Главная страница
Навигация по странице:

  • Эллипсис в музыке

  • Эллипсис с точки зрения гармонии. Эллипсис. Эллипсис в музыке


    Скачать 17.84 Kb.
    НазваниеЭллипсис в музыке
    АнкорЭллипсис с точки зрения гармонии
    Дата09.03.2022
    Размер17.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭллипсис.docx
    ТипДокументы
    #388502

    Эллипсис

    Определение. Эллипсис в музыке – гармонический оборот, в котором неустойчивый аккорд одной тональности неожиданно переходит в неустойчивый аккорд другой тональности, подменяющий ожидаемую тонику.

    Эллипсис в музыке образуется от замены ожидаемого аккорда каким-либо другим аккордом, который не является непосредственным функциональным следствием первого аккорда. Дубовский.

    Аккорды в эллиптическом обороте подчиняются не функциональной логике, а логике голосоведения. Эллипсис представляет собой усложнение именно в последовательности аккордов (которые сами по себе могут быть очень простыми). Мясоедов.

    Эллипсис происходит в результате столкновения неустойчивых, преимущественно диссонирующих аккордов различных тональностей, соединенных плавным голосоведением, но не имеющих очевидных функциональных связей.

    Эллипсис – это оборот из двух аккордов. В эллипсисе сопоставляются два аккорда, не находящиеся в такой непосредственной функциональной связи, как, например, доминанта и тоника или субдоминанта и тоника.

    Дубовский классифицирует два значение второго аккорда в эллиптическом обороте.

    В эллиптическом обороте заменяется аккорд, который ожидается – этот аккорд по системе Дубовского – заменяемый:

    • ожидаемый аккорд, например, тоника после доминанты или доминанта после двойной доминанты;

    • ожидаемая функция, например, доминантовая после двойной доминанты;

    • ожидаемая консонантность аккорда разрешения, когда, например, после доминантсептаккорда следует не тоника, а тонический септаккорд:

    • ожидаемый лад, когда, например, минорная пьеса кончается мажорной тоникой или, когда после доминанты натурального мажора появляется VI ступень одноименного минора;

    • ожидаемая тональность, когда, например, после D данной тональности следуют аккорды какой-нибудь другой тональности (даже далекой).

    В заменяющем аккорде большей частью сохраняются некоторые следы возможного простейшего разрешения — в виде хотя бы одного звука из заменяемого аккорда.

    Вместо заменяемого аккорда может появиться:

    • Трезвучие, септаккорд (изредка даже нонаккорд) VI ступени. Такой эллиптический оборот представляет замену ожидаемой тоники.

    • Доминанта (или субдоминанта) к VI ступени (замена функции и тональности, поскольку происходит отклонение): Ф. Шопен. Ноктюрн ор. 9 № 2

    • Аккорды какой-либо другой группы, вводимые или непосредственно или при помощи своих доминант (или, реже, субдоминант). Ф. Шопен. Ноктюрн ор. 9 № 2

    • Аккорды из других тональностей. Например, ожидаемая тоника может быть заменена построенным на ее басу доминантсептаккордом. Так образуется доминантовая цепочка.

    • Ожидаемая тоника заменяется аккордами из параллельной или одноименной тональности: Ф. Шопен. Мазурка ор. 7 № 2

    • Ожидаемая тональность может быть заменена другой тональностью на основе энгармонической связи.

    Эллиптические обороты могут быть разделены на внутритональные и модулирующие.

    Внутритональный эллипсис образуется:

    • последовательностью аккордов, противоречащей функциональной логике лада, но не приводящей к переменности (D7 – II43; Т – гD6нVII7 – II43 – D (Бах. ХТК, т. 1, прелюдия C-dur, 7 такт с конца)).

    • разрешением побочных доминант или субдоминант не в их тоники, а в другие аккорды той же функции (Т – D65→(VI) – гII43гII65 – Т).

    Модулирующий эллипсис. Эта разновидность эллипсиса лежит в основе эллиптической модуляции (по терминологии Тюлина - мелодико-гармоническая модуляция).

    Эллиптическая модуляция происходит в результате столкновения неустойчивых, преимущественно диссонирующих аккордов различных тональностей, соединенных плавным голосоведением, но не имеющих очевидных функциональных связей. Условно можно выделить 4 основных случая столкновения неустойчивых диссонирующих аккордов разных тональностей

    D1-D2 (Бетховен Соната №2 Скерцо A-dur, возвращение к репризе)

    D1-S2 (Григ Свежа ты как весна)

    S1-S2 (Лист. Радость и горе)

    S1-D2

    Эллиптическая модуляция относится к разряду внезапных, так как в ней взаимодействуют неродственные тональности. Как и любая внезапная модуляция, эллиптическая модуляция характерна для развивающих частей музыкальной формы. При изложении же тематического материала она стала использоваться лишь с конца 19 века, стала характерна для музыки, отличающейся сложностью гармонического языка.

    Эллипсис в своих наиболее типичных проявлениях приводит к обходам тоники и, следовательно, способствует непрерывности, текучести и общей неустойчивости музыки.

    Эллипсис и секвенция взаимодействуют в т.н. цепочках доминант.

    Эллиптические последования, модуляции и отклонения встречаются в музыке 18 века, но расцвет их приходится на 19 век у западных романтиков и в русской классической школе.

    Зависимость эллипсиса от стиля музыки. В музыке венских классиков окончательно сложился автентический оборот (Д-Т), нарушение которого является эллипсис. А в музыке русских композиторов, в опоре народную музыку, оборот D-S становится нормой. А также, в джазе нет явных функциональных разделений, по этой причине Д7 разрешающаяся в Т7, звучит как эллипсис, но таковым не является.

    Эллипсис находит себе место внутри построения, и в этом его коренное отличие от сопоставления, происходящего, как известно, на грани двух построений. Но, если эллипсис находится на грани двух построений, то предполагается эллиптическая модуляция.

    Медушевский Автентичность и Плагальность (Римон)


    написать администратору сайта