йййййй. Курс Психология девиантного поведения. Ема Психология отклоняющегося (девиантного) поведения как специальная социальнопсихологическая теория
Скачать 0.73 Mb.
|
Социопатическая система убеждений, лежащая в основе противоправного поведения подростков Я невинная жертва, и другие побуждают меня делать то, что я делаю Не в состоянии учиться на основании опыта, отрицает ответственность за поступки или же провокационный характер поступков. Энергия уходит на отрицание вины и сохранение параноидного взгляда на мир; не имеет намерения идти на дружеские контакты или же решать проблемы. Если другие дадут мне то, что мне нужно, то я буду в полном порядке Сначала должны измениться другие, они должны постоянно вознаграждать. Базисом личности жулика можно считать беспомощность и неспособность самостоятельно решать проблемы. Неудача – это вина других. Я имею право на то, что я хочу, и могу использовать всё, чего бы я ни захотел Желания никогда не ставятся под вопрос, и им не дается оценки. Отказ удовлетворить требования воспринимается как злобный, нечестный отказ и лишение. Травмирование из-за нарциссического ощущения того, что ты особенный. Я имею право брать то, в чем мне отказывают, и наказывать тех, кто отказывает мне в том, чего я хочу Право означает владение другими людьми и объектами, так что нет четких границ между своей личностью и другими. Я могу вмешиваться, или же наносить удары, или ранить, поскольку другой принадлежит мне. Я выше закона и могу делать всё ради достижения моих целей, мое дурное поведение не является серьезным или же преднамеренным Правилам должны строго следовать другие, которые считаются серьезными, личный проступок оправдан и отрицается. Правила немедленно проверяются для доказательства того, что они не применяются, потому что «Я особенный». Никто не имеет права говорить мне, что делать, или заставлять меня делать это «Я» определяется как власть над другими. «Хорошо» и «плохо» определяются эгоцентрически, не по внешнему стандарту. Свобода смешивается с разрешением. Любые социальные требования или обязательства несправедливы. Я лучше всех и понимаю всё Нет необходимости выслушивать других или же бояться неудачи. Общение превращено в соревнование – кто лучше. Никакого научения не происходит. Заработать что-либо не так хорошо, как получить это, не работая. Необходимость трудиться – это нарушение «особенности» и потеря власти Отобрать что-либо у другого жульническим путем доставляет глубокое удовлетворение, и этого энергично добиваются. Чем с большей добычей ты в состоянии удрать, тем ты значительнее Социальные или кооперативные цели неважны, важна личная прибыль. В контексте этих убеждений относительно себя и других вырабатываются определенные девиантные стратегии отношений, поддерживающие, защищающие и реализующие эти убеждения. К таким стратегиям у подростков-девиантов можно отнести: Самовозвеличивание – испытание своей личной «особенности», демонстрация исключительности или же особой ценности своей персоны, конкурентоспособность, принижение других, борьба за власть, терроризирование остальных и контроль над ними. Манипулирование добровольной заботой – ты должен это мне; докажи, что ты любишь меня; я буду хорошим, если ты...; пусть другие сделают это; помоги мне, беззащитному, несчастному ребенку. Уход от ответственности и её отрицание – ты заставил меня сделать это; это их вина; ты не имеешь права говорить мне, что делать; пассивное неповиновение; жульничество; разрушение, оставляющее после себя хаос. Мщение – провокационное поведение, преднамеренное травмирование, подрывное трусливое неповиновение; банда против всего мира; разговоры вроде таких: «я взорву, …нанесу вред себе, …уничтожу, ...я заставлю всех быть настороже, вы потом пожалеете, я всего лишь шучу и забавляюсь»... Выработка и сохранение параноидального взгляда на мир – они заставили меня сделать это, они придираются ко мне. Жалобы вместо преодоления проблем. Сужение проблемы вместо её понимания. Любое поведение подчинено общей цели – сохранению личностной и социальной идентичности. В личностном плане это непременное конструирование своего положительного образа, в социальном плане – непременная принадлежность некоей социальной тождественной группе. Любой поведенческий акт направлен на то, чтобы чувствовать свою важность и значимость. Каждый человек пытается достигнуть этих целей. Проблема девиантности в том, что субъект выбирает для самоутверждения деструктивные способы реализации своих мотивационных целей. Сталкиваясь с нарушителями дисциплины, с отклоняющимся поведением, обычно начинают игру «Кто виноват?» (родители, алкоголизм, современная музыка, телевидение, улица и др.). Нарушая дисциплину, демонстрируя деструктивные способы поведения, подросток