Главная страница
Навигация по странице:

  • Структурные уровни организации материи

  • Иерархия структурных элементов материи.

  • Можно вычленить три структурных уровня: 1. мегамир

  • Экзаменационные вопросы по философии). Экзаменационные вопросы Философские вопросы естествознания


    Скачать 2.2 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы Философские вопросы естествознания
    Дата23.03.2023
    Размер2.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭкзаменационные вопросы по философии).pdf
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #1010942
    страница6 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
    13.
    История возникновения и развития естественных наук
    (Философия науки.
    История и методология естественных наук, раздел 1, пар 1.4)
    Элементы классического естествознания появляются в идее зачатков знания на Древнем Востоке, в
    Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI—XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности. В этот период наука еще не выделилась в специфическую сферу духовной деятельности, а теоретическое мышление не приобрело самостоятельного развития. Здесь происходило переплетение элементов знания с мистикой и суеверием (астрономии с астрологией, математики с кабалистикой, медицины с магией). Зачатки математических и других рационально-практических познаний не получили интегрированного выражения в соответствующей теории.

    27
    Еще в XV – XVI в.в. начинает расти интерес к природе. Переход от Средневековья к Новому времени ознаменовался началом первой глобальной научной революции и становлением классического естествознания. Научная революция разрушила антично-средневековую концепцию мира и привела к оформлению классического естествознания, парадигмой которого была механика. Картина мира, возникшая в её рамках, строилась на принципе жесткого (лапласовского детерминизма). Строго однозначная причинно-следственная связь возводилась в ранг объяснительного эталона. Объяснение понималось как поиск механических причин, а обоснование сводилось к редукции знаний о природе к фундаментальным принципам механики.
    Мировоззренческой и методологической основой всего классического естествознания послужила механика И.Ньютона, длительное время, стимулируя развитие науки и обеспечивая новые технические открытия. Классическая механика господствовала в естествознании два столетия, идя от одного достижения к другому. Вместе с тем в естественных науках накапливались факты, эмпирический материал, которые не могли быть объяснены законами механики и не вписывались в сформировавшуюся механическую картину мира, основанную на идеях атомизма и механицизма.
    Формирование эволюционных идей в естествознании во многом способствовало постепенному отказу от признания особой универсальной роли механики. Начинался переход к дисциплинарно организованному естествознанию. Наряду с механико-математическим знанием выдвигаются опытные и описательные дисциплины: география, геология, биология и т.д. В них формируются специфические картины реальности. Одновременно происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования, хотя общие познавательные установки классической науки остаются прежними. В биологии и геологии возникают идеалы эволюционного объяснения, в то время как физика продолжает абстрагироваться от идеи развития. Возникает проблема соотношения разнообразных методов науки, синтеза знаний и классификации наук.
    На рубеже Х1Х-ХХ вв. начинается научная революция, ознаменовавшая переход к новому способу познания, отражающему глубинные связи и отношения в природе. Она включала в себя как неожиданные открытия (открытия рентгеновских лучей, радиоактивности, и т.д.), так и великие теоретические достижения: квантовая теория М. Планка (1900 г.), специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна (1905 – 1906 гг.), атомная теория Резерфорда – Бора (1913 г). В начале XX века в естествознании возникают не только новые идеи, открываются новые неожиданные факты и явления, но и преобразовывается дух естествознания в целом, возникает новый способ мышления, глубоко изменяются методологические принципы естествознания.
    Естествознание вступает во второй этап своего развития – неклассический. Становление и развитие неклассического естествознания привело к пониманию относительной истинности теорий и картин природы, выработанных на том или ином этапе естествознания. Допускается истинность нескольких, отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности
    14.
    Понятие материи в естествознании и философии
    В античной натурфилософии считалось, что материя - это какая-то субстанция, т.е. какая- то общая первооснова всего существующего. Некоторые натурфилософы античности в качестве такой первоосновы предлагали 4 стихии – воду, воздух, огонь, землю, - одну из которых и принимали за материю. И только Анаксимандр, провозгласил материей некоторую субстанцию, которую он назвал «апейрон».
    В материалистической философии «материя» выступает как наиболее общая, фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира; разнообразные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.
    Категория «материя» обозначает объективную реальность. Это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него. В определении материи, решается основной вопрос философии о соотношении материи и сознания. Материалисты считают, что она первична по отношению к сознанию. Мир познаваем, поэтому можно дать и более короткое определение материи: материя – это познаваемая объективная реальность.

    28
    Философское понимание материи. Материя - ключевое понятие любой формы материализма. Оно обсуждалось и идеалистами (Джордж Беркли, Давид Юм и др.).
    Понятие материи считалось ими ненужным, неработающим, поскольку в мире отсутствует вещь, которая обозначается этим понятием. Позитивисты считают, что понятие материя не может быть проверено в опыте, а, следовательно, оно бесфункционально. Объективные идеалисты (Платон, Гегель) материи отводят роль пассивного начала. У Гегеля материя развернута в пространстве, но не развивается во времени. Еще в XIX веке материалисты утверждали, что материальное тело состоит из неделимых атомов, а телесность и протяженность – неотъемлемые атрибуты материи. В конце XIX-начале XX века естествознание совершенствовалось: были сделаны принципиальные открытия в химии, физике. В частности, рентгеновские лучи опровергли прежние идеи о непроницаемости материи. Были открыты электрон, самопроизвольное излучение урана, радиоактивный распад атомов. Картина мира усложнилась, соответственно переживала кризис и наука, и в частности, материалистическая философия. Материя стала трактоваться как всякая объективная реальность, данная человеку в его ощущениях. Понятие же материи – это субъективный образ объективного мира.
    Естественнонаучное представление о материи. Атрибутами материи являются: структурность, системность, взаимодействие, движение, самоорганизация, пространство, длительность, отражение. Все объекты материального мира, равно как и духовного, могут быть рассмотрены как системы. Материальная система - это система предметов, объектов, вещей. Духовная система - это система ценностей, идеалов. Структурность - внутренняя расчлененность реального мира. Материальный мир делится на три сферы: неживая природа, живая природа и социум.
    15.
    Философия и естествознание (5)
    Между философией и естествознанием всегда существовала тесная взаимосвязь [14, 24, 28, 29]. Она восходит еще к античному периоду становления науки. Как уже отмечалось, первичное нерасчлененное знание о мире и человеке, накопленное в течение многих столетий развития первобытно-родового общества, было совокупностью эмпирических сведений, верований и мифов, устно передававшихся от поколения к поколению. Изобретение письменности, развитие материального производства, разделение умственного и физического труда интенсифицировало накопление знаний. Это привело к возникновению науки как теоретической системы знаний о мире, а затем - к дифференциации наук. Становление философии и конкретных естественных наук по их предмету и теоретическому содержанию исторически происходило более или менее одновременно и параллельно при постоянном взаимодействии друг с другом и непрерывном обмене концепциями. Уже в Древней Греции наряду с философскими концепциями мироздания и общества начали формироваться такие науки, как астрономия, арифметика, геометрия, география, медицина, история, которые не считались философией.
    Вместе с этим происходило предметное самоопределение философии, которая все более сосредоточивалась на всеобщих проблемах бытия и познания. В ее рамках рассматривались вопросы сущности мира: был ли он создан Богом или существует вечно и материален; в чем смысл жизни; каковы перспективы и цели общества, грядущая судьба человечества; познаваем ли мир и каковы законы и методы этого познания. Эти вопросы и сейчас являются предметом философских дискуссий. Естественные науки также участвовали в их обсуждении и давали свои решения, но по мере дифференциации наук и более точного определения их предмета область исследования в каждой из наук ограничивалась более частными и конкретными вопросами.
    Во второй половине XIX в. проблему взаимодействия философии и естествознания рассматривали
    К. Маркс и Ф. Энгельс. Так, Энгельс свой труд <Диалектика природы> посвятил диалектико- материалистическому анализу достижений науки в понимании природы, раскрытию всеобщих свойств и законов движения материи, уточнению принципов диалектического материализма. По мнению Энгельса, не природа должна согласовываться с принципами, а принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют действительности.

    29
    В рамках современной философии рассматриваются разнообразные естественно-научные проблемы, например: раскрытие общих свойств, законов структурной организации, изменения и развития различных типов природных систем; выявление закономерностей естественно-научного познания, его логики и методологии, психологии научных открытий; анализ дифференциации и интеграции научного знания, соотношения между новыми и старыми теориями, различными методами познания, определение возможностей и сферы применимости каждого из общенаучных методов и т.д.; анализ социальных аспектов применения естественно-научных открытий, а также социального статуса естествознания; определение степени универсальности категорий, законов и принципов естествознания, границ их применимости, содержательной логики этих теорий; изменение предмета теории с ее развитием.
    Рациональное решение проблемы взаимодействия естествознания и философии связано с рядом соображений. В о - п е р -в ы х, воздействие философских принципов на процесс научного исследования, как правило, осуществляется не прямо, а сложным опосредованным путем - через методы, формы и концепции других методологических уровней (прежде всего через общенаучный). Философия влияет на научное исследование на всех его стадиях, но в самой большой степени - при построении фундаментальных теорий. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным - в зависимости от содержания философских идей, которыми руководствуется ученый. Воздействие философии на развитие научного познания объясняется ее умозрительно-прогностической функцией. Научная значимость выработанных философией идей и принципов подтверждается спустя много времени. Например, идеи атомизма и диалектики, выдвинутые в античности, были подтверждены физическими экспериментами только в недавнем прошлом. Очень важно, что принципы философии при переходе от умозрения к теоретическому исследованию выполняют функцию селекции или отбора: из множества умозрительных конструкций ученый выбирает именно те, которые согласуются с его собственными философскими и методологическими представлениями.
    Во-вторых, философия - один из элементов научного поиска, а ее принципы - один из факторов поиска (наряду с опытом, интуицией, фантазией, воображением и т.д.). Поэтому даже при наличии хорошо обоснованных философских принципов положительный результат не гарантирован.
    Философские методы не всегда проявляются в процессе исследования. Однако в любой науке есть элементы всеобщего значения (законы, категории, понятия и т.д.), которые и делают конкретную науку, по выражению Гегеля, <прикладной логикой>. Философия дает конкретным естественным наукам общие методологические принципы, которые функционируют в науке в виде универсальных норм, образующих в совокупности методологическую программу самого высокого уровня.
    Итак, философия разрабатывает наиболее общую картину мира, строит определенные универсальные модели реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования. Философия, синтезируя все знания, представляя мир в его универсальных характеристиках, дает общее видение мира, всеобщую основу для разработки конкретно научных представлений о мире. Философия помогает исследователю выбрать характерную для конкретной науки систему категорий, принципов, понятий и других средств и форм познания, определенные мировоззренческие и ценностные установки и т.д. Она вооружает его знанием общих закономерностей самого познавательного процесса в целом, учением об истине и путях ее достижения, о социокультурном контексте познания и т.п.
    16.
    Уровни организации материи и их генетическая и структурная связь
    Понятие «Материя» многозначно. Его используют для обозначения той или иной ткани.
    Иногда ему придают иронический смысл, говоря о «высоких материях». У всех предметов и явлений, окружающих человека, несмотря на их разнообразие, есть общая черта: все они существуют вне сознания человека и независимо от него, т.е. являются материальными. Люди постоянно открывают все новые и новые свойства природных тел, производят множество не существующих в природе вещей, следовательно, материя неисчерпаема.
    Структурные уровни организации материи. В современном естествознании эта структурированность материи оформилась в научно обоснованную концепцию системной организации мира. Структурные уровни материи образованы из какого-либо вида и

