Главная страница

Экзаменационные вопросы по философии). Экзаменационные вопросы Философские вопросы естествознания


Скачать 2.2 Mb.
НазваниеЭкзаменационные вопросы Философские вопросы естествознания
Дата23.03.2023
Размер2.2 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЭкзаменационные вопросы по философии).pdf
ТипЭкзаменационные вопросы
#1010942
страница2 из 22
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
3.
Сущность антропного принципа в физике и космологии
Наблюдая Вселенную и изучая историю её эволюции, многие учёные пришли к выводу, что в ней действует некий принцип, организующий Вселенную, определённым оптимальным образом. Так энергия расширения Вселенной очень хорошо согласовывается с её гравитационной энергией, обеспечивая Вселенной, максимально длительный срок существования. Некоторые физики предположили, что строение физического мира неотделимо от существования его обитателей, наблюдающих мир. Ряд физиков утверждают, что существует принцип, осуществляющий невероятно тонкую подстройку всех явлений и процессов во Вселенной, но это не физический принцип, а антропный
(«антропос» - человек), связанный с человеком как с частью Вселенной. Антропный

6 принцип впервые был выдвинут английским астрофизиком Б. Картером в 1873 году.
Согласно его концепциям само наше существование, как сложных физико-химических существ, требует определённых условий, которые встречаются только в определённых частях Вселенной и на определённых стадиях её истории. Само наше существование, как разумных существ, сильно зависит от структуры физического мира. От таких основных свойств Вселенной, выражающихся фундаментальными физическими константами, как: гравитационная постоянная, заряд электрона, масса протона, постоянная Планка, скорость света в вакууме и др. Изменение хотя бы одного параметра привело бы к совершенно иным свойствам Вселенной. Всё это побуждает задать вопрос: как такое возможно? Ответы пытается дать антропный принцип, который делится на 4 вида (модификации):
1. Слабый антропный принцип, гласит: то, что мы ожидаем наблюдать должно быть ограничено условиями нашего существования как наблюдателей;
2. Сильный антропный принцип, гласит, Вселенная должна иметь такие свойства, которые позволяют жизни развиться внутри неё на некоторой стадии её истории. Или Вселенная такова, потому что мы существуем;
Из этого принципа вытекает, что наша Вселенная запрограммирована кем-то определённым наилучшим образом, это может быть творец или ещё какая-либо высшая разумная сила. Чтобы избежать ухода в теологизм, учёные предложили гипотезу множественности вселенных, согласно ей, наша Вселенная, лишь одна из множества существующих вселенных, и нам повезло, что в результате игры случая в ней сложились оптимальные условия для нашего существования.
3. Антропный принцип участия. Необходимы наблюдатели, чтобы существовала
Вселенная;
4. Финальный антропный принцип. Разумный информационный процесс должен возникнуть во Вселенной и, однажды возникнув, он никогда не умрёт.
Для изучения эволюции Вселенной, объяснения её структуры и функционирования, прогнозирования её будущего, современная космология широко применяет принципы глобального эволюционизма.
4.
Биосфера и ноосфера В. И. Вернадского. П. Тейяр де Шарден о биосфере
и ноосфере как этапах развития Земли
(Философия науки. История и методология естественных наук, раздел 7, пар 7.4)
Биосфера – совокупность всех живых организмов вместе со средой их обитания, в которую входят: вода, нижняя часть атмосферы, верхняя часть земной коры, населенная микроорганизмами.
Живые организмы и среда обитания непрерывно взаимодействуют между собой и находятся в тесном органическом единстве, образуя целостную динамическую систему. Биосфера как глобальная суперсистема, в свою очередь, состоит из ряда подсистем.
В буквальном переводе термин “биосфера” обозначает сферу жизни, и в таком смысле он впервые был введен в науку в 1875 г. австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом
(1831 – 1914). Однако задолго до этого под другими названиями, в частности "пространство жизни",
"картина природы", "живая оболочка Земли" и т.п., его содержание рассматривалось многими другими естествоиспытателями.
Факты и положения о биосфере накапливались постепенно в связи с развитием ботаники, почвоведения, географии растений и других преимущественно биологических наук, а также геологических дисциплин.
Под биосферой
(в современном понимании) необходимо понимать специфическую оболочку небесного тела, в пределах которой существует жизнь, т.е. обитают и размножаются живые существа.

7
Само понятие “ноосферы” было предложено французским ученым Эдуардом Леруа, а развито двумя его современниками и коллегами – Пьером Тейяр де Шарденом и В.И.Вернадским. Их взгляды на ноосферу оцениваются, обычно, как противоположные, хотя для этого нет достаточных оснований.
П.Тейяр де Шарден (1987) рассматривает ноосферу в контексте единой философской доктрины, как этап цикла развития материи от начальной точки до конечной. Его взгляды в России критиковались как идеалистические. Тейяр де Шарден был крупным биологом, палеонтологом, взгляды которого пронизаны эволюционизмом. Он считал, что эволюция – "…основное условие, которому должны отныне подчиняться и удовлетворять все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными. Свет, озаряющий все факты, кривая, в которой должны сомкнуться все линии – вот что такое эволюция". Такой подход стал реальностью в 70-80-х годах
XX века, когда представления о возникновении материи в результате "большого взрыва" стали научной теорией. Физики пытаются проследить возникновение и эволюцию частиц и атомов, астрономы – космических тел, химики – молекулярную эволюцию, вплоть до возникновения жизни, биологи – развитие не только органического мира, но и психики, социологи – глобальные тенденции развития человека.
Учение о ноосфере Тейяр де Шардена можно свести к следующим основным
положениям.
1. Возникновение разума – закономерный результат развития материи,
подготовленный всем ходом развития мира.
2. Возникновение человеческого разума– качественно новый этап эволюции живой
материи, переход эволюции от биологической фазы к социальной, духовной;
превалирование духовного начала над материальным в организации и
функционировании биосферы.
3. Человек, как носитель разума, не приспосабливается к среде, как другие
животные, а изменяет и подчиняет ее себе, "…устраняет и покоряет всякую форму
жизни, не являющуюся человеческой".
4. По мере развития "планетаризации" человека, деятельность его принимает
глобальный характер, "…затрагивает саму жизнь в ее органической целостности".
5. Социальная эволюция объективно направлена на единение человечества,
социальную и духовную конвергенцию рас, народов, разных слоев общества, на
формирование "единомыслящего" в мировоззренческом плане человека.
6. Ноосфера представляет собой результат деятельности всего человечества,
начиная с момента появления человека.
7. В состоянии ноосферы эволюция "…приобретает свободу располагать собой -
продолжить себя или отвергнуть.
8. Формирование ноосферы – естественный процесс, независящий от воли
человека, но он может быть ускорен деятельностью человека. "От нас зависит сделать
стихийный процесс сознательным, превратить область жизни – биосферу, в царство
разума – в ноосферу" (Э.Леруа).
Учение Тейяр де Шардена было отвергнуто не только нашей "официальной наукой", но и западным миром как антихристианское. Ему была запрещена преподавательская деятельность в университете в Сорбонне и он был вынужден покинуть Францию, прожив большую часть жизни в
Китае, а затем в США. Основные его произведения были опубликованы после смерти, последовавшей в 1951 г.
Практически все перечисленные выше положения разделялись В.И.Вернадским, который, несомненно, был знаком с ними в результате личного общения с Леруа и Тейяр де Шарденом.
Воззрения Вернадского на ноосферу отличались тем, что он решающее значение придавал научному познанию законов организации биосферы, трансформации ее под влиянием деятельности человека, а так же сознательной деятельности по ускорению становления ноосферы.
Однако последнее обстоятельство относилось в большей степени к будущему, нежели к настоящему, которое он воспринимал достаточно критично.

