Экзаменационные вопросы по философии). Экзаменационные вопросы Философские вопросы естествознания
Скачать 2.2 Mb.
|
Вселенная, живые организмы или действие лазера – всё это системы, имеющие разную природу, и ко всем может быть применен синергетический подход, который можно выразить следующими позициями: созидательное действие хаоса; развитие большинства систем носит нелинейный характер, а значит, возможно существование нескольких эволюционных путей; случайностей не бывает, они заложены в эволюционный процесс, и срабатывают при достижении системой точки бифуркации; в систему заложена возможность разрушения через случайные отклонения или флуктуации. За счёт притока энергии извне, элементы системы расшатываются, и либо уничтожат систему, либо она перейдёт на качественно новый уровень. Синергетика по своей сути относится к физическим дисциплинам, но её идеи скорее междисциплинарные. Именно синергетика подготовила базу для глобального синтеза науки, и легла в основу современной научной картины мира. ВАРИАНТ 3 В конце 19-начале 20 века в связи с переходом от аналитической стадии познания к синтетической, появилась неклассическая наука. Аналитическое естествознание включало в себя подходы натурфилософии. Синтетическое естествознание сохраняло в себе основные подходы аналитической стадии, однако 63 дополняло их новой ориентацией, направленной на формирование синтетических наук на стыке смежных дисциплин. На данном этапе развития науки центральной проблемой научного познания является синтез знания, поиск путей единства научных дисциплин, а также проблема соотношения разных методов познания. Процесс дифференциации наук активно идет в неклассическом естествознании. Крупные науки делятся на более узкие направления. Например, в физике выделяются такие разделы, как электромагнетизм, термодинамика и т.д., в биологии самостоятельно развиваются такие узкие дисциплины, как генетика, эмбриология, цитология и т.д. В конце 19 века появляются первые признаки интеграции наук. Этот процесс будет активно развиваться в науке 20 века. На стыках наук формируются новые дисциплины, которые охватывают междисциплинарные исследования. Примерами таких наук являются геохимия, биохимия, биогеохимия и т.д. Внешней причиной такой интеграции является невозможность объяснения явлений средствами одной науки и необходимость обращения к смежным. Внутренней причиной интеграции являются многообразные проявления единства природы, которая не делится на рубрики и науки. 30. Время – атрибут бытия. Хронологическое и нехронологическое время 28 И 30 ВОПРОСЫ ВАРИАНТ 1 Пространство-время. В истории философии и естествознания сложились две ярко выраженные концепции: метафизическая, или субстанциальная, и диалектическая, или реляционная. Метафизическая концепция пространства-времени связана с именами Демокрита и Ньютона. Согласно этой концепции пространство, время и бытие в виде различных материальных объектов от атомов до звезд и планет существуют независимо друг от друга. Пространство есть пустота или однородный, изотропный эфир, не претерпевающий никаких изменений во всем бесконечном и безграничном космосе. Время есть бесконечная, равномерная длительность из прошлого, через настоящее в будущее. Как бы ни изменялось расположение материальных объектов относительно друг друга, свойства пространства и времени не меняются. Такая философия пространства-времени сложилась в результате осмысления и обобщения многовековой практики в отсутствие развитого научного знания о различных системах геометрии, гравитации, теории полей. Время представлялось равномерным в связи с тем, что периоды существования всех предметов проецировались на циклы вращения Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца, которые практически неизменны на протяжении всего существования человечества. Диалектическая, или реляционная, концепция пространства-времени связана с именами Аристотеля, Г. Лейбница и А. Эйнштейна. Согласно этой концепции пространство, время и бытие тесно связаны друг с другом, всякие изменения в любом из этих феноменов вызывают изменения во всех остальных. Пустоты, ничто в мире нет. Все есть быте, все есть пространство, все есть время, только разнокачественное, «разноплотное», изменяющееся, неоднородное, асимметричное. Аристотель и Г. Лейбниц так понимали пространство-время в силу гигантской интеллектуальной интуиции и обобщений, до которых менее сильные умы не доходили, так как научного, эмпирического материала в то время не было. Существенно изменилась картина мира со времен А. Эйнштейна. В начале XX в. открывается радиоактивность, закладываются основы квантовой механики, А. Эйнштейн создает сначала, частную, а потом и общую теорию относительности. А это означает, что взаимозависимость пространства, времени и 64 материальных объектов бытия доказаны строго математически, а через некоторое время успехи ядерной физики и астрофизики подтверждены практически. Так в философии утвердилась диалектическая (реляционная) концепция пространства-времени. Материалистическая традиция в философии признает пространство и время объективными и всеобщими