часто хорошо осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этими нарушениями стоит одна из четырех мотивационных целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи. Привлечение внимания. Ощущая недостаток внимания, подростки придумывают различные выходки, суть которых демонстративность. Существуют тысячи способов привлечения внимания. Различают активную и пассивную формы привлечения внимания. Эта потребность обусловлена недостатком получаемого внимания. Неадекватные дерзкие выходки обусловлены тем, что других социально приемлемых способов привлечения внимания у детей нет, они им неведомы. Сильная сторона этой мотивационной цели – жизненность, дети изо всех сил показывают, что им необходимо внимание. Чем больше внимания дети получать в ответ на свои демонстративные способы, тем более укореняется этот вариант поведенческого паттерна. Власть. Властолюбивое поведение проявляется в активной и пассивной формах. Активную форму составляют крик, визг, нежелание слушать, хамство. В пассивной форме улыбаются, говорят то, что нужно, а делают, что хотят. Ни в грош не ставят взрослых, воспитателей, постоянно прибегают к различным оправданиям, легко врут. При попытках прекратить, остановить подобное поведение возникает конфронтация. Причины такого поведения кроются в субъективном прочтении демократии, равенства и свободы в отношениях – делаю, что хочу. Другой причиной выступает мода на сильную личность, которая понимается как проявление силы и властолюбия. Месть как мотивационная цель поведения присуща злобным детям. Она может быть следствием властолюбия, на которое последовала реакция применения силы. Обида может быть случайной, но в ответ следуют активные формы проявления мстительности: жестокость, удары. Проявление мстительности может носить непрямой характер: такие дети портят, ломают, крушат всё, что только можно (портят мебель, рвут книги, могут украсть кошелек, порвать чужую одежду и пр.). Такие действия совершаются не с отчаяния, побудительной силой выступает ненависть к обидчику, в пределе – к другому вообще. Такие дети легко находят слабые места противника. В пассивной форме мстительность проявляется в виде отчужденного избегания. Во всех вариантах при применении силы в ответ на свое дурное поведение дети отвечают эскалацией мстительности – «встают на тропу войны». Природа подобного поведения кроется в культивации насилия, способом защиты своего существования и психического выживания выбрана агрессия. Избегание неудачи как мотивационная цель поведения проявляется в пассивной форме, лишь изредка возможен взрыв отчаяния. Конкретными способами избегания неудачи становится откладывание на потом, недоведение до конца, временная утрата работоспособности, ложь во спасение, поиск и перебор других видов (вполне возможно и социально неодобряемых) деятельности, выученная беспомощность, несамостоятельность и зависимость. Природа такого поведения кроется в боязни совершить ошибку при самостоятельном принятии решения, неоправданно высокие ожидания, которые предъявлялись таким детям, перфекционизм, упор на соревнование (выиграть, проиграть, не играть совсем). Сильная сторона реализации такого варианта мотивационной цели, быть непревзойденным хоть в чем-то одном, а это в свою очередь дает обильные всходы в девиациях поведения. Инициация как способ структурирования жизни индивидуума внутри сообществ Осмысление социокультурного опыта в той его части, которая представляет собой выработанные в ходе филогенеза способы структурирования жизни внутри сообществ, неизбежно выводит на проблему инициации, или ритуала перехода. Поскольку феномен инициации встречается во всех культурах, начиная с глубокой древности, выступая неотъемлемой частью становления личности, решая определенные психосоциальные задачи, то уже самим фактом столь долгого и повсеместного существования он заслуживает внимания и в психотерапевтическом плане. Игнорирование же его способствует широкому распространению негативных общественных явлений, в частности импульсов слепого разрушения (агрессивность) и саморазрушения (суицидальность), неприятия окружающей действительности – активного (уход в современные мифологемы, делинквентное поведение, психотические состояния) и пассивного (депрессивно-невротические состояния, наркомания, пьянство). Рассматривая процесс инициации, нельзя не задаться вопросом: если данный ритуал органически входил в жизнь архаичного человека, если, выдавленный из современной жизни, он всё равно проявляется, пусть даже в редуцированном и искаженном виде, – значит, он выражает глубинную психологическую потребность человека в предъявлении себя миру и себе же. Человек с самого начала истории пытается разрешить для себя «проклятые вопросы», утвердить тем самым свое сознательное понимание структуры и смысла бытия. Любому человеку трудно примириться с мыслью, что в извечной борьбе порядка и хаоса, смысла и бессмыслия, разума и бездушия последнее может оказаться фундаментальной сущностью Бытия, а воспринимаемый им порядок и гармония, цикличность и красота – лишь пена на поверхности Потока. И с этой точки зрения инициация выполняет роль верификатора бытийного фундамента, помогает индивиду утвердить свое личностное бытие, свое Я-существование. Иными словами, инициация задает направление в изначально хаотическом, изотропном пространстве; а где появляется направление, там появляются структура, анизотропия, смысл, устремленность. Человек стал человеком, только выделившись из естественного природного фона, поставив между собой и природой свою культуру. Задаваемое направление предполагает цель движения, цель личностного существования, которая лежит вне сферы жизни человека как биологического существа. И стремление достичь поставленной цели, принять её в качестве главного смысла своей жизни выступало ведущей потребностью, определяло логику повседневной жизни. Обряд инициации можно рассматривать как запуск импринтигового механизма для преодоления барьеров сознания и перевода личности в лиминальное состояние – для её переструктурирования и изменения её отношений с окружающим миром. Экзистенциальный аспект инициации заключается в удовлетворении личностью потребности структурировать и осмыслить свое бытие, получить возможность контроля над происходящими с ней и вокруг неё событиями, утвердить собственный способ существования. Сущностью экзистенциального аспекта инициации является организация ритуала таким образом, чтобы его участник смог пережить и интегрировать в свою личностную структуру ведущие экзистенциальные данности: смерть, одиночество и пр. Инициация не мыслима вне группы, ибо только группа является носителем ведущего мифа, только через вхождение в группу индивид приобщается к знанию, культуре, осознает себя. Претерпевая личностную трансформацию на жизненном пути, индивид переходит из группы в группу, однако он всё равно мыслит себя принадлежащим к определенной группе хотя бы таких, как он (раз он совершает это действо, значит, он следует сделавшим это до него). Инициация как социальный феномен выполняет следующие функции: является средством сплочения данной группы – через единое мифоритуальное пространство, общность переживаний и осмысления; посредством её сохраняются и утверждаются групповые ценности как основа стабильного существования группы; сохранение внутригруппового единства и противопоставление своих (прошедших обряд) от чужих (не прошедших); вводит индивида в группу в качестве её полноправного члена; способствует повышению внутри группы собственного статуса, значимости (в зависимости от трудности экзамена и его ранга); обеспечивает психологическую поддержку члену группы, оправдывает его мораль и этику; снимает бремя одиночества, неопределенности, помогает противостоять воздействию экзистенциальных данностей; четко формулирует полоролевые функции индивида в группе, т. е. структурирует личность в заданном направлении. В когнитивном аспекте инициация рассматривается как способ познания мира – в первую очередь через расширение представлений человека о трансцендентном, невидимом мире, в сфере которого и лежит цель личностной актуализации. Все инициационные испытания, символизирующие собой акт умирания-воскрешения, ставят адепта пред необходимостью преодолеть барьер, отделяющий его настоящее бытие от последующего, качественно иного. Каждая инициация расширяет границы бытия личности, приобщает к тайному знанию, сообщает необходимые навыки и мифы, а потом бросает индивида навстречу неизведанному, в котором тот должен обжиться, сделать частью своей личности. Именно в этом ключе инициация и выступает способом познания. Познать что-либо – значит, понять, принять это, сделать это частью своего мировоззрения, своего поведения. Инициация предполагает сообщение индивиду другой понятийной системы, которая всегда остается прерогативой только прошедших посвящение. При этом: 1. Происходит обучение новой системе соглашения, следовательно, меняются качества, характеристики привычных вещей и представлений. 