|
ллжл. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии
3.4. Таблицапроективныхпризнаковиинтерпретацийвизображениичеловека151
Изображение человека
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Одежда
| Мокрый человек, без какого-либо прикрытия
| Чувство своей неспособности и «покинутости», отсутствие уважения к самому себе и, вероятнее всего, нерешенные проблемы с независимостью. Автор не имеет мотивации к избеганию неполезных ситуаций и не подготовлен принять вызов, если он будет рассчитывать на свои силы
| «Человек под дождем»
| Дж. Остер, П. Гоулд [19]
| Добавлена в конце
| Попытка компромисса, чтобы прикрыть откровенность тела (вуайери-стические тенденции и маскировка соответствующей озабоченности)
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
| Прямой наряд на женщине, который достигает щиколоток
| Может быть расценен как обозначение того, что фигура представляет образ матери
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
| V-образная линия выреза на одежде женщины нарисована темной линией
| Сексуальная фиксация на груди с вуайеристическими тенденциями
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
| Изображение испытуемыми-мужчинами на фигуре молодого человека одежды той моды, которая была во времена молодости отца
| Таким образом подтверждается сильная идентификация с отцом
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
| Особо тщательно вырисована одежда (карманы, отделка), или присутствуют элементы украшательства
| Демонстративность, т. е. повышенная потребность во внимании к себе, стремление находиться в центре всеобщего внимания
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Дополнительные аксессуары (бантики, пряжки и пр.)
| Повышенное внимание к собственной персоне
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35] Р. Римская, С. Римский [24]
| Выделение пряжки
| Свидетельство сексуальной озабоченности
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы
| Зависимость
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М.Костина [13]
| 152 Энциклопедияпризнаков и интерпретацийвпроактивномрисованиииарт-терапии
|
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Пуговицы
| Как признак
| Наблюдаются в рисунках дезадаптированных индивидов
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
| Пуговица (часто в форме круглой пряжки) иногда помешается на месте пупка
| Психологическая значимость пуговиц может быть связана с пупком - символом зависимости от матери
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| На манжетах
| Добавляют обсессивную ноту к чертам зависимости
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Механический и неуместный ряд пуговиц, рисуемый строго посередине фигуры, возможно в сочетании с негармонирующей шляпой
| Наблюдается у эмоционально деградировавших взрослых, служит для полного представления одежды
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Как средство проработки сильно выделенной средней линии
| Отражают эгоцентрическую и соматическую озабоченность
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Выделение пуговиц (посредством зачернения, чрезмерного нажима либо странного или неправильного расположения на фигуре)
| Встречается в основном у зависимых, отягощенных комплексом подчинения авторитету, инфантильных и неадекватных людей. Это в большей степени видно в рисунках мужчин, нежели в рисунках женщин, и больше у детей, особенно мальчиков, нежели у взрослых
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
| Многочисленные
| Ригидность, иногда закрытость, стремление к самоконтролю, инфантильность (с подросткового возраста)
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Пуговицы, карманы в рисунках детей старшего возраста
| Недостаточная зрелость, инфантильность
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
| Карманы
| Неадекватное выделение
| Наблюдается в рисунках инфантильных и зависимых индивидов, и больше у мужчин, нежели у женщин
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Особое отношение к карманам
| Эмпирически ассоциируется более конкретно с аффективной или материальной депривацией как основой психопатического типа адаптации
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| |
|
|