Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие качества, количества, меры, скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

  • Закон единства и борьбы противоположностей.

  • Диалектическое отрицание и его роль в развитии. Отрицание отрицания как выражение поступательного и спиралевидного характера развития.

  • Происхождение человека. Природные, биологические и социальные предпосылки антропогенеза.

  • Природа и сущность человека. Проблема соотношения биологического и социального в человеке, ее решения.

  • Ответы на вопросы философия экзамен. Экзаменационные вопросы по философии


    Скачать 230.39 Kb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по философии
    АнкорОтветы на вопросы философия экзамен
    Дата30.04.2023
    Размер230.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEkzamen_voprosy_Filosofia.docx
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #1098652
    страница9 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

    Содержание и форма.

    Содержание есть тождественность всех элементов и моментов целого с самим целым; это состав всех элементов объекта в их качественной определенности, взаимодействии, функционировании, единство его свойств, процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Не все, что “содержится” в объекте, составляет его содержание. Например, было бы бессмысленно считать содержанием организма атомы, из которых состоят молекулы, образующие клетки. Вы никогда не узнаете, что такое голубь, если будете тщательно изучать каждую клетку его организма под электронным микроскопом. К составным элементам, образующим содержание, относятся части целого, то есть такие элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности. Поэтому нельзя к содержанию картины отнести холст, например, хотя без него невозможно представить себе картину. Содержанием организма является не просто совокупность его органов, а нечто большее - весь реальный процесс его жизнедеятельности, протекающий в определенной форме. Содержанием общества является все богатство материальной и духовной жизни действующих в нем людей, составляющих это общество, все продукты и орудия их деятельности.

    Определив содержание как тождественность компонентов целого с самим целым, перейдем к форме. Что такое форма?

    Когда мы воспринимаем и мыслим какой - либо объект, мы выделяем его из окружающего фона, фиксируя тем самым его внешний облик, внешнюю форму. Будучи употребленной в смысле внешнего облика, форма объекта выражается в категории границы. Граница, указывающая на различие данного содержания в его целом от всего иного, и есть форма - внешняя форма объекта. Внешняя форма выражает связь данного объекта с другими. Кроме того, категория формы употребляется также в значении способа выражения и существования содержания. Здесь мы имеем дело не с внешней, а с внутренней формой. Внутренняя форма связана с качественной определенностью объекта, причем качественная определенность понимается в данном случае не в смысле того или иного материального субстрата объекта (камень, металл, дерево и т. д.), но как его некоторая смысловая оформленность, указывающая на способ деятельности с объектом, детерминирующая способ его восприятия и включения в систему определенной духовно - практической деятельности.

    Таким образом, форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.

    +Диалектика формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность при ведущей роли содержания. Отвлечение формы от содержания никогда не может быть абсолютным, ибо не существует безразличных к содержанию “чистых” форм. Каждое изменение формы представляет собой отражение преобразований содержания, внутренних связей предмета. Этот процесс, развертываясь во времени, осуществляется через противоречие, выражающееся в отставании формы от содержания, то есть наличия такого состояния системы, когда новое содержание не имеет адекватной новой формы, а пребывает в старой, ориентированной на уже изжившее себя содержание. Противоречие здесь выражается в разнонаправленности этих моментов единого целого и всегда разрешается ломкой старой формы и возникновением новой. И иначе быть не может в силу необратимого характера развития.


    1. Сущность и явление.

    По мере того, как в процессе познания происходит выявление отдельных необходимых свойств, структуры, а также динамики развития объекта, возникает потребность в целостном воспроизведении всех необходимых сторон и связей исследуемого объекта в их естественной взаимозависимости. Это и есть познание сущности. Отражая внутреннее, необходимое в вещи, категория „сущность" возникает, формируется и развивается, соотносясь с категорией „явление", которая выражает внешнее проявление сущности через массу случайных свойств и связей.

    Категории „сущность" и „явление" представляют, таким образом, диалектическую пару понятий, которая в концентрированном виде выражает взаимосвязь противоположностей и подвергнута теоретическому осмыслению через категории „внутреннее" и „внешнее", „причина" и „следствие", „необходимость" и „случайность", „форма" и „содержание", всех остальных категорий диалектики.

    Выражая сущность, явление привносит к тому, что идет от сущности, новые моменты, черты, которые обусловлены внешними обстоятельствами, в которых существует вещь, взаимодействиями вещи с окружающими ее условиями. Поэтому явление богаче сущности. Но сущность глубже явления. Сущность и закон однопорядковы.

    Диалектику категорий „сущность" и „явление" можно выразить в краткой формуле: сущность является, явление существенно. Следует, однако, иметь в виду, что термин „явление" используется в двух смыслах — в узком (как противоположность сущности) и широком, когда сущность включена в явление.

