|
ллжл. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии
138 Энциклопедияпризнаковиинтерпретациивпроективномрисованиииарт-терапии
|
| Изображение человека
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Гибкость линии рук
| Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами
| Могут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
| Не могут, по-видимому, считаться подлинным внедрением в среду. Такой способ изображения обычно связан с примитивными рисунками и характеризует в большей степени поверхностный и безэмоциональный контакт, нежели гибкое взаимодействие со средой
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Скованные
| Предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность
| «Автопортрет»
| Е.И. Рогов [26] Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27]
| Скованные, вяло опущенные вдоль тела
| Замкнутость, нерешительность в общении
| «Автопортрет»
| Н. Самоукина [28,29]
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
| Вяло опущенные
| Предполагают неэффективность
| «Автопортрет»
| Е.И. Рогов [26] Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27]
| Положение рук
| Вытянуты по бокам
| Трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
| Тесная поза в сочетании с руками, прижатыми к телу
| Часто может предлагаться параноиками и шизоидами, которые объясняют ее необходимостью отражать воздействия среды. Такой тип изображения позволяет заключить о замкнутости и отвержении
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Прижаты к телу
| Признак интровертности
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Руки мужской фигуры тесно прижаты ктелу
| Уход, напряжение и сдерживание тела
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Напряжены и прижаты к телу
| Неповоротливость, ригидность
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
| Руки изображены близко к телу
| Напряжение
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
| «Рисунок человека»
| С.С. Степанов [32,33]
| 3.4. Таблицапроективныхпризнаковиинтерпретацийвизображениичеловека
139
Изображение человека
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Положение рук
| Вытянуты в стороны
| Субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля
| «Дом-дерево-человек»
| Д.Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М.Костина [13]
| Повернуты в стороны, достающие что-то
| Зависимость, желание любви, привязанности
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М. Костина [13]
| Стремятся по направлению к окружающему
| Сильная потребность в принятии, социально блокированная робостью ребенка
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Разведены в стороны
| Активное взаимодействие с внешним миром
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
| Широкие руки (размах рук, разведенные руки)
| Интенсивное стремление к действию
| «Дом-дерево-человек»
| Д.Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М. Костина [13]
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
С.С. Степанов [32,33]
| Расставлены в стороны
| Экстравертность, общительность (с восьмилетнего возраста)
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
| Разведены, если пальцы при этом сжаты в кулаки
| Открытый протест
| «Рисунок человека»
| С.С. Степанов [32,33]
| Подняты вверх
| Признак агрессии
| «Рисунок человека»
| Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
| Покоятся на бедрах («руки в боки»)
| Неосознанное намерение защищаться
|
| Автор не установлен
| Скрещены на груди
| Замкнутость, мнительность, уход в себя
| «Дом-дерево-человек»
| К. Тейлор [35]
| Сложены на груди
| Враждебность или подозрительность
| «Дом-дерево-человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд
[19]
Д.Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М. Костина [13]
| Прикрывают генитальную область
| Тенденция контролировать свои сексуальные импульсы
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| |
|
|