Вопросы по экономике. Экзаменационные вопросы по дисциплине для студентов дневного и заочного факультетов Интегрированный модуль Экономика
Скачать 418 Kb.
|
60. Семья и брак как социальный институт. Одним из важнейших социальных институтов является институт семьи. В своем историческом развитии данный институт прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. Семья — социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Главными фазами этого цикла являются: 1) вступление в брак — образование семьи; 2) начало деторождения — рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Типы семейных структур многообразны, различаются в зависимости от характера супружества и особенности родства. По числу родителей семьи бывают: полные (наличие обоих родителей) и неполные (отсутствие одного из родителей). По количеству поколений семья делится на нуклеарную (родители и зависимые от них дети) и расширенную (нуклеарная и родственники). В зависимости от размера брачной группы различаются: полигамия (коллективный брак) и моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины). Полигамия имеет две разновидности: полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Семья как социальный институт выполняет следующие функции: репродуктивную (биологическое воспроизводство населения), воспитательнорегулятивную (социализация молодого поколения, моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности), экономическую (получение материальных средств одних членов семьи для других), эмоционально-коммуникативную (получение психологической защиты, эмоциональной поддержки), досуговую (организация рационального досуга, взаимообогащение интересов). 61. Религия как тип мировоззрения. Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование, специфика и смысл существования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими. Священное – это те аспекты социальной реальности, которые отделены от сферы обыденного и являются запретными. Мирское – это те аспекты социальной реальности, которые носят обычный и повседневный характер. В своем религиозном поведении люди формируют социальный мир значений и правил, которыми руководствуются в мыслях, чувствах и поступках точно так же, как и в других сферах жизни. Характерные черты, которыми обладают, по-видимому, все религии, следующие. Религия предполагает существование некоторого набора символов, которые вызывают у верующих чувства почтения и благоговейного страха. Эти символы участвуют в ритуалах и обрядах (таких, как церковные службы), проводимых общиной верующих. Каждый из этих компонентов требует специального рассмотрения. Вне зависимости от того, фигурирует ли бог в религиозных верованиях, в них практически всегда присутствуют существа или объекты, вызывающие чувства трепета и благоговения. Некоторым религиям свойственна вера в абстрактную «божественную силу», а не в персонифицированное божество. В других религиях существуют персоны, которые являются предметами поклонения, не будучи богами (Будда и Конфуций). Ритуалы, связываемые с религиями, очень разнообразны. К ритуальным актам могут относиться молитвы, песнопения, употребление пищи определенного вида или пост — отказ от нее на несколько дней и т. д. Поскольку ритуальные акты тесно связаны с религиозными символами, они обычно трактуются как нечто, совершенно отличное от обычаев и привычек повседневной жизни. Религиозные ритуалы часто совершаются людьми в уединении, но во всех религиях имеются обряды, в которых участвуют большие группы верующих. Официальные церемониалы обычно происходят в местах, специально отведенных для этого (церквях или храмах). Наличие коллективных обрядов расценивается обычно социологами как один из основных факторов, отличающих религию от магии, хотя провести четкие границы между ними не всегда возможно. Социологический подход к религии сформировался в огромной степени под влиянием идей трех классиков социологии: Маркса, Дюркгейма и Вебера. Они полагали, что религия по природе своей является иллюзией. Сторонники различных религий могут быть всецело убеждены в правильности верований, которые они разделяют, и обоснованности ритуалов, в которых они принимают участие, но, утверждали эти три мыслителя, уже само по себе разнообразие религий и их очевидная взаимосвязь с типом общества, в котором они получают распространение, делают заявления защитников веры неправдоподобными. Маркс, Дюркгейм и Вебер определили, каждый по-своему, важнейшие отличительные черты религии, и в некоторой степени их взгляды дополняют друг друга. Маркс справедливо указывает, что религия часто имеет идеологическое содержание и служит оправданию удовлетворения интересов правящих классов, чему в истории несчетное число подтверждений. Изучению противоречивой, хотя и имеющей огромное историческое значение, роли религии отводилось сравнительно мало внимания в