8
В.И.Вернадский обратился к идее ноосферы в конце своей жизни – основная его работа по этой проблеме была опубликована в 1944 г. (Вернадский, 1989). Его представления трудно назвать "учением о ноосфере". Это скорее общая концепция о закономерности развития биосферы в состояние, контролируемое человеческим разумом.
В книге "Научная мысль как планетное явление" В.И.Вернадский анализирует геологическую историю Земли и утверждает, что наблюдается переход биосферы в новое состояние - в ноосферу под действием новой геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудах Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в настоящем (мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного или с возникновением промышленного производства.
В трудах В.И.Вернадского указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия, разбросанные по страницам книги "Научная мысль как планетное явление" и отчасти в других публикациях В.И.Вернадского:
1. Заселение человеком всей планеты.
2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.
3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.
4. Начало преобладания геологической роли человека
над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
5. Расширение границ биосферы и выход в космос.
6. Открытие новых источников энергии.
7. Равенство людей всех рас и религий.
8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней
политики.
9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных,
философских и политических построений и создание в государственном строе
условий, благоприятных для свободной научной мысли.
10. Продуманная система народного образования и подъём благосостояния
трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания
и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.
11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её
способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные
потребности численно возрастающего населения.
12. Исключение войн из жизни общества.
Проследим, насколько выполняются эти условия в современном мире, и остановимся более подробно на некоторых из них.
1.Заселение человеком всей планеты.
Это условие выполнено. На Земле не осталось мест, где не ступала бы нога человека. Он обосновался даже в Антарктиде.
2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.
Это условие также можно считать выполненным. С помощью радио и телевидения мы моментально узнаём о событиях в любой точке земного шара. Средства коммуникации постоянно совершенствуются, ускоряются, появляются такие возможности, о которых недавно трудно было мечтать. И здесь нельзя не вспомнить пророческих слов
Вернадского: "Этот процесс - полного заселения биосферы человеком - обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, её одновременного обсуждения на всей планете.
3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.
Это условие можно считать если не выполненным, то выполняющимся. Возникшая после второй мировой войны Организация Объединённых наций (ООН)

9 оказалась гораздо более устойчивой и действенной, чем Лига наций, существовавшая в
Женеве с 1919 г. по 1946 г.
4. Начало преобладания геологической роли человека над другими
геологическими процессами, протекающими в биосфере.
Это условие также можно считать выполненным, хотя именно преобладание геологической роли человека в ряде случаев привело к тяжёлым экологическим последствиям. Объём горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, сейчас почти в два раза превышает средний объём лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли.
5. Расширение границ биосферы и выход в космос.
В работах последнего десятилетия В.И.Вернадский не считал границы биосферы постоянными.
Он подчёркивал расширение их в прошлом как итог выхода живого вещества на сушу, появления высокоствольной растительности, летающих насекомых, а позднее летающих ящеров и птиц. В процессе перехода в ноосферу границы биосферы должны расширяться, а человек должен выйти в космос. Эти предсказания сбылись.
6. Открытие новых источников энергии.
Условие выполнено, но, к сожалению, с трагическими последствиями. Атомная энергия давно освоена и в мирных, и в военных целях. Человечество (а точнее политики) явно не готово ограничиться мирными целями, более того - атомная (ядерная) сила вошла в наш век прежде всего как военное средство и средство устрашения противостоящих ядерных держав. Вопрос об использовании атомной энергии глубоко волновал Вернадского ещё более полувека назад.
7. Равенство людей всех рас и религий.
Это условие если не достигнуто, то, во всяком случае, достигается.
Решительным шагом для установления равенства людей различных рас и вероисповеданий было разрушение в конце прошлого века колониальных империй.
8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней
политики.
Это условие соблюдается во всех странах с парламентской формой правления.
9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных,
философских и политических построений и создание в государственном строе
условий, благоприятных для свободной научной мысли.
Сейчас наука свободна от давлений, однако в российской науке многие учёные вынуждены зарабатывать себе на жизнь ненаучным трудом, другие уезжают за границу. Для поддержания российской науки созданы международные фонды. В развитых и даже развивающихся странах, что мы видим на примере Индии, государственный и общественный строй создают режим максимального благоприятствования для свободной научной мысли.
10. Продуманная система народного образования и подъём благосостояния
трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода,
нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.
О выполнении этого условия трудно судить объективно, находясь в большой стране, стоящей на пороге голода и нищеты, как об этом пишут все газеты. Однако В.И.Вернадский предупреждал, что процесс перехода биосферы в ноосферу не может происходить постепенно и однонаправлено, что на этом пути временные отступления неизбежны. И обстановку, сложившуюся сейчас в нашей стране, можно рассматривать как явление временное и преходящее.
11.Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её
способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные
потребности численно возрастающего населения.
Это условие, особенно в нашей стране, не может считаться выполненным, однако первые шаги в направлении разумного преобразования природы во второй половине XX века несомненно начали осуществляться. В современный период происходит интеграция наук на базе экологических идей. Вся система научного знания

