Вопросы по экономике. Экзаменационные вопросы по дисциплине для студентов дневного и заочного факультетов Интегрированный модуль Экономика
Скачать 418 Kb.
|
Учебная дисциплина «Социология» 49. Социология как наука. Каждая отрасль науки имеет свой предмет, который раскрывается в содержании (системе теорий, законов, категорий, принципов и т.д.) и выполняет особые функции по отношению к практике. Предмет любой науки является результатом теоретического осмысления, которое позволяет исследователю выделить те стороны и закономерности развития изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Вопросы о предмете науки – это вопросы о том, что и как изучать, чему и как учить в данной области знания и где границы компетентности специалиста. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а предметная ее область – те стороны, связи, отношения, составляющие объект, которые подлежат изучению. Объектом социологии выступает развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях индивидов и их групп. А вот вопрос о предмете социологии не является простым. На протяжении полутора столетий в определении предмета социологии противоборствуют две тенденции. В социологии существуют две области знания: макросоциологическая и микросоциологическая. На уровне макросоциологии исследователи изучают общество, культуру, социальные институты, социальные процессы. На уровне микросоциологии ученые используют понятия социального поведения, межличностного взаимодействия, мотивации и т.д. Отсюда вытекают два разных подхода к определению социологии: один – в направлении понимания ее предмета как науки о целостности общественного организма, о социальной и социокультурной системах, другой – как науки о массовых социальных процессах и массовом поведении. При первом подходе социология сближается с демографическими, экономическими и политическими науками, при втором – с социальной психологией. Основатель социологии, французский философ Огюст Конт, в середине 19 столетия считал, что наряду с физикой, математикой и другими науками должна существовать особенная наука о социальных явлениях и процессах. Предметом социологии является общество, идентифицируемое с человечеством; общество есть высшая реальность, которая выступает как данность по отношению к живущим в этом обществе людям. В его понимании социология была равнозначна обществознанию, которое включало в себя все, что относится к обществу, роль же ее он определял задачами наблюдения фактов и процессов общественной жизни. О. Конт, в сущности, сформулировал макросоциологический подход. Точка зрения О. Конта на социологию как науку, тождественную обществознанию господствовала в литературе до конца 19 века. В конце 19 – начале 20 веков в научных исследованиях общества стал выделяться наряду с экономическим, демографическим, правовым и др. аспектами также и социальный. Поэтому предмет социологии начинает сводиться именно к изучению социальных сторон общественного развития. Общество представлялось в качестве социального организма. Е. М. Бабосов, белорусский социолог, отмечает, что предмет социологии есть выделение из многообразных аспектов общественной жизни определенного набора социальных отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно связанными полюсами которого являются, с одной стороны, общество как многосложная и многоуровневая система, а с другой – человек, личность. Основные функции социологии: теоретико-познавательная; практически-преобразовательная; мировоззренческая; прогностическая; образовательная. Таким образом, можно сказать, что социология – наука, которая теоретически изучает структуру общества и его элементы, а также социальные закономерности функционирования общества, базируясь на эмпирически подтвержденных социальных фактах. 50. Понятие общества и его отличительные признаки. Общество — сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения. Таким образом, общество — это исторически развивающаяся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей. Общество как сложноорганизованная система обладает следующими специфическими чертами: 1) Общество отличается большим разнообразием различных систем и подсистем. В качестве важнейших подсистем можно выделить: социальную, социокультурную, экономическую, политическую; 2) Общество не сводимо к людям, его составляющим, — это система социальных связей и отношений, являющаяся основой социальной структуры; 3) важнейшей чертой общества является самодостаточность, т.е. способность общества создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования; 4) наличие в обществе специальных органов для осуществления его саморегуляции — социальных институтов. Базовые социальные институты это: экономические, политические, семейные, религиозные, образовательные, семейные и др.; 5) любые изменения и события, происходящие в обществе, осуществляются людьми, их общностями и организованными группами, социальными институтами. Это говорит о том, что в обществе всегда есть субъект развития; 6) общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность, нелинейность, непредсказуемость развития; 7) общество существует, функционирует и развивается в социальном времени и социальном пространстве. В современной западной социологии, при анализе проблем развития и изменения общества сложились два противоположных теоретических направления: теория конфликтов и структурно-функциональный анализ. Авторы структурно-функционального анализа подчеркивают значение согласия всех членов социума разделять общие ценности, в то время как последователи теории конфликтов уделяют основное внимание подавлению одних членов общества другими. Современная теория структурно-функционального анализа развивалась в работах многих выдающихся социологов, однако самый большой вклад внесли: Т. Парсонс и Р. Мертон. Парсонс определяет общество как тип социальной системы, обладающий наивысшей степенью самодостаточности. Самодостаточность общества проявляется, прежде всего, во взаимообмене с окружающей средой, в регулировании доступа к материальным ресурсам. Общество самодостаточно и в том смысле, что его члены, как правило, вносят вклад в его функционирование через многочисленные экономические и политические институты, а также коллективы. В функциональном анализе общество рассматривается с точки зрения его функций и предстает как система, функции которой часто скрыты или недоступны для понимания тех, кто действует внутри нее. Американский социолог Роберт Мертон удачно выразил этот подход, сформулировав целый ряд идей и введя целый ряд понятий. Так, по Р. Мертону, основная теорема функционального анализа гласит, что: точно так же как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, так и одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями. Для раскрытия смысла функционального анализа Мертону потребовалось ввести ряд понятий: «функции», «дисфункции». Функции - это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы. Функции бывают явные и латентные (скрытые). Первые осознаваемые и произвольные функции социальных процессов, вторые - неосознаваемые и непреднамеренные. Такое разграничение позволяет понять стандарты социального поведения, которые на первый взгляд кажутся иррациональными. Дисфункции - это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы. Мертон также вводит понятие «социологическая амбивалентность», которое значит, что некая форма, способная выполнять позитивные функции, может также играть и дисфункциональную роль в этой же системе. Сторонники теории конфликтов описывают общество постоянно изменяющимся и подверженным конфликтам. Одной из влиятельных современных теорий конфликта является концепция немецкого социолога Р. Дарендорфа. По мнению Дарендорфа, главной причиной конфликта является тот факт, что одни люди имеют власть над другими. Власть можно представить, как способность одних индивидов контролировать действия других. Её суть отражена в точке зрения Макса Вебера, который считал, что власть есть возможность волевого преобразования социальных отношений одним субъектом вопреки сопротивлению других. Таким образом, основные конфликты возникают между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет. 51. Глобализация и мировая система. Сегодня можно говорить о единой мировой системе в результате усиления экономических, социальных и политических взаимосвязей между странами. Усилившаяся взаимозависимость мирового сообщества обозначается термином глобализация. По мнению Е.М. Бабосова, глобализация – это постепенное преобразование разнородного мирового социально-экономического и социокультурного пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставление, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия». Глобальные процессы проходят через национальные границы, не останавливаясь ни перед какими административными барьерами. Потоки людей, информации, идей, ценностей, технологий и вещей растворяют государственные границы и стирают социально-классовые различия, разрушают власть национальных обществ, которые раньше управлялись исключительно изнутри. Глобальная кооперация и распад замкнутых национальных рынков, новые множественные идентичности и формы капитала, глобальные государственные и гражданские организации, управляющие потоками образов в медиасреде, – лишь отдельные симптомы новой экономики и новой политики. Это социальный порядок неорганизованный и одновременно весьма сложно выстроенный. Развитые страны Западной Европы и США являются лидерами глобализации, доминируют в рамках мировой экономической системы и, соответственно, выполняют по отношению к другим странам функции управления и координации, которые осуществляются не только через специальные институты (ГАТТ, ВТО, МВФ и т.д.) и организации, но и через деятельность транснациональных корпораций. Можно говорить о становлении институтов глобализации. В экономической сфере – это транснациональные корпорации, производства, финансовые операции, товары, рекламные кампании которых ориентированы на глобальный рынок. В настоящее время в мире в руках транснациональных компаний (ТНК) в результате внутрифирменного обмена находится до 70% мировой торговли. Специфика ТНК в качестве субъектов хозяйства определяется глобальным характером деятельности. Они не имеют жесткой привязки к национальным общностям: капиталы, топ-менеджмент, офисы и производственные мощности, рабочая сила – все это легко меняет не только географическую, но и национальную принадлежность. ТНК легко переносят предприятия туда, где расходы по найму и налоги минимальны, т.е. они свободно выбирают самые прибыльные места для инвестиций, производства, уплаты налогов. Связанные с ТНК субъекты получают возможность динамичной смены места жительства, также вне привязки к национальному, традиционному контексту. Соответственно, национальные обычаи и традиции, этические нормы, духовные ценности оказывают все меньшее влияние на функционирование мировой экономики. Финансовые потоки и рынки ценных бумаг в конце XX в. стали утрачивать национальную принадлежность и ориентироваться на быстрое переливание средств в те регионы и сферы хозяйства, где обеспечивается максимальная прибыль (в противоположность традиционной ориентации на гарантии сохранения вкладов). Отказ США от золотого стандарта и введение плавающего курса доллара стал важной вехой в отрыве финансов от национального производства и их превращении в самодостаточную глобальную силу. Для глобальной деловой культуры характерны оперативность и широкое использование информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих универсализации методов ведения делового предприятия, принятию решений, организации деловых связей, общность языка делового общения, которым стал английский, и т.п. Аналогично обстоит дело и с потребительским поведением. Продукты глобальных компаний – глобальные бренды – распространяются по всему миру, провоцируя унификацию потребительских и поведенческих стереотипов. И. Уоллерстайн разработал теорию мировой системы, представляющую собой попытку описания картины мирового неравенства. В рамках этой системы он выделяет ядро, состоящее из экономически развитых государств, и периферийные и полупериферийные регионы, страны внешней арены, находящиеся в зависимом положении. Сегодня в качестве ядра остается постиндустриальный мир, представленный США, Европейскими странами и Японией. Страны ядра доминируют в мировой системе и в состоянии организовать мировую торговлю так, чтобы она отвечала их интересам. Периферии — регионы, в которых существует недостаток этих атрибутов, но есть много сырьевых ресурсов (развивающиеся страны Латинской Америки, Азии, Африки). Страны полупериферии (страны Восточной Европы, Испания, Португалия) играют роль своеобразного буфера между ядром и периферией. Странами внешней арены объявляется значительные регионы Азии и Африки, которые не затрагиваются всемирными промышленно-торговыми связями. Большой вклад в социологический анализ глобализации внес, английский социолог Э. Гидденс. Под глобализацией, считает он, следует понимать более обширный, чем это рисуется в мир-системной теории И. Уоллерстайна, процесс трансформации социального пространства и времени, появления глобальных коммуникаций, трансформации региональных, локальных и даже личных контекстов социального опыта. Э. Гидденс акцентирует внимание на глобализации средств массовой информации и коммуникации, где доминируют американские компании. Произошло вторжение в социокультурное пространство многих стран американизированных образцов культуры, распространяемых средствами Интернета, кино, телевидения, рекламы и т.д. Э. Гидденс считает, что глобализация включает в себя множество противоречивых процессов, вызывающих социальные конфликты и новые типы социальной стратификации и кроме того, она связана с усилением угрозы окружающей среде. Таким образом, глобализация мирового сообщества характеризуется следующими тенденциями: 1) производство принимает всемирные масштабы; 2) возрастает открытость мира; 3) происходит финансовая интеграция мира; 4) усиливается трудовая миграция; 5) всемирные масштабы приобретает образование и наука; 6) человечество все больше принимает общие нормы и стандарты в области прав человека, независимости, агрессии, геноцида и т.д. 7) развивается глобальная информационная сеть; 8) окружающая среда требует общемирового подхода в ее использовании и защите; 9) созданы и успешно функционируют международные организации в области политики, экономики, окружающей среды, культуры; 10) спорт и культуру охватывает интернализация; 11) ядерный потенциал различных стран требует акций мирового масштаба. 52. Социальное неравенство. Социальная структура и социальная стратификация. Общество как целостная система структурировано, то есть обладает определенным строением и связью составляющих его частей. Социальная структура – совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними. В основе социальной структуры лежит дифференциация. Социальная дифференциация – разделение людей на категории или группы, соотносимые между собой как по горизонтальной, так и по вертикальной шкале. Основанием для дифференциации людей служат половозрастные и профессиональные различия. В основе дифференциации могут лежать и различия, зависящие от генетических факторов и не подверженные социальному изменению – цвет кожи, физические качества или черты лица. Универсальной характеристикой любого общества и его структуры является социальное неравенство людей. Исследования антропологов говорят о том, что оно существовало уже в примитивных обществах и определялось силой, ловкостью, смелостью, религиозной осведомленностью и т. д. Неравенство порождается даже естественными различиями между людьми, но наиболее глубоко оно проявляется как следствие социальных факторов. В итоге одни индивиды, группы или слои обладают большими возможностями, или ресурсами (финансовыми, властными и т. д.), чем другие. Дифференциация людей и их групп на социальные страты, характеризующиеся неравенством в области доходов, образования, профессии, участия во властных структурах, называется социальной стратификацией. Это процесс, в результате которого общество распределяет группы людей по иерархии. Стратификация может быть определена как структурированные неравенства между различными группами людей. Общества могут рассматриваться как состоящие из «страт» в определенной иерархии с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее привилегированными у основания. Социальная страта – ранговый слой в рамках иерархической системы социальной стратификации, социальных статусных позиций и ролей. Стратификация имеет тенденцию ограничивать взаимодействие людей таким образом, что внутри одной страты люди общаются чаще, нежели между стратами. Наличие в обществе социальной стратификации подразумевает, что имеется не только согласие общества по поводу важности, престижа и ответственности различных видов деятельности, но и наличествуют определенные напряжения и конфликты в установившейся структуре. То есть стратификация, в отличие от дифференциации, предполагает, что некоторые категории людей ранжированы как выше или нижестоящие по сравнению с другими категориями людей в терминах прав и престижа, приписанного им обществом, и при этом некоторые индивиды в данной категории хотели бы изменить свой ранг. 53. Теории социальной стратификации. Наиболее влиятельные теоретические подходы – те, которые развивались Карлом Марксом и Максом Вебером; большинство последующих теорий стратификации во многом обязаны их идеям. Теория К. Маркса очень часто называется классовым подходом. Классы возникают и вступают в борьбу на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества. Для Маркса класс — это группа людей, находящихся в одинаковом отношении к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свое существование. Основными классами доиндустриальных обществ были владельцы земли (аристократия, мелкопоместное дворянство и рабовладельцы), и те, кто непосредственно на ней трудился (свободные крестьяне и рабы). В индустриальном обществе один основной класс – владельцы собственности на средства производства (заводов, фабрик) – буржуазия, не платят другому классу - наемным рабочим, или пролетариату, полную стоимость их труда. Это вызвано рационально обоснованным стремлением получать прибыль, продавая продукт дороже, чем стоит его производство. Рабочие, таким образом, подвержены эксплуатации, и они все больше беднеют и условия их работы и жизни становятся все больше однородными, и таким образом их связывают общий образ жизни и общие классовые интересы. Пролетариат начинает осознавать своё истинное положение как класса, а не просто группы индивидов и у него формируется классовое сознание, и после этого пролетариат вовлекается в классовую борьбу с буржуазией для изменения своего экономического и политического положения. Маркс утверждал, что те, кто контролирует экономику через собственность на средства производства, также осуществляют политику государства. И, таким образом, создается непримиримое противоречие, которое может быть разрешено в только обществе без эксплуатации. В отличие от К. Маркса, Макс Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что, по мнению Вебера, класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие то Маркса Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах. Однако на рынке люди занимают разные позиции или находятся в разной классовой ситуации. Здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие - рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют собственностью, а у других она отсутствует. По мнению Питирима Сорокина, основа стратификации — неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Наиболее подробно он проанализировал экономическую стратификацию, изменение которой во времени описывал с помощью термина «флуктуации». Во всех обществах уровень благосостояния и дохода меняется во времени. Если неравенство в обществе очень сильное, доходы богатых намного превышают доходы бедняков, то профиль пирамиды высокий, и наоборот. Таким образом, с течением времени происходит то уменьшение, то увеличение высоты экономической пирамиды. Это явление и называется флуктуацией. Сорокин считал, что его теория флуктуации опровергает идею прогресса человечества. Человечество, считал П. Сорокин, должно усвоить простую истину: либо плоская пирамида всеобщего равенства и умеренной нищеты, либо преуспевающее общество с неизбежным неравенством. С точки зрения функциональной теории: под стратификацией понимается неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа в зависимости от функциональной важности (значимости) позиции. По мнению Кинглея Дэвиса и Уилберта Мура, каждое общество независимо от того, является оно простым или сложным, должно дифференцировать людей по престижу и уважению и должно иметь определенную степень институализированного неравенства. Социальное неравенство представляет собой естественно эволюционирующий механизм, благодаря которому общество обеспечивает выдвижение на важнейшие позиции наиболее квалифицированных лиц. Согласно Дэвису и Муру, функционально важные позиции должны вознаграждаться соответствующим образом. В этом случае общество сможет обеспечить выдвижение на важнейшие позиции квалифицированных людей. Вознаграждение должно быть притягательным, чтобы склонить людей к выполнению обязанностей, связанных с этими позициями. Наиболее ценными позициями считаются те, для заполнения которых требуются: а) уникальный (редкостный) природный талант и/или б) очень большая подготовка и обучение. Поэтому, согласно функциональной теории - высшие управленческие посты в обществе должны занимать самые способные и квалифицированные люди. |