    30 характеризуются особым типом взаимодействия между составляющими их элементами.
    Критериями для выделения различных структурных уровней служат следующие признаки:
    1) пространственно-временные масштабы;
    2) совокупность важнейших свойств и законов изменения
    3) степень относительной сложности, возникшей в процессе исторического развития материи в данной области мира.
    Деление материи на структурные уровни носит относительный характер. В доступных пространственно-временных масштабах структурность материи проявляется в ее системной организации, существовании в виде множества иерархически взаимодействующих систем от элементарных частиц до Метагалактики.
    Каждая из сфер объективной действительности включает в себя ряд взаимосвязанных структурных уровней. Внутри этих уровней доминирующими являются координационные отношения, а между уровнями – субординационные.
    Иерархия структурных элементов материи.Современная физика постепенно, шаг за шагом, открывала совершенно новый мир физических объектов – микромир или мир
    микроскопических частиц, для которых характерны преимущественно квантовые свойства.
    Поведение и свойства физических тел, состоящих из микрочастиц и составляющих
    макромир, описываются классической физикой. К двум совершенно разным объектам – микромиру и макромиру можно добавить и мегамир – мир звезд, галактик и
    Вселенной, расположенный за пределами Земли.
    Материя распределена по Вселенной неоднородно. Структурные элементы материи объединяются в целостные системы, взаимодействия внутри которых сильнее и важнее взаимодействий элементов системы с ее окружением. В свою очередь, материальные системы взаимодействуют между собой, вступая в отношения соподчинения и образуя иерархию природных систем. Основными ступенями этой иерархии служат микромир, макромир и мегамир.
    Объективная действительность состоит из трех основных сфер: неорганической природы, живой природы, общества. Например, при классификации неорганического типа выделяют элементарные частицы и поля, атомные ядра, атомы, молекулы, макроскопические тела, геологические образования.
    Можно вычленить три структурных уровня:
    1. мегамир – мир космоса (планеты, звездные комплексы, галактики, метагалактики и неограниченные масштабы до 10 28
    см);
    2. макромир – мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин (а также кристаллические комплексы молекул, орагнизмы, сообщества организмов, т.е. макроскопические тела 10
    -6
    – 10 7
    см);
    3. микромир – мир атомов и элементарных частиц, где неприменим принцип «состоит из»
    (область порядка 10
    -15
    см).
    Разные уровни материи характеризуются разными типами связей:
    1) в масштабах 10
    -13
    см – сильные взаимодействия, целостность ядра обеспечивается ядерными силами.
    2) целостность атомов, молекул, макротел обеспечивается электромагнитными силами.
    3) в космических масштабах – гравитационными силами.
    С увеличением размеров уменьшается энергия взаимодействия. Чем меньше размеры материальных систем, тем более прочно связаны между собой их элементы.
    Структурные уровни материи взаимодействуют между собой как часть и целое. Взаимодействие части и целого состоит в том, что одно предполагает другое, они едины, и друг без друга существовать не могут. Не бывает целого без части и нет частей вне целого. Часть приобретает свой смысл только благодаря целому так же, как и целое есть взаимодействие частей. Во взаимодействии части и целого определяющая роль принадлежит целому. Однако это не означает, что части лишены своей специфики. Определяющая роль целого предполагает не пассивную, а активную роль частей, направленную на обеспечение нормальной жизни универсума как целого. Подчиняясь в общем системе целого, части сохраняют свою

    31 относительную самостоятельность и автономность. С одной стороны, они выступают как компоненты целого, а с другой – они сами являются своеобразными целостными структурами, системами.
    17.
    Фундаментальное и прикладное естествознание
    Один из существенных признаков разделения естественных наук на прикладные и фундаментальные базируются именно на этих двух смыслах: ценной в первом случае считается прикладная наука, во втором – фундаментальная.
    Причем следует отметить, что фундаментальная наука – это работа на будущее, и если мы не хотим оставить себя без будущего, то фундаментальная наука должна существовать. Разумеется, все люди в целом, и особенно те, которые вкладывают деньги в науку, думают немного по-другому. Для них
    – основная цель все-таки машины. И функция ученых, по их мнению, «скатывается» не к тому, чтобы искать, а к тому, чтобы находить.
    Ведь некоторые исследования, прикладные по существу, никуда на самом деле «не прикладываются», могут существовать в ряде фундаментальных и требовать неоправданных вложений.
    Встав перед этими проблемами в 50-х годах нашего века, в США были сформулированы основные характеристики термина «фундаментальные»:

    исследование, которое не соотнесено ни с каким конечным результатом

    бесполезно решительно для всех

    ищущее знание, которого пока нет

    предпринимаемое только потому, что этого желает исследователь

    не нуждающееся в ограничениях секретности

    проводимое исследователем, который не в состоянии объяснить, чем он занят

    новое исследование в области, не имеющей практического значения
    Проблемы, которые ставятся перед учеными извне, называются прикладными. Проблемы, возникающие в самой науки, - фундаментальными.
    Прикладное исследование может иметь очень большое значение и для самой науки, в то время, как фундаментальное исследование может быть пустяковым.
    Большинство фундаментальных исследований никогда не найдут своего применения. Этому три причины:

    зачем копать глубоко, если можно доказать или получить необходимое с помощью прикладных наук

    фундаментальные исследования делаются с большим превышением потребностей во временных направлениях науки, от которых зачастую потом отказываются. Тем более в последнее время чаще стали использоваться теоретические методы исследования, в отличие от эксперимента. Причина этого в дорогом оборудовании для теоретических исследований.
    Так рождаются многочисленные теории.

    ученые всегда стремились к неоправданному обобщательству
    У общества нет выбора, и оно вынуждено идти на издержки просто потому, что отделить заранее бесполезное от полезного невозможно. Сегодня полезность должна рассматриваться не только в возможной выгоде завтра, но и в том, что они позволяют поддерживать высокий научный уровень.
    Кстати, низкий уровень прикладных институтов объясняется тем, что рядом с прикладниками в них нет специалистов. Занимающихся фундаментальными исследованиями.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта