172Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
Изображение семьи
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Последовательность изображения
| Персонаж рисуется первым, причем первым слева, на первом плане, он выше и крупнее остальных персонажей, выполнен с большей любовью, каждая деталь доведена до конца, остальные фигуры повернуты в его сторону и смотрят на него
| Наиболее ценимый персонаж
| «Рисунок семьи»
| Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
| Ребенок рисует себя самым последним из всех членов семьи
| Не скромность, а заниженный статус. Это особенно значимо, если все остальные расположены в хронологическом порядке (по старшинству) и автор рисунка не является самым младшим
| «Рисунок семьи»
| Р. Римская, С. Римский [24] Дж.Дилео[10]
| Тревожное состояние. Беспокойство, тревожность проявляются у ребенка, так же как и у взрослого, как следствие страха перед воображаемой угрозой, исходящей от легко узнаваемого источника. Тревожность воспринимается ребенком как реальность, которую невозможно вынести, поскольку она является причиной сильных страданий
| «Рисунок семьи»
| Р. Римская, С. Римский [24]
| Перевод в конец, исключение персонажей
| Неприязнь. Выражение чувств может быть ясным, но более типична символичность
|
| Дж.Дилео[10]
| Графическое изображение и цветовая гамма
| Изображение члена семьи со спины или в профиль, отвернувшимся от остальных
| Конфликтные отношения с этим членом семьи
| «Рисунок семьи»
| А.Л. Венгер [7]
| Изображение себя отвернувшимся от остальных
| Конфликтное отношение к семье в целом, чувство своей отверженности другими членами семьи
| «Рисунок семьи»
| А.Л. Венгер [7]
| Отвернувшиеся друг от друга фигуры детей. Они могут быть нарисованы в профиль, смотрящими в разные стороны, или одна фигура - анфас, а другая- в профиль
| Конкурентно-отвергающие отношения сиблингов. Этот признак встречается чаще у детей младшего школьного и подросткового возраста (особенно у девочек), наблюдается усиление конфликтных отношений с братьями и сестрами
| «Рисунок семьи»
| О. Баранова [4]
| 3.5. Таблицапроективныхпризнаковиинтерпретацийвизображениисемьи
173
| Изображение семьи
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Графическое изображение и цветовая гамма
| Доминантно-агрессивная поза автора и униженно-подчиненная поза «отвернувшегося» сиблинга
| Агрессивно-конкурентные отношения
| «Рисунок семьи»
| О. Баранова [4]
| Небрежное или схематическое изображение всех членов семьи или большинства из них
| Отсутствие эмоциональной привязанности к семье, конфликтное отношение, нарушение контактов
| «Рисунок семьи»
| А.Л. Венгер [7]
| Небрежное или схематическое изображение одного из членов семьи
| Отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи, его пониженная значимость для испытуемого
| «Рисунок семьи»
| А.Л. Венгер [7]
| Небрежное или схематическое изображение себя
| Ощущение своей малой значимости в семье, отверженности
| «Рисунок семьи»
| А.Л. Венгер [7]
| Недетализирован-ное или неполное (например, без каких-либо частей тела) изображение себя или сиблинга
| Отрицательное отношение
| «Рисунок семьи»
| О. Баранова [4]
| Автор тщательно изображает себя (или сиблинга) в красивой одежде, до деталей прорисовывает свою фигуру, возвращаясь к ней в процессе рисования, поправляя и дополняя ее, а сиблинга (или себя) рисует всего несколькими штрихами, в неряшливой одежде
| Признак конкуренции между сиблин-гами
| «Рисунок семьи»
| О. Баранова [4]
| Общая цветовая гамма с одним из взрослых или детей на рисунке, в частности, одна и та же окраска туловища
| Указывает на большую вероятность отождествления с ним по признаку пола
| «Рисунок семьи»
| О. Баранова [4]
| 174Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
| Изображение семьи
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Графическое изображение и цветовая гамма
| Преобладание серых и черных цветов в рисунке
| Подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок
| «Рисунок семьи»
| О, Баранова [4]
| Доминирование ярких, светлых, насыщенных цветов
| Указывает на высокий жизненный тонус автора и его оптимизм
| «Рисунок семьи»
| О. Баранова [4]
| Широкие мазки,
масштабность
изображения,
отсутствие
предварительных
набросков и
последующих,
изменяющих
первоначальный
сюжет дорисовок
| Говорит об уверенности и решительности
| «Рисунок семьи»
| О. Баранова [4]
| Неустойчивость изображения, его смазанность или большое число отчетливых, пересекающихся линий
| Повышенная возбудимость, гиперактивность
| «Рисунок семьи»
| О. Баранова [4]
| Штриховка, штриховые или множественные линии,стирания, исправления, повышенный нажим при изображении всех членов семьи или большинства из них
| Напряженная эмоциональная атмосфера в семье
| «Рисунок семьи»
| А.Л. Венгер [7]
| Штриховка, штриховые или множественные линии, стирания, исправления, повышенный нажим при изображении одного из членов семьи
| Напряженное, конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи
| «Рисунок семьи»
| А.Л. Венгер [7]
| |