|
ллжл. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии
3.4. Таблицапроективныхпризнаковиинтерпретацийвизображениичеловека
113
Изображение человека
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Волосы
| Закрывают большую часть головы, но нарисованы редко
| Неадекватная мужественность
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Закрывают большую часть лба
| Зависимость от сексуальной витальности и стремление к социальному проявлению в большей степени, чем к интеллектуальным достижениям
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| На челюсти
| Характерно для рисунков подростков, чей конфликт, связанный с созреванием, имеет шизоидную основу
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Сильно заштрихованы
| Тревога, связанная с мышлением или воображением
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д. Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М.Костина [13]
| Энергичная растушевка наряду со слабо выраженной формой прически
| Часто является выражением конфликта созревания, перерастающего в отклоняющееся сексуальное поведение
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Тщательно нарисована прическа
| Демонстративность, т. е. повышенная потребность во внимании к себе, стремление находиться в центре всеобщего внимания
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Беспорядочная прическа (хаотичное изображение волос)
| Сексуальная витальность и свобода, иногда сексуальная распущенность
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Женская фигура нарисована с заметно выделенными волосами, в то время как мужская увенчана несуразной шляпой в рисунках мужчин
| Регрессировавший или шизоидный характер, оставшийся сексуально инфантильным и подверженный яркому фантазированию на темы мужественности. Возможно, шляпа служит цели сделать мужчину более представительным, скрывая его импотенцию, и в этом смысле представляет собой бессознательную сексуальную компенсацию
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Черты'>Черты лица
| Как признак
| Символ сферы общения
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35] Р. Римская, С. Римский [24] К. Маховер [17]
| Импульс к социальному контакту
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| 114Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
Изображение человека
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Черты лица
| Хорошо проработаны
| Потребность во внимании
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Знак высокой заинтересованности ребенка в самом себе, здоровом самоуважении
| «Рисунок человека»
| Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
| Проработаны с законченностью, уверенностью и избыточной детализацией
| Это свидетельствует об активном воображении
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Богатая
детализация лица
в сочетании с
артистическим,
«устремленным
внутрь»
выражением
| Фантазийное развитие социальной агрессии
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Дополнительные линии, чтобы обозначить морщины или придать лицу особую выразительность (такого типа линии обычно заметны в области носогубных складок и на лбу)
| Целью такого рода графического акцента является добавление серьезности и зрелости изображаемому лицу
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Преувеличенные части лица
| Свидетельствуют о том, что эти части подверглись облучению или их функции вызывают озабоченность ребенка (J.N. Buck, 1948,1979, R.C. Burns and S. H. Kaufman, 1970).
|
| Дж. Аллан [2]
| Чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица, сосредоточенность на них
| Могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35] К. Маховер [17]
| Лицо неясное, тусклое
| Боязливость, застенчивость
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М.Костина [13]
| |
|
|