|
ллжл. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии
3.4. Таблицапроективныхпризнаковиинтерпретацийвизображениичеловека121
| Изображение человека
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Нос
| Широкий, выдающийся, с горбинкой
| Презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д. Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М.Костина [13]
| Вопиющее удлинение носа, либо чрезвычайное внимание к изображению носа, либо другой тип неадекватного изображения этого органа
| Наблюдается в рисунках у мужчин старше сорока лет как конфликт по поводу сексуальной неадекватности
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
| Заштрихованный или срезанный
| Относится в большей степени к страху кастрации и оправданию аутоэротизма
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
| Выделение (в профиль нос может быть подчеркнут, увеличен, либо уменьшен, подтерт, затушеван, перечеркнут, либо сделан слишком длинным)
| Превалирует в рисунках большинства пациентов с психическими расстройствами, имеющими сексуальные нарушения: незрелость, переживания неполноценности и импотенции, гомосексуальность
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
| Наличие сексуальных проблем
| «Автопортрет»
| Е.И. Рогов [26] Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27]
| Выделенные ноздри
| Свидетельствуют о склонности к агрессии
| «Автопортрет»
| Е.И. Рогов [26] Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27] Н. Самоукина [28,29]
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
| Уши
| Как признак
| Обозначают открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру
| «Рисунок человека»
| Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
| Маленькие или отсутствие
| Стремление не принимать никакой критики, заглушить ее
| «Автопортрет»
| Л.Д. Столяренко [34]
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
| «Рисунок человека»
| С.С. Степанов [32,33]
| 122Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
Изображение человека
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Уши
| Выделение (тщательная прорисовка, подчеркивание)
| Может свидетельствовать о чувствительности к замечаниям и осуждению и косвенно - об упрямстве и неподчинении авторитетам
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
| Чрезмерная сензитивность испытуемого, обозначение специфического конфликта, иногда может быть связано с глухотой. Часто особо выделяют ухо подозрительные и недоверчивые параноики и шизоидные индивиды с аморфными сверхзначимыми идеями. А также индивиды, которые легко обижаются и сопротивляются авторитетам или имеющие гомосексуальный конфликт
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Большие
| Стремление к получению информации извне, от других людей
| «Автопортрет»
| Н. Самоукина [28,29]
| Настороженность, иногда признак подозрительного отношения к окружающим (паранойяльное™), уверенности человека в том, что за его спиной о нем дурно говорят (в отдельных случаях большие уши рисуют также люди, страдающие снижением слуха), иногда неудовлетворенность своей внешностью (с семилетнего возраста)
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Большие или подчеркнутые
| Чувствительность к критике
| «Дрм-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| «Автопортрет»
| Е.И. Рогов [26] Л.Д. Столяренко [34] Н. Самоукина [28,29] Е.С. Романова [27]
| «Рисунок человека»
| С.С. Степанов [32,33]
| Возможны слуховые галлюцинации
| «Дрм-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
| «Рисунок человека»
| С.С. Степанов [32,33]
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17] А.Л. Венгер [7]
| 3.4. Таблицапроективныхпризнаковиинтерпретацийвизображениичеловека
123
|
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Рот
| Как признак
| Является источником чувственного или эротического удовлетворения
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
| Слишком большой
| Оральный эротизм
| «Дом-дерево-человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд [19]
| Открытый
| Признак агрессии или вербальной активности агрессивного характера. Возможно, она носит защитно-оборонительный характер
| «Рисунок человека»
| С.С. Степанов [32,33]
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35] Р. Римская, С. Римский [24]
| Изогнутый, чувственный
| Обычно отмечается в рисунках инфантильных, зависимых индивидов. Функционально рот такого типа изначально пассивен и открыт для принятия пищи Обычно такое выражение оральной зависимости демонстрируют требовательные и паразитически настроенные взрослые испытуемые
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
| Обозначенный одной прямой чертой
| Внутреннее напряжение
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
| Изображение рта одной линией на рисунках в профиль так, как будто он был плотно сжат, закрыт от чего-то
| Особенно это заметно в рисунках тех испытуемых, которые имели активный опыт фелляции или находились в состоянии напряженности. Сходный тип изображения, но с менее выраженной напряженностью, отмечается у пациентов, которые лишились речи в результате операции на горле
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
| Обозначается как короткая, грубая линия (испытуемый начинает рисовать под ощутимым давлением, но быстро заканчивает работу над листом бумаги)
| Побуждение к вербальной агрессии сильно, но ожидаемый отпор заставляет индивида предусмотрительно от нее отказаться Такой способ изображения рта, как правило, достоверно ассоциируется с сверхкритичной и подчас садистической личностью
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Впалый
| Пассивная значимость
| «Дом-дерево-человек»
| Д. Я. Райгородский
[231
Е.С. Романова [27]
Л.М.Костина [13]
| Перекошен
| Негативизм, отрицательное отношение к обследованию, иногда органическое поражение мозга (с шестилетнего возраста)
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| |
|
|