|
ллжл. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии
3.4. ТАБЛИЦА ПРОЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ
И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Изображение человека
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Нарисованная фигура есть сам этот человек, а окружающее его на бумаге поле соотносится с его реальным окружением
| К. Маховер [17]
| Изображение человека на рисунке позволяет понять физическое и эмоциональное состояние ребенка в данный момент, его устремления (кем он хотел бы стать) и общий подход к межличностным отношениям. Люди не всегда олицетворяют ребенка, они нередко символизируют важных лиц в психологическом окружении ребенка (J. N. Buck, 1948,1978)
| Дж. Аллан [2]
| Фигура
| Длинная, вытянутая
| Астеничность, психастеническая акцентуация, интровертность, иногда анорексия (с семилетнего возраста)
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Угловатость и ее худоба, вытянутость
| Типичны для интровертного типа личности и особенно для шизоидной акцентуации (с восьмилетнего возраста), проблемы общения
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Маленькая, буквально «кожа да кости»
| Сжатое «эго» и чувство соматической дезорганизации
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Особо полная
| Иногда недовольство своей внешностью (с семилетнего возраста)
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Изображена штрихами, без контура
| Острая тревога, иногда психическое заболевание (с пятилетнего возраста)
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Изображение субтильного тела с длинными обезьяньими руками и маленькой головой, ненадежно балансирующей на плечах
| Характерно для обсессивно-компуль-сивных субъектов, которые выражают осознанные желания игнорировать контроль со стороны своего мозга и руководствуются грубыми побуждениями своего тела
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Схематичный характер
| Символическое мышление
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Рисунок человека представлен только осью тела и ногами
| Нежелание столкнуться с проблемами, которые встают перед ним
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Голова
| Как признак
| Сфера интеллекта (контроля)
| «Рисунок человека»
| С.С. Степанов [32,33] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] К. Маховер [17]
| 3.4. Таблицапроективныхпризнаковиинтерпретацийвизображениичеловека
109
| Изображение человека
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Голова
| Как признак
|
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М.Костина [13]
| Сфера воображения
| «Рисунок человека»
| С.С. Степанов [32,33]
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д. Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М.Костина [13]
| Сфера волевого управления «телесными» побуждениями
| «Рисунок человека»
| С.С. Степанов [32,33] К. Маховер [17]
| Место локализации «Я» ребенка, его психического центра
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35] К. Маховер [17]
| Тщательно прорисованная
| Некоторые опасения и подавляемая агрессия в социальных контактах
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Излишне проработанные детали
| Склонность к фантазии
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Ребенок уделяет рисунку головы слабое внимание
| Проблемы адаптации к социальной среде, трудности в общении или даже наличие невроза
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
| Изображается в самом конце
| Межперсональный конфликт
| «Рисунок человека»
| С.С. Степанов [32,33] К. Маховер [17]
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
| Нечеткий рисунок головы
| Застенчивость, робость
| «Рисунок человека»
| С.С. Степанов [32,33]
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский 23] Е.С. Романова [27]
| Контур головы, нарисованной анфас, выполнен с нажимом, а черты лица слабо набросаны
| Сильное стремление к социальным контактам контрастирует с застенчивостью, робостью и самоуглубленностью в реальном социальном поведении
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Изображение на голове чего-либо, например шляпы
| Символ защиты от воздействия внешнего мира
| «Рисунок человека»
| Р. Римская, С. Римский [24]
| Шляпа на голове
| Контролирование злости в страхе, что это чувство может захватить человека полностью
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд [19]
| |
|
|