Главная страница
Навигация по странице:

  • Детерминизм в естествознании

  • Экзаменационные вопросы по философии). Экзаменационные вопросы Философские вопросы естествознания


    Скачать 2.2 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы Философские вопросы естествознания
    Дата23.03.2023
    Размер2.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭкзаменационные вопросы по философии).pdf
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #1010942
    страница8 из 22
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   22
    Вариант 2
    Следует сказать, что в рамках экспериментального естествознания развивается техническая деятельность. На начальном этапе развития пауки и техники их взаимоотношение можно было рассматривать следующим образом. Техническая деятельность — это практическое естествознание, т.е. знание законов природы, применяемое для решения практических или технических проблем. Дальнейшее развитие естествознания и техники показало, что это разные культуры, нс сводимые друг к другу. Техника развивается по своим специфическим законам. Она направлена на изменение наличной ситуации в интересах субъекта и решение проблем, связанных с покорением природы. Способом возникновения технической реальности является проектирование. В противоположность технике наука ставит задачу объяснения законов природы.
    Технические науки — это не прикладное естествознание, так как они нс являются приложением теоретических разработок к решению практических проблем. Дело в том, что технические науки на развитом этапе содержат в себе слой собственных фундаментальных и прикладных знаний. Более того, технические науки имеют собственный предмет исследования — технику и технологию как особую сферу искусственного, т.е. создаваемого человеком в виде артефактов, второй природы.
    Заметим, однако, что деление на естественное и искусственное в современной культуре относительно, ибо искусственное (предметы и процессы, созданные человеком) может быть создано при условии, что производящая их деятельность, конструирование и функционирование артефактов, а также материалы будут соответствовать законам природы. Поскольку технические науки основываются на процессах технического проектирования, то они являются связующим звеном между естествознанием и промышленными технологиями.
    В Новое время в западной культуре отношение человека к природе превратилось из созерцательного в практическое. Теперь уже интересовались не природой, какая она есть, а прежде всего вопросом, что с ней можно сделать. Поэтому естествознание превратилось в технику, точнее, оно соединилось с техникой в единое целое [3]. Б. Рассел указывал, что мир техники в широком смысле имеет ту же рациональную структуру, что и идеальный мир науки. Техника исходит из науки, а последняя основывается на технике.
    Современная наука имеет две функции: познавательную и практическую. Познавательная играет относительно самостоятельную роль, ибо она детерминируется практикой. В. Форкис в книге
    «Технологический человек. Миф и реальность» [18] утверждает, что современная физиология, психология, эволюционная биология и антропология вместе доказывают, что нельзя разделить человека- мыслитсля и человска-деятсля. Другими словами, человек создал орудия, а орудия создали человека.

