Экзаменационные вопросы по философии). Экзаменационные вопросы Философские вопросы естествознания
Скачать 2.2 Mb.
|
ВАРИАНТ 2 Понятие культура охватывает все многообразие материальной и духовной деятельности людей. Вся наука, включая естествознание, является одной из важнейших форм культуры, без которой немыслимо производство материальных и духовных благ. В предметной области науки относительно четко выделяются системы знаний о природе -- естествознание (естественные науки) и системы знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государства, человечества -- гуманитарные науки. До последовательного оформления науки, как самостоятельной части культуры человечества, знания о природе и ценностях общественной жизни входили в иные состояния духовной культуры: практический опыт, мудрость, народная медицина, моральные системы этносов, натурфилософия и др. Данное обстоятельство дает право трактовать понятия "естествознание" и "гуманитарное знание" не в качестве естественных и гуманитарных наук, а в значении более широкого комплекса научных и ненаучных видов знаний. С учетом того обстоятельства, что отдельный человек не в состоянии усвоить весь объем информации, накопленный науками, понятие "естественно-научная культура" указывает на три слоя реальности: · совокупный исторический объем информации, полученный в процессе изучения природы и общества; · объем информации о данных сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен усвоению; · фактически усвоенное индивидом, специалистом содержание накопленного и актуализированного знания о природе и общественных ценностях. Важно подчеркнуть, что и в гуманитарном знании, и в целом в гуманитарной культуре существенным образом представлены интересы субъекта. Естественно-научная культура во многом исключает субъективизм ученого. Специфика естественно-научной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) слой массива человеческого знания, имеющего большое значение для существования человека и общества. Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в следующем: · они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека, и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и совершенствования; · осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествознания, рационализации гуманитарной культуры и т. п.); · взаимно координируют в историко-культурном процессе; 43 · являются самостоятельными частями единой системы знаний науки; · имеют основополагающую ценность для человека, ибо он выражает единство природы и общества. 24. Необходимость и случайность в науке ВАРИАНТ 1 В концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности. Необходимость выступает в качестве определяющей характеристики причинно-следственных связей и отношений регулярной обусловленности, выражаемой в понятиях закона и закономерности. Одновременно в любой концепции детерминизма требуется и выявление ее отношения к существованию в мире случайности. Связи между причинами и следствиями могут быть не только строго детерминированными, но и случайными. Необходимость — это такая однозначно обусловленная связь явлений, при которой наступление причины обязательно влечет за собой вполне определенное следствие, т. е. она вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий. Случайность — такая связь причины и следствия, при которой допускается реализация любого альтернативного следствия. При этом то, какой именно вариант осуществится, зависит от стечения обстоятельств и условий. То есть случайное событие наступает как результат неизвестных причин. Другими словами, случайность имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому. Если докопаться до глубины явления, получится, что у случайного тоже есть причина или причины, так как случайность не может возникнуть хаотично и из «ничего». Мерой возможности наступления случайного события является вероятность. Пример: закон тяготения — это необходимость, но формы проявления этой необходимости будут, скажем, падение мяча в играх, падение человека на землю (если он поскользнулся) и др. На первый взгляд эти явления случайны, но причиной их падения является необходимый закон всемирного тяготения. Марксизм говорит, что случайность есть форма проявления необходимости. Проясним этот вопрос поподробнее. Суть проблемы заключается в следующем. Если принимать принцип причинности, то и случайные явления следует считать причинно обусловленными. Но обязательным признаком причинной связи является необходимость, следовательно, случайность тоже необходима и объективное противопоставление необходимости и случайности лишается смысла. В истории философии предлагались два выхода из этой ситуации: во-первых, случайность исключалась из детерминизма и постулировалось объективное существование абсолютной случайности как ни чем не обусловленного события, явления, процесса; во-вторых, случайность объявлялась лишь продуктом нашего незнания причин того или иного явления. Первое решение вело к отрицанию принципа детерминизма, второе — к лишению категории случайности объективного познавательного значения. Но каким бы соблазнительным ни выглядело предложение отказаться в рамках детерминистского учения от объективного существования случайности, в конечном счете оно ведет к абсурдным выводам. Если необходимости приписывается абсолютный, ни от чего не зависимый характер, то случайности действительно не остается места в науке. Необходимость такого рода приобретает характер рока, судьбы, предопределенной миру раз и навсегда свыше. 44 Необходимость причинного обусловления, и необходимость закона зависят от наличия определенных условий. Необходимость всегда опосредуется определенным кругом условий, наличие или отсутствие которых не всегда определяется необходимостью. Эта предпосылка лежит в основе познания наукой необходимости и целенаправленной деятельности людей по преобразованию окружающего мира. Необходимость относительна. Говоря о необходимости того или иного предмета, процесса, явления, мы всегда неявно или явно определяем и совокупность тех условий, по отношению к которым явления являются необходимыми. Приписывая относительный характер необходимости, мы одновременно должны приписывать относительный характер и случайности. Одно и то же явление может выступать и как необходимое, и как случайное, но по отношению к разным условиям. Одно и то же выступает как необходимое в одном отношении и как случайное в другом, причем второй стороной этого отношения выступают условия, совокупность различного рода факторов, влияющих на процесс детерминации. Рассмотрим еще один пример. Если два человека встречаются в определенном месте, не договариваясь о такой встрече, то встреча рассматривается как случайная; она не входит в линию существования этих двух людей; она могла быть, а могла и не быть. С другой стороны, если эта встреча планируется с обеих сторон и определяется интересами этих людей, то она является необходимой. Примером могут служить также несчастные случаи: производственные травмы, дорожные аварии и т. д. Известно, что организация производственного процесса включает правила техники безопасности, соблюдение которых исключает травматизм. Относительно этих правил несчастный случай на производстве не является необходимым, и если он происходит, то в силу случайного стечения обстоятельств. Случайными в науке считаются также события, которые возникают при вариации условий. Случайными являются изменения в наследственной структуре организмов, ибо они определяются действием многих факторов, непосредственно не связанных с жизнедеятельностью. Случайным является выпадение той или иной стороны монеты при бросании, поскольку исходные условии бросания монеты определенным образом варьируются. Любое случайное событие причинно обусловлено и по отношению к определенной группе детерминирующих факторов является закономерным. В связи с сосуществованием случайных и необходимых явлений следует обратить внимание на утверждение: «Наука — враг случайности». Если понимать эту формулу в том смысле, что наука не должна интересоваться случайностью, то эта формула, безусловно, ложна и не соответствует практике научного исследования [1] Цель научного исследования случайных процессов и явлений заключается в том, чтобы за случайностью обнаружить необходимость, причинную обусловленность, закономерность. Поэтому для диалектического детерминизма важно не только обоснование объективного существования случайности, но и выявление связи случайности и необходимости. ВАМРИАНТ 2 Людей издавна интересовал вопрос о том, что в природе и жизни людей происходит обязательно, а что – нет. Эти размышления породили проблему соотношения необходимости и случайности. Необходимость – это то, что обязательно, непременно происходит в данных условиях, а случайность – это то, это может произойти, а может и не произойти в этих условиях. Различие между необходимостью и случайностью заключается в том, что причины необходимости коренятся в сущности данного объекта, а причины случайности лежат во вне – во внешних условиях, которые складываются в основном независимо от этого объекта. Когда внутренняя и внешняя причинно-следственные связи пересекаются, то и происходит событие, являющееся случайным по отношению к данному объекту. Например, человек шёл на работу и, переходя улицу, попал в аварию. То, что он ходил на работу, – это необходимость, а то, что он стал жертвой аварии, – случайность, поскольку неисправность тормозов и езда на красный светофор (причина аварии) возникли независимо от него. 45 Отрицание объективного существования случайностей ложно и методологически вредно. Признавая всё одинаково необходимым, человек не может отделить существенное от несущественного. При таком взгляде сама необходимость низводится до уровня случайности. Если Спиноза, Гольбах и другие абсолютизировали роль необходимости, то Шопенгауэр, Ницше и другие иррационалисты считали, что в мире всё случайно и непредсказуемо. На самом же деле в мире имеется и необходимость и случайность. Не существуют они в чистом виде, согласно диалектике, каждое явление, каждый процесс есть единство необходимости и случайности. Нет полностью необходимых или полностью случайных явлений, каждое из них содержит и момент необходимого и момент случайного. Возьмём, к примеру, такое событие, как женитьба. То, что молодой человек вступает в брак, - это необходимость, обусловленная его духовными и физиологическими потребностями. А то, что он вступает в брак именно с данной девушкой, - это уже случайность. Если бы мы признали, что и этот момент - необходимость, то вынуждены были бы заключить, что кто-то распределил, кому на ком жениться, и следит за неукоснительным исполнением этого. Ничего подобного, конечно, нет. Если бы молодому человеку не встретилась данная девушка, то он мог бы жениться на другой, не любой, а соответствующей его идеалу. Но встреча девушки, отвечающей его идеалу, дело случая и зависит от внешних обстоятельств. Когда мы рассматриваем событие в целом, то оно выступает как единство необходимости и случайности, когда же фиксируем определённое отношение, в котором рассматривается событие, то должны с полной определённостью сказать, необходим этот момент или случаен. Иначе диалектика будет заменена эклектикой – механическим соединением противоположностей. Необходимость как закономерность объекта проявляется в его взаимодействии с внешними условиями. Связь необходимости и случайности можно выразить двумя принципами: 1) необходимость обнаруживается только через массу случайностей, 2) случайность – это форма проявления необходимости. Например, давление газа на стенки сосуда – необходимость, но она реализуется через массу случайностей – удары отдельных молекул. В процессе развития случайность может превращаться в необходимость. Пример – биологическая эволюция, которая есть тотальное превращение случайностей в необходимость: полезные мутации, имеющие случайный характер, накапливаются в ходе естественного отбора, становятся достоянием вида и передаются последующим поколениям. ВАРИАНТ 3 Для понимания концепций детерминизма необходимо рассмотреть категории необходимость и случайность. Необходимость – ведущая характеристика причинно-следственных связей выраженных в понятиях закона и закономерности. Необходимость – то, что вытекает из сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в целом так, а не иначе. Случайность – то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, а может произойти и по-другому. Необходимость диктуется определенным кругом условий, присутствие которых не всегда определяется необходимостью. Необходимость относительна. Следовательно, случайность – относительна. Одно и тоже явление может выступать как необходимостью, так и случайностью по отношению к разным условиям. Введение понятия «условие» используется для доказательства объективного существования случайности. Т.о. пересечение внутренне необходимы линий существования двух и более объектов в одной точке порождает случайность. Случайность – событие, возникающее при вариации условий. Необходимость – событие, которое вытекает из существенных связей и которое осуществляется в стабильных условиях. 46 Категории необходимости и случайности являются парными. Они не существуют друг без друга. В чистом виде ни случайности, ни необходимости нет. Случайность – форма необходимости. В ходе развития и эволюции материальных систем необходимость и случайность могут переходить друг в друга. 25. Основные закономерности развития естествознания ВАРИАНТ 1 Естествознание - это система наук о природе. Физика, химия, геология, биология и экология относятся к числу основных отраслей современного естествознания. В современном естествознании существует и множество переходных наук, которые свидетельствуют об отсутствии каких-либо резких граней между различными его отраслями, о взаимопроникновении ранее обособленных наук. Например, физхимия, биофизика, биохимия и т.д. Это означает, что в процессе развития естествознания происходит интеграция наук. Одновременно идет и дифференциация естествознания. Она проявляется в выделении отдельных разделов конкретных наук в относительно самостоятельные дисциплины со своими специфическими задачами и методами исследования. Например, физика делится на оптику, физику элементарных частиц, атомную физику и т.д. Другими словами, каждая основная отрасль естествознания разделяется на ряд научных дисциплин. Так, химия делится по методу на аналитическую и неорганическую и органическую. Последние, в свою очередь, разделяются по характеру объекта. Биология - на зоологию (наука о животных), ботанику (наука о растениях), морфологию, которая изучает форму и строение растений и животных, физиологию, которая изучает жизнедеятельность целостного организма и его отдельных частей – клеток, органов, функциональных систем. Такие примеры можно продолжить. Естествознание как систематическое исследование природы возникло во 2-ой половине 17 века. Более ранние периоды его развития можно рассматривать как зачаточные или подготовительные к систематическому опытному изучению природы. В этом разделе мы рассмотрим лишь такие закономерности развития естествознания: - интеграция прикладных и фундаментальных исследований; - преемственность в развитии теорий; - математизация естествознания; - единство эволюционного и революционного путей развития естествознания. ВАРИАНТ 2 Развитие естествознания имеет черты и закономерности, присущие всякой науке. Необходимым условием развития естествознания является свобода критики, беспрепятственное обсуждение любых спорных и неясных вопросов, открытое столкновение мнений с целью выяснения истины, путем свободных дискуссий, способствующих творческому решению возникающих проблем. К закономерностям развития естествознания можно отнести: 1) Обусловленность, в конечном счете, практикой (практика - критерий истины). 2) Относительную самостоятельность, которая проявляется в том, что практическое решение возникающих задач может быть осуществлено лишь по достижении определенных ступеней процесса познания Природы; при этом сам процесс познания осуществляется от явлений к их сущности и от менее глубокой сущности к более глубокой (от простого к сложному). 3) Преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приемов исследования, неразрывность всего познания Природы. 4) Постепенность развития при чередовании периодов относительно спокойного эволюционного развития и резкой революционной ломки теоретических основ, всей системы понятий и принципов, всей научной картины Мира. 5) Взаимодействие с другими науками, взаимосвязанность всех отраслей естествознания, когда один предмет изучается одновременно многими науками, а метод одной науки применяется к изучению предметов других наук. 47 6) Противоречивость развития, которая доходит порой до раскола на, казалось бы, несовместимые между собой концепции, причем на смену борющимся между собой концепциям в порядке разрешения их конфликта, как правило, приходит принципиально новая концепция, охватывающая предмет в целом. 7) Повторяемость идей, представлений, с постоянными возвратами к пройденному, но на более высокой ступени понимания (движение по спирали) |