Главная страница

Экзаменационные вопросы по философии). Экзаменационные вопросы Философские вопросы естествознания


Скачать 2.2 Mb.
НазваниеЭкзаменационные вопросы Философские вопросы естествознания
Дата23.03.2023
Размер2.2 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЭкзаменационные вопросы по философии).pdf
ТипЭкзаменационные вопросы
#1010942
страница11 из 22
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   22
Развитие необратимо, поскольку обратимость характерна для процессов функционирования систем, в ходе которых происходит повторение, циклическое воспроизведение некоторых постоянных для системы функций (обмен веществ в живых организмах и т.п.);
2.Развитие закономерно, то есть протекает по определенным законам, знание которых делает возможным научное прогнозирование развития (личности, общества в целом или отдельных его элементов, например, экономики, природных процессов и т.п.); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа (аварии на транспорте, разрушения построек при землетрясении и пр.). Строго говоря, каждое явление (класс явлений) имеет свои специфические закономерности развития. Однако философия анализирует развитие с позиций универсальных (всеобщих) законов развития,которые были впервые сформулированы Г.Гегелем (см. 2.6.2) в рамках его диалектического учения (напомним, что диалектика и есть, прежде всего, учение о развитии).
Диалектическая концепция развитиярассматривает развитие, во-первых, не как простое увеличение или уменьшение, а как единство количественных (эволюционных) и качественных
(скачкообразных) изменений. Во-вторых, с позиций диалектического подхода, развитие, по закону
«двойного отрицания» проходит определенные этапы, обозначенные Гегелем как «тезис» –
«антитезис» – «синтез». Каждый из них «отрицает» предыдущий, то есть новое преодолевает
старое, но не уничтожает его полностью, что обеспечивает преемственностьв процессе развития и возможность его продолжения. В-третьих, диалектика, опираясь на закон единства и борьбы противоположностей, трактует развитие как саморазвитие,обусловленное противостоянием противоположных сторон, тенденций, процессов, присущих всем без исключения объектам действительности.
В настоящее время в понимании диалектического характера процессов развития большую роль играет синергетика – наука, возникшая в 60-е гг. ХХ века, основателями которой считаются
И.Пригожин (Бельгия) и Г.Хакен (Германия). Синергетика изучает процессы
самоорганизации и саморегуляции открытых систем, то есть систем, обменивающихся с
окружающей средой веществом, энергией и информацией. Возникнув первоначально как новое направление в научных исследованиях, синергетика совершила «революционный переворот» в науке, став основой современной постнеклассической, «синергетической» парадигмы, в рамках которой объекты научных исследований рассматриваются как исторически
развивающиеся системы. Например, человек – система взаимодействия физико-химических, биологических и социальных процессов, Земля – система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов, Вселенная – система взаимодействия микромира, макромира и мегамира и т.д. Считается, что концепция самоорганизации открытых систем
является сегодня естественнонаучной основой диалектических представлений о
развитии.
3. Развитие имеет направленность (прогрессивную или регрессивную) при отсутствии которой изменения не смогут накапливаться и процесс развития лишается характерной для него линейной тенденции изменения.
Прогресс (лат. progressus - движение вперед, успех) – тип направления развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному.
Противоположный тип направленности развития - регресс (лат. regressus – обратное движение), содержанием которого являются процессы деградации, моменты застоя в развитии, возврата к изжившим себя формам и структурам.
Для определения направленности развития необходимо установить критерии прогресса,то есть указать признаки, на основании которых производится оценка развития как «прогрессивного» или
«регрессивного». Сложность решения данной проблемы обусловлена двумя обстоятельствами:
- поскольку понятие «развитие» не применимо к миру вообще, который изменяется, движется, а развиваются только отдельные его системы (организмы, личность, общество,

53
Солнечная система, Вселенная и т.д.), постольку и понятия прогресс и регресс применимы
только к отдельным процессам и явлениям;
- в силу многообразия процессов развития невозможно найти единый, универсальный
объективный критерий прогресса, применимый, например, и к науке, и к искусству, и к экономике и т.п. Поэтому проблему критерия прогрессивного развития приходится решать конкретно, учитывая специфику явления, что тоже весьма затруднительно. В некоторых случаях
(например, в искусстве) предпочитают вообще не говорить о прогрессе или регрессе в силу субъективности оценок этого явления. К.Маркс, в свое время, предложил в качестве критерия общественного прогресса уровень развития производительных сил. Однако в мире нет
прогресса и регресса в чистом виде. Отдельные регрессивные изменения могут происходить при общем прогрессивном развитии системы и наоборот, в частности, развитие производительных сил общества, технический прогресс, не гарантируют прогресс в области морали, искусства и пр.
Вопрос прогрессирует общество в целом или нет в этом случае останется открытым (см. 3.5.3).
Таким образом, философское учение о движении (и развитии как его разновидности), возникнув в глубокой древности, продолжает развиваться и в наше время, поскольку научные открытия наполняют прежние философские идеи новым содержанием.
ВАРИАНТ 2
Движением в философии называют любые изменения. Движение абсолютно и относительно. Его абсолютность означает, что материя находится в состоянии непрерывных изменений, а относительность движения заключается в том, что оно существует не само по себе, а как изменение конкретных материальных систем. Движение, будучи абсолютным не исключает элементов покоя, но покой – это частный случай, временное состояние вещей.
Попытку классифицировать формы движения материи предпринял Ф. Энгельс в конце XIX в. В своей работе «Диалектика природы» он выделил пять форм движения материи:
1. Механическая – перемещение макротел в пространстве.
2. Физическая – оптические, тепловые, магнитные, электрические явления.
3. Химическая – единичные и групповые взаимодействия молекул.
4. Биологическая – рост и развитие живых организмов.
5. Социальная – общественные явления и процессы.
Первые три формы движения материи Энгельс назвал низшими, две последниевысшими. Он установил два типа связей между высшими и низшими формами движения: генетическую и структурную.
Генетическая связь состоит в том, что высшие формы движения материи возникают на основе низших как их синтез.
Структурная связь заключается в том, что высшие формы движения материи обязательно включают в себя низшие, но к ним не сводятся и своей специфики не теряют.
Развитие науки в XX в. внесло поправки в эту классификацию. Механическая форма движения утратила самостоятельный статус и стала рассматриваться в качестве «фона» других форм движения.
Физическая форма распалась на микро- и макроуровень физических процессов.
Химическая форма теперь понимается как совокупность различных типов реакций.
Биологическая форма выступает как иерархия процессов жизни на разных структурных уровнях ее организации: от доклеточных до уровня биосферы.
Социальная форма движения выделяется как особый вид и уровень организации материи, требующий специальных методов и средств познания.
26. Пространственно-временная организация бытия.
Пространство – это философская категория, которая обозначает протяженность и взаимное расположение материальных объектов и их элементов.
Время – философская категория для обозначения продолжительности протекания различных процессов и степени интенсивности качественных изменений.
В истории философии сложились две концепции пространства и времени:

54
субстанциональная исходит из того, что пространство и время – две независимые сущности, которые находятся вне материи, рядом с ней; реляционная гласит, что пространство и время взаимосвязаны, а пространственные характеристики и ритмы времени зависят от свойств движущейся материи.
Естественнонаучным обоснованием реляционной концепции является теория
относительности А. Эйнштейна.
Теория относительности способствовала созданию понятия «пространственно-временной
континуум», которое обозначает реальность как множество событий, которые имеют четыре
измерения: три пространственных (длина, высота, ширина) и четвертое – временное.
Хотя пространство и время едины, в макромире они относительно обособлены и рассматриваются отдельно. При этом оказывается, что время также имеет несколько измерений.

Выделяют внешнее время, когда какой-то процесс сравнивается с другим, внутри которого он находится и от которого он зависит.

Существует также собственное время, которое определяется соотношением внутренних процессов данной системы.

Выделяют время, которое выражает отношение бытия конкретного объекта к закономерному бытию данного класса объектов.
С развитием науки возникают новые формы пространства и времени. Так, в социально- гуманитарных науках выделяют политическое пространство и время, которые характеризуют концентрацию и интенсивность политической жизни. На уровне индивидуального восприятия выделяют реальное и перцептуальное пространство и время. Последнее связано с индивидуальным восприятием пространственно-временных характеристик.
ВАРПАНТ 3
Движение, его сущность и познаваемость – фундаментальная тема философии, решающаяся в каждую эпоху по-разному.
Милетская школа
Античные философы милетской школы вместе с Гераклитом расценивали движение в качестве возникновения и уничтожения вещи, что можно назвать бесконечным становлением всего сущего.
Согласно учению Гераклита
: в одну реку нельзя войти дважды, что подразумевает собой вечное изменение мира, в котором всё течет и все меняется. Устойчивость мира уходит из понимания античной философии, принимая во внимание изменчивый характер бытия.
Элейская школа
Однако, это мнение опровергали следующие философы элеатской школы: Ксенофан, Парменид и
Зенон, которые усматривали в бытии момент неподвижности, устойчивости.
Так, Зенону принадлежит целая система доказательств того, что движения в бытии не существует.
В своих апориях Зенон логически доказал эту гипотезу, а из версии реальности движения следуют логические противоречия, что привело его к выводу, что движение не имеет истинное бытие. Это основывается на гносеологической позиции представителей данной школы, которая гласит, что вещь, о которой невозможно помыслить истинно не обладает истинным бытием.
Эмпедокл предложил свою трактовку движения в бытии, пытаясь скооперировать имеющиеся взгляды по тому вопросу. Движение имеет две стороны:
1. изменчивость
2. устойчивость.
Разрешение споров Аристотелем
Итоговое разрешение всех споров предложил Аристотель.
Аристотель обращает внимание на изменчивый мир. Философ рассматривает все виды движения, включая возникновение и уничтожение. Причины сущего как сущего не очевидны.
Аристотель пытается определить понятия, лежащие в основании физики, исследуя предшествующую философию. Всю предыдущую философию он описывает относительно вопроса о началах и причинах. Таким образом, он подразумевает, что ответ им уже дан. Всех предшествующих философов он воспринимает как ступени в ответе на его вопрос.
Аристотель выделяет форму, материю, цель и движение – 4 причины.

55
Знать нечто значит определить причину. Начало есть форма, которая сопоставима с целью. Форма есть действительность, а материя – возможность. Переход из возможности в действительность есть постепенная актуализация. Форма является тем, благодаря чему узнается вещь. Материя представляет сущность вещи.
Он не сомневается, что все природно-сущее имеет свою форму. Природа – это все то, что есть. Все подлежит человеческому восприятию. Основным вопросом философии, а начиная с Платона – метафизики является «Что значит “быть”?». Аристотель считает, что одной платоновской идеи недостаточно. Для всех вещей общим является то, что каждое сущее есть «вот это вот». И это сущее является подлежащим познанию
Замечание 2
Есть форма, и есть движение. Сущее нужно охватить так, чтобы форма и движение были тождественны. То состояние, в котором мы можем ухватить в единстве форму и движение, есть состояние покоя.
Движение неотделимо от покоя, когда оно совершилось, то есть достигло своей цели. Точно такое же состояние будет и началом. Движущееся движимо свой целью. Ухватить форму и движение значит объяснить начало движения и его цель.
Движущее движет как предмет желания. У движения должен быть предел, цель, то, к чему оно должно прийти. Движение прекращается с достижением цели. Она является концом, покоем, неподвижностью. Совершенство приводит в движение неподвижным образом. Это движение Аристотель называет самым совершенным. Оно есть неподвижный перводвигатель, действительность всякой действительности, форма форм. Это и есть Бог, как начало, совершенство мира и космоса. Сам он является неподвижным. Однако мир никогда не достигает предельного совершенства.
Цель оказывается началом, она предшествует ему. По Аристотелю, прекрасное является и началом, и концом движения. Цель и начало совпадают. Цель является действительностью, совершенство всегда действительно. Единство формы и движения есть и конец движения, и его начало. Форма, по Аристотелю, и есть природа вещи. Философ говорит о том, что все сущее имеет форму и раскрывается в своем виде. Быть значит быть определенным и оформленным. Форма всегда есть форма действия. Оно раскрывает свое естество через форму. Всякое оформленное сущее в своем естестве находится в энергии. Природа есть сущность того, что имеет начало движения в самом себе. Форма – это синоним природы. Природа – это начало и конец движения, а бытие в цель есть энергия. В природном порядке вещей все оформлено.
Если мы отвечаем на вопрос о сущности вещи, то мы отвечаем на вопрос о ее цели. Использование вещи в других целях – это насилие над природой.
Покой есть цель движения
27.
Классический этап развития естествознания
(Философия науки.
История и методология естественных наук, раздел 1, пар 1.7)
ВАРИ АНТ 1
Галилей и Кеплер, отталкиваясь от динамических и кинематических законов Аристотеля, переосмысливали его механику и в итоге перехода от геоцентризма к гелиоцентризму пришли к своим кинематическим законам. Эти законы предопределили принципиально единую для земных и небесных тел механику Ньютона со всеми сформированными им классическими законами механики, включая универсальный закон всемирного тяготения. Галилей, рассматривая движение свободного падения тел, первым ввел понятие инерции и сформулировал принцип относительности для механических движений, известный как принцип относительности Галилея. Решающий вклад в становление механики внес И. Ньютон.
Стройную логическую систему научной картине мира придали законы механики, разработанные Исааком
Ньютоном и изложенные в его гениальной работе "Математические начала натуральной философии" в 1687 году. Ньютон внес в научную картину мира не только новое содержание, но и принципиально новый стиль однозначного объяснения природы. Ньютон создал основы теории гравитационного поля, он вывел закон

56 тяготения, определяющий силу тяготения, которая действует на данную массу в любой точке пространства, если заданы масса и положение тела, служащего источником сил тяготения, т. е. притягивающего к себе другие тела.
Динамические законы Ньютона не только следуют из соответствующих кинематических законов Галилея и
Кеплера, но и сами могут быть положены в основу всех трех кинематических законов Кеплера и обоих кинематических законов Галилея, а также всевозможных теоретически ожидаемых отклонений от них из-за сложного строения и взаимных гравитационных возмущений взаимодействующих тел.
Единую механику для всех земных и небесных тел, с общими для них законами инерции, динамики, действия и противодействия, а также взаимного тяготения, впервые создал И. Ньютон.
Согласно законам механики И. Ньютона гравитационные силы связывают все без исключения тела природы, они являются не специфическим, а общим взаимодействием. Законы тяготения определяют отношение материи к пространству и всех материальных тел друг к другу. Тяготение создает в этом смысле реальное единство Вселенной. Объяснение характера движения небесных тел и даже предсказание новых планет
Солнечной системы было триумфом ньютоновской теории тяготения.
Поэтому долгое время в науке доминировала механистическая картина мира. Здесь можно выделить четыре следующих принципиальных момента:
1.
Мир строился на едином фундаменте — на законах ме ханики Ньютона. Все наблюдаемые в природе превращения, а также тепловые явления на уровне микроявлений сводились к механике атомов и молекул — их перемещениям, столкновениям, сцеплениям, разъединениям. Открытие в середине XIX в. зако на сохранения и превращения энергии, казалось, окончательно доказывало механическое единство мира.
2. В механистической картине мира все причинно-следственные связи однозначные, здесь господствует лапласовый детерменизм.
3. В механистической картине мира отсутствует развитие — мир в целом таков, каким он был всегда.
Механистическая картина мира фактически отвергала качественные изменения, сводя все к изменениям чисто количественным.
4. Механистическая картина исходила из представления, что микромир аналогичен макромиру.
По самой своей сути эта картина мира являлась метафизической, все многообразие мира сводилось к механике.
Во второй половине XIX в. на основе исследований М. Фара-дея и Д. Максвелла возникла
электромагнитная картина мира.
Согласно этой картине материя существует в двух видах — в виде вещества и в виде поля, причем между указанными видами материи имеется непереходимая грань: вещество не превращается в поле, а поле не превращается в вещество.
Количественное изучение электрических явлений началось с работ Кулона (1785 г.), установившего сначала закон взаимодействия электрических зарядов и распространившего его позднее на взаимодействие "магнитных зарядов". Однако вплоть до 1820 г. электрические и магнитные явления рассматривали как различные явления, не связанные между собой.
Открытие Эрстедом в 1820 г. магнитного действия тока показало, что между магнитными и электрическими явлениями существует связь и что магнитные действия можно получить при помощи электрических токов.
Магнитное действие токов было детально изучено Ампером, который пришел к заключению, что все магнитные явления в природе, в том числе и связанные с постоянными магнитами, вызваны электрическими токами (теория молекулярных токов Ампера).
Дальнейшими результатами того периода мы обязаны М. Фарадею. Из них особое значение имело открытие электромагнитной индукции. Фарадей исходил из основной идеи о взаимной связи явлений природы. Он считал, что если ток способен вызывать магнитные явления, то и обратно, при помощи магнитов или других токов, можно получить электрические токи. В результате настойчивости и многих попыток Фарадей действительно открыл в 1831 г. это явление, которое еще более укрепило представление о связи между электричеством и магнетизмом.
Второй важнейшей идеей в работах Фарадея было признание основной, определяющей роли промежуточной среды в электрических явлениях. Фарадей не допускал действия на расстоянии, которое, как мы сейчас хорошо знаем, физически бессодержательно, и считал, что электрические магнитные взаимодействия передаются промежуточной средой и что именно в этой среде разыгрываются основные электрические и

57 магнитные процессы.
В работах Максвелла идеи Фарадея подверглись дальнейшему углублению и развитию и были превращены в строгую математическую теорию. В теории Максвелла мысль о тесной связи электрических и магнитных явлений получила окончательное оформление в виде двух основных положений теории. Поэтому теория
Максвелла явилась завершением важного этапа в развитии учения об электричестве и привела к классическому представлению об электрическом поле, содержащем в общем случае и электрическое, и магнитное поля, связанные между собой и способные взаимно превращаться друг в друга.
Уравнения Максвелла содержат в себе все основные законы электрического и магнитного полей, включая электромагнитную индукцию, и поэтому являются общими уравнениями электромагнитного поля в покоящихся средах.
Теория Максвелла не только объяснила уже известные факты, но и предсказала новые и важные явления.
Совершенно новым в этой теории явилось предположение Максвелла о магнитном поле токов смещения. На основе этого предположения Максвелл теоретически предсказал существование электромагнитных волн, т. е. переменного электромагнитного поля, распространяющегося в пространстве с конечной скоростью.
Теоретическое исследование свойств электромагнитных волн привело затем Максвелла к созданию электромагнитной теории света, согласно которой свет представляет собой также электромагнитные волны.
В дальнейшем электромагнитные волны действительно были получены на опыте, а еще позднее электромагнитная теория света, а с нею и вся теория Максвелла получили полное и блестящее подтверждение.
Если в XVIII в. стремились свести все к механике, то теперь все, включая и ряд механических явлений
(например, трение, упругость), стремятся свести к электромагнетизму. Вне сферы электромагнетизма остается только тяготение. В качестве элементарных структур, из которых построена вся материя, рассматриваются всего три частицы — электрон, протон и фотон. Фотоны — кванты электромагнитного поля. При рассмотрении электромагнитного поля наряду с волновыми используются так же корпускулярные
(фотонные) представления, утвердившиеся в естествознании как корпускулярно-волновой дуализм.
Электромагнитная картина мира формировалась не только в XIX в., она продолжала формироваться в течение трех десятилетий XX в. Она использовала не только учение об электромагнетизме и достижения атомистики, но также некоторые идеи современной физики. Исследуя проблемы теплового изучения и фотоэффекта, Альберт Эйнштейн в самом начале XX столетия пришел к выводу о квантовании энергии светового излучения, а в 1916 г. он ввел в рассмотрение понятие порции самого излучения (световые кванты), обладающие не только определенной энергией, но и определенным импульсом. С 1926 г. световые кванты стали называться фотонами. Таким образом, стали известны два типа полей — электромагнитное и гравитационное. Соответственно есть два фундаментальных взаимодействия.
Конечно, электромагнитная картина мира по сравнению с механистической картиной мира представляла собой значительный шаг вперед в познании окружающего мира. Многие детали электромагнитной картины мира сохранились в современной естественно-научной картине мира: понятие физического поля, электромагнитная природа сил, ядерная модель атома, дуализм корпускулярных и волновых свойств и многое другое. В то же время в электромагнитной картине мира, как и в механистической, господствовали однозначные причинно-следственные связи, по-прежнему все было жестко определено, характерна метафизическая омертвелость, внутренние противоречия отсутствовали. Открытые Максвеллом и
Больцманом вероятностные закономерности не признавались фундаментальными, и они не включались ни в механистическую, ни в электромагнитную картину мира. Столь же однозначными, жесткими представлялись и максвелловские законы, управляющие электромагнитным полем.
Девятнадцатый век подвел к пониманию диалектики природы, но сам век еще оставался на позициях метафизического материализма. Нужен был диалектический материализм.
ВАРИАНТ 2
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   22


написать администратору сайта