с ее анонимностью и также оставляющей в стороне вопрос об истинности выставляемых на сайтах материалов, элементарной грамотности, недостаток чего тут же исправляет компьютерная программа или проблем более глобальных – новый вариант социальной стратификации по принципу деления общества на «интеллектуалов» и пассивных «юзеров», причастности к обладанию и производству информации, которая дает большее могущество, нежели обладание финансовым капиталом (поскольку информация неисчерпаема, в отличие от денежных купюр) рассуждать просто не находится места. Вывод достаточно очевиден: однозначно восторженное отношение к потенциалам современных компьютерных технологий требует нивелировки к более сдержанной и трезвой оценке их перспектив - и именно ввиду их подлинной безграничности. 48. Эволюционная теория Ч. Дарвина: плюсы и минусы Происхождение и эволюция всего сущего на Земле, да и самого человека, уже многие годы является поводом для дискуссий среди ученых всего мира. Для верующих людей все объясняется как творение рук Божьих. Кто-то уверен, что все живое имеет инопланетное происхождение. Одной из наиболее популярных является теория английского ученого Чарльза Дарвина. Основы теории Она была представлена на суд деятелей науки в 1859 году и сразу же нашла множество поклонников и противников. В ней основополагающей является идея естественного отбора. Главными движущими силами эволюции считаются: изменчивость видов, наследственность и борьба за существование. Это значит, что любой из видов растений или животных возник из ранее существовавших в результате их борьбы за существование. Все животные и растения приспосабливаются к изменяющимся факторам среды обитания, передавая по наследству свои признаки. В результате выживает сильнейший и более адаптированный к существующим условиям вид флоры или фауны. Человек — это сильнейшая форма жизни на Земле. Все его знания и умения приобретены в процессе эволюции. Споры по поводу правильности учения Дарвина не утихают по сей день. В чем же заключаются ее достоинства и недостатки рассмотрим ниже. |