140
Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
| Изображение человека
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Положение рук
| Рука, «застывшая» в области гениталий
| Чаще всего ассоциируется с индивидами, склонными к навязчивому аутоэротизму. Это положение иногда рационализировалось как признак раскачивания рук при ходьбе
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| В карманах
| Связываются с мастурбацией, с праздностью, возможно, со спрятанным в кармане оружием, такое изображение чаще всего наблюдается у преступников или психопатических молодых мужчин как выражение скрытности
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| За спиной, в карманах, скрещены на груди, уперты в бока
| Уход от общения, негативизм, иногда аутизация
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| За спиной или в карманах
| Чувство вины, неуверенности в себе
| «Дом-дерево -человек»
| Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
| «Автопортрет»
| Л.Д. Столяренко [34]
| «Рисунок человека»
| С.С. Степанов [32,33]
| Необщительность, замкнутость, неудовлетворенность своим положением
| «Рисунок человека»
| Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
| Выражение уклончивости
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| За спиной
| Испытуемый не уверен в степени его принятия окружением - конфликт порождается погружением в нарциссическую фантазию и самоизвиняющим компромиссом, заканчивается уклонением и маскировкой, которые характерны для него
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных враждебных влечений
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М. Костина [13]
| Желание контролировать злость, нежелание интерперсональных контактов
| «Дом-дерево - человек»
| Дж. Остер, П. Гоудд [19]
| За спиной в рисунках женских фигур, которые выполнены девочками (фигура часто одета в вечернее платье)
| Стремление девочек, обкусывающих свои ногти, очаровывать
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| 3.4. Таблицапроективныхпризнаковиинтерпретацийвизображениичеловека141
| Изображение человека
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Кисти рук
| Нормального размера, детально проработаны
| Признак благополучия в сфере общения
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Пальцы сильно укорочены или отсутствуют
| Недостаток общения, неумение общаться, иногда аутизация (с шестилетнего возраста)
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Преувеличенный размер кистей, пальцев
| Высокая неудовлетворенная потребность в общении (с шестилетнего возраста)
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Пальцы в сочетании с экстравертной позой
| Склонность к широким, но формальным контактам (с шестилетнего возраста)
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| В кисти руки нет гибкости
| Недостаточная профессиональная адаптация
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
| Очертания кистей нарисованы расплывчато или затемнены
| Недостаточная компетентность в социальных контактах, недостаточная продуктивность или же и то и другое
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
| Их сокрытие
| Вина и недостаток доверия
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Ладони
| Крупные, большие
| Признак деятельного, взрывного характера
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35] Дж. Остер, П. Гоулд [19]
| Слабо прорисованные
| Недостаточная контактность, ограниченная сфера общения и низкая продуктивность в занятиях практической деятельностью
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
| Пальцы
| Тщательно прорисованные
| Способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
| Отделены (обрублены)
| Вытесненная агрессия, замкнутость
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
| Без ладоней
| Грубость, черствость, агрессия
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М.Костина [13]
| Без изображения кистей рук у взрослых
| Расценивается как признак инфантильной агрессии. Такие пальцы чаще всего рисуются одного размера, с сильным нажимом и в сочетании с другими регрессивными и примитивными чертами рисунка
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| |