Главная страница
Навигация по странице:

  • 55. Стратификационные системы современных обществ.

  • 56. Культура и ее функции. Базисные элементы культуры.

  • 57. Многообразие культур. Существует множество культур

  • 58. Понятие социальный институт.

  • Социальные институты

  • 59. Структура и типология социальных институтов.

  • Вопросы по экономике. Экзаменационные вопросы по дисциплине для студентов дневного и заочного факультетов Интегрированный модуль Экономика


    Скачать 418 Kb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по дисциплине для студентов дневного и заочного факультетов Интегрированный модуль Экономика
    АнкорВопросы по экономике
    Дата13.01.2023
    Размер418 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы по экономике.doc
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #885231
    страница8 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    54. Исторические системы стратификации.

    В истории обществ наиболее известны следующие системы стратификации: рабство, кастовая система, сословия, классы. Рабство – это наиболее выраженная форма неравенства, при которой часть индивидов буквально принадлежит другим, как их собственность. Правовые условия рабства значительно варьируются в различных обществах. Кастовая система – это социальная стратификация, основанная на предписании социального положения. Это закрытая система, так, как только происхождение определяет статус человека, вероятность изменения места в социальной структуре незначительна. Кастовые системы жестко распределяют людей по категориям, в рамках которых они остаются всю свою жизнь. Поддержанию жесткой социальной иерархии способствует институт брака, согласно которому супруги должны принадлежать к одной категории; «смешанные» браки запрещены, поскольку тогда возникает путаница с распределением детей по классовым категориям. Кастовые нормы также предписывают людям общаться только с представителями своей касты. Стратификационные системы с подобными признаками существовали в Индии и Южной Африке. Сословия были частью европейского феодализма, но имелись также во многих других традиционных цивилизациях. Феодальные сословия включали страты с различными обязанностями и правами. В отличие от касты, сословная система, также закрепляющая общественное разделение труда, поддерживалась не религиозными, а законодательными средствами. В Европе сословия включали аристократию и дворянство. Духовенство составляло другое сословие, имея более низкий статус, но обладая различными привилегиями. К так называемому «третьему сословию» относились слуги, свободные крестьяне, торговцы и художники. В противоположность кастам, межсословные браки и индивидуальная мобильность воспринимались толерантно. Классовая система – социальная стратификация, основанная не столько на происхождении человека, сколько на индивидуальных достижениях. В отличие от иных типов страт, классы не создаются на основе правовых и религиозных норм; членство в них не основывается на наследственном положении или на обычаях. Классовые системы более подвижны, нежели другие системы стратификации, и границы между классами никогда не бывают ясно очерченными. Здесь также нет формальных ограничений в браках между представителями разных классов. Принадлежность индивида к классу должна быть «достигнута» им самим, а не просто быть «данной» от рождения, как в других типах систем стратификации. Социальная мобильность – движение вверх и вниз в классовой структуре – значительно проще, чем в других типах. Классовая система более открыта; для людей, получивших образование и овладевших соответствующими навыками, характерна социальная мобильность по отношению к социальным позициям родителей. Классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами. Классовые системы осуществляют в основном связи внеличностного характера. Так, например, главное основание классовых различий заключено в неравенстве между оплатой и условиями труда; оно действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом. Таким образом, можно определить классы как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни. Собственное богатство вместе с занятием составляет главное основание классовых различий.

    55. Стратификационные системы современных обществ.

    Обычно западные социологи отмечают три основных класса в современных обществах. Это – высший, средний и низший классы. Иногда они внутри также подразделяются на уровни. Так, американский социолог У. Л. Уорнер выделил 6 классов: 1) высший класс (наиболее богатые, знатного происхождения); 2) высший класс (богатые, но не выходцы из аристократии); 3) высший слой среднего класса (состоятельная интеллигенция); 4) низший слой среднего класса («белые воротнички»); 5) высший слой низшего класса (рабочие); 6) низший слой низшего класса (люмпены и т. д.). Высший класс обычно составляет небольшой процент населения. Его роль в жизни общества неоднозначна. С одной стороны, он владеет мощными средствами влияния на политическую власть. С другой – его интересы, главными из которых являются сохранение и приумножение накопленной собственности, постоянно сталкиваются с интересами остальной части общества. По всеобщему признанию социологов, подтверждаемому жизнью, центральное место в социальной структуре современного общества занимает средний класс. Можно выделить основные признаки принадлежности к среднему классу: наличие собственности в виде накопленного имущества или существующего как источник дохода (средние и мелкие предприятия, магазины, мастерские и т. д.); высокий уровень образования (как правило, высшее или среднее специальное), что можно характеризовать как интеллектуальную собственность; профессиональная деятельность, имеющая достаточно высокий престиж в обществе. Средний класс характеризуют экономическая независимость и активность. Он (прежде всего предпринимательский слой) обеспечивает занятость населения и большую часть национального дохода. Как субъект политики средний класс выступает за твердый правопорядок, законность, соблюдение прав человека, а также за стабильную устойчивую власть. Он противник анархии, произвола и экстремизма в политике, сторонник умеренных, взвешенных, продуманных реформ. Выступая оппонентом крупного капитала и сдерживая радикальные устремления низшего класса, в целом средний класс играет роль стабилизатора общества, сохраняя его равновесие и устойчивость. Но то, что одним представляется главным достоинством среднего класса – его стабилизирующая роль в развитых странах, у других вызывает иную оценку: конформизм, инертность (а главными двигателями социального прогресса являются богатый и бедный классы – соответственно, через борьбу политических элит, во-первых, и чреватость бунтом и революцией, во-вторых). В низшей части социальной лестницы находятся бедные слои. К нему относятся те категории населения, которые не владеют собственностью, заняты низко квалифицированным трудом с доходом, определяющим их положение на грани бедности или ниже уровня бедности. Бедные слои – это неоднородная страта. В ней выделяются высшие бедные слои (удовлетворение самых необходимых социальных, культурных, экономических потребностей), средние бедные слои (удовлетворение потребностей в пределах физиологического минимума) и низшие бедные слои (удовлетворение потребностей ниже физиологически допустимого минимума). В последнее время в высокоразвитых странах социологами фиксируется нисходящая социальная мобильность, умышленная потеря престижа, карьеры, власти, высокого дохода, что знаменуют процесс, названный «дауншифтингом». Дауншифтинг – это стратегии людей, которые сознательно отказываются от высокого дохода и ответственности, переходят на спокойные, низко статусные, мирные должности или вовсе перебираются в сельскую местность.

    56. Культура и ее функции. Базисные элементы культуры.

    Культура рассматривается в социологии как сложное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Одно из самых общепринятых и наиболее распространенных определений: культура есть, с одной стороны, целостная, системно организованная совокупность материальных и духовных ценностей, произведенных человечеством в процессе его исторического развития, а с другой — совокупность самой деятельности. Из данного определения следует, что культура противоположна природе. В соответствии с двумя типами деятельности, соотношением материальных и духовных начал в них, можно выделить две основные сферы существования и развития культуры — материальную и духовную. Материальную культуру можно понимать, как совокупность всех созданных человеческим трудом материальных предметов конкретного общества, которые служат жизнеобеспечению, удовлетворению витальных потребностей человека. Духовная культура представляет собой совокупность духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

    Можно выделить наиболее важные функции культуры. Социализирующая функция культуры имеет большое значение, так как процесс формирования личности непосредственно связан с усвоением существующих в обществе норм и ценностей, идеалов, знаний и их творческим воспроизводством. Духовно-нравственная функция культуры систематизирует, воспроизводит, сохраняет и передает вечные ценности в обществе — добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом. Коммуникативная функция культуры связана с передачей и осмыслением сообщений по определенным правилам в ходе совместной деятельности людей. Культура выполняет трансляционную функцию, позволяющую сохранять и передавать последующим поколениям ценности и нормы поведения. Регулятивная функция культуры связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля над этими действиями. Выступая в качестве совокупности идеалов, ценностей и норм, культура предписывает человеку правила и стандарты поведения. Культуре присуща интегративная функция. Члены одной социальной общности, группы имеют общие символы, традиции, нормы и ценности, в силу чего воспринимают себя как единое целое.

    К базисным элементам духовной культуры относят язык, ценности, нормы, обряды, обычаи, традиции. Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система, служащая средством человеческого общения и мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, средством хранения и передачи информации от поколения к поколению. Ценности — определяющий элемент культуры, ее ядро. Ценности — это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать. Ценности являют собой абстрактные идеалы, в то время как нормы - это определенные принципы или правила, которые как ожидается, будут соблюдаться людьми. Нормы — это формы регуляции поведения в социальной системе. Обряд — это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений между людьми, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов (например, обычай встречать Новый год, праздновать день рождения и т.д.). Традиции — социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени (например, Рождество, Пасха, Радуница и т.д.). В исследовании культур существуют две противоположные точки зрения: культурный этноцентризм и культурный релятивизм. Культурный этноцентризм оценивает чужую культуру, сравнивая ее со своей собственной, что может привести к рассмотрению своей культуры как лучшей, а остальных — «так себе». Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить «варваров» в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям. По мнению американского социолога Уильяма Грем Самнера чужую культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом (относительностью). Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами. Возможно, самый рациональный путь развития и восприятия культуры – сочетание черт этноцентризма и релятивизма, когда люди испытывая чувство гордости за культуру своей группы, в тоже время способны понять другие культуры, поведение других социальных групп, признавая их право на существование.

    57. Многообразие культур.

    Существует множество культур, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура порождает свою специфическую нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах. Можно выделять мировую и национальную культуры. Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура — синтез культур различных классов, социальных слоев и групп конкретного общества. Сложность понимания феномена культуры заключается в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы. Поэтому в социологии принято говорить о разнообразии культур, выделяя три ее формы: народная, элитарная, массовая и две ее разновидности: субкультура и контркультура. Народная культура создается в повседневной трудовой деятельности, бытовом общении анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Элитарная культура ориентирована на небольшую группу избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью, в силу чего они претендуют расцениваться как элита. Целью такой культуры становится самовыражение художника (творца). С середины 20 века широкое распространение получил термин «массовая культура». Ее распространение связано с проникновением в большинство стран мира средств массовой информации и их доступностью представителям всех социальных слоев. Массовая культура ориентирована на усредненный уровень развития потребителей, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры, является авторской и имеет самую широкую аудиторию слушателей, читателей, зрителей. Для изучения культуры важно рассмотреть понятие субкультуры. В противоположность доминирующей культуре, принимаемой и разделяемой большинством членов общества, субкультура представляет собой систему ценностей, стилей жизни, групповых норм, стереотипов поведения, создаваемых социальной группой. Субкультура отличается от доминирующей языком, который может принимать форму жаргона, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды и прически, но не противостоит ей. Наличие субкультур — показатель многообразия культуры общества, ее способности к адаптации, развитию. Контркультура — это такая система ценностей, норм, стандартов поведения определенной социальной группы, которая не только отличается от доминирующих в обществе образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт.

    58. Понятие социальный институт.

    Структурными компонентами общества являются социальные организации и социальные институты. Социальные институты являются основным фактором регулирования общественной жизни. Социальные институты (от лат. institutum – устройство, установление, учреждение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, способы их действий и взаимодействий; это установившийся комплекс норм, правил, положений, статусов и ролей, регулирующих поведение людей в разных сферах их деятельности. Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением. Социальные институты упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Система действующих в обществе социальных институтов включает каждого индивида и различные общности (семейные, территориальные, профессиональные, религиозные и др.) в ту или иную сферу деятельности, предписывая им одновременно и нормативно регулируемый тип поведения в семье, на работе, в учебном заведении и т.д. Чем многообразнее социальные институты и масштабнее их деятельность, тем большими возможностями развития людей обладает общество, тем более зрелым оно становится в социальном отношении. Процесс упорядочивания, стандартизации и формализации человеческой деятельности, становление социального института называется институционализацией. Институционализация – это превращение спонтанного поведения людей в организованное («борьбы без правил» в «игру по правилам»). Процесс институционализации включает в себя этапы: 1) предпосылкой появления социальных институтов является формирование определенных социальных потребностей; 2) другой предпосылкой процесса становления социального института является возникновение общих целей и мотивов, которые формируются в ответ на возникающие потребности, определяют условия совместной деятельности; 3) в процессе институционализации возникают и закрепляются социальные нормы и правила, обязательные для всех индивидов, включенных в состав социального института (например, устав вооруженных сил, устав партии). Общество также вырабатывает социальные санкции, направленные на поддержание норм и правил; 4) формирование социального института сопровождается созданием системы социальных статусов и ролей; 5) окончательное оформление социального института связано с усвоением индивидами новых стандартов поведения, определенных социальных ролей, символизацией институционализированных форм деятельности.

    59. Структура и типология социальных институтов.

    В зависимости от регламентации деятельности социальные институты подразделяются на формальные (взаимодействие между субъектами осуществляется на основе фиксированных установлений, правил, норм, положений) и неформальные (отношения не оформлены четко в виде предписаний, установлений, уставов). В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты классифицируются следующим образом: Экономические институты представляют собой всю систему производства, распределения, торговли и финансов. Политические институты связаны с завоеванием, распределением, удержанием и укреплением власти в лице государства, политических партий, общественных организаций. Социально-культурные институты заняты созданием, тиражированием и распространением определенных ценностно-нормативных образцов культурного поведения людей и ориентированы на социализацию личности. Институт образования направлен на воспитание молодых людей, овладение знаниями, навыками, умениями. Институт религии помогает человеку обрести смысл жизни. Институты брака и семьи регулируют самосохранение общества через воспроизводство.

    Институты, действующие в духовной области (моральные нормы, массовая коммуникация, общественное мнение) способствуют осуществлению общественных связей, делая их социально осмысленными и содействуя их организации. Американский социолог У. Г. Самнер выделяет институты самоутверждения (мода, этикет). Выделяют главные и неглавные институты. У каждого главного института есть свои методы, процедуры, практики. Например, политический институт включает в себя институт президентства, институт права, институт по проведению выборной кампании и др. Разумеется, эти институты прошли долгий путь, прежде чем приобрели современный облик и содержание. Изменение структуры потребностей в обществе приводит к изменению социальных институтов: появляются новые институты, умирают старые, ненужные. Кроме того, И. Гофман в своих научных трудах описал особый мир – тотальные институты – условия, в которых люди изолированы от общества и ими управляет персонал администрации.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта