|
ллжл. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии
148Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
Изображение человека
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Ступни
| Подчеркнуты или преувеличены
| Потребность в опоре, ощущение недостаточной умелости в социальных отношениях (с шестилетнего возраста), ненадежности своего положения в мире
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Непропорционально длинные
| Потребность безопасности, потребность демонстрировать мужественность
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] Дж.Остер,П.Гоулд[19]
| Непропорционально мелкие
| Скованность, зависимость
| «Дом-дерево-человек»
| Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
| Подавленные чувства
| «Дом - дерево - человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд [19]
| Маленькие, неустойчивые
| Чувство незащищенности
| «Рисунок человека»
| Р. Римская, С. Римский [24]
| Резко преуменьшены или отсутствуют
| Иногда слабая бытовая ориентация, пассивность или неумелость в социальных отношениях (с семилетнего возраста)
| «Рисунок человека»
| А. Л. Венгер [7]
| Бессознательно-точной фаллической формы
| Могут характеризовать индивидов, у которых имеются и другие графические признаки сексуальной неадекватности и озабоченности. Чаще в рисунках мужчин, которые преодолели 35-летний рубеж, чем у более молодых мужчин
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
| Нарисованы в
| Признак устойчивости, уверенности
| «Рисунок чело-
| Р. Римская,
|
| профиль
| в себе
| века»
| С. Римский [24] К. Тейлор [35]
| Пальцы стоп обращены к наблюдателю
| Чувство неуверенности
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35] Р. Римская, С. Римский [24]
| Ограничение пальцев ног, показанное на рисунке линией, объединяющей их наружные края
| Считается обозначающим притупление или подавление агрессивных тенденций
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
| Одетого человека изображаются с пальцами
| Крайняя агрессивность
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35] К. Маховер [17]
| Выделение пятки, каблукауженоподоб-ных мужских фигур
| Характерно для психосексуально незрелых мужчин
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| 3.4. Таблицапроективныхпризнаковиинтерпретацийвизображениичеловека149
Изображение человека
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Одежда
| Функция одежды
| «Формирование защиты от стихии»
| «Человек под дождем»
| Н. Юринова [40]
| Одежда и/или зонт
| Защита, человек не чувствует себя угнетенным и не впадает в панику перед лицом стресса
| «Человек под дождем»
| Дж. Остер, П Гоулд [19]
| Ее избыток
| Указывает на потребность в дополнительной защите
| «Человек под дождем»
| Н. Юринова [40]
| Эти испытуемые могут быть отнесены к нарциссистам одежды. Для них характерна инфантильная и эгоцентрическая эмоциональность и повышенная степень сексуальной дезадаптации Нарциссисты одежды используют одежду в смысле социальной и сексуальной приманки Телесный эксгибиционизм и самодемонстрация дополняются декорированием, в то время как собственно тело не обыгрывается. Рисунок мужчины-нарциссиста одежды чаще похож на иллюстрацию из журнала мод - фигура в изящном костюме с подложными плечами, носовым платком, тщательно сложенным в нагрудном кармане, и другими деталями превосходного швейного искусства и ухоженности. При этом женская фигура в паре может быть одета в купальный костюм и быть скорее мускулистой, чем соблазнительной Нарциссист одежды внешне вполне социален и экстравертиро-ван Однако социальность более мотивирована сильной потребностью в социальном одобрении и превосходстве, нежели истинным интересом к объекту Рисунки фигур своего пола, выполненные женщинами, принадлежащими к типу нарцис-систов одежды, характеризуются чрезмерным вниманием к деталям косметики, украшениям и ухоженности В целом такие индивиды имеют тенденцию к психопатическому типу адаптации
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| 150Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиии арт-терапии
| Изображение человека
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Одежда
| Малое количество
| Эти испытуемые могут быть отнесены к нарциссистам тела. Хотя для этой группы характерна та же инфантильная и эгоцентрическая эмоциональность и повышенная степень сексуальной дезадаптации, как и для нарциссистов одежды. Нарциссист тела, если это мужчина, чаще всего демонстрирует в рисунке развитую мускулатуру, отдавая дань одежде лишь в виде коротких спортивных плавок. Женская фигура нарциссиста тела часто полностью одета, но так, чтобы подчеркнуть сексуальность одежды. Нарциссисты тела, выставляющие на первый план мускульную силу, соотносятся более с шизоидным, самоуглубленным и интровертированным типом личности. Они озабочены своим телом часто до такой степени, что предаются долгим и напряженным упражнениям по развитию тела ради самого этого результата. Сексуально они, возможно, в основном ограничиваются аутоэротической стимуляцией. Они не получают истинного удовлетворения от социальных взаимодействий, предпочитая свои собственные фантазийные размышления
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
| Фигура обнажена, полуобнажена или просвечивает через одежду
| Интерес к сексуальной сфере. У относительно взрослого человека подобная особая значимость сексуальной сферы обычно сигнализирует о каком-либо неблагополучии в отношениях с противоположным полом
|
| А.Л. Венгер [7]
| Отсутствие одежды
| Связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования
| «Человек под дождем»
| Н. Юринова [40]
| Отсутствие зонта в рисунке
| Отрицание поддержки со стороны родителей в трудной ситуации
| «Человек под дождем»
| Н. Юринова [40]
| |
|
|