|
ллжл. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии
3.2. Таблицапроективныхпризнаковиинтерпретацийвизображениидома
73
Изображение дома
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Общий вид дома
| Просторный сельский
| Стремление иметь семью, растить детей, расширить свое жизненное пространство
| «Нарисуйте дом»
| С.Ф. Спичак, A.T. Синицын [22]
| «Дом-дерево -человек»
| Л.Д. Столяренко [34]
| Дом перемещается
| Можно заключить о наличии психического заболевания (J. N. Buck, 1948,1978)
|
| Дж. Аллан [2]
| Ограда вокруг дома
| Чем ниже ограда
| Тем выше у этого человека потребность в общении с людьми, доверие к ним
| «Дом-дерево -человек»
| Л.Д. Столяренко [34]
| «Нарисуйте дом»
| С.Ф. Спичак, А. Г. Синицын [22]
| Непреступная железная
| Замкнутый характер
| «Нарисуйте дом»
| С.Ф. Спичак, А. Г. Синицын [22]
| «Дом-
дерево-
человек»
| Л.Д. Столяренко [34]
| Забор
| Необходимость эмоциональной защиты
| «Дом-дерево -человек»
| К. Тейлор [35] Дж. Остер, П. Гоулд [19]
| Боязнь агрессии, иногда подозрительность, ощущение несвободы, зависимости
| «Дом-
дерево-
человек»
| А.Л. Венгер [7]
| «Живая изгородь»
| Доверие к другим
| «Дом-
дерево-
человек»
| Л.Д. Столяренко [34]
| «Нарисуйте дом»
| С Ф. Спичак, А.Г. Синицын [22]
| Крыша
| Как признак
| Сфера фантазии
| «Дом-дерево -человек»
| Е.С. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л.Д. Столяренко [34]
Л.М. Костина [13]
| Подчеркнутая (нажимом, множественными линиями)
| Потребность в защите, тревожность, гиперопека, иногда интеллектуализм, мечтательность, защитное фантазирование
|
| А.Л. Венгер [7]
| С жирным (толстым) контуром, не свойственным всему рисунку
| Фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
| 74Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
Изображение дома
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Крыша
| С жирным (толстым) контуром, не свойственным всему рисунку
| Чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием)
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.Д. Столяренко [34] Л.М. Костина [13]
| С тонким контуром края
| Переживание ослабления контроля фантазии
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
| Плохо сочетаемая с нижним этажом
| Плохая личностная организация
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13]
| Труба, сорванная ветром
| Символически выражает чувства субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
| Остроконечная
| Означает сильное сознание и чувство вины
| «Дом-
дерево-
человек»
| Л.Д. Столяренко [34]
| Плоская (одна линия между двумя стенами)
| Отсутствие воображения или эмоциональная заторможенность
| «Дом-дерево -человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд [19]
| Заторможенность мышления, отсутствие эмоций, острые переживания
| «Дом-
дерево-
человек»
| К. Тейлор [35]
| Слишком большая
| Поиск удовлетворения в фантазиях
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд
[19]
К. Тейлор [35]
| Акцентирование карниза ярким контуром или продлением за стены
| Усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка
| «Дом-
дерево-
человек»
| ЕС. Романова [27]
Д. Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
| Стены
| Их основательность (солидность)
| Непосредственно связаны с силой эго
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд [19]
| Задняя стена, изображенная с другой стороны, необычная
| Выявляет сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но и наличие сильных враждебных тенденций
| «Дом-
дерево-
человек»
| ЕС. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
| Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталям
| Субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью
| «Дом-дерево -человек»
| Е.С. Романова [27]
Д. Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
| |
|
|