130 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
Изображение человека
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Туловище
| Хрупкий ребенок рисует сильного, мускулистого человека
| Это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика
| «Рисунок человека»
| Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
| Сильный ребенок рисует хилого человека
| Возможно, это признак ассоциации с неким переживанием из прошлого опыта
| «Рисунок человека»
| Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
| Просто обозначается как верхняя часть двух параллельных линий, идущих непрерывно от головы к ступням (таким образом, отсутствует какой-либо контур, представляющий туловище, и следовательно, фигура остается без какого-либо субстанционального тела вообще)
| Такие рисунки обычно невелики и наблюдаются у регрессировавших, примитивных или дезорганизованных индивидов
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Двойной или неровный телесный контур, особенно в рисунках женщин, склонных к фантазиям на темы своего очарования
| Обычно свидетельствует об озабоченности проблемой веса, особенно в контексте подчеркивания оральной области в рисунках
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Грудь
| Обозначение ребер линиями
| Также не обязательно патологично, поскольку они служат демонстрации физической силы
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Изображение груди (груди стираются, затушевываются, к ним часто возвращаются для добавления нескольких дополнительных незаметных линий)
| Отмечается в рисунках орально зависимых, фиксированных на матери мужчин, а также у эмоционально и психосексуально незрелых мужчин, что говорит об озабоченности этой частью фигуры
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Акцентированная
| Обычна в контексте сильного и доминантного материнского образа в рисунках испытуемых обоего пола
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Груди едва обозначены
| Скупость в выражении любви, ласки и щедрости к детям, хотя она имеет возможность рожать их
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| 3.4. Таблицапроективныхпризнаковиинтерпретацийвизображениичеловека
131
Изображение человека
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Грудь
| Женщина, которая придает изображаемой ею фигуре большие груди и прорисо-вывает область таза
| Может быть расценена как сильно идентифицирующаяся с продуктивным и доминантным материнским образом, почти что в матриархальном смысле
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Несколько коротких линийнагруди или области таза
| Более умеренный тип соматической озабоченности
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
| Пупок
| В рисунках маленьких детей
| Признак эгоцентризма
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35] Р Римская, С. Римский [24]
| В рисунках детей старшего возраста
| Признак инфантильности или стремления уйти в себя
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35] Р. Римская, С. Римский [24]
| Талия
| Сильно стянутая поясом, дающая эффект корсета и скованности
| Свидетельствует о ненадежности контроля, что может найти выход в аффективных вспышках
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Подчеркнутая либо разорванная линия
| Могут служить указанием на раздражительное и чрезвычайно прямое проявление напряжения, связанного с этой проблемой «зонирования» тела
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Подчеркивание поясничной области
| Озабоченность сексуальными проблемами
| «Дом-дерево - человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд [19]
| Бедра
| Необычное внимание к бедрам и ягодицам (мужская фигура, перекрученная в перспективе, с тем чтобы сфокусировать внимание на чрезмерно развитых ягодицах как на обнаженных, так и на одетых фигурах, изображенных как в профиль, так и анфас. Часто в области бедер заметны смешения, разрывы, изменения линий или особенное расширение их в сочетании с выделяющимся изображением ягодиц)
| Может наблюдаться в рисунках склонных к гомосексуализму или конфликтных мужчин
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| |