|
ллжл. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии
144Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
| Изображение человека
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Количество пальцев на руке
| Больше пяти
| Часто встречается в детских рисунках, а также в рисунках амбициозных и агрессивных индивидов с установками на стяжательство
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М. Костина [13]
| «Автопортрет»
| Л.Д. Столяренко [34]
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Меньше пяти
| Зависимость, бессилие
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М. Костина [13]
| Кулаки
| Пальцы сжаты в кулак
| Протест, бунтарство
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М. Костина [13]
| «Автопортрет»
| Л.Д. Столяренко [34]
| Сжатые, тесно прижаты к телу
| Смысл заключается более во внутренней и подавленной тенденции к бунту, которая находит выражение больше в симптомах, нежели в поведении
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17] К. Тейлор [35]
| Далеко от тела
| Открытый протест
| «Дом-дерево-человек»
| Д. Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М Костина [13]
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
| Сжатые, далеко от тела
| Главным образом в рисунках молодых правонарушителей, чье бунтарство является весьма поверхностным поведением
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Суставы
| Их обозначение
| Свидетельствует о зависимости от матери, психосексуальной незрелости. Встречается в изображении индивидов, у которых можно заподозрить ощущение вины и неуверенности в связи с телесной интеграцией. Суставы придают фигуре качество «спаянности». Это механическая и искусственная нота, которая порождает сомнения в нормальном динамическом функционировании и стабильной организации образа тела
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| 3.4. Таблицапроективныхпризнаковиинтерпретацийвизображениичеловека145
|
| Изображение человека
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Ноги
| Подчеркнуты
| Характерно для изображений шизоидами, явно шизофреническими индивидами и в отдельных случаях людьми с явлением телесного нарциссизма в состоянии ухудшения, чтобы замаскировать ощущение телесной дезорганизации
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
| Как признак
| Символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию
| «Рисунок человека»
| Р. Римская, С. Римский [24] С.С. Степанов [32,33]
| Свобода передвижения, а также свобода вообще
| «Рисунок человека»
| С.С. Степанов [32,33]
| Женских фигур
| Обычно явно показаны и имеют специфически сексуальную значимость, в отличие от мужских
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Площадь опоры у ног (чем больше, тем выраженнее)
| Ощущение надежности
| «Рисунок человека»
| С.С. Степанов [32,33]
| Преувеличена длина
| Астеничность, сензитивный тип (с семилетнего возраста)
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Непропорционально длинные
| Сильная потребность к независимости и стремление к ней
| «Дом-дерево-человек»
| Д. Я. РЗДгорсщский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] Дж.Осгер,П.Гоулд[19] К. Тейлор [35]
| «Автопортрет»
| Е.И. Рогов [26] Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27] Н. Самоукина [28,29]
| «Рисунок человека»
| С.С. Степанов [32,33]
| Разные по длине
| Противоположные чувства, касающиеся независимости
| «Дом - дерево - человек»
| Дж.Остер,П.Гоулд[19] Д. Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27]
| Короткие
| Нарушения в эмоциональной жизни
| «Дом-дерево - человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд [19]
| Слишком короткие
| Чувство физической или психологической неловкости
| «Дом-дерево-человек»
| Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
| Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные
| Выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, беспомощности, упадка духа
| «Рисунок человека»
«Дом - дерево - человек»
| К. Тейлор [35]
| |
|
|