Главная страница
Навигация по странице:

  • Слабый антропный принцип Слабый антропный принцип

  • Сильный антропный принцип Более серьезное содержание заложено в сильном антропном принципе. Сильный антропный принцип

  • Аристотелю

  • - практическое

  • Ф. Бэкон.

  • Логика

  • Экзаменационные вопросы по философии). Экзаменационные вопросы Философские вопросы естествознания


    Скачать 2.2 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы Философские вопросы естествознания
    Дата23.03.2023
    Размер2.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭкзаменационные вопросы по философии).pdf
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #1010942
    страница4 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
    Так, чрезвычайно
    важными являются:
    -дальнейшее исследование закономерностей поведения сверхсложных экологических систем;
    - создание программ оздоровления и регенерации природной среды;
    - поисковые работы для обнаружения новых запасов топлива и сырья;
    - освоение новых источников энергии;
    - разработка ресурсосберегающих технологий и общее повышение эффективности используемого сырья;
    - повышение эффективности сельского хозяйства;
    - разработка социальных программ (образование, здравоохранение, экономика и занятость населения) для повышения качества жизни в неблагополучных регионах и др.
    Весь мир сегодня существенно вовлечен в глобальные процессы. Для изучения планетарных тенденций и для решения общечеловеческих проблем требуются особые, глобально ориентированные стратегии и подходы. Примером исследований нового типа посвященных анализу всемирных экономических трендов и направленных на решение проблем интеграции мирового хозяйства, могут служить последние работы выдающегося экономиста В.В. Леонтьева
    (1906—1999). В.В. Леонтьев и его сотрудники обработали колоссальный материал, отражающий современную динамику общепланетарного хозяйственного механизма.ана, затопление значительной части суши.

    16
    7.
    Специфика естественных наук: объект и предмет естествознания
    Предметом естествознания является природа или естество, причем во всем их многообразии, включая даже телесность и физиологию человека. Это весь мир первой природы, весь мир за исключением искусственного мира, прежде духовного созданного человеком.
    Объект естествознания – это есть только та природа, которая доступна научному исследованию объекта. Это светлая часть природы которую уже описывают, объясняют с помощью слов, цифр, концепций, субъектов этой науки называют естествоиспытателями
    Между информацией которой располагается естествоиспытателя, объектом и природой
    (предмет)существует большая дистанция. Известны белые пятна или черные дыры до которых не может дотянуться наука.
    Белые пятна современного естествознания
    Возникновение Вселенной
    Возникновение Жизни
    Возникновение Человека
    Вариант 2
    Различия между естественно-научными и гуманитарными знаниями заключаются в том, что естественно- научные знания основаны на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, которую познает человек- субъект), а гуманитарные имеют отношение прежде всего к самому субъекту. В природе действуют объективные, стихийные и независимые от человека процессы, а в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций.
    8.
    Сущность антропного принципа в физике и космологии
    Сущность антропного принципа
    В самом широком плане интересующий ученых вопрос звучит так: почему наша Вселенная такова, какова она есть? Какую роль в существовании Вселенной играет или должен играть человек? Более строго данный вопрос формулируется иначе: почему физические постоянные — гравитационная, Планка, скорость света, заряд электрона и протона — имеют такие, а не иные значения, и что случилось бы со Вселенной, если бы они оказались другими?
    Правомерность такого вопроса определяется тем, что численные значения физических констант никак не обоснованы теоретически, они получены экспериментально и независимо друг от друга.
    Неопределенная ситуация с физическими постоянными вызвала желание проверить, какими окажутся для Вселенной последствия изменения значений отдельных физических констант или целой их группы. Проведенный анализ привел к ошеломляющему выводу.
    Оказалось, что достаточно совсем небольших, в пределах 10—30% отклонений значений констант в ту или другую сторону, и наша Вселенная окажется настолько упрощенной системой, что ни о каком направленном ее развитии не сможет быть и речи. Не смогут существовать основные устойчивые состояния — ядра, атомы, звезды и галактики.
    Например, увеличение постоянной Планка более чем на 15% лишает протон возможности объединяться с нейтроном, т.е. делает невозможным протекание первичного нуклеосинтеза. Тот же результат получится, если увеличить массу протона на 30%.
    Изменение значений этих физических констант в меньшую сторону открыло бы возможность образования устойчивого ядра гелия, следствием чего явилось бы выгорание всего водорода на ранних стадиях расширения Вселенной. Таким образом, приходится признать, что существуют очень узкие «ворота» подходящих значений физических констант, в границах которых возможно существование знакомой нам Вселенной.

