Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание».

  • Перевоспитание

  • Сущность воспитания и его особенности.

  • Этапы воспитательного процесса

  • Педагогическая диагностика

  • Характеристика закономерностей воспитания.

  • Характеристика принципа природосообразности.

  • 6. Характеристика принципа культуросообразности.

  • 7. Характеристика принципа персонификации

  • 8. Характеристика принципа гуманистической направленности воспитательного процесса

  • 9. Проблема содержания воспитательного процесса

  • 10. Структура воспитательного процесса.

  • ответы к экзамену. Ответы на экзаменационные вопросы. Экзаменационные вопросы Теория и методика воспитания Понятия воспитание, самовоспитание, перевоспитание


    Скачать 33.38 Kb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы Теория и методика воспитания Понятия воспитание, самовоспитание, перевоспитание
    Анкорответы к экзамену
    Дата18.11.2022
    Размер33.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на экзаменационные вопросы.docx
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #797273

    Ответы на экзаменационные вопросы

    Теория и методика воспитания

    1. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание».

    Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и государства. (Мардахаев)

    Перевоспитание – воспитательный процесс, направленный на преодоление негативных черт личности, сформировавшихся под влиянием неблагоприятных условий воспитания.

    Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

    1. Сущность воспитания и его особенности.

    Воспитание, как педагогическое явления, включает в своё содержание существенные признаки (относится и к 1 вопросу):

    • Двусторонний процесс.

    • Целенаправленность (цели государства, обществ, семьи, человека).

    • Соответствие хода процесса социокультурным ценностям.

    • Непрерывный длительный процесс.

    • Многофакторность (семья, социальный институт).

    Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества.

    С социальной точки зрения, воспитание – целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном или будущем обществе, осуществляемая через специально созданные государством и обществом структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

    С психологической точки зрения, воспитание может быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способности человека отражать мир и взаимодействовать с миром.

    С культурологической позиции, воспитание – целенаправленная помощь ребёнку, в его вхождении в современную культуру.

    В содержательном аспекте, воспитание означает организацию педагогом воспитательной среды, выступающей фактором социального развития ребёнка.

    Этапы воспитательного процесса:

    • Осознание воспитанником требований, норм и правил поведения.

    • Осознание должно перейти в знание.

    • Знания должны перейти в убеждения.

    • Убеждения – твёрдые, основанные на определённых принципах и мировоззрении взгляды, которые руководством жизни.

    • Формирования чувств, « Без человеческих эмоций нет, и не может быть человеческого искания истины».(Др. греч. Уч.)

    • Все эти пункты объединяет деятельность.



    1. Критерии оценки воспитательного процесса.

    Профессиональная организация воспитательного процесса включает в себя непременно компонент педагогического анализа, благодаря которому педагоги могут удостовериться в правильном ходе воспитания, в его той или иной степени успешности, могут совершенствовать организованный процесс либо корректировать его течение согласно времени, возрасту детей, событиям и обстоятельствам.

    Педагогический анализ – это оценочное рассмотрение сущностных элементов воспитания.

    Существует две группы критериев оценки воспитательного процесса:

    • Для оценивания профессиональной работы педагогов.

    • Для оценивания воспитательного результата данной профессиональной работы.

    Первая группа критериев проистекает из понимания воспитания как введение ребёнка в контекст культуры. Признаки культуры служат параметрами профессиональной работы педагогов: цивилизованность как соответствие организованного процесса материально-техническим достижениям человечества; духовность как сопричастность организованной жизнедеятельности детей проблемам человечества; нравственность как ориентированность на Человека в качестве наивысшей ценности современной культуры. Основные показатели: материально-техническое оснащение школы, характер ведения документов, распределение профессиональных функций педагогов в школе, содержание организованной деятельности детей, социально-психологический климат в школе, а также отношение педагога к ребенку как человеку.

    Вторая группа критериев выводится из представления о достойном Человеке современной культуры. Его социально-психологический стержень – принятие ценностей в качестве оснований жизни. Гуманность, разумность и красота прослеживаются в таких показателях, как внешний облик ребенка, его духовное и физическое здоровье, поведение как система поступков, успешность разного плана деятельности, ценностные предпочтения и отношение к себе как человеку.

    Продуктом профессиональной педагогической деятельности или ее результатом является воспитанность детей. Чем более воспитаны дети, тем выше оценка профессионализма педагога.

    Третий критерий оценки – меры изменения детей, «какими были» и «какими стали», динамика развития и духовного обогащения. Профессиональная справедливость соблюдается, если детей не сравнивать друг с другом, а сравнивать лишь с самими собой в прошлом и настоящем. Например, через полгода работы с детьми педагоги констатируют следующее: в одной группе появились доброжелательность, товарищество, заботливость и дисциплинированность, работоспособность, ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, а в другой группе, снижение работоспособности, падение дисциплины, появление не наблюдавшихся ранее недоброжелательности и агрессивности по отношению к педагогам и друг другу. Подобное есть свидетельство разной педагогической воспитательной работы.

    Для оценивания воспитательного процесса вводится ключевое понятие воспитанности ребенка, вбирающее в себя многие оценочные характеристики.

    Воспитанность школьника – это степень соответствия его личностного развития поставленной педагогами цели. Цель выступает некоторым общим мерилом, позволяющим судить о степени педагогического успеха. Она есть общий критерий профессиональной оценки воспитательного результата.

    Мера воспитанности – это мера соответствия данным критериям. О ней можно судить по показателям. Показатель – то, что доступно восприятию, то, что «показывает» наличность чего-либо. Например, эгоистическое поведение ребенка, часто фиксируемое в качестве показателя, дает основание отмечать непричастность ребенка к добру, а значит, его невысокое личностное развитие.

    Педагогическая диагностика – это получение педагогических характеристик из материала, который прямо нацелен на выявление личностных характеристик. Таких способов тоже немало: опросник, анкета, «недописанный тезис», «альтернативный тезис», «недописанный рассказ», «недописанный диалог», ранжирование, шкалирование, рисуночный тест, «акт добровольцев» и т.д..

    1. Характеристика закономерностей воспитания.

    Первая закономерность - воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Он может только то, что он может на данный момент его развития, однако в процессе активной деятельности происходят физические и духовные приобретения, они позволяют повысить меру усилий ребенка. Воспитательный процесс, с этой точки зрения, выглядит образно как непрекращающееся движение вверх, требующее все новых и больших усилий.

    Согласно данной закономерности, хороший педагог – это педагог, умеющий организовать деятельность детей, ведущую их к развитию способностей. Первая закономерность выдвигает и первый постулат воспитания: «Организовать воспитание – это организовать активную деятельность ребенка в соответствии культуре на каждый данный момент жизни и деятельности».

    Вторая закономерность - содержание деятельности детей в процессе их воспитания обусловлено изменяющимися потребностями детей и потому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Педагог выстраивает систему деятельности в полном соответствии с этим ансамблем актуальных потребностей, придавая им окультуренную форму и направляя это развитие по лестнице общечеловеческих ценностей. Пренебрежение актуальными потребностями приводит достаточно часто ребенка на асоциальную либо антисоциальную дорогу – тогда мы вынуждены констатировать так называемое девиантное поведение воспитанников.

    Поэтому педагог улавливает малейшие показатели, свидетельствующие о смене системы потребностей. Эти показатели фиксируются в особенностях поведения («стал грубым» или «не слушается»), в речи («такая болтушка стала» или «ужасный жаргон у сына»), в манерах («такая медлительность и томность» или «некоторая развязность»), в ситуациях, дотоле не возникающих в жизни ребенка («взял без спросу деньги» или «собрал на вечеринку полкласса, опустошил весь холодильник»).

    Согласно данной закономерности хороший педагог – это педагог, умеющий видеть, что происходит с растущим ребенком и что для ребенка кажется самым главным на данный момент его жизни, и не отвергать «неудобство» развития, а направлять особенности роста по пути культуры.

    Третья закономернось - развитие личности через деятельность и только через деятельность самой личности ставит педагога и ребенка перед проблемой неподготовленности ребенка к деятельности: он не обладает от природы ни умениями, ни соответствующими навыками для самостоятельной жизни (как, например, цыпленок, теленок). Следовательно, необходимо специальное оснащение ребенка деятельностной готовностью. Совместно-разделенная деятельность выступает решением данного противоречия. Нелегко определить меру соотношения «совместной» и «разделенной» деятельности. По уверенности ребенка, по его активности, по радости, отраженной на его лице, по увлеченности им работой педагог может судить о той минуте, когда следует уменьшить свои усилия, отдать инициативу воспитаннику, переложив трудности работы на его плечи. Если это сделать раньше, он совсем бросит дело. Если чуть позже, он так и не приобретет необходимых умений, полагаясь на исполнительность педагога.

    Согласно данной закономерности хороший педагог - это педагог, чувствующий границы меры собственного участия в деятельности детей, умеющий отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор, но также умеющий быстро и незаметно выполнить за ребенка ту часть работы, которая ребенку не по силам или которую тот еще не усвоил.

    Постулат, вытекающий из данной закономерности, следующий: «первоначальный этап культуросообразной деятельности необходимо обеспечивать собственными усилиями педагога как центрального субъекта деятельности».

    Четвертая закономерность - решающим для благоприятного развития личности при самой интенсивной ее деятельности будет внутреннее состояние ребенка, определяющее его ценностные отношения к объектам деятельности. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения и не боится складывающихся отношений. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, чтобы он был спокоен в отношении к нему близких людей, чтобы это спокойствие обеспечивалось наглядным образом любви, когда он слышит в речи доброе отношение к себе, когда он видит мимико-пластическую расположенность к себе, когда он проживает вместе с педагогом взаимную симпатию. Проявление любви – это условие чувства защищенности в этом мире, где ребенок так слаб и бесправен, так неопытен и несведущ.

    Педагогический постулат: необходимо внешне проявлять уважение, доброжелательность и любовь к ребенку вне зависимости от свершения им позитивного либо негативного действия, направляя меняющуюся оценку не в адрес ребенка, а в адрес производимых им действий.

    Пятая закономерность - целевые воспитательные влияния, планируемые во имя социализации личности, духовного обогащения ее и приготовленности к культурной жизни современного общества, остаются в ограниченной сфере педагогического профессионализма. Дети не могут и не должны чувствовать себя объектом приложения профессиональных сил. Об этом ещё предупреждал А.С. Макаренко, возглавлявший колонию, как известно, специально созданную для детей, лишенных воспитания. Но именно здесь, где, казалось бы, воспитательные цели могут быть открытыми, великий педагог утверждает гуманистическое положение о том, что ребенок не должен постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям. И до Макаренко в истории педагогической мысли не раз раздавалось предупреждение: ребенок живет, а не готовится к жизни!

    Учитывая данную закономерность, примем педагогический постулат: «В работе с детьми необходимо педагогически инструментировать внимание и заботу, направленные на достижение предметной цели, на последствия организуемой деятельности, на ход событий, влияющих на самочувствие людей, а также на последствия планируемого и совершаемого воспитанниками, но ни в коем случае не на профессиональную заботу о достижении цели воспитания».

    Таким образом, педагогические закономерности влекут за собою в ходе их осознания ряд четких и ясных общих требований, определяющих педагогическую позицию по отношению к ребенку.

    1. Характеристика принципа природосообразности.

    Современная трактовка принципа природосообразности воспитания предполагает, что оно должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.

    В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:

    - осознавал себя гражданином Вселенной;

    - понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;

    - осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ;

    - имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части;

    - формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;

    6. Характеристика принципа культуросообразности.

    В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед ним стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Имеются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение человека к самому себе, к людям, к социуму, к природе).

    В соответствии с принципом культуросообразности необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, чтобы воспитание находило способы минимизации отрицательных последствий тех или иных инноваций, могущих затронуть как конкретного человека, так и те или иные категории детей, подростков, юношей.

    Реализация принципа культуросообразности воспитания существенно осложняется в связи с тем, что ценности культуры общечеловеческого характера и ценности конкретных социумов различного уровня не только не идентичны, но и в силу различных обстоятельств могут довольно существенно различаться. Так, Россия включает в себя множество этносов и регионов, имеющих значительное культурное своеобразие. В нашей стране весьма существенны различия в культурах сельского и городского населения (не говоря уже о специфической поселковой культуре), а в городе - между различными социально-профессиональными группами. Все это делает весьма актуальным (но ипроблематичным) наполнение принципа культуросообразности воспитания конкретным содержанием.

    В то же время нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур - одно из условий эффективности воспитания.

    7. Характеристика принципа персонификации

    Принцип персонификации (личностного подхода) понимается как опора на личностные качества, так как они выражают очень важные для воспитания характеристики –направленность личности, ее ценностные ориентации, установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Личностный подход в воспитании требует, чтобы воспитатель постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы своих воспитанников; умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности образа мышления, мотивов, интересов, отношения к труду и др.; постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной и все усложняющейся воспитательной деятельности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; развивал самостоятельность, инициативу воспитанников. Указанные меры дают возможность избежать грубого упрощения возрастного и индивидуального подходов, позволяют педагогу видеть глубже развитие процессов. Индивидуальных черт, которые должен учитывать педагог, множество; особенно мы выделим такие как восприятие, мышление, темперамент, память, речь, характер, воля.

    8. Характеристика принципа гуманистической направленности воспитательного процесса

    В русле социальной педагогики принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

    Реализация принципа гуманистической направленности воспитания оказывает положительное влияние на становление детей, подростков, юношей, на все аспекты их социализации.

    В случае последовательной реализации этого принципа - именно воспитание в определенной мере определяет то, что как объект социализации человек более или менее успешно осваивает позитивные нормы и ценности, а не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные системы и поведенческие сценарии;

    Реализация принципа гуманистической направленности воспитания в практике эффективно влияет на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции, на формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, терпимости; на формирование личности - носителя демократических и гуманистических отношений в обществе.

    В более широком аспекте реализация принципа гуманистической направленности воспитания способствует налаживанию контактов между людьми, сотрудничества, что способствует уменьшению антагонизмов в обществе и объединению ресурсов человечества в борьбе за социальный прогресс.

    9. Проблема содержания воспитательного процесса

    Содержание воспитательного процесса – это то, чем наполнено организуемое педагогами взаимодействие ребенка с миром и взаимодействие педагога с ребенком, это то, что наполняет любой вид деятельности человека, будь это труд, познание, художественное творчество либо общение с детьми.

    Педагогически организуемая жизнь ребенка – это та же жизнь, что ведут люди на земле, но только обогащенная постижением отношений к миру, выработанных на протяжении истории человеческого развития. Разумеется, можно не приучать детей говорить «спасибо», подавать даме руку, быть честным и мужественным, любить и оберегать красоту... – но тогда взращивание ребенка не обретает имени воспитания, а взрослый человек, целиком поглощенный предметным результатом взаимодействия с детьми (выучили правило, спели песню, съели обед, поставили спектакль), не называется педагогом.

    Секрет истинного воспитания – наполнять содержанием любой вид деятельности и выстраивать методику, исходя из содержания. Содержание обусловлено мотивацией деятельности. Спросим себя, во имя чего мы читаем,идем на танцы, отправляемся гулять, изучаем иностранный язык – так мы выявляем содержание собственной деятельности.

    А.С. Макаренко первым провозгласил отношение в качестве основного объекта внимания педагога, тем самым предложил решение проблемы содержания воспитательного процесса. Отношение как социально-психологический феномен и составляет это содержание. Оно наполняет педагогическое взаимодействие с детьми. Оно располагается в поле любых взаимодействий ребенка с миром. Оно, отношение, ради чего приходит ребенок в школу или домой, бежит к друзьям, чтобы в поисках проживания отношения пережить удовлетворение жизнью, то есть пережить момент счастья.

    Мы часто ошибочно предполагаем, что дети в школу «приходят за знаниями», а не за проживанием самых разнообразных, острых, неожиданных, ярких отношений.

    10. Структура воспитательного процесса.

    Структура воспитательного процесса представляет собой:

    – целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития личности;

    – формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

    – воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

    – развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

    – организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

    – организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирован


    написать администратору сайта