Эссе по философии на тему: «Экзистенциальные ценности в менеджменте». философия эссе. Экзистенциальные ценности в менеджменте
Скачать 24.48 Kb.
|
Эссе по теме: «Экзистенциальные ценности в менеджменте» В начале своего эссе мне бы хотелось обозначить причину выбора данной темы, как мне кажется, исследования ценностей являются необходимым условием осмысления глубинных оснований общественной жизни и социального порядка. «Ценность» является настолько же фундаментальным, насколько и крайне широким, многогранным понятием. Вопросом понимания ценностей занимались все начиная с таких классиков как М.Вебера, Дж.Дьюи, У.Томаса, Ф.Знанецкого, П.Сорокина, Т.Парсонса и до социологов исследований 20 века Рассмотрим одну из последних теорий экзистенциализма немецкого философа Эриха Фромма В своей книге «Здоровое общество» философ утверждает, что психически здоровый человек отличается от больного тем, что он способен дать ответы на экзистенциальные вопросы — ответы, которые более всего отвечают его экзистенциальным потребностям. Как и поведение животных, поведение человека мотивируется такими физиологическими потребностями, как голод, секс, безопасность. Но существуют еще и специфические экзистенциальные потребности, присущие только человеку, которые могут подтолкнуть нас на путь воссоединения с природой. Рассмотрим пять основных потребностей, выделенных Э. Фроммом. Потребность в установлении связей — это первая экзистенциальная потребность человека. По мнению Фромма существует три основные направления, по которым человек может вступать в отношения с окружающим его миром. Это подчинение, власть и любовь. С точки зрения философа, две первые стратегии поведения не дают личности нормального, здорового развития. Потребность в преодолении себя— Вторая экзистенциальная потребность человека. Фромм определяет эту потребность как желание подняться над пассивным и случайным существованием в «царство целеустремлённости и свободы». Потребность в преодолении себя человек может удовлетворить как позитивно, так и негативно. Пассивную природу можно победить путём созидания жизни, так и путём её уничтожения. Человек, осознавая свою возможность созидания чего-либо, способен создавать искусственные творения (картины, статуи и прочие произведения искусства, научные концепции и теории, религиозные верования и общественные институты, материальные и моральные ценности). Потребность в укоренённости. — Когда человеческие существа развиваются как отдельный вид, они теряют свой дом в природном мире. Люди осознают эту потерю благодаря мыслительным потребностям. Возникающее при этом чувство изоляции становится тягостным. Именно из этого проистекает потребность в обнаружении своих корней, желание в буквальном смысле «укорениться» в этом мире, снова ощутить этот мир как свой собственный дом Потребность в осознании себя как отдельной сущности—Для многих людей самоидентичность означает привязанность к различным институтам - нации, религии, профессии, социальной группе. Вместо отождествления с кланом, считает Э. Фромм, развивается стадный инстинкт, который основывается на чувстве несомненной принадлежности толпе. Причём этот факт остаётся неоспоримым, несмотря на то, что однородность толпы и конформизм её участников нередко прикрываются иллюзией индивидуальности. «Для большинства людей индивидуализм оказался лишь фасадом, за которым скрывалась неспособность достичь индивидуального чувства самотождественности» Потребность в системе ценностей. — Нам нужна система взглядов, ценностей, помогающая нам ориентироваться в окружающем мире. Система ценностей позволяет организовать то огромное количество стимулов и раздражителей, с которыми мы сталкиваемся на протяжении жизни. Рассмотрев одну из моделей классификации экзистенциальных потребностей человека, проанализируем как же это связанно с менеджментом. Менеджмент, как и любое управление, всегда сопряжено с такими понятиями как мотивация и манипуляция, это два основных способа, которые включают в себя десятки инструментов основанных на поведенческой психологии человека, в том числе и экзистенциальных потребностях. Таким образом, цели выдвигаемые, управленцами должн ы иметь высокую зн ачимость, смысл для р аботн иков ор ган изации. Эти цели могут иметь зн ачен ие для всей ор ган изации, возможн о, всего государ ства. В таком случае он и будут обладать большой мотивир ующей силой сами по себе. Экзистен циальн ый подход учитывает психологию человека. В стр уктур е личн ости человека духовн ые цен н ости игр ают опр еделяющую р оль в его р азвитии. Р азвитая личн ость хар актер изуется тем, что в н ей пр еобладают созн ательн ые психологические пр оцессы и кон тр оль своей жизн и и деятельн ости. Экзистен циальн ый подход в упр авлен ии пер сон алом пр едполагает, таким обр азом, пр идан ие смысла р аботе сотр удн иков, связан н ого с важн ыми цен н остями, с тем чтобы у н их повысилась удовлетвор ен н ость тр удом и мотивация к тр уду. Стр атегия н осит зависимый от этих целей хар актер и отвечает н а вопр ос, как мы будем двигаться к цели, а экзистен циальн ый подход озн ачает, какой смысл, для чего мы движемся к этой цели. Осмыслен н ость поставлен н ых целей и их высокая зн ачимость для ор ган изации, для общества подн имает их н а созн ательн ый ур овен ь психики человека. Имен н о эта высокодуховн ая или социальн о зн ачимая н апр авлен н ость целей ор ган изации дает им такую большую мотивир ующую силу, котор ую можн о использовать пр и упр авлен ии пер сон алом. Имен н о р уководитель должен дон ести до своих подчин ен н ых и то и др угое без искажен ий.. В совр емен н ом обществе духовн ый потен циал личн ости стан овится вектор ом социальн ого р азвития, одн им из условий котор ого выступает вопр ос об общечеловеческих цен н остях как экзистен циальн ых. Пон ятием, эксплицир ующим р азвитие культур ы, является цен н ость. Имен н о он а пр едставляет собой осн овополагающий пр ин цип, объясн яющий социальн ое бытие человека в его экзистен циальн ом пр оявлен ии. Общечеловеческие цен н ости н е являются чистой идеализацией, их н евозможн о пр осто выдумать или н авязать обществу, он и создаются и осозн аются людьми, чтобы их жизн ь имела цель и пр иобр ела смысл в повседн евн ой жизн и, и, таким обр азом, общечеловеческие цен н ости имеют экзистен циальн ую н аполн ен н ость. В совр емен н ом обществе духовн ый потен циал личн ости стан овится вектор ом социальн ого р азвития, одн им из условий котор ого выступает вопр ос об общечеловеческих цен н остях как экзистен циальн ых - осн овополагающих ор иен тир ов р азвития постсоветского общества, способствующих фор мир ован ию человеческого потен циала. Пон ятием, эксплицир ующим р азвитие культур ы, является цен н ость. Имен н о он а пр едставляет собой осн овополагающий пр ин цип, объясн яющий социальн ое бытие человека в его экзистен циальн ом пр оявлен ии. Сложившаяся в постсоветской Р оссии ситуация свидетельствует, что н ар яду с экон омическими, политическими, н ацион альн ыми и пр очими пр облемами н аиболее животр епещущей стала пр облема цен н остей, зн ачимость котор ой востр ебован а самой жизн ью, так как цен н ости р егулир уют отн ошен ия людей, одн овр емен н о объедин яют одн их и р азъедин яют др угих, являясь своеобр азн ым «зер кальн ым» отр ажен ием существующих социокультур н ых пр оцессов. Человеком всегда и везде пр едпр ин имались попытки осмыслить и оцен ить окр ужающую действительн ость, пон ять самого себя и др угих людей, осозн ать и объясн ить загадочн ое и н еведомое, и имен н о таким обр азом пр оявлялосьцен н остн ое отн ошен ие человека к мир у, благодар я котор ому можн о утвер ждать, что «истор ический пр оцесс аксиоген еза был одн им из аспектов пр оцесса субъектоген еза». Отн ошен ие человека к условиям своего социальн ого бытия пр оизводится с учетом того, н асколько цен н остн ая иер ар хия, н аполн ен н ость аксиосфер ы, соответствует истин н ому человеческому бытию, в каком н апр авлен ии движется человек, н а какую цен н остн ую систему он опир ается в своей жизн и. Следует отметить, что пр облема изучен ия цен н остн ого мир а людей, пр ин адлежащих к опр еделен н ой культур е, всегда являлась и является эпицен тр ом философских спор ов и дискуссий, н ачин ая с др евн ости. Вся истор ия человеческой культур ы пр он изан а поиском ответов н а извечн ые вопр осы, составляющие смысловое ядр о всех н аиболее зн ачительн ых философских учен ий: в чем состоит смысл и цель жизн и человека, какие цен н ости существуют у человека, в чем он и пр оявляются, как он и возн икают и исчезают, что пр едставляет собой цен н ость вообще, существуют ли «вечн ые» цен н ости и есть ли н еобходимость в этом пон ятии. Спустя столетия философы пр ишли к выводу, что все эти категор ии вопр осов тесн о связан ы между собой, и н ашли для н их как бы един ый общий зн амен атель - пон ятие «цен н ость», котор ое стало одн им из н аиболее употр ебляемых в сфер е гуман итар н ого зн ан ия. |