    Необходимо различать понятия „содержание" и „сущность". Содержание явления определяется не только сущностью — совокупностью внутренних и необходимых сторон и связей вещи, но и внешними условиями ее существования, взаимодействием ее с другими вещами. А поскольку последние постоянно меняются, то и содержание явлений должно быть текучим, изменчивым, тогда как сущность есть нечто устойчивое, сохраняющееся при всех этих изменениях. Сущность — устойчивое и необходимое в содержании; впрочем, устойчивость сущности неабсолютна. Поскольку явления преходящи, сущности вещей тоже могут меняться. Мысль человека постоянно углубляется от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д.

    Хотя явление и сущность взаимосвязаны, они не совпадают. Если бы явление и сущность совпадали, то всякая наука была бы излишней, ибо сущность высвечивалась бы полностью и адекватно в явлении. Познание как раз и разворачивается в плане движения от явления к сущности. С другой стороны, если бы они не были взаимосвязаны (если бы между ними была пропасть), то познание было бы невозможно.

    +Абсолютизация несовпадения сущности и явления, ведущая к разрыву между ними, характерна для агностицизма. Но факт несовпадения сущности и явления налицо. Это значит, что сущность в явлении представлена неполно, неадекватно. Степень этой неадекватности, несовпадения может быть разной. В тех случаях, когда эта неадекватность очень велика, т. е. явление очень искаженно представляет сущность, говорят о кажимости, видимости. В таких случаях процесс постижения сущности особенно труден, сложен и долог. Но все-таки, пусть и в очень искаженном виде, сущность представлена в явлении. Если бы, например, в видимом движении Солнца вокруг Земли не просвечивалось (пусть в очень искаженном виде) истинное положение дел, то открытие Коперника было бы невозможно.

    33Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает внутренний механизм движения и развития вещей, с чего начинается их изменение и во что выливается. Этот закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от старого к новому через категории "качество", "количество", "мера".

    Каждый предмет обладает своей спецификой, особенностями, отличается от других предметов. Эти отличия могут быть либо количественными, либо качественными.

    Что такое качество? Это совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещам, явлениям, выражают относительную устойчивость предмета, его отличие от других предметов. Это то, что делает вещь именно данной вещью. Качество отграничивает одну вещь от другой, один класс вещей от других.

    Качества объективны, т.е. существуют независимо от нашего сознания, они объективно присущи предметам и явлениям. Противоположна качеству категория количество. Количество - определенность вещи, безразличная к своему бытию, внешняя определенность, как говорил Гегель. Это значит, что количественные характеристики, меняясь до определенных пределов, не меняют бытия вещи.

    Количество как выражение однородности вещей, сходства их и подобия характеризует величину, степень развития данного качества. Количество выражается числом, объемом, величиной, отражает интенсивность протекания пресса и т.д. Количество является важнейшей характеристикой предметов и явлений.

    Качество и количество диалектически связаны между собой как две противоположные стороны предмета. Как любые диалектические противоположности, они одновременно взаимоисключают и обусловливают друг друга. Качественная определённость вещи не существует без количественной и наоборот

    Мера - это единство качества и количества, тот количественный интервал, внутри которого сохраняется данное качество.

    Категория меры дает ключ к пониманию механизма действия закона взаимного перехода количественных изменений в изменений качественных и механизма развития в целом.

    Переход количественных изменений в качественные сопровождается и обратным процессом: новое: качество порождает новые количественные изменения. Поэтому мы говорим о взаимном переходе количественных изменений и изменений качественных.

    Сам переход от старого качества к новому в отличие от количественных изменений (непрерывности) осуществляется всегда в виде скачка, перерыва постепенности.

    Скачок - это форма перехода к новому качеству, перерыв линии количественных изменений. Он подготавливается всем предшествующим ходом развития и представляет собой закономерную и всеобщую форму превращения одного качества в другое. Например, переход от одной формы движения к другой; появление жизни на Земле, становление человека и т.д.

    Характер скачка может быть разным в зависимости от природы явления и условий, в которых он протекает. Так, взрыв атомной бомбы и распад урана в естественных условиях представляют собой два разных вида скачка.

    При всем многообразии скачков, как правило, выделяют два их вида. Первый вид - это резкие, бурные скачки, при которых происходит превращение старого качества в новое практически одномоментно, сразу. Так протекают химические реакции, превращения элементарных частиц и т.д. Второй вид скачка - скачки в форме постепенного качественного перехода отдельных сторон предмета в новое состояние. К ним можно отнести, например, возникновение жизни на Земле, образование геологических пород, изменение клетки. Так, скачок, в результате которого возникло все живое из неживого, занимал в ходе эволюции Земли около одного млрд. лет.

    Таким образом, развитие мира (природных, социальных явлений и мышления) осуществляется путем накопления количественных изменений и их перехода в качественные.


    1. Понятие качества, количества, меры, скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

    Данный закон раскрывает всеобщий механизм развития: то, каким образом оно происходит, т.е., показывает в какой форме происходит развитие материального мира. Основными категориями данного закона являются: качество, количество, мера, скачокКачество – философская категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явленийКачество, по Гегелю, есть тождественная с бытием непосредственная определённость вещи. Качество – такая внутренняя определённость предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное. Качество предметов обнаруживается через их свойстваСвойство  сторона предмета, проявляющаяся в его споcобности определённым образом взаимодействовать с другими предметами. Однако качество не сводится к отдельным его свойствам, элементам и т.д. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Сложной проблемой современной науки является выявление уровней организации качественной определённости предмета (например, агрегатные и аллотропические состояния вещества, клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз и др.).

    Каждый предмет имеет свое качество. Но он обладает и множеством других свойств, общих с другими предметами. Например, человек имеет свойства обмена веществ, наследственности, изменчивости и т.д. Эти качества присущи не только человеку, но и другим живым организмам. Когда же говорят о качестве данного предмета, подразумевают непосредственную определённость его бытия, отличающую его от других предметов. Таким бытием для человека является наличие у него сознания и самосознания.

    Количество – философская категория, выражающая такую определенность предмета, изменение которой в соответствующих границах непосредственно не означает превращения данного предмета в другой. К количественной определённости предмета относятся: величина составляющих его элементов, объём, размеры, степень выраженности и интенсивность развития его свойств, темпы протекания процессов, скорость изменения предметов и другие числовые характеристики. Количество существует прежде всего как отношение между вещами (или сторонами внутри них), которое выражается в науке (в первую очередь в математике) с помощью таких исходных понятий, как величина и число. Применение количественных, математических методов за последнее время значительно расширилось, углубилось, проникло в гуманитарные науки, искусство, быт людей и т.п. Указанные методы надо применять разумно, осторожно, с учётом особенностей предмета, чтобы абстрактные формулы и математический аппарат не заслоняли (а тем более не вытесняли) реальное содержание качественно-своеобразных процессов, превращаясь в модную «игру с формулами».

    Мера – философская категория, выражающая целостное единство качественной и количественной определённости предметаМера – это количественные границы существования данного качества, интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественных изменений. Данный интервал может быть сравнительно широк или очень узок, превращаясь порой в точку. Значение границ может быть нечетким и трудноопределимым – особенно это относится ко многим социальным и духовным явлениям.

    Границы количественных изменений возможных в рамках данного качества, называются мерой. Каждый предмет имеет определенную меру, т.е. границы, в рамках которых качество и количество данного предмета находятся в единстве. Так, мерой воды (как жидкости) при нормальном давлении являются температурные границы от 0°С до 100°С.

    Что же происходит с предметом, когда количественные его изменения выходят за рамки меры? Он меняет свою качественную определенность, переходит в другое состояние, т.е. обретает новое качество. Например, когда температура воды достигает 100°С вода из жидкого состояния переходит в газообразное; в процессе суточного вращения земли на ее поверхности периодически сменяют друг друга день и ночь; в процессе физического, интеллектуального и духовного развития человек из ребенка превращается во взрослого и т.п.

    Таким образом, в процессе постепенных количественных (накоплений) изменений происходит смена старого качества на новое. Переход от старого качества к новому называется скачком. Скачок начинается с того момента, когда количественные изменения выходят за рамки меры. Скачок – это прерыв постепенности в развитии. Время, когда вещь начала утрачивать одно качество,

    но еще не приобрела нового качества, называется периодом скачка.

    Таким образом, предметы и явления существующего мира не являются вечными и неизменными. Они изменяются в результате преобразования их качества. Сами же качественные преобразования обусловлены количественными изменениями. Количественные изменения носят постепенный, относительно медленный непрерывный характер. Качественные изменения прерывны, скачкообразны.

    Таким образом, развитие бытия выступает как единство двух отличных друг от друга, но вместе с тем, взаимосвязанных между собой форм – непрерывности и прерывности (скачкообразностидвижения.

    Скачок– философская категория, выражающая: а) перерыв постепенностинепрерывности количественных изменений прежнего явления, а не количественных изменений вообще, которые никогда не прекращаются; б)быстроту изменений: «скорость» скачка, темпы его протекания, интенсивность и глубина изменений гораздо выше, чем в границах меры; в) превращение в противоположность, «насыщенность» противоречиями и их разрешение; г) единство бытия и небытия, возникновение нового и уничтожение старого. Формы скачков исключительно многообразны и зависят от природы самих вещей и от конкретных условий их развития. Взаимосвязь указанных категорий и выражает сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эта сущность состоит в следующем: постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, порядка их связей, пространственных размеров и др.) в определённый момент времени необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям предмета (скачку), к возникновению нового предмета, нового качества. Последнее в свою очередь оказывает обратное воздействие на характер и темпы количественных изменений (например, превращение одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома и т.п.).