    37
    22.
    Детерминизм в естествознании. Причинный и непричинные
    формы детерминизма
    (Философия науки. История и методология естественных наук, раздел 3, пар 3.4)
    ВАРИАНТ 1
    Детерминизм в естествознании
    Становление детерминизма в естественных науках. Вплоть до начала XX в. система мышления, берущая свое начало в трудах Р. Декарта и И. 11ью- тона, была ведущей и называлась классической. В рамках этой системы считалось излишним обращаться к Богу для объяснения окружающего мира. Сам подход к описанию мира был рационально-механистическим.
    Его считали единым и единственным, где материя подчинена жестким детерминистским законам.
    Там не было места благодати, свободе духа и некой цели. Это было пустое пространство, в котором движутся массы материи, подчиняясь жестким законам механики. Всё происходит помимо человеческого сознания. Да и сам человек был в этом мире лишним элементом. Вселенная существует без смысла и цели. Вселенная — это огромный часовой механизм, который движется благодаря бесконечной цепочке причин и следствий. А это значит, что познание должно стремиться получить как можно больше точной информации о нем и в итоге иметь возможность рассчитать все события как прошлого, так и будущего.
    Особенности детерминистической картины мира. Детерминистический подход предполагает возможность бесконечного познания абсолютных объективных законов мира, пронизанного однозначными отношениями. В рамках такого подхода считается возможным построение единой картины мира, обусловленной объективными законами природы, познание которых осуществляется с помощью научных методов наблюдения, эксперимента и математических вычислений. Объективность научного познания достигается путем исключения из описания и объяснения явлений всего того, что относится к личности ученого-исследователя и процедурам его познавательно-исследовательской деятельности. По отношению к объекту познания исследователь занимает позицию внешнего, беспристрастного субъекта.
    С позиций детерминистического естественнонаучного мышления гуманитарное знание трактуется как неточное, несовершенное, и все его фундаментальные особенности: субъективность, обращенность к уникальности явления, образность и эмоциональность, интуитивность и метафоричность — рассматриваются как негативные характеристики.
    Причинность — вот что связывает различные формы материи и является основой ее движения и развития.
    Познание мира есть понимание причинности в принципах строения материи и способах ее движения. На причинности строится материальнопрактическая деятельность человека и вырабатываются научные прогнозы.
    Состояние изучаемого объекта в данный момент определяется его исходным состоянием и всеми его взаимодействиями за исследуемый отрезок времени — это есть механистическое в понимании причинности.
    В классической физике считается, что все связи объекта определены в количественном отношении строго однозначно.
    ВАРИАНТ 2
    Характерной чертой научного знания является его необходимость, т. е. обоснованность тех утверждений и выводов, которые признаются научными.
    Научное знание отражает объективную реальность, а значит, необходимость этого знания обусловливается соответствующим принципом, действующим в самой объективной реальности.
    Это принцип детерминизма, сущность которого заключается в утверждении всеобщей закономерной взаимосвязи явлений, процессов действительности. Частным случаем такой взаимо- связи выступает причинно-следственная связь. Каждый закон природы, открытый в процессе

    38 естественно-научного познания, как раз и представляет собой специфическую причинно- следственную связь.
    Еще античные мыслители связывали необходимость знания с отражением причинности, которая существует и действует объективно. Последовательное развитие принципа детерминизма как объективного основания необходимости научных знаний находим в философии Нового времени.
    Основоположники, казалось бы, противоположных направлений - эмпиризма и рационализма -
    Бэкон и Декарт равным образом придавали решающее значение в научном познании принципу
    причинности как объективному основанию и в мире вещей, и в научном познании.
    В последующем детерминизм как основание научного знания развивался такими мыслителями, как Спиноза, Лейбниц, Гоббс, Локк, великими французскими материалистами. При этом образцом для них служила классическая механика, которая в XVIII веке и особенно в начале XIX века получила законченную математическую форму. Опираясь на механику, Лаплас сформулировал свою версию детерминизма, который впоследствии стали называть лапласовским. Согласно этому детерминизму, мир устроен таким образом, что из нынешнего его состояния можно однозначно вывести все, что было в прошлом, и предвидеть все, что будет. Для этого некоторому универсально- му разуму, названному «демон Лапласа», достаточно знать координаты и импульсы всех частиц во
    Вселенной, подставить их значения в дифференциальные уравнения и решить эти уравнения. Мир
    - это множество событий, причинно связанных друг с другом. Их связь столь абсолютна, что в ней ничего нельзя изменить. Достаточно разорвать одну причинно-следственную связь, как тотчас же разрушится весь мир. Или, как говорил немецкий философ Гегель, уничтожение пылинки равносильно уничтожению всего мира. Но в то же время такое взаимодействие событий, согласно
    Лапласу, подчинено законам механики. Причинность оказывается как бы внутри этой системы законов. Объективная детерминация по Лапласу может быть представлена как отношение, как закономерная связь точек, поскольку события могут рассматриваться как точки. Главную роль принадлежит не взаимодействию вещей, которые, в сущности, исчезли в точечной структуре, а законам, система которых и образует реальность строго детерминированного поведения. Но это и означает, что суть детерминизма - в строгой определенности законов. Такой детерминизм получил название помологического.
    Вплоть до создания квантовой теории ученые в самых различных областях науки стремились придать результатам своей научной деятельности форму абсолютной необходимости, т. е. абсолютного детерминизма. Законы, которые открывались и формулировались в этот период, получили название динамических, поскольку они имели форму абсолютной необходимости и ис- ключали какую-либо случайность. Если же такая форма в какой-то мере нарушалась, то это считалось чем-то субъективным, недостатком самого научного знания.
    Сравнивая научную рациональность с другими формами рациональности, например философской или политической, легко обнаружить, что в них, хотя и признается детерминация, принципиально она не носит того абсолютного характера, как это имело место в научной рациональности. Здравый смысл, или обыденное сознание, также признает наличие причинности, необходимости, но в такой форме, которая вовсе не исключает неопределенности, случайности, свободы воли. Ведь абсолютизация необходимости в лапласов-ском детерминизме, так же, как и в спинозовском, исключает всякую свободу воли, всякий произвол в действии. Но там, где нет свободного выбора поступка, нет и ответственности за этот поступок. Между тем здравый смысл полагает, что человек должен отвечать за свои поступки.
    То же мы находим и в основных мировых религиях. Так, традиционное христианство признает возможность выбора между добром и злом в поведении человека. Только возможность такого выбора придает смысл понятию греха как одного из основных понятий христианства.
    Дальнейшее развитие научной рациональности показало, что здравый смысл и религия в этом отношении ближе к истине, чем понимание принципа детерминизма, которое в течение трехсот лет доминировало в научном познании,
    С открытием Гейзенбергом принципа неопределенности наука постепенно стала понимать относительность детерминации и универсальность неопределенности. Ученые стали осознавать, что необходимость не может быть абсолютной, поскольку она сама определяет себя через случайность, основывается на случайности, закономерно с нею связана.

