эстетика полная. Эстетика как философская наука. Предмет и объект эстетики
Скачать 245.5 Kb.
|
Эстетическое сознание в системе эстетического отношения (сущность, основания, онтология). Понятие эстетического сознания включает в себя: 1) бессознательное тоже. Не все в механизме эстетического сознания осознаваемо, суть этого механизма – осознание действительности, быть механизмом. Это осознавание действительности. Суть этого механизма – направленность к миру. 2) субъект в сфере эстетической культуры может быть выделен разномасштабно, разноуровнево. Можно говорить о коллективном субъекте эстетической культуры. Духовная деятельность создает ту связь между человеком и миром, которая называется эстетической. Действительный субъект эстетического – субъект коллективный. Можно говорить в этом смысле об общественном эстетическом сознании. В полном смысле слова эстетическое сознание – реальность присущая отдельному человеку. Рассматривая эстетическое сознание, мы имеем дело с эстетической психикой человека. Это особая модальность, которая имеет особую природу, особый способ существования, особую онтологию. Определение индивидуального эстетического сознания: сознание – механизм, способ, орган эстетического освоения мира, то, посредством чего человек включается в эстетическую реальность. Механизм актуализации эстетической реальности и включения человека в эту реальность – эстетическое сознание. Эстетическое сознание выражает типичные проявления человеческого духа: духом нельзя запастись впрок, только усилия, активность, поддержанием себя в режиме, в тонусе мы поддерживаем существование культуры. Кто перестает быть эстетически активным, тот под угрозой распада эстетического сознания. Процесс возникновения эстетического сознания – эстетическая социализация или эстетическое воспитание, цель которого – формирование эстетического сознания. Эстетическое отношение – система социально-психологического уровня, не идеологического. Психические свойства, которые являются предпосылкой эстетического сознания: 1) способность эмоционально реагировать на мир. Эмоциональность человека должна достичь определенного уровня развития, чтобы стать эстетически значимой. 2) чувственное восприятие – чувственность, формируется: до 2-х лет – способность непосредственного восприятия чувственной формы мира. Прочитывать формы предметов, способность ориентации – структурирования мира. 3) способность представления – способность иметь образ явления без непосредственного контакта с ним. 4) способность воображения – способность не воспроизводить, а порождать образы. Фантазия – эстетически мотивированное и запрограммированное эстетическое воображение. Воображение создает эффект глубины, многомерности эстетического сознания. 5) интеллект, мышление как способность к определенной интеллектуальной активности. Способность мыслить – способность воспринимать мир упорядоченно. При психических заболеваниях – мир – хаос для человека. Эстетическая ценность схватывает существенное, и эстетическая форма имеет логику, а это требует мышления, ума. Все 5 моментов должны быть развиты; нет воображения – эстетическое сознание приземлено, ограничено данным опытом, если неразвит интеллект – глупое эстетическое сознание.
Эстетический вкус – особая психическая способность, психический механизм. Вкус появился если: 1) человек сам может осуществлять эстетическую активность; 2) функциональная оборотная сторона – эстетическая потребность. Если хочется воспринимать мир эстетически, значит, есть эстетический вкус. Функции вкуса: 1) онтологическая – вкус – механизм, который включает эстетическую реальность, сила, актуализирующая для человека эту реальность. 2) семиотическая функция: попав в реальность надо уметь ее читать, вкус – незримый переводчик. 3) ценностно-интерпретационная функция вкуса – вкус – толкователь эстетической содержательности мира. Сила, осуществляющая интерпретацию – вкус.4) оценочная функция вкуса. Вкус – механизм запуска эстетических эмоций, переживаний. Вкус выполняет это функции в считанные мгновения. Эстетический вкус – особая психическая способность через восприятие чувственной формы интуитивно понимать и эмоционально переживать эстетические ценности. Существование и действование вкуса носит бессознательный характер. Главная задача эстетического воспитания – сформировать эстетический вкус. Эстетический вкус: в докантианской эстетике – особенность человека, позволяющая ему понимать эстетические ценности. Эстетика Канта – этапная в исследовании эстетического вкуса – это особая специфическая способность – суждение вкуса. Функции вкуса: 1) онтологическая функция – вкус как сила, обеспечивающая актуализацию эстетической реальности. Вкус создает реальное поле эстетического, в котором субъекту предстоит действовать. Вкус – это и событие и с другой стороны обеспечивает эстетическое событие субъекта. Когда реальность включается, вкус начинает работать дальше; 2) семиотическая функция вкуса: объект как знак эстетической информации, вкус – декодирующее устройство, которое прочитывает формы вещей. Вкус – ключ, чтобы пройти через предметные формы вещей и приблизить эстетический план объекта. 3) ценностно-интерпретационная функция: вкус фиксирует и помогает осознать ценностное качество объекта и одновременно определяет принадлежность этого качества. 4) вкус как механизм, запускающий переживательные особенности восприятия эстетического. Посредством вкуса мы занимаем определенную позицию по отношению к тому, что переживается. Действование вкуса сопряжено с другими элементами эстетического сознания. Эстетическая потребность является одним из состояний эстетического вкуса. Потребность – нехватка, дефицит чего-то, ощущение недостачи, нужда, внутренняя необходимость чего-то. Это состояние всегда переживается человеком, ее ощущает всякий. Это потребность в получении эстетического удовольствия, которое, если однажды испытано, необходимо снова. Информационная потребность – потребность психики и деятельность на основе психики. Когда у ребенка формируется эстетическая потребность, он уже носитель эстетического вкуса. Потребность оказывается непосредственным функциональным продолжением и обнаружением вкуса. Потребность выступает энергетическим, силовым аспектом эстетического сознания. Она стимулирует эстетическую активность, запускает работу всех элементов эстетического сознания.
Эстетический эталон (содержание эст. культуры, хранится в памяти культуры) – они только на определенном уровне развития становятся представленными, т.е. эстетический эталон – как бы архетип (Юнг) – коллективный опыт, закрепленный в традициях. Ценностные эталоны формируются через приобщение человека к культуре, в которой он живет, затем их развивает, индивидуализирует, дополняет. Осмысление эстетического восприятия базируется на эталонах – это безотчетные матрицы (архетипы) – изначально все эстетическое восприятие опирается на них. Эталон – сюда попадает не все, но подходящее под систему эстетических значений, ценностей, которая базируется на системе прошлого опыта, системе представлений. Эталон, как матрица, не нейтрально опознают предмет, но обладают нормативностью, владеют человеком. Норма дана в имплицитном плане, т.е. носит характер индивидуального, личностного. Система индивидуальных эталонов существует в рамках системы общественных эстетических ценностей, эталонов, а общество, группа осознает себя идеологически через моду, СМИ и т.д. Закон иерархизации ценностей – играет важную роль в формировании эталона. Без этого порядка невозможно осмысленное бытие, хотя строгая иерархия не противоречит разнообразию. Антиценности тоже входят в систему, а о человеке. Который придерживается их, говорят, что у него дурной вкус. Эталоны и система ценностей – организационная функция, систематизируют отношения в обществе. В любой культуре есть контркультура, когда люди демонстративно противопоставляют себя эталонам, принятым в обществе. Эстетический идеал – образ, который предельно обобщен, он ориентирован на глобальное видение вещей. Глобальность – образ необходимого, должного желанного совершенства, т.е. каким можем быть и должен быть объект. Особенность эстетического идеала – чувственно-выразительная сторона мира, которая предстает в предметно-наглядном выражении. У человека идеал материализуется в конкретном предмете. Но реальность не может совпадать с идеалом → он работает как некий бессознательный абсолют. С эстетическими эталонами связаны эстетические интересы или эстетические ценностные ориентации. Интересы – структура, размыкающая эстетическое сознание человека вовне, некая система устойчивых интенций сознания, которая реализуется в стремлениях человека. Интерес к прекрасному. Эстетический интерес в содержательном плане продолжает систему эстетических эталонов, нам интересно то, что мы знаем. Интерес превращает эталон в некую цель эстетической активности. Интерес – связующий параметр эстетического отношения. Функциональное значение эстетического интереса – перевод потенциальной активности субъекта в актуальную. Эстетические чувства – субъектная возможность переживания, это определенное продолжение ипостаси эстетического вкуса. Эстетические чувства – потенциальны, они актуализируются в процессе переживания, они сверхситуативны; в этом смысле они априорные, доопытные. Чувства – устойчивая программа возможных эстетических переживаний. Чувства существуют как определенная эмоциональная предрасположенность человека переживать те или иные вещи определенным образом. Это некоторые устойчивые эмоциональные отношения, актуализирующиеся в определенных ситуациях.
Главная эстетическая ценность – прекрасное и красота – исторически первая ценность. Реакция на красоту целиком состоит из положительных эмоций: приятия, восторга. На уровне объекта это связано с тем, что красота – положительная значимость мира для человека. Любая эстетическая ценность несет цель гармонизации мира и человека. У красоты это связано с ее сутью. Несколькими категориями можно раскрыть сущность отношений, из которых вырастает красота:1)соразмерность объекта потребностям и возможностям субъекта, освоенность мира для человека, соответствие мира и человека; 2)гармония; речь идет не о гармонии самого объекта, а о гармоническом единстве человека и действительности. Единство мира и человека. Мир как нечто доступное, подручное человеку. Красота – эстетическое выражение этого. 3)свобода – мир прекрасен там, где есть свобода. Красота – это символ свободы. Там, где исчезает свобода, исчезает красота. 4)человечность – красота благоприятствует развитию человека, полноте его существования психической, духовной. Красота – некий оптимум мира и человека. Красота – эстетическая ценность, выражающая оптимальную человечность мира и человека. Это сущность, общая ситуация. В красоте находит выражение вечно желанная ситуация гармонии и свободы. И человеку всегда будет мало красоты. С другой стороны, красоты никогда не бывает много, и обретение ее трудно. Человек – динамично развивающееся существо и никогда не бывает достаточно красоты. Сам человек разрушает миг гармонии, ибо он двигается всегда, устремлен к новой гармонии, и это через дисгармонию. Красота трудна и человек должен много работать, чтобы миг красоты получить. Конкретное выражение сущности красоты: основа – это объект, но открывающийся субъективности человека, и его свойства необходимы с точки зрения того, что нужно человеку. Красота – нечто воспринимаемое, психологическая и информационная соразмерность объекта и субъекта. У человека есть определенные психические силы, с помощью которых он воспринимает форму, смысл. И как бы ни были они сформированы, то, что соответствует этим силам не рождает противоречия в восприятии красоты. Не всякие соразмерные человеку вещи прекрасны. Следующий класс предпосылок – форма. Нет абсолютной формулы формы. Простая формула – совершенство форм – условие красоты. И это совершенство базируется на практическом опыте людей. Совершенство форм – практическая оптимальность этих форм. Эта оптимальность формы, хотя и связана с формой, но имеет природное существование. Прекрасное и красивое, красивое и значит эстетически совершенная форма, прекрасное предполагает и качество содержания. И здесь особые категории: изящное – совершенство конструкции, выражающее ее легкость, стройность, «худое». Эстетическое сознание – культивирование формального отношения к красоте. Прекрасное в человеке – здесь содержание прекрасного – социально-значимые качества человека: деятельностные, психологические. Калокагатия у греков – прекрасно-доброе. Прекрасное выше красивого. Красота Квазимодо в отличии от Феба. Для романтика Гюго красота Квазимодо выше. Человеческое – главная основа красоты. Нравственные качества как основание красоты: отзывчивость, чуткость, доброта, теплота души. Самое прекрасное – это доброе, со злобным, враждебным началом человек жить не может.
Возвышенное – часто отождествляется с красотой в ее большой концентрации. Есть сферы, где явление возвышенно, но не прекрасно. Есть и представление, что возвышенное связано с большими размерами. Не всегда возвышенное проявляется в количестве. возвышенное – вопрос качества. Мир человека задан радиусом его собственной деятельности. Все, что внутри круга, освоено человеком, но человек постоянно преодолевает границы, которые себе полагает, и он не только замкнут, но и разомкнут в мире. Он попадает в зону за пределами обычных формальных возможностей человека, зону, которую он не знает как замерить. От этой зоны у человека захватывает дух. Суть возвышенного – те стороны действительности, которые несоизмеримы с нормальными человеческими возможностями и потребностями, которые воспринимаются как что-то безмерное и бесконечное. Возвышенное безмерно, несоизмеримо, много превосходит простые человеческие возможности. И у человека начинает биться сердце. В возвышенном важно не только чувственное прикосновение, как в прекрасном, но и воображение, ибо возвышенное безмерно. Море, океан, то, что человек не может исчерпать – пример такой силы, которую человек не может соотнести со своей силой. Сила, которая бросает вызов обычному человеку. В прекрасном человек меряет собой окружающий мир, а в возвышенном человек меряет себя абсолютами окружающего мира. Абсолют антипод всего относительного, он безотносителен. Возвышенное – абсолютное в относительном мире. Прекрасное – однородность, непротиворечивость, переживаемая эмоционально. Возвышенное – психологическое противоречие, которое нужно разрешить духовным усилием. Огромные силы и новые горизонты, которые открываются человеком. В эстетическом сознании во внутреннем борении побеждает позитивное начало, мы взлетаем вверх, мы парим над землей, и начинаем испытывать высокую взволнованность души, в которой мы ощущаем свою бессмертность. Человек прорывается в бесконечность. Вершина восприятия возвышенного – приобщение к небесам и чувство совпадения с бесконечным. Прекрасное и возвышенное дополняют друг друга. Человеку нужны два мира – домашний и утверждающий, возвышающий его.
