3.4. Таблицапроективныхпризнаковиинтерпретацийвизображениичеловека
117
Изображение человека
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Подбородок
| Как признак
| Отражение силы воли, властности, мужественности и т. д.
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
| Потребность доминировать
| «Дом-дерево -человек»
| Д.Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М. Костина [13]
| Решительность
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Слишком подчеркнут: частые стирания, перерисовка, обводка или заметно выступающий на рисунках фигуры в профиль
| Компенсация слабости, нерешительности, боязнь ответственности. А также это может обозначать стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35] К. Маховер [17]
| Сильно выступающий подбородок женской фигуры в рисунках мужчин
| Зависимость мужчины
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Слишком крупный
| Компенсация ощущаемой слабости и нерешительности
| «Рисунок человека»
| С.С. Степанов [32,33]
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М. Костина [13]
| Раздвоен
| Решительность
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Глаза
| Как признак
| Это главная точка концентрации чувства «Я» и одновременно точка максимальной уязвимости этого «Я»
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Символизируют интуитивную способность
|
| Дж. Аплан [2]
| Широко открытые, но не преувеличенные
| Могут быть знаком любознательности
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
| Выпучены
| Грубость, черствость
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М. Костина [13]
| Зачерненные (или с зачерненной радужкой), в темных очках
| Страхи
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| 118 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийв проактивномрисованиииарт-терапии
Изображение человека
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
|
| Изображены как «точечки» или «щелочки»
| Внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости
| «Рисунок человека»
| С.С. Степанов [32,33]
|
| Параноидные черты
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
|
| Красивые, симметричные, хорошо прорисованные
| Отражение желания быть привлекательным, симпатичным другим людям
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
|
| Пустые (без радужки и зрачков)
| Астения, интровертность, аутизация, проблемы общения, импульсивность, иногда асоциальность, страхи
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Изображены как пустые глазницы (отсутствие зрачка)
| Значимое стремление избегать визуальных стимулов, враждебность
| «Дом-дерево-человек»
| Д. Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
| Крайний эгоцентризм, ребенок не находитвокруг ничего достойною своего внимания
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
| Глаза
| Менее произвольная и более тонкая проекция «невидения». В этом случае субъект не отгораживается активно от мира, но мир представляется ему туманно, как недифференцированная стимульная масса, с незначительной степенью определенности деталей. «Невидящий» глаз можно считать симптоматичным при эмоциональной незрелости и эгоцентризме
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
| Изображены как
| Испытуемый не дифференцирует
| «Рисунок чело-
| К. Маховер [17]
|
| пустые глазницы и глаза обеих фигур имеют большие орбиты (контуры)
| реальность, обладает малыми фактическими познаниями и неточен -окружающее познается «в общем и целом»
| века»
|
|
| Изображение «пустых глаз» доводится до крайности: в виде одинаковых маленьких кружочков изображаются глаза, нос, рот и пуговицы
| Такие рисунки встречаются у деградировавших, впавших в детство взрослых, умственно отсталых, а также иногда у маленьких детей, что, вероятно, является отражением зависимости, неглубокой эмоциональности, недостаточной способности к различению
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
| Сильно выделенные
| Параноидность
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
| Подведенные
| Грубость, черствость
| «Дом-дерево-человек»
| Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
| |