    Закон взаимного перехода имеет важное методологическое значение. Он ориентирует изучать наблюдаемый объект всесторонне, в единстве количественно-качественных характеристик, учитывать и характер количественных изменений, и изменений качественной определенности, акцентируя внимание на объективное содержание процессов наблюдаемого объекта. Закон предостерегает исследователя от субъективного произвола, исключает крайности в оценке тех или иных изменений.

    Через действие закона взаимного перехода можно проследить в каждом отдельном случае развитие различия до противоположности, противоречия до конфликта, увидеть действие закона единства и борьбы противоположностей.


    1. Закон единства и борьбы противоположностей.

    В философии Гегеля, согласно принципу тождества бытия и мышлений, ритм разрешения диалектических противоречий мысли и связанных с ними диалектических отрицаний был перенесен и на бытие. В материалистической диалектике также были предприняты попытки осмыслить диалектические "противоречия" и "отрицания" в бытийных (онтологических) понятиях.

    "Отрицание" как реальный аналог логического, мысленного отрицания (антитезиса) при этом было истолковано как непременный момент, многократно повторяющийся в любом процессе, где имеет место смена фаз, периодов, этапов изменения того или иного объекта.

    В отличие от метафизически толкуемого "отрицания", подчеркивающего разрыв, противополож-ность черт предыдущего и последующего этапов изменений, диалектическое "отрицание" предполагает связь, переход от одного этапа к другому. Диалектическое "отрицание" включает в себя триединый процесс:

    деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего,

    кумуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (формирования, созидания нового).

    Первый момент - преодоление пройденного, его "сбрасывание" изживание - обеспечивает необходимую почву для следующей фазы данного процесса. Но сама по себе деструкция, возобладай она, отбрасывала бы процесс вспять, разрушала бы предпосылки продвижения к последующим фазам. Нормальное продолжение процесса, его связь, единство, целостность обеспечиваются вторым моментом - сохраняемостью, преемственностью. Без этого условия процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке, а потому в целом напоминал бы некое "топтание на месте", а то и вообще становился бы невозможным. Нарастание процесса движение его к новым фазам требует также третьего момента - новаций (формирование качественно новых связей, функций, черт).

    Важнейшие понятия данного закона: «тождество» — «одинаковость», «совпадение», «равенство»; «различие» — «неодинаковость», «несовпадение», «неравенство»; «противоположность» — «крайняя степень различия». Согласно названному закону источник изменения и развития любого объекта находится в нем самом. Это справедливо для всех случаев, когда нет вмешательства внешней силы. Данный закон предлагает воспринимать любой объект как сложное образование, которое содержит элементы, непосредственно друг с другом не совместимые.

    Единство противоположностей состоит в следующем:

    они неразрывно связаны между собой. Таковы, например, единичные и общие черты объекта. Не существует уникальных объектов, каждый чем-то похож на другие; также не существует в полном смысле стандартных объектов, каждый чем-то отличается от других;

    взаимно обусловливают друг друга. Так, единичное можно выделить только на фоне общею и наоборот;

    взаимно переходят, взаимно превращаются друг в друга. То, что в одном отношении выступает как единичное явление, например человек, знающий уголовное право, в другом отношении является общим явлением — этот же человек среди сотрудников прокуратуры.

    Борьба противоположностей состоит в том, что они противодействуют друг другу, стремятся друг друга исключить (уничтожить), например знание и незнание отдельного человека — что-то запоминается, но при этом что-то и забывается.

    Противоречие - крайняя точка борьбы противоположностей. Уход из этой крайней точки, конец борьбы означает наступление необратимых изменений. Это и есть развитие. Например, студен ту предстоит экзамен (контрольная работа, опрос и т. п.). Его беспокоит противоречивая ситуация: с одной стороны, экзамен нужно сдать обязательно, т. е. ситуация требует наличия достаточного объема знаний; с другой — знаний нет или их мало. Это противоречие можно решить двумя путями:

    выучил материал, и студент — уже другой человек, он умнее, т. е. развился в сторону совершенства в этой области знания;

    решил отказаться и от знаний, и от экзамена, и от учебного заведения — тоже стал другим человеком, уже избавился от стремления к совершенству в этой области, т. е. развился в сторону деградации на этом жизненном пути.

    +Таким образом, через связь (борьбу) противоположных сил, сторон, свойств развиваются все объекты мира, в том числе социальные системы, человек и его духовность. Необходимо понять, что для человека противоречия с самим собой и окружающими людьми не болезнь, а естественное состояние. Цивилизованные отношения в обществе предполагают внимательность к этим противоречиям, прогнозирование последствий их разрешения, умение управлять собой.


    1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии. Отрицание отрицания как выражение поступательного и спиралевидного характера развития.

     философии Гегеля, согласно принципу тождества бытия и мышлений, ритм разрешения диалектических противоречий мысли и связанных с ними диалектических отрицаний был перенесен и на бытие. В материалистической диалектике также были предприняты попытки осмыслить диалектические "противоречия" и "отрицания" в бытийных (онтологических) понятиях.