Не следует путать трагическое в обыденном словоупотреблении и эстетическое трагическое. Необходимо определить содержание с одной стороны и обязательные условия осуществления содержания, форма освоения. В трагическом эта форма имеет особое значение. Ибо в этой форме только рождается эстетический эффект трагического. Не всякие неприятности включаются в трагическое. И не всякая гибель трагична. Бывают в жизни ситуации, когда смерти нет, но есть – трагическое. Какие-то утраты – непосредственная данность трагического. В прекрасном и возвышенном мы обретаем мир, в трагическом – утраты человеческих ценностей, и это могут быть и материальные ценности. И все-таки, не каждая утрата трагична. Сама трагедия определяет масштаб тех ценностей, которые мы теряем. Не все слезы трагичны. В основе трагического – утрата ценностей, фундаментально значимых для человека. Утрата этих ценностей – надлом человеческого бытия в самых сокровенных своих качествах, и пережить эти утраты невозможно. Например: 1.Утрата Родины. 2.Утрата своего дела, по-существу, жизни. Дела, без которого человек не может жить. Невосполнимая утрата. 3.Утрата истины – ценности, без которой люди не могут жить. Люди не могут жить во лжи. Добро, чистая совесть – ценности такого же плана. Смысл жизни – то последнее, интимное, что связывает нас с бытием. Тогда, когда он есть, стоит жить. Ситуация утраты возможностей общаться с другим человеком – утрата смысла жизни. Когда утрата случайна – нет трагического. Случайность – то, в чем невозможно ориентироваться. В трагическом для человека открывается правда жизни, и это то, что мы с неизбежностью не только открываем, но и теряем. Посредством трагического мы становимся вровень с закономерностью бытия. Случайность вариативна, закономерность устойчива. Трагическое ведет а утрате самого дорогого, что есть у нас. Искусство трагедии как жанра и мелодрама: мелодрама – все случайно, все события обратимы (заменимы), торжество злодеев временно, трагедия – все закономерно, гибель неизбежна. Мелодрама - мы получаем мало что в духовном плане, трагедия – глубокое духовное переживание. Причины трагического: противоречия бытия человеческого, противоречия, которые не могут быть мирным образом разрешены, их еще называют антагонизмом.
Основания трагического в жизни: 1) утрата человека в жизни (не всяка утрата трагична). Утрата фундаментальных человеческих ценностей → необратимые изменения (утрата дела жизни, Родины). Трагическое открывает законы жизни. Причина трагического – противоречивость бытия, ее крайняя форма – антагонизм, когда компромисс невозможен. Конфликт – динамическая форма трагического – прямое столкновение антагонически непримиримых начал → гибель одного или обоих. Есть страдающий субъект – он ничего не пытается изменить сознательно или нет, он не борется – он жертва и это правда. А есть осознанное противостояние основанное на непримиримости, здесь добровольный выбор пути к смерти. Это люди свободного выбора. Для человека понимающего трагическое как плохое и тяжелое нет именно трагического. В трагическом – преодоление, возвышение, путь от страха к победе. У греков это катарсис. Трагическое это колебание между положительным и отрицательным. Переживая отрицательное, тяжелое чувства мысли превращая горе в трагическое (это лучше вместе). Первое переживание трагического – страх и сострадание, боль, скорбь, переживание утраты, но уже здесь есть зародыш просветления в приставке со- участие, - страдание это возвышение над утилитарностью. Человек переживает и осмысливает, собирая свою волю. Переживая трагическое человек открывает жестокие проявления жизни – человек узнает, возвышается и просветляется. Открытие трагической истины ведет к свободе. Открытое вроде бы не оставляет надежд, но это не вся правда, т.к. есть другая сторона, не только неизбежность утраты, но масштаб и фундаментальную значимость утрачиваемых ценностей → человек приобретает для себя утраченные ценности. Мы переживаем не только гибель ценностей, но и их возрождение. «Оптимизм воли» вопреки знанию, человек настаивает чтобы быть собой и сохранять фундаментальные ценности – здесь прорыв в свободу в идентичность с собой. Переживания безысходности готовят человека к изменениям. Человеческое остается непоколебимым – суть и значимость трагического. Мужество – внутренняя сила, верность чему-то, воля к жизни, связь человека с жизнью, ее ценностями – утверждение в трагическом. Именно поэтому трагическое неустранимо в нормальной человеческой культуре. |