2. Обладая уже двумя системами соглашения, адепт получает возможность «стереоскопического семантического взгляда» на мир, т. е. взгляд на мир приобретает глубину. Современный человек является достаточно невротизированным. «Сейчас мы всё больше и больше начали понимать, что внутреннее состояние человека включает в себя предсознательные и надындивидуальные корни, и теперь мы ищем откровения не извне, а внутри себя». И для этого «ритуал как повторное воспроизведение первоначального столкновения с вечным Божественным является бесконечно большим и более мощным, чем сможет стать индивидуальное сознание». Тогда «психоневроз должен пониматься как недуг человека, не открывшего, что значит для него жизнь, а открытие вечных образов значения и смысла ... действительно означает исцеление. При сравнении движения «Я» с потоком воды напрашивается очевидная аналогия: невроз подобен возведению препятствия на пути движения потока сознания, которое превращает поток в стоячее болото. «Невроз состоит именно в этой запруде, этой отчужденности от реальной самости». «Фрейд ввел нас в Дантово чистилище демонических сил и привел множество подтверждений того, в какой мере извращения, невроз, психоз и безумие являются результатами не верной направленности этой силы. И отсюда – неожиданный вывод: «Исцеление людей – это прямая дорога к скуке. Неудивительно, что пациенты предпочитают невроз и психоз «нормальности», ибо их отклоняющееся от нормы существование, по крайней мере, не лишено жизненной силы». В гештальттерапии невротическое состояние личности, в частности, обусловлено тем, что невротик не живет в настоящем, а застрял в прошлых, незавершенных опытах. Отсюда, с одной стороны, невротик изолирован от непосредственного переживания бытия и действия в нем; с другой – «невротическую личность буквально раздирают на части отдельные фрагменты её непрожитого опыта». В юнгианской психосимволической парадигме залогом устойчивого существования индивида и группы является наработка и сохранение устойчивых каналов изливания наружу психической энергии. «Потеря корней и утрата традиции невротизируют массы, готовя их к коллективной истерии. Инициация же как способ погружения в самость и переживания её символов – является традиционным способом снятия и предупреждения невроза. Современный человек начинает искать спасения в той же сфере, которая невроз и вызвала: в сфере отсутствия непосредственного переживания, выражающегося через непроизвольное действие. Вспомнив три группы ценностей в логотерапии, перечислим их, добавив применительно к инициации: ценности отношений с трансцендентным (синонимы: духовным, глубинным), ценности творчества – как пропускания трансцендентного через себя, ценности переживания встречи с трансцендентны, т. е. у невротика нарушена связь с трансцендентным, и «трансцендентность», неспособная служить, поэтому мстит за себя возникновением невротического состояния. С точки зрения Элиаде, имеются две причины, по которым ритуалы перехода сосуществует со всей подлинной жизнью человека): c одной стороны, вся подлинно человеческая жизнь полна глубинных кризисов, испытаний, тревоги, потери и обретения самого себя, «смерти и воскресения»; с другой стороны, даже самая полная жизнь в какой-то момент кажется неудачей. Речь не идет о моральном приговоре, который выносят своему прошлому, но лишь о смешанном чувстве упущенных возможностей, о том, что ты предал лучшее в себе. В такие моменты общего кризиса остается единственная надежда на спасение: начать новую жизнь. То, о чем мечтают и на что надеются в эти моменты «тотального кризиса, – это получение окончательного и общего обновления, способного изменить жизнь». У инициации есть еще одна сторона – это сторона покаяния, очищения души. Таким образом, инициация создает то промежуточное, буферное поле переживаний и действий, которое позволяет индивиду реализовывать свою сущность, находясь в системе общественных отношений. Возвращаясь к работе Ю. Б. Гиппенрейтер, можно сказать, что не развертывание естественно заложенного, а нахождение в системе общественных отношений, присвоение искусственного, культурно созданного опыта – вот генеральный путь онтогенеза человека. Этот путь определяет социальную природу его психики. Проблема девиантного поведения обнаруживается, когда эта генеральная линия онтогенетического развития искажается. Причины искажений могут быть реконструированы поэлементно в соответствии с обозначениями приведенного выше рис. 1 (см. тема 1): 1) нарушения генетических предпосылок развития психики (поведения) индивида (предрасположенность, результат деградации на ранних стадиях эволюции, аномалии половых хромосом, морфологические особенности строения тела); 2) дизонтогенез (нарушенное, поврежденное, искаженное развитие, недоразвитие – в итоге умственные дефекты, слабоумие, психопатия); 3) нарушения процесса реализации генетических предпосылок (например сенсорно-моторная или эмоциональная депривация); 4) закрытость, недоступность культурно-исторического опыта человечества или обеднение, оскудение окружающей культурной среды обитания и социальной ситуации развития (конфликт между нормами культуры); 5) нарушения процесса присвоения видового человеческого опыта (трудности взросления, возникающие в определенных точках развития подростка); 6) неадекватная личность взрослого, транслирующего социальный опыт (транслирующего не то, что надо, не так как надо – навязывание, игнорирование возможностей ребенка, нарушение «социальной грамматики общения» и пр.). Человек не играет пассивной роли в социальном становлении. Он имеет определенные задатки, у него формируется индивидуальность, он активен в освоении своего социального опыта. Поэтому можно говорить о том, что все люди, усваивая одновременно вроде бы общий для всех социальный опыт, делают это каждый по-своему. Родившись на свет, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. Это роль помощника, семьянина, политика, роль жителя села, города. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Окружение человека играет огромную роль. От того, в каких отношениях с окружающей средой он находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений, усваиваются роли, которые приходится исполнять в жизни, вырабатывается свое отношение к этим ролям, появляется человек как социальный феномен. Подготовка человека к реализации той или иной роли может быть осуществлена только после представления человека об этой роли. Такие представления формируются на основе реальных жизненных наблюдений, в процессе общения, а также в процессе восприятия произведений искусства, под влияние средств массовой информации и других источников. На социализацию человека влияет ряд факторов, требующих от него определенного поведения и активности. Особое значение для социального развития подростка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Ценностно-нормативная ориентация является регулятором поведения подростка. Структурными единицами личности, позволяющими прослеживать, анализировать все виды деятельности человека, объяснять смену его внутренних психологических побуждений, являются ценности, установки, нормы. Ценности и нормы составляют единую нормативную систему, которая регулирует поведение подростков и социальных групп в обществе. Ценностно-нормативная система является ориентиром при выборе способа действий, проверяет и отбирает идеал, выстраивает цели, содержит способы достижения этих целей. Ценности и нормы являются частью сознания как отдельного человека, так и общественного. Исследование психологов свидетельствует о том, что главной ценностью подростки считают силу, которая способна их защитить. Выделяют три сферы, в которых происходит процесс формирования личности: деятельность, общение, самопознание. Рассмотрим лишь третью сферу социализации – самопознание личности, которое предполагает становление в человеке образа его «Я», возникающего у него не сразу. Этот образ складывается на протяжении всей жизни человека под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная процедура самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе). Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер. Проблемы молодежи всегда приковывали внимание, но особенно актуальными стали в последнее время. Повышение уровня образованности и материального благосостояния членов нашего общества расширило возможности развития и удовлетворения духовных и материальных потребностей подрастающего поколения, но сделало более сложным формирование разумных желаний и стремлений. Благодаря массовым средствам коммуникации (радио, телевидение, печать) расширились границы восприятия и познания мира. В потоке современной информации подростку становится всё труднее разобраться в чем-то самостоятельно и глубоко, поэтому нередко им начинает восприниматься только развлекательное, не требующее интеллектуального напряжения. Такие подростки часами сидят перед телевизором или слушают оглушающие и отупляющие ритмы магнитофонных записей, или просматривают иллюстрированные журналы, или бездумно «проглатывают» детективы. Это ведет к постепенной утрате способности к самоорганизации и самоуправлению, решению трудных задач учебной деятельности. Такие подростки идут по линии наименьшего сопротивления, удовлетворяются приятными сиюминутными переживаниями, не прогнозируя свое будущее. Жизнедеятельность человека реализуется одновременно с миром природы и в специфической для человеческого общества информационной среде, имеющей свои механизмы развития и функционирования. Характерной особенностью информационной среды обществляется то, что в более широком контексте всей человеческой цивилизации присуще постоянное и стремительное её расширение, осуществляемое самим же человеком (отдельными личностями, группами людей, организациями, определенными социальными институтами и т. п.). Особенно бурно расширение информационной среды общества происходит в последнее время, и темпы его растут. Кроме этого характерной чертой информационной среды общества является то, что в ней в интегрированном виде и разнообразных, зачастую довольно причудливых сочетаниях одновременно функционирует информация, которая адекватно отражает существующий мир, а также деформированная, искаженная информация. Это обусловлено как сложностью самого процесса познания и неполнотой наших знаний о мире, так и пристрастностью, субъективностью людей её порождающих, а зачастую злоупотреблением информационных процессов при игнорировании наносимого своими действиями ущерба другим людям. Для формирующейся личности подростков специфическим образом организованное злоупотребление информационной средой выступает как своеобразное орудие растления детских душ. Выделение информационно-психологической безопасности личности подростков из общей проблематики информационной и психологической безопасности в качестве самостоятельно направления определяется следующими основными причинами. Во-первых, в связи с переходом к информационному обществу, увеличением масштабов и усложнением информационных потоков и всей информационной среды многократно усиливается её влияние на психику человека, а темпы этого влияния стремительно возрастают. Это определяет необходимость формирования новых механизмов и средств выживания человека как личности и активного социального субъекта в современном обществе. Во-вторых, тем, что основной и центральной мишенью информационного воздействия является молодой человек, неокрепшая психика формирующейся личности подростков. Содержание понятия «безопасность» означает отсутствие опасностей или наличие надежной защиты детских душ от них. Сами опасности различаются по источникам, действующим силам, по уровню развития и степени угрозы. Среди них особое место занимают публикации о детской проституции на Востоке, в Южной Азии, Африке и Америке. Их всепроникающее воздействие на формирующееся сознание подростков вызывает растление, развращение малолетних. На отрицательный результат такого влияния указывают отечественные исследователи: Г. В. Грачев, Н. В. Данилов, Н. А. Ощепков, Л. В. Матвеева, Ю. А. Курдюкова, Э. В. Лидская, М. О. Мдивани, Г. М. Зараковский, Н. В. Данилова и др. Характерные особенности разных аудиторий создают специфику восприятия детской проституции представителями разных возрастных категорий. Специфические для культуры ассоциативные формы, традиционная символика, предрассудки, идиоматические обороты, неучтение которых придает информации СМИ о детской преступности в других странах неожиданно резкую двусмысленность, воспринимается подростками как легко запоминающаяся крайность половых отношений; экзотичность форм половых отношений возбуждает, манит и притягивает. Добавим, что своего устоявшегося сформированного сексуального сценария у подростков нет, эротические желания и фантазии, душевные отношения не устоялись, не сложились, т. е. защит против такого насыщенного воздействия нет ни в эмоциональном плане, ни в жизненном опыте. Даже при сохранности культурного контекста такая информация может повлиять деструктивным образом, поскольку нарушаются характерные для данной ментальности архетипы и социальные роли. Прямолинейные и вульгарные призывы использовать, например, «сексуальные средства», «девять позиций темной девушки», «таиландский секс» разрушают романтику отношений между мужчиной и женщиной. В русском обществе развита гуманистическая традиция в понимании природы любви, и обращение к потаенным вопросам пола связывало сексуальную энергию человека с продолжением рода, с пониманием духовной культуры человека – с религией, художественным творчеством, с поиском новых нравственных ценностей. Любовь оказывалась одновременно и этикой, и эстетикой, и психологией, и постижением божественного. Этот синкретизм – одна из характерных особенностей русского Эроса. На восприятие продукции порнографического толка может повлиять стереотип страны-изготовителя. В стереотипе отражаются йога, гимнастика, система питания, мифологические сказания, представления о маскулинности-феминности, древние трактаты и этнокультурные традиции Индии, Китая, Японии, Таиланда и др. Таких знаний, целостных представлений у подростков нет. Например в основе восточной эротической философии лежит учение тантризма – одного из течений шиваизма, провозгласившего путь к божеству через эротический экстаз. Соприкосновение с этой стороной восточных традиций, вырванных из её культурного, этнографического контекста, акцентирует внимание подростков (детей) только на одном – эротическом экстазе, возбуждает, порождает домыслы, а в итоге – просто растлевает души и развращает. Эротическая сфера жизни становится для подростков игрой по принципу «а давай тоже попробуем». Анализ А. Г. Даниловой информационной продукции как «хорошей» и «плохой» показал, что для аудитории при оценке значимы следующие аспекты: а) активность, в том числе когнитивная активность; б) защищенность, эмоциональный комфорт; в) социальная желательность. К сожалению, повышение профессионализма продукции масс-медиа не означает увеличение её нравственной ценности. К тому же исследователями обнаружено расхождение в восприятии информационной продукции на вербальном и подсознательном уровне. Так вербальная оценка американской продукции СМИ содержит негативную окраску, опасения, тревожность, и т. д., а подсознательная оценка содержит ярко положительную эмоциональную окраску. Оценка продукции Японии порождает обратный эффект: положительную вербальную оценку и эмоциональную неудовлетворенность. В зарубежных исследованиях психоаналитического толка принято считать, что телевидение и – шире – СМИ выступают в обществе в роли суперотца или сверхсознания. В свою очередь зритель, читатель занимает позицию ребенка, и его ожидания кристаллизуются в образе «хорошей информационной публикации», «идеальной рекламы», «популярной личности в журнале и т. д. В течение ряда лет Л. В. Матвеева исследовала эти феномены индивидуального сознания. Зрители, читатели ждут, что общество, используя массовые средства коммуникации, будет их информировать, обучать, развивать в рамках нравственных норм и с уважением к достоинству человека. Однако реальность информационного потока далека от этих ожиданий. Портрет дня, который создается новостными публикациями, явно перегружен трагедиями, развлекательные материалы апеллируют к самым низким вкусам и биологическим инстинктам, а реальные фотоматериалы модифицируют картину мира, а зачастую и схему тела человека. В результате может нарушиться самоидентификация человека как биологического вида. В исследовании Ю. А. Курдюковой, Э. В. Лидской, М. О. Мдивани осуществлен количественно-качественный анализ 1 198 названий видеофильмов предлагаемых пунктами продажи видеокассет. Результаты показывают, что подавляющее большинство (72 %) названий отражают низшие, имеющие физиологическую основу потребности человека (физиологические, в подавляющем большинстве сексуальные, потребности и потребность в самосохранении)'. Подавляющее большинство публикаций в СМИ отражает ту же тенденцию. Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что в последние годы важнейшая часть информационной среды стала более агрессивной и примитивной. Поскольку проблема сексуальной агрессии чрезвычайно актуальна как в прикладном, так и в теоретическом отношении, достаточно хорошо изученным в зарубежной психологии оказался вопрос о том, какое влияние на человеческое поведение может оказывать порнография. Анализ культурных и личностных причин агрессии против женщин Маламут завершает утверждением, что эти данные « В значительной степени свидетельствуют в пользу предположения о том, что масс-медиа могут способствовать возникновению культурного климата, который считает агрессию против женщин вполне приемлемой». Исследование доказывает, что изображения насилия против женщин в масс-медиа, похоже, на самом деле способствует проявлению реального насилия против реальных женщин. Малолетние сутенеры, фетишизм, групповой секс, педофилия, детская проституция, цинепимастия, скоптофилия, эскаудиризм, трансвестизм, фроттеризм и другие девиации – образ секса, который запечатлевается в умах миллионов подростков. В свою очередь образы, наполняющие разум, мотивируют поведение. В итоге дети и подростки следуют тем образцам, которые создаются для них масс-медиа. Все исключительно сложные и взаимозависимые процессы, происходящие в природе и обществе, относятся к информационному взаимодействию. Мудрая природа уже изначально способна к полноценному воспроизводству и имеет многократный запас прочности устойчиво противостоять негативным внешним и внутренним воздействиям. Однако человек (в своем неуемном стремлении победить природу, жажде к так называемому научно-техническому прогрессу и ненасытном стремлении к материальному благополучию) каждодневно ведет неутомимую саморазрушительную деятельность. В результате нарушение иммунного статуса, адаптационных и генетических свойств организма, развитие тяжелых и неизлечимых заболеваний, нарушение эколого-информационной среды обитания и биоэнерго-информационного равновесия. Самое печальное, это духовно-нравственное обнищание общества и разрушение полноценной личности человека. Как вполне закономерное следствие – рост деструктивности и преступности среди молодежи. Таким образом, в наше время со всей очевидностью встала проблема защиты здоровья и реабилитации, как человека, так и самой среды обитания. Особенно актуальна проблема экологической информационной чистоты для социализации несовершеннолетних. В рамках теории социализации уместно обращение к такой важной категории социализации как |