    "Отрицание" как реальный аналог логического, мысленного отрицания (антитезиса) при этом было истолковано как непременный момент, многократно повторяющийся в любом процессе, где имеет место смена фаз, периодов, этапов изменения того или иного объекта.

    В отличие от метафизически толкуемого "отрицания", подчеркивающего разрыв, противоположность черт предыдущего и последующего этапов изменений, диалектическое "отрицание" предполагает связь, переход от одного этапа к другому. Диалектическое "отрицание" включает в себя триединый процесс:

    деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего,

    кумуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (формирования, созидания нового).

    Первый момент - преодоление пройденного, его "сбрасывание" изживание - обеспечивает необходимую почву для следующей фазы данного процесса. Но сама по себе деструкция, возобладай она, отбрасывала бы процесс вспять, разрушала бы предпосылки продвижения к последующим фазам. Нормальное продолжение процесса, его связь, единство, целостность обеспечиваются вторым моментом - сохраняемостью, преемственностью. Без этого условия процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке, а потому в целом напоминал бы некое "топтание на месте", а то и вообще становился бы невозможным. Нарастание процесса движение его к новым фазам требует также третьего момента - новаций (формирование качественно новых связей, функций, черт).

    Реальным аналогом "отрицания отрицания" и в природе, и в обществе служат, в частности, "спиралевидные" процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность. Циклических процессов - различных циклов, кругооборотов - существует в мире великое множество. Цикличность формирования и гибели, рождения и смерти, обновления и старения и т.д. проявляется во всех процессах природных и общественных изменений. Глубокие догадки заключены и в мыслях и противоборстве противоположностей, ритмическом чередовании их сбалансированности, гармонизации и нарушении равновесия как постоянно воспроизводящихся циклах. Эти высказывавшиеся еще в древности догадки в дальнейшем развитии диалектики были уточнены, получили свое развитие. идея цикличности была дополнена идеей поступательности прорыва, преодоления исходного уровня бытия, выхода за рамки того, что существовало на предыдущем уровне, формирования качественно новых уровней бытия. В материалистической диалектике отношение противоположностей толкуется не просто как чередование нарушений и восстановления их равновесия, но и как их асимметрия, приводящая к направленному поступательному изменению, развитию.

    Закон отрицания отрицания: раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира.

    Чтобы понять сущность и значение этого закона, нужно прежде всего выяснить, что такое диалектическое отрицание и каково его место в развитии.

    Диалектическое отрицание и его роль в развитии

    В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения нового, передового. Замена старого новым, отмирающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление старого новым, возникающим на основе старого, и называется отрицанием.

    Термин "отрицание" в философию ввел Гегель, но он вкладывал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли.

    Маркс и Энгельс, сохранив термин "отрицание", истолковали его материалистически. Они показали, что отрицание представляет собой неотъемлемый момент развития самой материальной действительности. "Ни в одной области, - указывал Маркс, - не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования". Развитие земной коры, например, прошло через ряд геологических эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая на базе предыдущей, есть известное отрицание старой. В органическом мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием. История общества также есть цепь отрицаний старых общественных порядков новыми: первобытного общества - рабовладельческим, рабовладельческого - феодальным, феодализма - капитализмом. Отрицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, более совершенная научная теория преодолевает старую, менее со-вершенную.

    Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явление извне. Оно результат его собственного, внутреннего развития. Предметы и явления, как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами создают условия для собственного уничтожения, для перехода в новое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самодвижения предметов и явлений.

    Диалектическое и метафизическое понимание отрицания

    Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития материальной действительности, понимает отрицание как отбрасывание, абсолютное уничтожение старого.

    Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижения науки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.

    Т.о., для марксистского понимания отрицания характерно признание преемственности, связи нового со старым в процессе развития. Но следует иметь в виду, что новое никогда не воспринимает старое полностью, в его прежнем виде. Оно берет из старого только его отдельные элементы, стороны, причем не механически присоединяет их к себе, а ассимилирует, преобразует их соответственно своей собственной природе. Марксистская диалектика требует критического отношения к прошлому опыту человечества, указывает на необходимость творческого использования этого опыта, строгого учета изменившихся условий и новых задач революционной практики. Марксистская философия, например, не просто восприняла достижения философской мысли пошлого, а критически переработала, обогатила их новыми достижениями науки и практики, подняла философскую науку на качественно новую, высшую ступень.

    Спиралевидный характер развития

    +Утверждение прогрессивного характера развития представляет собой главную, но не единственную черту закона отрицания отрицания. Этот закон характеризует развитие не как прямолинейное движение, а как чрезвычайно сложный, как бы спиралеобразный процесс с определенным повторением пройденных ступеней, с известным возвратом к прошлому. "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии..." - писал В.И. Ленин, указывая на эту черту диалектики.

    Спиралевидный характер развития присущ различным областям действительности. Одним из самых ярких проявлений этой особенности развития в неживой природе является периодический закон химических элементов, открытый Д.И. Менделеевым.

    Спиралеобразное развитие имеет место и в общественной жизни. Первой формой общественной организации был первобытнообщинный строй. Это было бесклассовое общество, основанное на общем владении крайне примитивными средствами производства. Дальнейшее развитие производства привело к отрицанию этого строя классовым рабовладельческим обществом и т.д.

    Итак, развитие осуществляется посредством отрицания старого новым, нижнего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали с построением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших.

    Такова суть диалектического закона отрицания отрицания.


    1. Происхождение человека. Природные, биологические и социальные предпосылки антропогенеза.

    Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Изучением антропогенеза занимается множество наук, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика.

    Появление человека — огромный скачок в развитии живой природы. Чело­век возник в процессе эволюции под воздействием законов, об­щих для всех живых существ. Человеческий организм, как и все живые организмы, для поддержания жизнеспособности нужда­ется в пище и кислороде. Как и все живые организмы, он претер­певает изменения, растет, стареет, умирает. Поэтому тело чело­века, человеческий организм — область изучения биологических наук. Однако человеческий организм — это еще не человек в со­циальном смысле. Ребенок, полностью изолированный от осталь­ных людей, не научится говорить, его мышление не разовьется. Человек становится человеком только тогда, когда он развива­ется и живет в обществе. Социальная среда, в которой находятся люди, налагает на них такой большой отпечаток, что человека невозможно изучать с позиций только биологических наук.

    У человека возникает особая, не связанная с генетическими механизмами форма связи между поколениями — преемствен­ность традиций, культуры, науки, знаний. Все это стало возмож­ным благодаря развитию речи и письменности. Опыт, накоплен­ный человеком в индивидуальной жизни,не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру.

    На первых этапах эволюции гоминид отбор на большую при­способляемость к быстро меняющимся условиям существования имел решающее значение. Однако впоследствии способность че­ловека передавать по наследству негенетические приобретения в виде разнообразной научной, технической и культурной инфор­мации по мере возрастания объема знанийвсе более выводила человека из-под жесткого контроля естественного отбора и уси­ливала зависимость от общества. Поэтому, изучая биологию че­ловека, мы всегда должны помнить о том, что человек занимает совершенно особенное положение в природе и качественно отли­чается от других организмов. Человек одновременно и биологи­ческое существо, и социальное. Игнорирование социальной роли и преувеличение биологической — серьезная научная ошибка.

    Биологическое. Общим предком человекообразных обезьян и наиболее высо­коорганизованного в отряде приматов семейства гоминид (лю­дей) была одна из ветвей узконосых обезьян. Древнейшие пред­ставители этой ветви уже передвигались по земле на задних ко­нечностях, помогая себе передними. Более или менее выпрям­ленное положение тела и перенос центра тяжести в основном на задние конечности резко изменило соотношение между всеми ор­ганами животного: грудная клетка становилась шире и короче;

    позвоночный столб постепенно терял форму дуги, свойственную всем животным, передвигающимся на четырех ногах, и приобре­тал S-образную форму, что придавало ему гибкость. Движения передних конечностей стали более свободными и разнообразны­ми. Это оказалось очень полезным, так как облегчило добывание пищи.

    На ранних этапах эволюции приматов наши отдаленные предки жили на деревьях. Однако непосредственными предками гоминид были наземные двуногие обезьяны. Переход к наземно­му образу жизни осуществился задолго до появления первых гоминид.

    Переход к прямохождению, освободившему руку от участия в передвижении тела,— лишь одно и далеко не единственное .условие превращения нашего далекого предка в человека. Не менее важным был и стадный образ жизни, при котором сла­бость одной особи компенсировалась усилиями совместно обо­роняющегося стада, а опыт, приобретенный индивидуумом, быст­ро становился достоянием других членов стада. Высокий уро­вень развития мозга и психики, использование различных пред­метов в качестве орудий для охоты и защиты от врагов стали главнейшими предпосылками очеловечивания, основой для раз­вития мышления и трудовой деятельности.

    Прежде чем человек окончательно выделился из мира живот­ных, прошел длительный период времени.

    Некоторые виды человекообразных обезьян погибли в борьбе за существование. Различные виды обезьян совершали от случая к случаю отдельные трудовые операции, забрасывали их, снова к ним возвращались, пока труд из исключения не стал прави­лом. Естественный отбор обеспечивал выживание особей и групп, обладавших способностью к трудовой деятельности.

    +Переход от использования различных предметов в качестве орудий труда к регулярному и сознательному их изготовлению дал той группе приматов, из которой впоследствии возник чело­век, огромные преимущества перед остальными.


    1. Природа и сущность человека. Проблема соотношения биологического и социального в человеке, ее решения.

    Природа и сущность человека.