    17
    Но на этом «случайные» совпадения не заканчиваются. Напомним о других случайностях, с которыми мы уже встречались выше, когда говорили об эволюции Вселенной:

    небольшая асимметрия между веществом и антивеществом позволила на ранней стадии образоваться барионной Вселенной, без чего она выродилась бы в фотонно- лептонную пустыню;

    остановка первичного нуклеосинтеза на стадии образования ядер гелия, благодаря чему смогла возникнуть водородно-гелиевая Вселенная;

    наличие у ядра углерода возбужденного электронного уровня с энергией, почти точно равной суммарной энергии трех ядер гелия, открыло возможность для протекания звездного нуклеосинтеза. В ходе этого процесса образовались все элементы таблицы Менделеева, более тяжелые, чем водород и гелий;

    расположение энергетических уровней у ядра кислорода опять же случайно оказалось таким, что не позволяет в процессах звездного нуклеосинтеза всем ядрам углерода превратиться в кислород, а ведь углерод — это основа органической химии и, следовательно, жизни.
    Совокупность многочисленных случайностей такого рода П. Девис метко назвал «тонкой подстройкой» Вселенной.
    Таким образом, наука столкнулась с большой группой фактов, раздельное рассмотрение которых создает впечатление о необъяснимых случайных совпадениях, граничащих с чудом. Вероятность каждого подобного совпадения очень мала, а их совместное существование и вовсе невероятно. Тогда вполне обоснованной представляется постановка вопроса о существовании пока непознанных закономерностей, со следствиями которых мы столкнулись, способных организовать Вселенную определенным образом.
    Итак, наличие «тонкой подстройки», определенных физических законов, свойств элементов и характера взаимодействий между ними определяют устройство нашей
    Вселенной. В ходе ее развития появились структурные элементы нарастающей сложности, а на одном из этапов развития — наблюдатель (разумное существо, человек), способный обнаружить существование «тонкой подстройки» и задуматься о породивших ее причинах.
    У наблюдателя, обладающего нашей системой восприятия мира и нашей логикой, неизбежно возникнет вопрос: случайна ли обнаруженная им «тонкая подстройка»
    Вселенной, или она предопределена каким-то глобальным процессом самоорганизации? А это означает, что всплывает старая проблема, волновавшая человечество на протяжении всей его сознательной истории: занимаем ли мы особое место в этом мире или же это положение является результатом случайного развития. Признание «тонкой подстройки» закономерным природным явлением приводит к заключению, что с самого начала во
    Вселенной потенциально заложено появление «наблюдателя» на определенном этапе ее развития. Принятие такого вывода равносильно признанию существования у природы определенных целей. Иными словами, мы вновь возвращаемся к телеологиз-му, бывшему основой средневекового мировоззрения, а в Новое время отброшенному, как тогда казалось, навсегда.
    В такой ситуации был выдвинут и в настоящее время широко обсуждается антропный
    принцип. В 1970-е гг. его в двух вариантах (слабом и сильном) сформулировал английский ученый Б. Картер.
    Слабый антропный принцип
    Слабый антропный принцип — то, что мы предполагаем наблюдать во Вселенной, должно удовлетворять условиям, необходимым для присутствия человека в качестве наблюдателя.
    Этот принцип интерпретируется так, что в ходе эволюции Вселенной могли существовать самые разные условия, но человек-наблюдатель видит мир только на том этапе, на котором реализовались условия, необходимые для его существования. В частности, для появления человека понадобилось, чтобы в ходе расширения вещества Вселенная прошла все те стадии, о которых говорилось выше. Понятно, что человек не мог

    18 наблюдать их, так как физические условия тогда не обеспечивали его появления. Но, с другой стороны, все эти стадии могли протекать только в мире, где существовала «тонкая подстройка». Поэтому сам факт появления человека уже предопределяет то, что он должен увидеть — и современную Вселенную, и наличие в ней «тонкой подстройки».
    Короче говоря, раз человек есть, то он увидит вполне определенным образом устроенный мир, ибо ничего другого ему увидеть не дано.
    Итак, слабый антропный принцип претендует на объяснение привилегированности той космологической эпохи, в которую мы живем (в которой во Вселенной существуют разумные существа). Правда, он в качестве условия предполагает, что появление разумных существ в принципе возможно в ту или иную эпоху, т.е. не противоречит законам природы и общему характеру космологической эволюции.
    Сильный антропный принцип
    Более серьезное содержание заложено в сильном антропном принципе.
    Сильный антропный принцип Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некоторой стадии эволюции мог существовать наблюдатель.
    По существу, в нем идет речь о случайном или закономерном происхождении «тонкой подстройки» Вселенной. Признание закономерного устройства Вселенной влечет за собой признание принципа, организующего ее. Если же считать «тонкую подстройку» случайной, то приходится постулировать множественное рождение вселенных, в каждой из которых случайным образом реализуются случайные значения физических постоянных, физические законы и т.п. В какой-то из них случайно возникнет «тонкая подстройка», обеспечивающая появление на определенном этапе развития наблюдателя, и он увидит вполне благоустроенный мир, о случайном возникновении которого первоначально не будет подозревать. Иными словами, в ансамбле вселенных реализуются все логически представимые типы физического устройства, а значит, существование хотя бы одного мира с благоприятным для эволюции жизни и разума набором параметров становится вполне тривиальным. Наше появление в любом другом мире исключено.
    Вариант 2
    Термин «антропный принцип» впервые предложил в 1973 году английский физик Брэндон Картер, но сама идея неоднократно высказывалась и ранее. Еще древнегреческий философ Сократ
    (Σωκράτης; ок. 469-399 гг. до р.Х.) говорил о Космосе как разумно устроенном бытии ради блага человека. Брэндон Картер в 1973 г. сформулировал также сильный и слабый варианты антропного принципа и эта статья Картера привлекла к данной теме всеобщее внимание, свои мнения высказывали не только физики. В дальнейшем антропный принцип постоянно затрагивался как на специализированных форумах, так и при обсуждении фундаментальных вопросов физики, космологии, философии и теологии.
    Известно более десяти разных формулировок антропного принципа, из них выделяют сильный и слабый антропный принципы. Сущность антропного принципа заключается в том, что для
    существования жизни во Вселенной физические законы и начальные условия жизни
    должны быть именно такими, какие они есть, с большой степенью
    точности. Параметры ранней вселенной находятся в такой тонкой гармонии, что самое малое отклонение от неё привело бы к невозможности появления жизни.
    Антропный принцип известен в двух формулировках: слабой и сильной.
    Слабый антропный принцип: «То, что человек способен наблюдать, ограничено условиями его существования». Иными словами: «Вселенная устроена таким образом, что в ней возможна разумная жизнь».
    Слабая формулировка антропного принципа признается всеми учеными. Она фактически никак не объясняет наличие множества благоприятных для существования жизни «совпадений», а лишь констатирует сам факт приспособленности Вселенной к бытию «разумного наблюдателя» -

    19 человека. Если бы такового не возникло, некому было бы задаваться вопросом о первопричинах
    Вселенной.
    Сильныйантропный принцип: «Доступная нам Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей».Или: «Вселенная необходимо должна иметь свойства, позволяющие развиться разумной жизни».
    Основные свойства Вселенной объясняются значениями нескольких фундаментальных констант
    (гравитационная постоянная, массы протона и электрона, заряд электрона, постоянная слабого взаимодействия и др.).
    Приведем некоторые подтверждения этого принципа.
    1. Существование атомов в нашей Вселенной возможно благодаря тому, что масса электрона me»0,5 МэВ меньше разности масс нейтрона и протона: < mn - mp (»1,3 МэВ). (В ядерной физике принято выражать массы в единицах энергии, умножая на скорость света в квадрате).
    2. Только атомы водорода наполняли бы нашу Вселенную, если бы mn - mp превышала значение
    2,9 МэВ.
    3. Вселенная состояла бы только из гелия, если бы сила взаимодействия между нуклонами была на несколько процентов больше.
    Таких примеров из физики микромира достаточно много.
    4. Число измерений нашего пространства не определяется никакими основополагающими физическими принципами. Однако анализ решения обобщенного уравнения, описывающего гравитационное и электрическое поле точечного источника, показал, что устойчивые орбиты небесных тел (в том числе и нашей планеты) отсутствуют в пространстве с числом измерений, большим трех, а при меньшей размерности движение может происходить лишь в замкнутой области.
    5. Если бы скорость расширения через одну секунду после Большого взрыва была бы меньше хоть на одну стомиллиардную, Вселенная сжалась бы в бесструктурную массу раньше, чем достигла своих настоящих размеров. Напротив, если бы она была на одну миллионную больше, то
    Вселенная расширялась бы слишком быстро, что исключает возможность формирования звезд и планет. В свою очередь сама скорость расширения зависит от группы факторов: начальной взрывной энергии, массы, силы гравитации.
    6. Для того, чтобы высокоорганизованная разумная жизнь стала возможной, необходимы также и
    «правильные» значения сотен параметров как самой планеты, так и звездной системы в целом.
    Солнечная система обращается по круговой орбите вокруг центра галактики: вытянутая орбита привела бы к тому, что чрезмерно приблизившись к энергетически насыщенному ядру галактики, солнечная система и, соответственно, наша планета оказались бы в зоне мощного радиационного облучения. Это так называемая коротационная орбита. На этой орбите звезда с планетами редко оказывается в зоне высокого облучения.
    7. Земля должна была образоваться около богатой металлами звезды. Бедные металлом звезды не способны породить что-либо кроме газовых гигантов - на создание планет земного типа в газовой туманности просто-напросто не хватит «материала». Напротив, при избытке металла, формирующиеся планеты окажутся слишком тяжелыми, с мощной гравитацией, что также влечет образование газовых гигантов. Для существования жизни важны и другие многочисленные параметры звезды. В целом, согласно спектральной классификации, «правильный» по ряду показателей тип ограничивается очень узким промежутком.
    9.
    Методологические основания для классификации наук: различные
    подходы
    Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания при- надлежит Аристотелю. Все знание в зависимости от сферы его применения - на три группы:
    - теоретическое (метафизика, математика, физика) где познание ведется ради него самого;

    20
    - практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека;
    - творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного.
    В период возникновения науки как целостного социокультурного феномена (XVI—XVII вв.) Ф. Бэкон.разделил науки в зависимости от познавательных способностей человека
    (таких как память, рассудок и воображение) на три большие группы: а) история как описание фактов, в том числе естественная и гражданская; б) теоретические науки, или «философия» в широком смысле слова; в) поэзия, литература, искусство вообще.
    При этом Бэкон считал, что науки, изучающие мышление (логика, диалектика, теория познания и риторика), являются ключом ко всем остальным наукам, ибо они содержат в себе «умственные орудия», которые дают разуму указания и предостерегают его от заблуждений («идолов»).
    Гегель.в основу классификации наук положил принцип развития и субординации форм знания, и выделив три крупных раздела, соответствующих основным этапам развития
    Абсолютной Идеи («мирового духа»): а) Логика, которая совпадает с диалектикой и теорией познания и включает три учения: о бытии, о сущности, понятии, б) Философия природы (на механику, физику, органическую физику). в) Философия духа.
    Указанное подразделение содержит две важные позитивные идеи: направленность
    против механизма (т. е. стремления только с помощью законов механики объяснить
    все явления действительности, включая человека и общество); подчеркивание
    иерархичности — расположение областей (сфер) природы по восходящим ступеням от
    низшего к высшему.
    О. Конт считал, что соотношения между науками и их классификация
    осуществляются с учетом последовательности их возникновения и по принципу
    простоты и общности. Истоками контовской классификации наук были идеи Сен-
    Симона. Иерархия наук в классификации Сен-Симона и Конта:
    1) вначале математика с механикой,
    2) затем науки о неорганической природе (астрономия, физика, химия),
    3) потом науки об органической природе (биология и социология).
    Г. Спенсер предложил несколько иную классификацию. Он выделял предметы наук соответственно способам их познания. В основе его классификации лежит разделение наук на:
    1)
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта