эстетика полная. Эстетика как философская наука. Предмет и объект эстетики
Скачать 245.5 Kb.
|
Первый пласт («я — я» )Первый пласт («я — я» ) — внутренние коммуникации, внутренние взаимодействия личности, определяемые противоречиями подсознания и сознания, «нецензурированного» сознания и социальных норм. Этот пласт несет философско-психологическую проблематику, раскрывает «диалектику души», передает поток сознания и показывает границы моего «я», мои отличия и сходства с другими, мое предназначение. В этом пласте произведения осуществляется художественное самосознание (осознание человеком себя как личности). Этот пласт в развернутом виде появляется лишь в романтизме. Второй пласт («я—ты»)Второй пласт («я—ты»)—коммуникации человека с другим человеком. Этот пласт — носитель нравственной проблематики. Третий пласт («я —мы»)Третий пласт («я —мы») — общение и взаимодействия личности с социальной средой (классом, нацией, народом, государством, обществом). Этот пласт в произведении носитель социально-политической и правовой проблематики. Четвертый пласт («я - все мы»)Четвертый пласт («я - все мы») — отношения человека с человечеством и историей. Этот пласт — носитель философии истории, соцоиально-философских проблем. Пятый пласт («я — всё»)Пятый пласт («я — всё») — личность и природная среда, ее окружающая. Этот пласт — носитель естественнонаучных и натурфилософских проблем. Шестой пласт («я — все созданное нами в сфере материальных ценностей» )Шестой пласт («я — все созданное нами в сфере материальных ценностей» ) — личность и рукотворная, «вторая» природа. Этот пласт — носитель соционатурфилософских проблем и включает в себя болевые точки цивилизации: руссоизм, урбанизм, экологические вопросы. Седьмой пласт («я—все созданное нами в сфере духа»)Седьмой пласт («я—все созданное нами в сфере духа») — человек и созданная им духовная культура. Этот пласт — носитель культурологических и герменевтических проблем. Восьмой пласт («я — всеобщее» )Восьмой пласт («я — всеобщее» ) — человек и мироздание. Этот пласт — носитель религиозной и глобальной метафизической проблематики: что есть мир и каков он, в чем смысл жизни и что такое смерть, что такое человек в его отношении ко Вселенной, космосу и к Богу? Художественный мир реален и нереален. В своей реальности он есть концептуально нагруженная модель действительности, состоящая из ос- мысленных и пропущенных через сердце художника впечатлений бытия. Одновременно художественный мир и нереален, ведь сколько бы читатель или зритель в этот мир ни погружался, он ничего не может в нем изменить. Зритель не может вмешаться в действия Яго и предотвратить их. Этот мир создан словами. И хотя слово — тоже дело, это дело духовное, и «материальность», пластичность художественного мира совсем иная, нежели у мира реального. В отличие от реального в художественном мире все пронизано художественной концепцией и самые сторонние, самые незначительные вещи, поступки, черты характера подчинены главной идее произведения и не случайны. Любая случайность внутри художественного мира предусмотрена, читатель или зритель к ней подведен. В художественном мире нет ничего лишнего (известен афоризм Чехова о ружье: если оно висит на стене в первом акте пьесы, то в третьем акте оно должно выстрелить). Само создание скульптуры для художника есть процесс отсечения от куска мрамора «всего лишнего». 25.Структура и роль художественной формы. Форма имеет универсальное значение в жизни человека: и практические, и ментальные функции связаны с формой. Форма:1) способ организации, способ придания миру единства, поэтому вся жизнь человека строится на форме. Но это особые формы, которые показывают – мы синоним стабильности, надежности. Форма человеческих отношений, порядка и связи между людьми. Форма:2) показатель освоенности мира, показатель того, насколько мир подчинен разуму; 3) форма раскрывает суть явления, это основа ориентации человека в мире; я не только вынужден иметь дело с формами, но, опираясь на форму осуществляю деятельность. И вся деятельность человека – формотворческая деятельность. Форма и носитель, и содержание самой эстетической ценности. Но это особая форма. Важно: объект – материален, эстетическая ценность – духовна, т.е. она раскрывается особым способом – знаковым отношением, и раскрывается таким образом, что объекты становятся текстами. Т.е. носитель эстетической ценности - знаковая форма, которая прошла определенную культурную практику, определенный культурный опыт. Эстетический объект – единство выражаемого и выражающего, духовное раскрывается через материальное, поэтому выражение – ключевое слово для эстетики. Особый механизм порождения духовных значений через материальную основу. Русская эстетика усиливает это употребляя слово «выразительность». Выражение концентрируется в понятии выразительность. Эстетика – наука о выразительных формах. Выражение – всякое раскрытие, выразительность – раскрытие, обращающееся к эмоциональному миру человека. Это обнаружение смысла, совпадение с переживанием этого смысла. Выразительная форма заставляет нас переживать смысл, который иначе существовать не может. И здесь мгновенное совпадение, видение формы. Смысл становится содержанием переживания. Воссоздание объективной и субъективной реальности в выразительных средствах искусства. В искусстве постоянно происходит процесс обновления формального аппарата. Вместе с тем здесь наблюдается известная приверженность традиционализму. Наряду с новациями искусство, следуя пристрастиям художников, зрителей, читателей, слушателей, проводит своеобразный отбор наиболее универсальных форм, ценных по целому ряду параметров — емкость, концентрированность, изящество, отточенность и т.д. К примеру, со времен И.С. Баха сохранились почти неизменными формы фуги, полифонических циклов и т.д. К числу «традиционных» форм в различных видах искусства можно отнести: в литературе (поэзии и прозе) форму сонета, романса (исп. романс 17 в.), элегии, оды, рассказа (т.н. малые формы), повести, романа, многотомного литературного цикла (Дж. Джойс, Дж. Голсуорси и др.). В изобразительном искусстве не меньшее многообразие: живописная акварель и большое живописное полотно, графическая миниатюра и масштабная мозаика, портрет, карикатура и т.д. В кино и в театре: короткометражные фильмы и громадные сериалы, небольшие пьесы для одного-двух актеров и масштабные опусы типа тетралогии. Многие формы традиционны и для музыки: соната, партита, симфония, концерты для самых различных инструментов, включая и оркестровые концерты. Х.ф. может пониматься двояко. В узком толковании Х.ф. есть структура, подразделяющаяся на части, элементы. Так, в музыке соната обычно пишется в форме т.н. сонатного allegro, включающего, как правило, три части: экспозицию тематического материала, его разработку и репризу. Каждую из частей можно рассматривать более детально — вплоть до уровня анализа мельчайших микроэлементов. Продолжая иллюстрацию на музыкальном материале, можно сказать, что даже такое «мельчайшее» качество музыки, как звуковысотность, критик вправе рассматривать с т.зр. его функции по отношению к художественному замыслу произведения. Расчленение формы на микро- и макроуровни необходимо для профессионального анализа «строительного материала» искусства и принципов его формирования. В широком понимании Х.ф. является средством (или комплексом средств), с помощью которого «формируется» художественное содержание произведения. Искусство формотворчества (исключая только профессиональный творческий эксперимент) всегда есть искусство формирования нового содержания. Художественность формы — самая большая загадка во всей феноменологии искусства. Будущее Х.ф. можно связывать с пространственно-временной характеристикой (предельное сжатие — гиперразрастание, гиперболизация монументализма — микроминиатюризация, предельная краткость — се-риальность), с усилением выразительности и изобразительности, иногда до полного их слияния, с увеличением роли символизации. 26.Язык искусства:структура и специфика. Язык искусства: структура и специфика. Сама оформленность произведения требует особой знаковой структуры. 1) Содержание. Худ содержание – это единство предметно-ценностного и субъектно-смыслового пласта. Это чисто идеальное образование. 2) Форма. Форма неразрывно связана с содержанием. Это т.н. внутренняя форма, кот совпадает с худ образной структурой сознания, эта форма имманентна содержанию. Внешняя форма носит материально-чувственный характер, это знаковая форма есть своеобразный текст. Текст есть некоторая упорядоченность знакового материала. Язык появляется не только во внешней форме, сама внутренняя форма включает в себя структуры, кот требуют языкового выражения. Внешняя форма складывается из слов худ языка. ? В общем, разделение на материальную и идеальную форму условно, т.к. всё обуславливается разными функциями формы. Внутренняя форма включает худ пространство и худ время. Пространство и время всегда связаны. Бахтин в качестве такого объединения ввел термин хронотоп. В пространстве и времени разворачиваются предметы и события. К этому применительна категория сюжет. Сюжет – это событийная структура. Бессюжетного искусства не бывает. Каждому ч-ку присущ собств. интонационный строй. Это силовое поле, насыщенное челов сост-иями. Жанр – это тип и способ худ высказывания, опр-мый нек. устойчивым предметно-ценностным пластом жизни. Жанр выступает способом орг-ции этого пласта, его выр-ием и воплощением. Стиль – это худ выр-ие данного худ-ка, произв-ия, он проявляетя в коэфф-те выразительности. Внешняя форма также имеет многослойное построение. Уровни: 1.мат-ал – это нек природное вещ-во, из к-ого создается тело произ-ия. Мат-ал д. вобрать в себя и стр-ру, и смысл высказывания. На основе мат-ла возн-ет с-ма приемов для орг-ции и воплощения эл-тов иск-ва. 2. знаковое ср-во – это соединение мат-ла с опр. способом оперирования этим мат-лом и с опр содержанием. Знаковым ср-вам присуща моделирующая ф-ция к миру худ-ка и мира к худ-ку. 3. худ тексты представляют собой упорядоченную целостность знаковых ср-в.? в произ-ии ис-ва имеет мест цникальный семиозис. Внутри текста возн-ют знаки, относительно самостоятельные фрагменты, обладающие смысловым выр-ием. 27.Функции искусства 1.Искусство как эстетическое освоение мира, раскрытие эстетических ценностей, эстетическое преобразование мира, путь к эстетическому идеалу, его утверждение. Этот взгляд связан и с миметической концепцией искусства. Для классицизма характерно акцентирование эстетической стороны природы; см. пейзажи Лоррена, Пуссена. Романтическая эстетика: искусство – воссоздание совершенной реальности, искусство приближает к вершинам духа. В художественной практике ХХ века тоже заключалось романтическое толкование искусства. Якобсон – искусство – эстетическое формотворчество, создание эстетических кодов. Отличие искусства только в одном – это эстетический способ передачи информации. Искусство – особая разновидность человеческой речи, в которой люди выражаются не естественным образом, а с помощью определенных приемов, метафор. К ХХ веку этот чисто эстетический взгляд на искусство (у Канта это в рафинированной форме, искусство как объект чисто незаинтересованного отношение к себе) уже далеко не доминирует. В ХХ веке эстетика не смотрит на искусство как на чисто эстетический феномен. Современная эстетика: искусство – более сложная по своему содержательному заданию деятельность. Воздействие искусства уже выходит на первый план. Искусство формирует сознание человека, приобщает его к идеальному порядку вещей. Отсюда – обязательное требование победы добра над злом, отказ от безобразного. Классицизм – искусство - воспитание идеалов. Рядом противоположный взгляд: барокко – искусство – способ получения удовольствия, наслаждения. Отсюда обращение к фантазийным сторонам искусства: поучать, развлекая. 2. С древних времен на искусство смотрели как на форму творческой деятельности. Искусство как созидание, создание новых духовных предметов и новых духовных миров. Бердяев: искусство – творчество – движение к высшим субстанциям действительности. Новейшее искусство как созидание новых форм, формотворчество. Роже Гароди противопоставлял искусство как мимезис и как созидание. Связь искусства с мифологией: искусство сознательно творит мифы, противопоставляя их реальности. «Реализм без берегов» Р. Гароди. Представление о том, что новая реальность создается искусством, связано с художественной практикой ХХ века. Это связано с тем, что культура не сразу смогла понять, что же содержательного заключено в этом акте творчества. Деятельная, созидательная сторона очевидна, а зачем это нужно, не очевидно. Художник создает новую предметность, новую вещь. В ХХ веке реальностью стал дизайн, промышленное искусство. И это не перечеркивает тех проблем искусства, о которых говорил Кафка, Гароди и т.