    39
    Л. Бриллюэн в своей книге «Научная неопределенность и информация» показал, что даже в самой классической механике, которая представляла собой абсолютный оплот лапласовского детерминизма, обнаруживается неопределенность во многих ситуациях. Признание фундаментальности статистических законов, в которых действие случайности существенно и в принципе не может быть равно нулю, так как в них совокупное действие случайностей определяет форму необходимости, окончательно утвердило мысль о том, что принцип детерминизма несмотря на его важность и универсальность нельзя рассматривать как абсолютную определенность реальных взаимодействий и законов. Поэтому, в частности причинно-следственная связь, стала пониматься как некоторый процесс и вместо абсолютной причинно-следственной связи стали говорить о вероятностной причинности, т. е. о такой, которая допускает некоторый уровень неопределенности.
    Обнаружение фундаментальной роли неопределенности привело некоторых философов и методологов науки к выводу о том, что надо отказаться от принципа детерминизма вообще. Такая позиция называется индетерминизмом. Однако любой индетерминизм ведет к отказу от представления о закономерности вообще, а следовательно, к уничтожению предмета научного знания. Очевидно, что для подавляющего большинства ученых такая постановка вопроса является совершенно неприемлемой, поэтому стали говорить о том, что произошло изменение самого понимания принципа детерминизма, а не отказ от этого принципа: абсолютный детерминизм был замещен относительным (вероятностным, статистическим).
    ВАРИАНТ 3
    Детерминизм – философское учение анализирующее проблему обусловленности явлений мира в своем существовании и развитии, имеет обусловленность регулярный, упорядоченный или непроизвольный, неупорядоченный характер.
    Детерминация – формирование, становление объективных признаков предмета под действием объективных факторов. Детерминация, в объективном смысле, обуславливание одних явлений, процессов и состояний, другими явлениями, процессами и состояниями, в результате чего первые приобретают определенные признаки, которые можно зафиксировать в определениях.
    Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности объективных явлений.
    Важное место в детерминизме занимает понятие связи и взаимодействия. Взаимодействие выражается во взаимном изменении вещей.
    Детерминизм учение о существовании универсальной взаимосвязи, которое отрицает существование каких-либо вещей и явлений вне универсальной взаимосвязи.
    Принципы детерминизма:
    1. Всеобщая обусловленность материальных систем и процессов, т.е. каждая вещь приобретает и сохраняет свои важнейшие признаки и объясняет изменения явлений;
    2. В основе всего многообразия отношений детерминации лежит принцип причинности, т.е. любое событие имеет причину, каждое событие порождается другим событием;
    3. Существуют многообразные типы детерминации, т.е. принцип не сводится к отношениям причинности, т.к. наряду с ним существуют другие типы детерминации;
    4. Закономерность и регулярность отношений обусловливания, т.е. явление подлинно закономерным отношением в процессе существования и изменения.
    Принцип причинности является необходимой составной частью детерминизма. Отождествление причинности и детерминизма имеет исторические корни. Однако сведение детерминизма к принципу причинности неправомерно.
    Философский детерминизм не исключает существование непричинных видов обуславливания. В непричинных отношениях наблюдается взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность между явлениями. Тем не менее, при подобном типе отношений отсутствует отношение генетической производительности и временной ассиметрии.
    I.
    Примером непричинной детерминации может служить функциональная связь между свойствами предметов. При функциональной связи объекты сосуществуют во времени.
    II.
    Вид непричинной обусловленности – связь состояний. В процессе связи состояний элемент производительности (порождения нового) отсутствует.

    40
    Причинная детерминация лежит в основании всех видов непричинной.
    23.
    Диалектика естественнонаучного и гуманитарного знания
    ВАРИАНТ 1
    СПЕЦИФИКА
    Проблема разграничения наук о природе и социально-гуманитарных наук и определение предмета гуманитарного знанияявляется важнейшей методологической проблемой современной философии науки. Сложность ее решения связана с тем, что относительно предмета социально- гуманитарных наук не существует единства мнений. Чаще всего различные исследователи пытаются выделить среди этих наук какую-то ключевую дисциплину, вокруг которой можно было бы объединить все другие «науки о духе». Для Гадамера такой ключевой дисциплиной выступает история (апотому все остальные социально-гуманитарные науки он трактует как науки исторические); структурализм центральной дисциплиной признает лингвистику, постмодернизм
    этнологию и т. д.
    Наука как система знаний о мире, выраженных в концептуально-понятийной форме, и как особый вид деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, сложилась в Европе на рубеже XVI—XVII вв., когда происходит отделение от спекулятивного философствования позитивных пут, стремящихся объяснить объективные свойства вещей и законы природы. По мере развития науки как особой сферы культуры она оформляется как социальный институт ипостепенно превращается в доминирующую форму общественного сознания, в «решающий способ, каким для нас предстает все, что есть». С этого времени наука претендует на исключительное положение в культуре, и возникает убеждение, что «действительность, в которой живет современный человек, определяется западноевропейской наукой».
    При этом наука сформировалась в XVII в. в лице экспериментально-математического естествознания и была представлена науками о природе, которым присущ ряд особенностей:
    1. Утверждение экспериментально-опытного источника знаний, а также требование эмпирической проверки положений теории.
    2. Использование математического языка в качестве средства описания реальности.
    3. Стремление представить сложный и многообразный мир в виде устойчивой законообразной структуры (путем разделения закона, выражаемого математическими уравнениями, и начальных условий, описывающих некоторое мгновенное состояние конкретной системы).
    Любой процесс индивидуален и обусловлен бесчисленным множеством факторов, однако в то же время он подчиняется универсальным, единым законам. Таким образом, в науках о природе утверждается принцип простоты согласно которому видимая сложность мира лишь скрывает лежащую в его основании простоту, ибо любое многообразие в конечном счете сводимо к ограниченному числу фундаментальных законов природы.
    4. Утверждение возможности причинного объяснения явлений.
    5. Признание атемпоральности реальности, стремление абстрагироваться от развития изучаемых объектов. Согласно принципу обратимости времени исследуемые системы с течением времени не претерпевают качественных изменений и в них происходит только развертывание количественных форм.
    Господство механицизма утвердило разрыв между естественнонаучным знанием и гуманитарной культурой. В XIX в. исторические и культурологические науки, занимающиеся исследованием культурных образований и сфер человеческой культуры (таких как искусство, религия, государство, экономика, право и т. п.), начинают противопоставляться наукам о природе. К наукам о духе, сфера которых очерчивается духовно-культурной деятельностью человека, относятся история, философия, социология, теология, этика, эстетика. Резкую грань между естественными науками и науками о духе впервые провел В. Дильтей. Задачей наук о духе он считал переживание проявлений общественно-исторической действительности, их осмысление и понимание. С точки

    41 зрения Виндельбанда и Риккерта, различие наук о природе и наук о духе состоит в том, что естественные науки являются законополагающими (номотетическими), в то время как истори- ческие науки описывают индивидуальные явления и должны быть отнесены к разряду идеографических.
    Несмотря на признание того, что принцип причинности имеетсилу в социально-гуманитарных науках, здесь он должен быть дополнен представлениями о цели, ценности и смысле.
    Можно говорить о том, что к настоящему времени сложились три идеала научности: математический, естественнонаучный (сформулированный на базе физики) и гуманитарный, причем последний находится еще в стадии разработки. Каждый из этих идеалов научности включает в себя принятую в той или иной области знания систему познавательных ценностей, способов аргументации и доказательства и структурных принципов организации знания. Для социально-гуманитарного знания характерна, во-первых, более широкая трактовка субъекта познания, включающая в себя человека с его способностями, знаниями и т. п. и, во-вторых, идеал гуманитарного знания включает в себя не только познание, но и оценочную деятельность.
    Объект исследования социально-гуманитарных наук отличается от объекта естественных по нескольким позициям. Во-первых, поскольку конкретная история индивидуализирована, социальные и культурные процессы и явления нельзя изучать в «чистом виде» или условиях социального экспериментирования. Во-вторых, в структуру и содержание объекта социально- гуманитарного познания с необходимостью входит субъект познания. Объективация предмета познания оказывается в этом случае неполной и сопряжена с большими методологическим трудностями. В-третьих, исследование объекта осуществляется в социально-гуманитарном знании с ценностных позиций, поскольку субъект познания, будучи сам частью социальной системы, оказывается нагруженным идеологическими предпосылками, предрассудками, некритически вос- принятыми установками и т. п.
    В настоящее время наблюдается конвергенция и взаимодействие естественнонаучного и социально-гуманитарного знания. Логику развития методологии гуманитарного познания можно представить следующим образом: сначала проблематика методологии гуманитарных наук развивалась в направлении выявления и обоснования их специфики по сравнению с науками о природе. Главной на этом этапе является проблема идентификации социально-гуманитарных наук и их демаркации от наук естественных. Обоснованию специфики социально-гуманитарного по- знания посвящены работы Дильтея («Описательная психология»), Гадамера («Истина и метод»),
    Фуко («Слова и вещи»), Рикера («Герменевтика и метод гуманитарных наук»), Деррида
    («Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук»). Все они рассматривают специфику гуманитарных наук через оппозицию естествознанию и позитивистским представлениям.
    Ключевым понятием программы Дильтея является понятие индивидуальности. Отличие гума- нитарных дисциплин он видит в том, что они занимаются индивидуальными предметами и рассуждают не только о личностях, но и о народах, государствах и культурах как об индивидуальностях, что ведет к психологизации гуманитарных наук. Гадамер рассматривает социально-гуманитарные науки прежде всего как исторические науки, укорененные в человеческом бытии, а потому в них имеют первостепенное значение жизненный опыт человека, а также воспитанный вкус и здравый смысл.
    В дальнейшем методология социально-гуманитарного познания развивается в рамках структурализма, который впоследствии эволюционирует к постструктурализму и далее к постмо- дернизму. Суть этой эволюции состоит в понимании гуманитарных наук как определенного речевого ансамбля. Их объединяет общее проблемное поле, а также совокупность правил и норм познания, которые вырабатываются общими усилиями и являются для социально-гуманитарных наук междисциплинарными. В отличие от эмпирических наук о природе, нацеленных на поиск причинных связей, эмпирические науки о языке и социальной жизни направлены прежде всего на выявление структурных связей.
    Другой особенностью социально-гуманитарных наук является заимствование ими понятий и концептуальных моделей из различных областей конкретно-научного знания (биологии, эко- номики, лингвистики).

    42
    С переходом к постмодернизму становится все более популярной идея неразличимости гуманитарных и естественных наук и намечается тенденция к отказу от демаркации научного и не- научного знания.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   22


    написать администратору сайта