формами существования материи, коренным условием всякого бытия (Фейербах). Это означает, что пространство и время как атрибуты материи существуют сами по себе, вне и независимо от сознания человека, а также, что нет в мире ни одного предмета, процесса, явления, которые существовали бы вне пространства и времени, которые не характеризовались бы пространственно-временными свойствами. Любой предмет, явление, процесс обязательно существует где-то и когда-то. Субъективные идеалисты считают, что пространство-время есть априорное свойство человеческих ощущений и человеческих рассудка и разума (логические конструкции ума). Существо, приходя в мир и становясь человеком, обретает пространственно-временную ориентацию пространственно-временное понимание и размышление в соответствие со своей генетикой и благоприобретенными свойствами. Объективные идеалисты считали, что пространство-время лишь атрибут материальных объектов, идеи же существуют вне пространства-времени, единственным атрибутом идеи является вечность. Идея добра, красоты, гармонии, любви, истины, бога существуют вечно и везде, пространственно-временные отношения скатываются с них как вода с камня. Современные представления о пространстве-времени включают в себя следующие моменты. Пространство-время объективно, так как существует само по себе, вне и независимо от сознания людей, и субъективно, так как само о себе ничего «не говорит», и ощущает и размышляет о нем человек в соответствии с особенностями своей субъективности. Пространство-время всеобще, так как нет ни одного предмета, существующего вне мировых связей, и не всеобще, так как в мире существуют феномены, пространственно-временная зависимость которых по сравнению с их другими характеристиками столь незначительна, что ею можно пренебречь. Пространство-время абсолютно в смысле всеобщности и относительно в силу конкретного проявления форм (воздушное, космическое, водное и т.д.). Пространство-время непрерывно (каждое образование - другое) и непрерывно, так как нет «разрывов», нет пустот в мире. Оно относительно обратимо (повторяются зима и лето, много раз можно приходить в храм или в картинную галерею) и абсолютно необратимо (в одну и ту же реку нельзя войти дважды). Пространство-время многомерно в силу бесконечности и неисчерпаемости мира, земное пространство-время - четырехмерное образование прежде всего в силу специфики именно Земного существования человека. Оно относительно однородно и изотропно (предметы и человек могут существовать и в разных городах, двигаться с различными скоростями и вверх, и вниз, и вбок) и абсолютно неоднородно и анизотропно. Пространство-время обладает «кривизной», так как метрика их описывается различными системами геометрии (Эвклид, Лобачевский, Риман и т.д.). Оно бесконечно и безгранично, так как всегда за любым образованием есть что-то другое, и, конечно и ограничено, так как любое конкретное образование отличается от всех других, в том числе и пространственно- временными координатами. «Дурная бесконечность» (Г. Гегель) отличается от «умной» тем, что предполагалась на всем своем протяжении одной и той же, без изменений. В завершение, можно попытаться дать определение этому атрибуту бытия, сознавая, конечно, относительную его ценность. Пространство-время есть совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение и относительную величину, а также координацию сменяющих друг друга состояний, их последовательность и длительность. ВАРИАНТ 2 65 Учение о пространстве и времени относится к числу важнейших разделов онтологии, поскольку изучение любого явления предполагает его пространственно-временное описание (в частности, ответы на вопросы: где? и когда?). Под пространством понимают протяженность предметов (длинный, высокий, большой и т.п.) и их расположение относительно друг друга (справа, выше, дальше и т.п.). Под временем понимается длительность процессов (продолжительность), их последовательность (раньше, позже), а также скорость их протекания (быстрее, медленнее). Явление, изучаемое с точки зрения его пространственных свойств, есть предмет (нечто неизменное), а явление, изучаемое с точки зрения его временных свойств, есть процесс (нечто изменчивое). В истории философии обсуждение темы пространства и времени привело, прежде всего, к вопросу об их онтологическом статусе. Для субъективного идеализма пространство и время – субъективны и являются элементами субъективной реальности, то есть, человеческого сознания. Например, И.Кант (см. 2.6.1) относил пространство и время к априорным формам чувственного познания, трактуя их как компоненты внутренней структуры нашего мышления, позволяющие человеку упорядочить хаос ощущений и ориентироваться во внешнем мире. Экзистенциализм (см. 2.7.5) пространство и время ставил в зависимость от экзистенции человека, ссылаясь, в частности, на феномены «замедления» времени или его «остановки» при особых состояниях сознания (например, в «пограничной ситуации»). Объективный идеализм и религиозная философия признавали объективный, независимый от человеческого сознания, статус пространства и времени, но связывали их существование с процессом творения мира (Богом, Абсолютной Идеей и т.п.). Материалистические учения рассматривали пространство и время как элемент объективной реальности, связывая их, так или иначе, с сущностью бытия. В понимании характера этой связи исторически сложились два подхода: субстанциальный и реляционный. При субстанциальным подходе (исторически первом) пространство и время рассматривались как самостоятельные субстанции, несвязанные друг с другом и с материей. Истоки данной концепции можно обнаружить уже в античном атомизме. Например, Демокрит, утверждавший, что «начала мира – это атомы и пустота», признавал пространство (пустоту) в качестве самостоятельной сущности как условие движение атомов. В XVII веке субстанциальная трактовка пространства и времени получила дополнительное обоснование в классической механике и надолго утвердилась в европейской науке и философии. Введение Ньютоном понятий «абсолютного времени» и «абсолютного пространства» означало закрепление за ними статуса полной объективности и независимости от бытия (от материальных предметов и явлений). Пространство Ньютон представлял как пустое вместилище для тел, а время – как идущие сами по себе «мировые часы», или как «чистую длительность», «ось времени», на которую можно «нанизывать» события. Кризис субстанциальных представлений о пространстве и времени наступил в период революции в физике конца XIX - начала ХХ века, когда для объяснения нового класса изучаемых объектов (элементарных частиц) на смену ньютоновской классической механике пришла квантовая механика, появилась теория относительности, утвердились неэвклидовы формы геометрии. Это привело к формированию реляционного подхода к пространству и времени. Общая теория относительности, показала зависимость пространственно-временных параметров от скорости движения материального объекта. (Речь идет о так называемых «релятивистских эффектах» – уменьшение длины отрезка и замедления времени в объектах, скорость которых приближается к скорости света). В общей теории относительности пространственно-временные параметры зависят от силы 66 притяжения и изменяются вблизи мощных гравитационных объектов во Вселенной (происходит искривление пространства и замедление времени). Таким образом, реляционная концепция рассматривает пространство и время как неотъемлемые и взаимосвязанные атрибуты бытия, или, в терминологии философского материализма, как формы существования материи, которые отдельно от нее не существуют. Реляционный подход привел к пониманию того, что в мире нет единого универсального пространства и времени, а в силу многообразия материальных объектов, существует многообразие причинно-временных явлений. Поэтому в современной онтологии возникло учение о различных видах пространства и времени, в рамках которого предлагается различать: - физическое пространство и время, присущие объектам, изучаемым современной физикой и связанные с физическими формами движения материи. Здесь используются не только классические представления о трехмерности пространства и одномерности времени, но и концепция четырехмерного пространства-времени (при объяснении явлений микромира), а также другие модели n-мерного пространства-времени. - химическое пространство и время - та часть физического пространства и времени, в котором существуют и протекают химические процессы. Понятие «химическое время» включает в себя период существования химических веществ, скорость или периодичность протекания химических реакций, а также другие свойства химических явлений (например, «химические часы»). Химическое пространство характеризуется определенным расположением атомов и формой взаимодействующих молекул, определенной пространственной концентрацией химических веществ или группированием молекул и т. п. - биологическое пространство и время – термины, появившиеся с развитием биологии для выражения параметров, в которых существуют и протекают биологические процессы. Биологическое пространство-время неразрывно связано с пространством- временем неживой природы (физическим и химическим) и не может существовать вне него, но биологические процессы протекают в биологическом времени, а живые организмы находятся в биологическом пространстве. Биологическое пространство-время имеет свои особенные принципы организации. Существует пространство и время жизни организма; пространственная асимметрия строения живых организмов и их органов. В биотопе (части среды обитания биоценоза) существует определенная пространственная и временная организация жизни входящих в его состав организмов; той же особенностью обладает и вся биосфера Земли. В биологии давно используется понятие «биологические часы» – околосуточные ритмы, заданные извне физическими закономерностями смены дня и ночи, природными состояниями, определяемыми вращением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. - социальное пространство и время – понятия, активно «работающие» в современном социальном познании. Социальные способы организации пространства и времени появились с возникновением общественной жизни. Они, с одной стороны, как бы вписывались в пространственно-временные структуры неорганического и органического мира: деятельность человека подчинена смене времен года и времени суток, на развитие общества и на темпы социальных изменений влияют астрономические, геологические, биологические катаклизмы. С другой стороны, социальные пространство и время имеют особенности, которые отличают их от природных пространственно-временных явлений. Специфика социального пространства и времени связана с наличием в них целей, идей иидеалов, то есть, социальные пространство и время наделяются смыслами, которые привносит в них человек как активный субъект социокультурной деятельности.Так возникаетсакральное пространство храмов, памятников, сакральное время религиозных праздников, особое пространство и время для работы и отдыха и т.д. Понятие «социальное время» позволяет более глубоко осмыслить проблему темпов развития различных государств, которые неравномерны (иначе 67 говоря, социальные процессы носят нелинейный характер), поставить вопрос о направленности развития (прогресс, регресс или застой), принять решение об ускорении общественного развития и т.п. Возникновение в рамках реляционного подхода многочисленных концепций пространства и времени привело к выводу о необходимости различать: - реальное пространство и времякак объективную реальность, как объективно существующие атрибуты бытия; - перцептуальное пространство и время – это субъективное восприятие человеком реального пространства и времени (лат.perseptio – воспринимать), причем восприятие это протекает в доступной для органов чувств человека форме (у других живых существ – иные способы восприятия и, следовательно, иные способы ориентировки в реальном пространстве и времени); - концептуальные пространства и время – это многочисленные теории (концепции), которые разрабатывает наука и философия, изучая реальное пространство и время; это знание носит вероятностный характер, ибо истинность его в полной мере еще не установлена. Таким образом, категории пространства и времени играют значительную роль не только в философии, но и в современном научном познании. Многочисленные формы их интерпретации свидетельствуют о сложности и противоречивости этих фундаментальных онтологических понятий. 31. Постнеоклассический (современный) этап развития естествознания ВАРИАНТ 1 Постнеклассический этап развития науки начался в 70-х гг. XX в. и продолжается поныне. Постнеклассическая наука связана со вторым (современным) периодом научно-технической революции, т.е. современного глобального технологического переворота. Современная наука находится в состоянии своего интенсивного развития, что накладывает отпечаток как на ее саму, так и на все ее социальные последствия в современном взаимосвязанном, но противоречивом человеческом мире. Постнеклассическое состояние 1 характерно не только для естественных, технических наук, но и для социально-гуманитарного и философского познания. Постнеклассический этап в развитии науки связан с так называемой компьютерной революцией, с компьютеризацией и интернетизацией науки, т.е. с качественным преобразованием системы хранения, использования, трансляции и получения знаний, во все большем применении комплексного подхода в решении научных задач. Открытие и использование генных технологий на основе использования методов молекулярной биологии и генетики, конструирование генов, ранее не имевших места в природе, разработка методов клонирования. Возникновение эволюционной химии в результате внедрения эволюционных идей в химические исследования, объяснение процесса самопроизвольного восхождения (помимо вмешательства человека) от низших химических систем к высшим. Возрастание уровня абстрактности и сложности научных исследований в результате интенсивной математизации науки. Вследствие этого возникли такие новые теории, как электрослабая теория, квантовая хромодинамика, «теория великого объединения», суперсимметричные теории, а также наметился так называемый «кризис» (гносеологический) физики элементарных частиц. (Сравни с «кризисом» в физике в период новейшей революции в естествознании конца XIX – начала XX вв.) В результате развития целого комплекса наук на новый уровень поднялось создание вычислительной техники: нейро-компьютеры с возможностью самообучения при решении сложных задач; нечеткие компьютеры в результате создания в начале XXI века теории нечетких множеств; появление высокоэффективных экспертных систем; открытия в области нанотехнологий, что создало основу проектирования искусственного интеллекта. Все шире в науке 68 применяется математическое моделирование, так как объектами науки становятся системы, с которыми невозможно традиционное экспериментирование. Объектами исследования становятся такие сложные и уникальные системы (в том числе и в обществознании), для которых характерна открытость и саморазвитие, бифуркационное состояние (по И. Пригожину) и в которые включен человек: человекоразмерные комплексы, медико- биологические, экологические, человеко-машинные, биотехнологические и др., включающие в себя системы информационные и элементы искусственного интеллекта. Отмеченное связано с учетом и решением новых этических проблем. Идет процесс объединения идей системного, синергетического и эволюционного подходов с целью построения единой общенаучной картины мира (несмотря на бытующие в некоторых школах западной философии противоположные идеи, в том числе и отсутствия единства истории общества). Указанное ведет к возрастанию интеграции, синтеза наук. Наряду с принципом универсального эволюционизма в науке возрастает роль и значение теории самоорганизации – синергетики. Эта наука изучает согласованное состояние процессов самоорганизации в сложных макросистемах различной природы (в том числе и в обществе, но в несколько ограниченном плане), рождение порядка, самоорганизации из хаоса. Возросло значение учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере как естественнонаучное обоснование принципа универсального эволюционизма и путей радикального решения человечеством глобальных экологических проблем. В постнеклассической науке утверждается идея целостности бытия, на этой основе усиливается интеграция естественных и общественных наук, взаимопроникновение их методов, взаимосвязь предметов исследования (инженерная психология, экономическая кибернетика, техническая эстетика, этология, экология и т.д.). Отсюда обосновывается закономерность современной глобализации через многовариантность человеческой цивилизации, состоящей из многих, но взаимосвязанных составляющих (Восток – Запад, Север – Юг, евразийство). Развивается идея коэволюции, т.е. глобального эволюционизма, взаимообусловленного, сопряженного изменения систем или элементов внутри целого (в том числе идея коэволюции человека, общества и природы (отечественные академики Н.Н. Моисеев, И.Т. Фролов), развертывание идей космизма, возрастание роли космосферного сознания. В философии науки внимание обращается также на целый ряд других особенностей постнеклассического этапа развития науки: интертеория (радикальное исключение монополизма из концептуальной сферы); появление вычислительной науки; поворот от бытия к становлению систем (понимание неоднозначности онтологии вещности); идея симметрии (методы, принципы теоретико-группового, логико-алгебраического подхода в научном исследовании); идея топосов (замена плоского, линейного подхода к пониманию структуры материи, переход к схеме топосов с вариабельной структурой, где может быть «смешивание» частей и целого, внешнего и внутреннего, а не строго точечная структура); нелинейность (замена строго однозначных зависимостей случайными, переходящими, неопределенными: корпускулярно-волновой континуум, к примеру); конкретность – синхронизированность различных событий, порой кажущихся не связанными друг с другом; принцип дополнительности (кстати, в общем виде сформулирован еще Гегелем, а в XX в. – Н. Бором); релятивизм; холизм – интерпретация действительности как иерархии целостностей; антисозерцательность – оперативно-деятельностное начало; интегратизм; полифункциональность; прагматизм – инструментализм, неклассичность истины, активность познавателя; методологический плюрализм и гносеологический анархизм; персонализм – доктрина личности вообще и личности в науке как самотворящей стихии; феноменология – абстрактное моделирование, интенсивная теоретизация на субъективной основе; психологизм; конструктивизм, фанатизм, операционализм, интерсубъективность субъективных познавательных образов; модернизм и постмодернизм ВАРИАНТ 2 Современная наука охватывает два этапа – неклассическую науку и постнеклассическую. Этот феномен является сложным и неоднозначным. Для современной науки характерна ассоциация гуманитарных, естественнонаучных, математических, технических отраслей, а также дисциплинарных и междисциплинарных исследований, прикладных и фундаментальных знаний. Но при этом в проявляющемся своеобразии стратегии 69 исследований, форме постановки и изучения проблем, пути получения знаний обнаруживается единство современной науки. Постнеклассическая наука стала проявляться в конце 20 века. Этот этап развития науки можно назвать интегральной. Примерами интегральных наук являются кибернетика – наука, изучающая управление в неживых, живых, социальных, технических системах; учение о основных типах фундаментальных взаимодействий; теория самоорганизации и т.д. Важную интегрирующую роль играют математизация научного знания, эволюционно- синергетическая парадигма, системный подход. На сегодняшний день все исследования природы и общества можно сравнить с огромной сетью, которая связывает ответвления биологических, социальных, физических наук. Как считают исследователи, разработка теории эволюции Вселенной даст возможность объединения всех наук о живой, неживой и социальной материи на более глубокой основе. Проникновение в естествознание идей, которые характерны гуманитарным наукам, и наоборот, в настоящее время особенно заметно. Для современного естественнонаучного познания характерно установление нового взаимоотношения человека и природы, которая перестает рассматриваться как «мертвый механизм». Характер отношения человека с природой меняется с монолога на диалог. |