д. 3.Искусство как игра, некая условная деятельность по некоторым правилам, где удовольствие мы получаем от игры. Эстетика барокко, в том числе. Теория Э.Гросса – происхождение искусства от игры, Хейзинга – игровая природа поэзии. Для ХХ века эта теория очень привлекательна. Крен культуры от чистого содержания к технологии, к способу бытования но, будучи универсальной, игра не может быть универсальным объяснительным принципом искусства. 4.Искусство как самовыражение. В авангарде особенно, искусство – способ самораскрытия, самоутверждения субъекта. Искусство там, где есть свободное самовыражение субъекта, эстетическое и иное. Но многое в искусстве не объяснимо, исходя из этой посылки. И люди выражают себя в других сферах, любви, например.5.Теория искусства как коммуникативной деятельности, как способа связи между людьми. Отсюда, понимание искусства как особого языка. Белый, символисты, 2-ая половина ХХ века – искусство как знаковая система. Моделирование мира и передача информации в любой знаковой системе. Якобсон – анализ «Кошек» Бодлера, Леви-Стросс «Мифологики» - методика структурирования искусства как знаковой системы на определенном языке. Лотман – работы по анализу языка искусства. Искусство – способ моделирования и передачи информации о мире. Особый поворот в теории Бахтина и др. – понимание искусства как общения, определенного взаимодействия, которое совершается в пространстве художественной деятельности, художественного продукта. 6.Искусство как компенсаторная деятельность, искусство как сублимация либидо в творческой форме – фрейдистский вариант. Этот подход особенно развивается в ХХ веке. 7.Искусство как способ психологической обработки человека. Психология активно развивается в ХХ веке, и на этой почве множество психологических теорий искусства. Выготский – соединение сущности искусства с психологическим воздействием. Искусство как катарсис, разрядка. Появляются психотерапевтические теории искусства, и искусство как социальная техника чувств. Искусство – механизм культуры, который предлагает людям различные способы эмоционального отношения к миру. Затем – серия психологических теорий искусства уже в послевоенное время. Леонтьев – сознание объективируется в 2-х основных формах: форма значений – объективированные, надличностные структуры сознания, и 2 компонента – личностные смыслы – субъективное отношение к миру – отношение, живущее через личностные смыслы. Раппопорт – 2 форма реализации – наука – обобщение опыта фактов, значений. Для искусства факты – второе, объект, искусство – способ добывания личностной компоненты сознания, культивируемой в опыте отношений. Культивирование опыта отношений и передача его другим людям. 28.Проблема интерпретации произведения икусства. 1. Художественный текст — первая ступень бытия искусства. Художественный текст — носитель концептуально нагруженной и ценностно ориентированной информации, физическое бытие социально значимой художественной мысли. Вне потребления существование художественного текста неполноценно, он существует лишь как потенциальное произведение. Художественный текст несет в себе мысль и в пластической форме, и в форме идей, не опосредованных изображением. Смысловой центр текста может смещаться в сторону изобразительного, или непластического, собственно интеллектуального начала. Нельзя ни отвергать, ни преувеличивать ни одно из этих начал в тексте. Так, в живописи или скульптуре название заключает в себе непластический аспект содержания. В литературном тексте наряду с изобразительным началом всегда присутствует и непластическое. Последнее особенно развито в интеллектуальной литературе (Фриш, Дюрренматт) и в символических образах. Лессинг убедительно опроверг положение «поэзия — говорящая живопись». Существуют три разновидности текста: Научный текстНаучный текст (научный труд, доклад, сообщение, лекция) не требует интерпретации он прочитывается однозначно благодаря однозначности смысла и определенности значения научных терминов Практический, деловой текстПрактический, деловой текст (письмо, документ, репортаж), интерпретация которого обусловливается коммуникативной ситуацией Художественный текстХудожественный текст, интерпретация которого предполагает а) выявление его аналогии с действительностью «посредством подобия», б) понимание в контексте культурной традиции Художественный текст может иметь множество прочтений Но его многозначность (амплитуда колебаний вокруг «оси» смысла) имеет пределы За пределами крайних точек этой амплитуды прочтение становится неадекватным тексту Восприятие художественного текста вариативно, но текст содержит инвариант этих разночтений и дает устойчивую программу художественного восприятия, обусловленную его объективным содержанием (художественная концепция и ценностные ориентации). Для художественного текста характерно: 1) завершенность, невозможность вмешательства извне, 2) изменчивость смысла благодаря изменчивости исторического и культурного контекста, а также благодаря «диалогу» текста с разными рецепционными группами с разным личностным сознанием; реципиент, воспринимая художественный текст, вовлекается в сотворчество, рождающее дополнительный смысл; 3) образование поля сообщения как специфической среды художественного общения, 4) предмет, о котором идет речь в тексте, вне этого текста не существует, 5) поле отношений, на основе которого возникает общение реципиента с художественным текстом, не существует до восприятия этого текста Отношение к тексту реципиента — толкование (интерпретация). ЗнакЗнак — минимальная единица художественного текста. Знак должен быть узнан, а высказывание — понято. Система высказываний составляет художественный текст, несущий художественную концепцию, подлежащую интерпретации и оценке. Художественный текст складывается из художественных образов, а последние — из знаков. Однако на каждом этапе перехода на более высокий уровень (от знака — к художественному высказыванию, то есть к образу, от системы образов — к художественному тексту) происходит качественный скачок, снятие предшествующего уровня, возникновение и приращение нового смысла и новых значений художественной мысли. Художественный текст — замкнутая система. 2. Художественное произведение — социально функционирующий текст, вторая ступень бытия искусства. Художественный текст в процессе социального бытия обретает статус произведения (замкнутая система становится разомкнутой, социально функционирующей). В художественном произведении сочетается знаковое и незнаковое: из знаков путем качественного скачка складывается художественное высказывание — художественный образ (незнаковое образование); из образов складывается художественный текст (новый скачок), включение которого в социальное функционирование превращает его в произведение (метазнак художественной культуры). Произведение отличается от текста тем, что оно есть функционирующий разгереметизированный текст, имеющий смысл (художественная концепция) и предметное значение (ценность для человечества). Текст становится произведением, если не ждет своего часа в столе писателя, не пылится на полке книжного магазина или в запаснике музея, а социально функционирует, читается публикой, обретает вокруг себя поле общественного мнения. Произведение — форма социального бытия искусства и одно из самых сложных явлений в мире. Это микромир, в котором живет макромир, это модель личности и окружающей ее действительности. Произведение вырастает на почве реальности, воспринятой сквозь призму культуры. Произведение включает в себя философские, научные, политические, моральные, правовые, религиозные идеи. Структура произведения столь емка, что может включать и эти идеи, и подобную жизни систему пластических образов, воплощающих эстетическое богатство мира. Широта охвата явлений в произведении не идет ни в какое сравнение ни с каким другим феноменом культуры. |