    Проблема человека есть важная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Однако тезис Сократа «Познай самого себя» по-прежнему не реализован. Прошли тысячелетия, а человек остался для себя загадкой. Что есть человек? Существо, наделенное сознанием? Но вопрос о надчеловеческой природе сознания не только не снят, но лишь на новом уровне поднят естествоиспытателями XX в. Существо социальное? Но социобиологи утверждают, бегемот якобы так же социален, как и человек. А может быть у человека вообще нет природы, и каждый индивид есть невыразимая уникальность — то «что сам из себя делает»? Философское учение о человеке, представленное множеством идей и концепций, называется ф-кой антропологией. Оно зародилось в древности, но не всегда и далеко не во всех ф-ких течениях занимало центральное место. Современная Философия антропоцентрична. Антропологический поворот характерен для западноевропейской философии XIX—XX вв. Представленные в мировой философии определения природы и сущности человека можно систематизировать по-разному. Остановимся на варианте, разграничивающем три подхода: 1) субъективистский (человек — это прежде всего его внутренний, субъективный мир); 2) объективистский (человек — продукт и носитель внешних, объективных условий его существования); 3) синтезирующий (человек — единство внутренней субъективности и внешней объективности). Последователи этих подходов либо разделяют понятия «природа» и «сущность» человека, либо — нет. В первом случае под природой человека понимается своеобразие, специфика человека как живого существа, а под сущностью — его определяющее, ведущее, интегрирующее основание.

    На главную роль в ф-ком человековедении претендует экзистенциализм — течение субъективистского типа. Последователи ее считают, что она — единственная теория, придающая человеку достоинство, не делающая из него объекта. Всякий материализм ведет к рассмотрению людей как предметов, т. е. как совокупности определенных реакций, ничем не отличающихся от совокупности тех качеств, которые образуют стол, стул или камень. Субъективисты хотят создать царство человека как совокупность ценностей, отличную от материального царства. Экзистенциализм сосредоточил внимание на духовном мире человека — его чувствах и настроениях, эмоциях и переживаниях, на уникальности и невыразимости внутреннего человеческого бытия. Экзистенциализм привлек внимание к проблемам свободы, творчества, активности человека, богатству его внутреннего мира, но справедливо отмечено, что прожить на предлагаемом экзистенциалистами напряжении сил «долго и массово» нельзя. В противоположном — объективистском — понимании природы и сущности человека последний предстает как одно из множества материальных образований. Ортодоксальные объективистские взгляды на природу и сущность человека характерны для материализма и некоторых представителей социобиологии человека. Для материализма человек — лишь физическое тело, а его духовный мир — совокупность материальных процессов, которые можно описать в терминах физики. Социобиология сводит природу человека к особенностям биологии, а именно — к предрасположенности человека как живого существа к изменениям и поведенческой пластичности. Осмысливая «ритуалы», «этику», «эстетические чувства», передачу опыта из поколения в поколение у животных и человека, социобиологи не находят между ними принципиальных различий. И хотя ряд тезисов материализма и социобиологии остается недоказанным, эти направления побуждают философию человека более тесно сотрудничать с естествоиспытателями в осмыслении биологических оснований природы человека, которые далеко не раскрыты. Таким образом, мы познакомились с образцами субъективистского и объективистского типа ф-ких учений о человеке. В качестве примера синтезирующего подхода рассмотрим позицию философа-психоаналитика Э. Фромма (1900—1980). Он определяет человека следующим образом: 1) он впервые является жизнью, которая осознает сама себя; 2) он пленник природы, но несмотря на это, свободен в своем мышлении, он часть природы, и все же, так сказать, ее причуда, он не находится ни здесь, ни там; 3) человек — это животное, которое по сравнению с другими животными недостаточно оснащено инстинктами, поэтому его выживание гарантировано лишь в случае, если он производит средства, удовлетворяющие его материальные потребности, и если он разовьет свой язык и инструменты. Сущность человека, по Э. Фромму, — в противоречии между двумя конфликтующими в нем самом мирами: животным (природным) и духовным, телом и душой, ангелом и зверем. Человек разрешает этот конфликт или возвращаясь в своем поведении к животной жизни, или развивая в себе человеческие силы, главным образом, разум. Разнообразие и взаимодополнительность, различных течений ф-кой антропологии XX века убеждают: проблема природы и сущности находят все новые решения, интерес к ней не иссякает. Ее дальнейшее осмысление предполагает диалог и взаимообогащение различных течений ф-кой мысли. Завершая разговор о природе и сущности человека, укажем на различия понятий «человек», «личность», «индивидуальность». Три уровня понятия ЧЕЛОВЕК: 1) человек вообще как олицетворение человеческого рода в целом, родовое существо (пример — фраза «человек — царь природы»); 2) человек конкретно-исторический (первобытный человек и т. д.); 3) человек отдельно взятый как индивид. Понятие ЛИЧНОСТЬ определяется в зависимости от подхода к природе и сущности человека. В современной отечественной философии, следующей традиции марксизма, личность — это человек как социальное существо, поскольку его сущность сводится к социальности. В течениях, связывающих сущность с духовностью, личность — это человек как существо духовное, разумное и т. д. Иначе говоря, под личностью понимается не «выдающийся человек», а сущностная характеристика человека. Личность так же может быть рассмотрена как личность вообще, личность конкретно-историческая и личность отдельно взятого человека. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — это целостная неповторимость, самобытность индивида в отличие от типичности, общности.