10 даёт фундамент для экологических задач. Об этом также говорил
Вернадский, стремясь создать единую науку о биосфере.
В мировом масштабе для разрешения экологической проблемы в условиях роста населения планеты требуется способность решения глобальных проблем, что в условиях суверенитета различных государств кажется сомнительным.
12.Исключение войн из жизни общества.
Это условие В.И.Вернадский считал чрезвычайно важным для создания и существования ноосферы. Но оно не выполнено и пока неясно, может ли быть выполнено. Мировое сообщество стремится не допустить мировой войны, хотя локальные войны ещё уносят многие жизни.
Таким образом, мы видим, что налицо все те конкретные признаки, все или почти все условия, которые указывал В.И.Вернадский для того, чтобы отличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы. Процесс её образования постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать год или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершённым. Конечно, мнения по этому вопросу могут быть разные.
Сам Вернадский, замечая нежелательные, разрушительные последствия хозяйствования человека на Земле, считал их некоторыми издержками. Он верил в человеческий разум, гуманизм научной деятельности, торжество добра и красоты. Что-то он гениально предвидел, в чём-то, возможно, он ошибался.
Ноосферу следует принимать как символ веры, как идеал разумного человеческого вмешательства в биосферные процессы под влиянием научных достижений. Надо в неё верить, надеяться на её пришествие, предпринимать соответствующие меры.
Вариант 2
Единство человека и природы выражается в понятии биосферы – сферы всего живого. Структура, состав и энергия биосферы определяются прошлой и настоящей
деятельностью всех живых организмов, в том числе и человека. В современном представлении о
биосфере подчеркивается взаимозависимость и взаимовлияние живой и неживой природы,
биосфераэто живые организмы и среда их обитания. Изменения биосферы случались уже не раз, что сопровождалось гибелью одних видов растений и животных и появлением других.
Человечество – часть биосферы, оно влияет на ее развитие и при этом само встроено в общий биологический процесс.
Верхняя граница биосферы располагается примерно в 30 км над поверхностью Земли, нижняя – до
10 м в земной коре. При этом некоторые живые организмы обнаружены на глубине до 11 км.
Температурные интервалы, в которых может существовать жизнь, также ограничены: от – 252° до
+ 180° С. Живые существа на поверхности Земли защищены от ультрафиолетовых лучей озоновым слоем.
Термин "биосфера" впервые употребил в начале XIX в. Жан Батист Ламарк. Но научным это понятие стало в 1875 г., когда австрийский ученый Эдуард Зюсс назвал биосферой все живые организмы, обитающие на поверхности Земли. Связь живой и неживой природы он трактовал односторонне, отмечая зависимость живых организмов от химических, физических, геологических и прочих факторов, но не учитывая обратное воздействие живого на неживое.
Представление о биосфере изменил русский ученый и философ
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


написать администратору сайта