|
ллжл. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии
146Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
| Изображение человека
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Ноги
| Большие
| Подразумевают потребность в безопасности
| «Автопортрет»
| Е.И. Рогов [26] Е.С. Романова [27]
| Маленькие, неустойчивые
| Отсутствие крепкого основания. Недостаток базового чувства защищенности приводит к нарушению развития личности, постоянное чувство тревоги препятствует развитию эмоциональной зрелости и достижению психического здоровья
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35] Дж.Дилео[10]
| Маленькие по сравнению с остальной частью тела
| Определенная неуверенность в себе
| «Рисунок человека»
| Дж.Дилео[10]
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
| Позволяют заключить о нестабильности личности
|
| Дж. Аллан [2] Дж. Дилео [10]
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
| Полные тела с маленькими, недоразвитыми, тонкими, трясущимися или заштрихованными ногами
| Видны на рисунках деградировавших и маразматичных индивидов как выражение ощущения упадка и недостаточности
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Плотно сдвинуты
| Интровертность
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Широко расставлены
| Откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность)
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д. Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
| Экстравертность, иногда потребность в опоре (с семилетнего возраста)
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Направленные в разные стороны ноги и ступни
| Чувство разочарования и желание избавиться от сложившихся обстоятельств (однако для детей младшего возраста такое изображение ног является нормальным)
|
| Дж. Аллан [2]
| Широко расставлены или акцентированы
| Грубость, черствость
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
| Заштриховка ног или очерчивание (обычно двумерное) ног, просвечивающих сквозь прозрачные брюки
| В рисунках взрослых мужчин являются дополнительным свидетельством гомосексуальных страхов, где имеются другие графические признаки сексуальных нарушений
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| 3.4. Таблицапроективныхпризнаковиинтерпретацийвизображениичеловека147
| Изображение человека
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Ноги
| Подчеркивание, выделение, стирание
| Конфликт, характерно для рисунков девочек-подростков, находящихся на пороге взрослой сексуальности
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Изображение (в рисунках мужчин) доброго, мягкого мужчины и враждебной, распущенной женщины с характерно подчеркнутыми согнутыми ногами (ноги в таких случаях могут быть вполне мужеподобными и мускулистыми), так что невозможно сказать, в каком ракурсе изображена фигура
| Характерно для нарциссических и психосексуально незрелых мужчин. Принято считать, что такой тип изображения имеет некоторую сексуальную значимость, включающую размытость сексуальных характеристик
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
| Нежелание уделять внимание ногам и области бедер (рисование внешних контуров ног (при виде спереди), что создает нечто вроде юбки, и затем проведения линии в середине, чтобы разделить эту юбкообразную фигуру и показать ноги в брюках)
| Характерно для психосексуально незрелых мужчин
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Рисунок начат со ступней и ног
| Боязливость
| «Дом-дерево-человек»
| Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
| «Рисунок человека»
| С.С. Степанов [32,33]
| Ступни
| Какпризнак
| Признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях
| «Дом-
дерево-
человек»
| К. Тейлор [35] Д. Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
| Уверенность в интерперсональной активности
| «Дом-дерево -человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд [19]
| Представляются также имеющими агрессивное значение, исходя из их функций приведения в движение и направления тела вперед, а также как инструмента нападения
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| |
|
|