работах Дюркгейма. Дюркгейм прежде всего подчеркивал место религии в обеспечении общественного согласия. Однако его идеи нетрудно применить к объяснению религиозной розни и порождаемых ею социальных изменений. Глубина враждебных чувств, испытываемых верующими по отношению к другим религиозным группам, зависит, прежде всего, от преданности религиозным ценностям, которых придерживается их собственная община. К достоинствам работ Дюркгейма в первую очередь следует отнести подчеркнутое внимание к проблеме ритуалов и обрядов. Во всех религиях существует практика регулярных собраний верующих, во время которых выполняются определенные обряды. Как справедливо указывает Дюркгейм, ритуалы также отражают основные события жизни - рождение, достижение совершеннолетия (во многих культурах существуют ритуалы, связанные с вступлением в возраст половой зрелости), брак и смерть. 62. Типология религиозных организаций. Для всех религий характерно наличие общин верующих, но способы организации таких общин весьма разнообразны. Один из методов классификации религиозных организаций был впервые предложен Максом Вебером и его коллегой, историком религии Эрнстом Трельчем. Вебер и Трельч проводили различие между церквями и сектами. Церковь представляет собой общепризнанную и прочно укоренившуюся религиозную организацию значительных размеров, как, например, католическая или англиканская церковь. Секта имеет меньшие размеры и отличается менее сложной организацией. Она объединяет, как правило, ревностных верующих, создавших свою общину в знак протеста против официальной церкви, как, например, поступили кальвинисты. Церкви обычно имеют формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей и склонны представлять интересы консервативных религиозных слоев, поскольку действуют в рамках уже сложившихся институтов. Родители большинства их приверженцев исповедовали ту же веру. Секты сравнительно малы; обычно они стремятся найти свой истинный путь и следовать ему. В общественной жизни им свойственна тенденция к изоляционизму и замыканию в пределах своей общины. Члены сект считают господствующую церковь продажной. Большинство сект почти или совсем не имеют профессиональных священнослужителей и подчеркивают равенство всех своих членов. Лишь сравнительно малая часть сторонников той или иной секты включается в ее состав по факту рождения, большинство примыкает к сектам в зрелом возрасте, стремясь упрочить свою веру. Классификацию, предложенную Вебером и Трельчем, усовершенствовали другие авторы. Например, Говарда Бекер, включил в нее еще два типа религиозных организаций: деноминации и культы. Деноминация представляет собой секту, которая «утихомирилась» и является уже в большей степени сложившимся социальным институтом, чем активной оппозиционной группой. Секты, если они сохраняют свою целостность по истечении некоторого периода времени, неминуемо становятся деноминациями. Деноминации, признаваемые церковью как более или менее законные, существуют рядом с церквями и довольно часто мирно с ними сотрудничают. Культы подобны сектам, но имеют существенные особенности. Культы наиболее свободны и преходящи из всех типов религиозных организаций. К ним принадлежат люди, которые отвергают ценности окружающего их мира. Главное внимание в культах придается индивидуальному опыту, что приводит к объединению людей со схожим образом мыслей. Они не формально присоединяются к культу, но скорее придерживаются одних и тех же теорий или предписываемой манеры поведения. Последователям культа обычно не воспрещается поддерживать отношения с другими религиозными организациями или связывать себя обязательствами по отношению к другим религиям. Как и секты, культы довольно часто образуются вокруг лидера вдохновителя. 63. Социологическое исследование. Социологическое исследование направлено на поиски объяснения человеческого поведения под влиянием социальных факторов, и, следовательно, ориентировано на поиск некоторой закономерности, обладающей большей или меньшей степенью общности, но всегда требующей эмпирического (т.е. опытного, фактического) подтверждения и критического сопоставления с другими альтернативными гипотезами. Социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных процедур, направленных на получение достоверных данных об изучаемом явлении, процессе. При проведении социологических исследований широкое распространение получил выборочный метод. Поэтому множество исследований (анкетных опросов, наблюдений, экспериментов и т.д.) являются выборочными. Социологи считают, что нет, например, необходимости, изучая отношение населения того или иного города к исследуемым проблемам, опрашивать всех жителей этого населенного пункта. Достаточно опросить часть — выборку, но эта часть должно быть подобна целому (по полу, возрасту, образованию, социальному положению и другим параметрам, важным для исследуемой проблемы). Выборка исследования — это часть объекта исследования, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет собой уменьшенную копию (модель) объекта исследования (генеральной совокупности). Если генеральная совокупность — это множество (совокупность) всех элементов объектов исследования, ограниченных естественными территориально-временными рамками и программой исследования, то выборочная совокупность — это часть элементов, извлеченная определенным образом из целого и предназначенная для непосредственного изучения. Для составления выборки используют данные переписи населения, статические отчеты, списки сотрудников обследуемой фирмы и т.д. Основным требованием, предъявляемым к любой выборке, является ее репрезентативность, то есть способность выборочной совокупности отражать основные характеристики генеральной совокупности. Социологическое исследование, как и любая другая деятельность, планируется – программируется. Теоретическая часть программы социологического исследования, как уже отмечалось, начинается с выделения предварительного анализа проблемы. Проблема исследования - это сформулированная в теоретических понятиях проблемная ситуация (противоречие) в функционировании социального объекта. Затем выделяется объект и предмет исследования, выдвигается цель исследования, которая конкретизируется задачами. Важнейшими элементами программы являются гипотезы исследования и логический анализ основных понятий. Гипотеза — это предположение по поводу того, какие отношения существуют между явлениями, интересующими исследователя. В эффективном исследовании гипотеза должна формулироваться так, чтобы полученный фактический материал давал возможность ее проверить, т.е. подтвердить либо опровергнуть. Анализ понятий - процедура определения содержания понятийного аппарата, применяемого в исследовании. Конечная цель этой процедуры – расчленение, разделение основного понятия (понятий) на составляющие элементы, которые доступны непосредственному измерению путем опроса, наблюдения и т.д. Программа исследования составляется на предварительном этапе, за которым следует этап сбора информации, а затем этап обработки информации, и заключительный – анализа информации и подведения итогов. 64. Основные методы сбора социологической информации. В социологии применяются следующие основные методы сбора информации: опрос, наблюдение, эксперимент и анализ документов. Наибольшее распространение получил анкетный опрос, что объясняется следующими его основными достоинствами: 1) быстрота сбора информации; 2) возможность охвата очень большего числа респондентов; 3) соблюдение принципа анонимности; 4) возможность использования при анализе и обработке современных компьютерных технологий; 5) возможность лучше исследовать сложные проблемы (например, моральные, мнения о руководителях и т.д.); 6) возможность получить информацию, не всегда доступную прямому наблюдению или отражению в документальных источниках; 7) отсутствие смещения информации под влиянием лица, проводящего опрос. К недостаткам анкетного опроса можно отнести следующие: 1) теряется контроль над процессом сбора информации (например, уклонение от ответов, недобросовестные анкетеры); 2) не дается информация о самой социальной действительности, а происходит ее отражение; 3) меньший объем получаемой информации; 4) невозможность выяснить причину противоречивых ответов; 5) собранный материал может оказаться поверхностным; если опросники жестко стандартизированы, то важные различия точек зрения респондентов могут быть искусственно сглажены; 6) ответы могут содержать то, что люди говорят о своих убеждениях, а не то, что они думают на самом деле. Интервью может быть стандартизированное и фокусированное. Стандартизированное – задаваемые вопросы имеют открытый или закрытый характер, строго определяющего порядок и формулировку вопросов. Фокусированное – используется как путеводитель с перечнем как строго необходимых, так и возможных (в зависимости от ответов респондентов) вариантов. Основные достоинства интервью: 1) респондент скорее соглашается рассказать, чем написать; 2) большая возможность установить степень искренности каждого индивидуального ответа; 3) информация – более яркая, непосредственная, дополненная невербальной (несловесной информацией – жесты, мимика, голос и т.д.); 4) возможность уточнять ответы респондентов с помощью дополнительных вопросов; 5) возможность учесть изменившиеся обстоятельства. Основные недостатки интервью: 1) необходимость более квалифицированной подготовки интервьюеров; 2) большие затраты времени; 3) невозможность задать большее количество вопросов; 4) трудности в решении проблемы анонимности; 5) определенное влияние интервьюера на респондента, особенно если один человек проводит все интервью – в результате его характер и взгляды могут повлиять на итоги исследования. |