    Биологическое и социальное в человеке

    С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, как уже отмечалось, человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.д. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических. электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.

    Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом — набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т.п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности (художественном творчестве, музыке, математике и др.). Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки — это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).

    При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора — пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора — панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Сторонники этой концепции не только сущность человека, но и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды. Именно на этих позициях стояли у нас в свое время люди, боровшиеся против генетики как «буржуазной» науки.

    Ко второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. В частности, сюда относятся расистские теории, утверждающие о природном превосходстве одной расы над другой. Несостоятельность расизма объясняется тем, что уникальность генотипа человека проявляется не на расовом (или каком-нибудь социальном) уровне, а на индивидуальном уровне. Какого-либо расового, национального или социального генотипа в природе не существует. На биологизаторских позициях стояли и представители социал-дарвинизма, пытавшиеся объяснить общественную жизнь, основываясь на учении Дарвина о естественном отборе.

    По мнению современных социобиологов, принципиальные изменения в представления о природе человека должна внести «теория генно-культурной коэволюции». Суть ее состоит в том, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой. Однако ведущая роль в этом процессе отводится генам. Они оказываются конечными причинами многих человеческих поступков. Поэтому человек выступает на самом деле объектом биологического знания. Так, Э.О. Уилсон определяет задачу социобиологии как «изучение биологических основ всех форм социального поведения... у всех животных, включая человека» [1]. Главные положения его теории сводятся к тому, что у человека не может быть «трансцендентальных» целей, возникших вне его биологической природы.

    Однако объяснять развитие и поведение человека преимущественно в терминах и рамках биологии было бы неверно. Как мы уже отметили, биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Нельзя не присоединиться в этой связи к суждению о том, что: «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми» [2]. Другими словами, вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.

    +Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д. Правда, следует отметить, что это "очеловечивание* природы на практике не всегда означает ее облагораживания. Подобно тому как отдельный индивид способен, в отличие от животного, на удовлетворение своих естественных потребностей в извращенной форме, общество способно пагубно влиять на свою природную среду. Такое влияние сегодня — это не только факт, но и важнейшая глобальная проблема, решение которой связано с выживанием самого человека


    1. Смысл жизни человека.

    В современную эпоху обострились проблемы смысла человеческой жизни, ответственности современного человека перед будущими поколениями людей планеты. Проблема смысла человеческой жизни немыслима без сознающего и разумного человека, планирующего свое перспективное экологическое и социальное будущее и здоровье. Учет социальных факторов позволяет антропологии обоснованно ставить научные и социально-осознанные цели комфортного существования и продления человеческой жизни.

    Если понятие смысла жизни поддается определению, то вопрос «в чем состоит смысл жизни?» необходимо имеет разнообразные ответы. Это разнообразие трактовок смысла жизни определяется разнообразием целеполаганий бытия. Для примера сошлемся на трактовки смысла жизни в русской религиозной философии.

    Русская религиозная философия увязывает идею смысла жизни с идеей Бога: «Жизнь вне царства Божьего есть результат неверного использования свободы воли», - утверждал Н.О. Лосский (1870 - 1965). В чем заключается смысл жизни? Философии русского религиозного Возрождения по большей части присущ оптимистический вывод по этому вопросу. Так, Вл. Соловьев (1853 - 1900) полагал идеальную благоустроенность бытия: «Итак, смысл жизни заключается в ее добре», - утверждает он, выводя основу и сущность человека из благоустроения Вселенной, в беспрестанном усилии возводимой космическим разумом. Эта идея перекликается с предположением о Всемилосердном устроении человека Господом на Земле. И уже у А.Н. Радищева (1749 - 1802) она звучит рационально: «Цель жизни заключается в стремлении к совершенству и блаженству».

    В своем завещании русскому сознанию Л.Н. Толстой (1928 - 1910), напротив, идею смысла жизни связывает с мыслящим человеком. Добро должно быть абсолютным, или оно не добро, утверждал Л.Н. Толстой, подчиняя цели и смысл человеческого существования идее добра. Совершенное благо, составляя ядро человеческого «Я», сознается каждым человеком в себе как Бог. И это - «неограниченное существо». Понимание смысла жизни и способов ее устройства правильным образом зависят от познания высшего нравственного закона - Бога, всеобщего разума. Понимание смысла жизни Л.Н.Толстого возвышает исключительно мораль. Морали придается всеохватывающий характер (подчиняющий жизнь в различных ее проявлениях).
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта