Главная страница

йййййй. Курс Психология девиантного поведения. Ема Психология отклоняющегося (девиантного) поведения как специальная социальнопсихологическая теория


Скачать 0.73 Mb.
НазваниеЕма Психология отклоняющегося (девиантного) поведения как специальная социальнопсихологическая теория
Анкорйййййй
Дата16.10.2022
Размер0.73 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурс Психология девиантного поведения.docx
ТипДокументы
#736159
страница19 из 26
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   26
Коммуникативные девиации

Отклоняющееся поведение может захватывать исключительно сферу общения, не проявляясь иными изменениями. При этом человек вступает в противоречие с реальностью, но активно не противостоит ей. Наиболее известными коммуникативными девиациями считаются такие как аутистическое ведение (выбор одиночества, аскетизма, отшельничества), конформное поведение, гиперобщительность, вербальное поведение с преобладанием псевдологии, фобическое поведение, ревность, нигилизм, крусадерство, так называемая вегтеативность и пр.

Считается, что человек при помощи разнообразных коммуникативных средств в рамках девиаций стремится «бежать о свободы» (по Э. Фромму) в одних случаях бегство при водит к аутистическому паттерну поведения, в других – к гиперобщительности, в третьих – к конформизму и т. д. Сутью бега от свободы и становления отклонений в поведении становится осознанное или неосознанное стремление уклониться от конструктивного анализа и переживания основополагающих экзистенциальных ценностей, базисных проблем существования индивида с целью избежать тревоги, страха и неопределенности. и. ялом причисляет к таким базисным проблемам: страх смерти, осознание необходимости и возможности свободы, а, следовательно, и ответственности, а также смысл существования и единения / изоляции.

Коммуникативные девиации позволяют человеку не решать экзистенциальные проблемы, а существовать вне их. Выбор одного из аномальных (аддиктивных) способов взаимоотношения с окружающим миром как бы автоматически снимает необходимость предпринимать какие-либо усилия по устранению экзистенициальной тревоги. По Ж. Сартру, человек полностью ответственен не только за свои действия, но и за свою неспособность действовать, т. е. можно утверждать, что выбор того или иного девиантного стиля коммуникативного поведения опосредован желаниями, стремлениями и потребностями индивида, чаще осознаваемыми, чем неосознаваемыми. В равной степени и аутизация в виде необщительности и нелюдимости (отрешение от мира), и гиперобщительность являются способами преодоления экзистенциальной тревоги.

Аутистическое поведение характеризуется отсутствием приспособления к действительности и требованиям повседневной жизни с уходом в мир фантазий, мечтаний, отказом от общения и выбором одиночества.

Можно выделить две разновидности аутистического поведения: первичный и вторичный аутизм. К первичному аутизму причисляется синдром раннего детского аутизма, возникающий в младенчестве и являющийся признаком патохарактерологического или психопатологического типов девиантного поведения. Вторичное аутистическое поведение формируется у взрослого после периода нормативного взаимодействия с миром.

Общепринятыми клиническими критериями синдрома раннего детского аутизма являются (К. С. Лебединская, О. С. Никольская):

  • одиночество, замкнутость и отчужденность ребенка (собственно аутизм);

  • нарушение эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми;

  • стереотипность поведения (двигательных актов, поступков и пр.);

  • консерватизм во взаимодействиях с окружающими (ригидность отношений, негибкость при выборе тактики и стратегии поведения);

  • страх изменений;

  • речевое недоразвитие (малоразговорчивость, склонность использовать неологизмы);

  • специфическое неравномерное развитие интеллектуальных способностей.

L. Kanner, описавший этот синдром, считал, что его основными признаками являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, отгороженность от внешнего мира, слабость эмоционального реагирования по отношению к близким вплоть до полного безразличия к ним (так называемая «аффективная блокада»), неспособность дифференцировать людей и одушевленные предметы (так называемый протодиакризис), недостаточность реакций на длительные слуховые и зрительные раздражители, придающее таким детям сходство со слепыми и глухими, приверженность к сохранению неизменности окружающего «феномен тожества», боязнь всего нового (неофобия), однообразное поведение со склонностью к примитивным однотипным движениям (вращению кистей рук перед глазами, перебирание пальцами, пронация – супинация и сгибание – разгибание кистей и предплечий, раскачивание туловищем или головой), а также разнообразные расстройства речи, различающиеся при разных вариантах. Наряду с перечисленными характерными считаются изменения зрительного поведения: непереносимость взгляда людей, «бегающий взгляд», взгляд мимо или «сквозь людей» а также своеобразные проявления произвольных движений в виде угловатости и несоразмерности движений, неуклюжей походки, отсутствия содружественных движений, бедности мимики, запаздывании развития навыка самообслуживания. По мнению В. И. Башиной, для таких детей характерно нарушение чувства сохранения, сочетание «феномена тождества» и сверхосторожности.

Вторичный аутизм, или аутистическое поведение, у взрослого человека может возникать после так называемых событий, выходящих за рамки жизненного опыта нередко в структуре посттравматического стрессового расстройства. В качестве провоцирующих событий способны выступить катастрофы, стихийные бедствия, участие в боевых действия, а также угрожающие жизни человека события (нахождение в заложниках, тяжелая продолжительная болезнь, тюремное заключение). Важным является фактор длительности действия психотравмирующего фактора: чем он более продолжителен, тем более вероятно развитие аутистического поведения. Оно характеризуется склонностью человека избегать или максимально ограничить количество контактов, нежеланием общаться даже с хорошо знакомыми и близкими людьми, стремлением чаще быть в одиночестве. В отличие от первичного аутизма, при котором наряду с собственно аутизацией (замкнутостью, отгороженностью от мира, нелюдимостью) имеет место эмоциональная холодность, вторичный аутизм проявляется эмотивностью, повышенной чувствительностью, сентиментальностью, ранимостью. Человек, перенесший жизненно опасные события и уединившийся от мира, нередко склонен повторно ярко переживать происшедшие события. Его беспокоят навязчивые воспоминания и сны о трагедии, собственных страданиях и мучениях близких людей. Аутистическое поведение часто сопровождается появлением чувства бессмысленности существования, бесполезности любой деятельности, названой И. Яломом «вегетативностью». При этом человек погружается в переживание бесцельности и апатии. И. Ялом выделяет три компонента вегетативности: когнитивный, аффективный и поведенческий. Они сочетают в себе хроническую неспособность индивида поверить в полезность или ценность какого-либо жизненного усилия, глубокую скуку, перемежающуюся с эпизодическими депрессиями, колебаниями активности и отсутствием избирательности поведения. Для человека становится несущественным, чем он занят и занят ли чем-нибудь вообще. По мнению В. Франкла, в основе подобного отклоняющегося поведения, которое он обозначил как нозогенный невроз, лежит психологический «страх пустоты», когда «экзистенциальный вакуум заполняется симптомами».

Одним из важных признаков аутистического поведения является не вовлеченность человека в процесс повседневной жизни в связи с исчезнувшим смыслом его существования. Поведение характеризуется также ангедонией – неспособностью испытывать чувство радости, удовольствия, удовлетворения. Индивид ощущает себя вне потока жизни, в полной эмоциональной и экзистенциальной изоляции. При этом говорят о межличностной и внутриличностной изоляции. Первая характеризуется изоляцией от других, вторая – от самого себя. Первая может не приносить тягостных негативных переживаний, для второй типичен различной степени выраженности эмоциональный дискомфорт. К девиантным формам поведения могут быть отнесены обе перечисленные разновидности изоляции: в одном случае, в силу нарушения коммуникативных норм (жизни вне человеческого сообшества, а следовательно, социальная дезадаптация), в другом  – вследствие нарушения процесса самоактуализации и наличия состояния длительного психоэмоционального дискомфорта.

Одиночество – это не только самоизоляция, ограничение контактов и внутренняя направленность интересов, это еще и эмоциональное подкрепление ухода от действительности. Именно на основании эмоциональной самооценки возможно разделение одиночества на гармоничное и дисгармоничное, т. е. сопровождающееся негативными переживаниями по поводу изоляции и отсутствия контактов или принимающееся безэмоционально и неоценочно, как данность положения вне общества и контактов. Первое следует обозначить, как собственно одиночество, второе – как психопатологический аутизм. Таким образом, понятие одиночества включает и переживание его, а аутизм чисто внешние признаки одиночества и изоляции.

Kolbel различал четыре типа одиночества:

1) позитивный внутренний тип («гордое одиночество»), переживаемый как необходимое средство раскрытия новых форм свободы или новых форм общения с другими людьми;

2) негативный внутренний тип, переживаемый как отчуждение от своего «Я» и от других людей, чувство отчужденности, даже в окружении других людей;

3) позитивный внешний тип, наличествующий в ситуации физического уединения, когда ведутся поиски нового позитивного опыта;

4) негативный внешний тип, наличествующий в том случае, когда внешние обстоятельства (смерть партнера, потеря контакта) ведут к весьма негативным ощущениям одиночества.

Одиночество как разновидность девиантного поведения формируется в связи с множеством факторов. Возможно появление тягостного чувства одиночества и непонимания со стороны окружения при невротических и иных психопатологических расстройств, в частности при депрессии. Переживание собственной никчемности и одиночества может входить в структуру акцентуаций характера (по дистимному или сенситивному типу). О. Perlman и L. Peplaи обнаружили при научном анализе восемь подходов к оценке формирования одиночества.

Противоположностью аутистического поведения выступает гиперобщительность, характеризующаяся повышенной потребностью в общении, желанием разговаривать и взаимодействовать со многими партнерами по коммуникации и в течение максимально возможного времени. Девиацией у такого человека становится неумение даже короткое время находиться в одиночестве, вне общества. Гиперобщительность сопряжена с болтливостью, многоречистостью, а иногда и хронической манией – состоянием длительного повышения настроения, сочетающимся с неумением структурировать время, с беспечностью, безответственностью, необязательностью. Отклоняющееся поведение затрагивает свободу окружающих, поскольку конфликты у такого индивида происходят из-за его неумения и нежелания слушать собеседника.

Конформистское поведение проявляется в склонности приспосабливаться любому окружению, к любым точкам зрения и мировоззрению, жить не собственными интересами, а схемами, придуманными в обществе, игнорировать и не иметь своего взгляда на происходящие события. Конформист – это Человек без свойств. Основная его способность – быть незаметным, «как все», не проявлять никаких реакций, которые могли бы отличаться от общепринятыx и традиционных, полная подчиняемость без внутренней борьбы. Удовлетворение такому индивиду приносит попадание в резонанс с общими интересами, привычками, навыками. Он склонен использовать поведенческие и речевые штампы: одеваться по форме, трафаретно говорить, используя, например, бюрократический язык.

Особой разновидностью коммуникативных девиаций считается поведение, при котором человек руководствуется псевдологией. При данной форме отклоняющегося поведения человек склонен активно и часто использовать ложные (неправдивые) высказывания. Он лжет не ради получения какой-либо выгоды, а с целью привлечения к собственной персоне внимания или для провоцирования окружающих. Псевдологическое поведение носит аддиктивный или патохарактерологический оттенок. Выгода заключается в изменении своего психологического состояния (получение удовлетворения от признания и привлечения внимания, радости от введения в заблуждение или запутывание собеседника, успокоения от причинения партнеру вреда).

К коммуникативным девиациям относится крусадерство, или идеологический авантюризм, характеризующийся чрезмерной склонностью выискивать для себя эффектные и важные предприятия, чтобы затем погрузиться в них с головой (С. Мадди). Такие индивиды хватаются за любой повод для того, чтобы «выйти на улицу», становиться сторонником какого-нибудь социального движения и активно участвовать в деятельности общественных организаций. Считается, что крусадерство базируется на обостренном чувстве бессмысленности существования, которое заполняется погружением человека в активную деятельность («ложное центрирование», по Д. Пайку).

Нередко наблюдаемой коммуникативной девиацией считается нигилизм. Его отличительной чертой является активная, всепроникающая склонность дискредитировать деятельность, имеющую смысл для других (И. Ялом). Такой человек склонен подвергать критике с позиции постижения смысла любые поступки и устремления окружающих. Для него характерна «идеологическая пассивность», маскирующаяся под глубинный экзистенциальный анализ. При нигилистическом поведении индивид часто отказывается от любой деятельности, рекламируемой другими, саркастически и прочно относятся к стремлениям окружающих достичь в ней успехов.

Одной из наиболее часто встречающихся коммуникативных девиаций считается фобическое поведение, которое может носить как психопатологический, так и психологический характер. К различиям невротического и обыденного фобического поведения относят степень адекватности ситуации (при невротическом пациент страшится маловероятных событий), степень социальной дезадаптации (при невротическом она существенно выражена, приводя к ограничительному или ритуальному поведению), степень внутриличностной дезадаптации (при невротическом она способствует формированию дисгармонии и так называемых психологических комплексов), сочетание с иными психопатологическими симптомами, в частности с вегетативными (встречается при невротическом фобическом поведении).

Фобическое поведение характеризуется выбором стиля взаимодействия с окружающим миром, исходя из какого-либо реально обоснованного или не обоснованного навязчивого страха (фобии). Оно может носить характер ритуального поведения, которое выступает в качестве психологической защиты страха. Например навязчивый страх тяжелой болезни вследствие заражения может сформировать фобическое ритуальное поведение в виде навязчивого мытья рук. Или навязчивый страх смерти может определить становление стереотипного включения и выключения определенное количество раз света комнате.

Источником и фабулой фобического поведения могут служить разнообразные предметы и явления окружающего мира. Фобии составляют самую многочисленную группу навязчивых состояний. Насчитывается более 300 форм навязчивых страхов. Наиболее известными являются социальные фобии, суть которых заключается в навязчивом страхе испытать внимание окружающих или совершить что-то, что могло бы вызвать неудовольствие со стороны участников коммуникации. К таким социофобиямотносят страх покраснения при людях (эрейтофобия), страх показаться смешным (скопофобия), страх неудержания газов в кишечнике или страх рвоты в обществе, страх рассмеяться на похоронах или в неподходящем месте, страх крикнуть бранное слово в аудитории и т. д. Нередко встречаются нозофобиинавязчивые страхи заболеть какой-либо болезнью: инфарктом миокарда (кардиофобия), раком (канцерофобия), сифилисом (сифилофобия), СПИДом (спидофобия), страх сойти с ума (лиссофобия), получить запредельную дозу лучения. Особыми видами фобий являются агорафобияи клаустрофобия, яющиеся по сути метафобиями, т. е. навязчивым страхом, возникающим следствие существования у человека иных фобий. При агорафобии навязчивый страх затрагивает нахождение в открытых и больших пространствах (на площади, в толпе), при клаустрофобии – в закрытых, замкнутых помещениях (лифте, вагоне поезда, салоне трамвая или автобуса). При этом в первую очередь возникает страх оказаться оставленным без помощи (например потерять сознание). Клинически навязчивые страхи сопровождаются паническими атаками,выраженной тревогой, двигательным беспокойством и усидчивостью.

Особенностью фобического поведения считается его волнообразное течение со склонностью к усилению навязчивых страхов и охранительного поведения в период воздействия на человека психической травмы. Типичными являются расстройства адаптации. Психотравмирующий фактор может порождать интегральность социальной сети человека (потеря близких, переживание разлуки), широкую систему социальной поддержки и социальных ценностей, а также затрагивать микросоциальное окружение. При фобическом поведении преобладает тревожный вариант адаптационного расстройства и так называемое паническое расстройство, характеризующееся повторяющихся приступами (атаками) тяжелой тревоги и паники, которые не ограничиваются определенной ситуацией или обстоятельствами и могут возникать непредсказуемо даже для самого человека. При этом возникают периоды выраженной тревоги с двигательным беспокойством, нарушениями поведения в виде ажитации (психомоторного возбуждения), страха приближающейся смерти, который проявляется тяжелыми вегетативными проявлениями: учащенным сердцебиением, болями в груди, ощущениями удушья, головокружением и чувством нереальности происходящего.

Помимо собственно фобического поведения, базирующегося на навязчивых страхах, встречаются обсессивный и компульсивный его варианты.

Под обсессиями понимают навязчивые мысли, воспоминания, представления, овладевающие сознанием больного и от которых он не может волевым усилием избавиться. Их иногда обозначают «умственной жвачкой». Мысли «приходят в голову» как бы автоматически, тревожат пациента, мешают ему заниматься обычной деятельностью. Нередко встречаются навязчивое влечение запоминать имена и названия (ономатомания), навязчивый счет (арифмомания), при котором человек склонен постоянно подсчитывать какие-либо предметы – окна в домах, номера машин, ступени на лестнице.

Компульсии проявляются навязчивыми неподдающимися коррекции и полной контролируемости действиями. К ним относятся, например, тикозные расстройства, навязчивое непреодолимое обкусывание и проглатывание ногтей (онихофагия), выдергивание волос (трихотилломания), сосание пальцев. Встречаются также навязчивые двигательные ритуалы в виде навязчивого мытья рук с целью исключения случайного заражения, навязчивых поступков (псевдосуеверий) – носить сумку только пряжкой внутрь, не наступать на трещины в асфальте и т. д.

Специфической коммуникативной девиацией считается социально-стрессовое расстройство (по Ю. А. Александровскому), захватывающее в первую очередь сферы поведения человека. Оно обусловлено воздействием на психику человека глобальных жизненных изменений (часто бытового характера). Такой стресс называют «стрессом повседневной жизни». На примере российской действительности описаны характеристики группы социально-стрессовых расстройств, определяемой возникновением психогенно-актуальной для большого число людей социально-экономической и политической ситуацией. Их суть заключена в том, что складывающая в постсоциалистическом обществе социально-психологическая ситуация приводит к ломке общественного сознания и смене жизненных ориентиров десятков миллионов людей. Развивающиеся вследствие этого массовые проявления состояний психоэмоционального перенапряжения и психической дезадаптации по существу являются коллективной психической травмой, естественной «экспериментальной моделью» социальных стрессовых расстройств. По мнению Ю. А. Александровского, основными причинами и условиями возникновения социально-стрессовых расстройств являются:

  • макросоциальные общегрупповые психогении, изменяющие стереотип жизнедеятельности больших контингентов населения;

  • социально-стрессовые обстоятельства, носящие хронический, растянутый по времени характер, их динамика непосредственно определяет компенсацию и декомпенсацию невротических нарушений;

  • коренное изменение общественных отношений, выходящее за рамки обычного опыта;

  • смена системы культуральных, идеологических, моральных, религиозных представлений, норм и ценностей, остававшихся неизменными на протяжении жизни прежних поколений;

  • изменение социальных связей и жизненных планов;

  • нестабильность и неопределенность жизненного положения;

  • ухудшение соматического здоровья;

  • усиление декомпенсации невротических и патохарактерологических нарушений под воздействием «биогенного» воздействия экологических вредностей.

Клинически социально-стрессовые расстройства проявляются такими невротическими симптомами как вегетативные дисфункции, нарушения ночного сна, астенические и истерические расстройства, панические расстройства и отклонениями поведения в виде заострения личностно-типологических черт характера, развитием саморазрушающей нецелесообразности поведения, утраты «пластичности общения» и способности приспосабливаться происходящему с сохранением перспектив, появления цинизма, склонности антисоциальным действиям.

В современных условиях психика многих людей оказывается недостаточно пластичной для быстрого и адекватного приспособления к стремительно меняющимся условиям жизни, что приводит к развитию разнообразных поведенческих девиаций, связанных с кризисом идентичности. Б. С. Положий выделяет четыре варианта
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   26


написать администратору сайта