Философия. Учебное пособие - Лазарев Ф. В. Трифонова М. К.. Ф. В. Лазарев м. К. Трифонова философия учебное пособие
Скачать 5.84 Mb.
|
§ 4. Смысл человеческого существования Иногда спрашивают в чем смысл жизни Но вопрос поставлен неправильно, точнее, неинтервалыю. Смысл жизни существует только в целостности того или иного измерения человеческого бытия. Человек существует во многих интервалах, смысл его жизни поэтому многомерен. Например, человек живет в семье. И семья, если она гармоничная полноценная целостность, удовлетворяет какие-то потребности человека, потребности иметь детей, внуков, передать им свой жизненный опыт, свое тепло и получить внимание, уважение. Здесь — самореализация человека через вековые ценности "мира близких. Дети подрастают, взрослеют, влюбляются. Любовь как общение "Я" и "Ты, как приобщение к волнующему человеческому теплу, трепету душевного внимания и ласки (Хайдеггер), любовь как метафизическое начало, как бесконечность может наполнить жизнь смыслом. Другой уровень — человек в коллективе единомышленников. Человек получает радость от общения с другими людьми (А. Швейцер). Еще один уровень — духовность как трансцендирование, как обращенность к надличностным смыслам, как общение с космосом, с Творцом, через медитацию, молитву. И нельзя абсолютно определенно сказать, что для меня смысл жизни — "в детях, "в науке" или "в любви" и т. д. Все это будут односторонние ив силу этого, неполноценные срезы. Хотя в жизни бывает итак, что у человека практически остался какой-то один интервал, все остальные "не удались. Но надо помнить, что в принципе существуют и другие срезы бытия, надо пробовать свои возможности. Необходимо знать, что смысл жизни всегда шире нас, нашего горизонта, что есть еще что-то "там, за горизонтом. Жизнь всегда богаче наших представлений о ней, богаче и глубже того "смысла жизни, который мы спроектировали. Здесь мы подходим к проблеме экзистенциализма жизнь бессмысленна с объективной точки зрения, мысами находим себе смысл существования, человек — свой собственный про Основной курс ект. Верно ли это Как постановка проблемы — да. Но интервальный подход подчеркивает и объективный момент дело в том, что смысл жизни не только во мне и для меня, он некоторым образом детерминирован обстоятельствами, моими объективными возможностями, наличием некоторых данностей, возможностью вхождения в те или иные социальные структуры. Когда утверждается, что существуют разные измерения человеческого бытия, то этим еще ничего конкретного не сказано, мы только определили методологию подхода. Вся же изюминка заключается в том, чтобы показать, что именно составляет смысл жизни в томили ином измерении. Конечно, можно считать, что смысл жизни абсолютно субъективен (как полагают экзистенциалисты в этом случае любая фантазия, причуда может стать смыслом бытия. Но чаще, если мы задаем этот вопрос, мы хотим услышать в ответ что-то нетривиальное, подлинное, некий вывод "мудрости людской, чтобы нам не растранжирить время, не пойти по ложному путине упустить жизненных возможностей по незнанию. Смысл человеческого существования, конечно, тесным образом связан с центральным вопросом "Что есть человек. Но, как пишет Р. Цанер, когда я ставлю вопрос о бытии человека, то ятем самым ставлю под вопрос самого себя. Осмысливая бытие человека, я тотчас оказываюсь рефлектирующим и над своим собственным бытием. Я, задающий вопрос, есть тот, кто стоит под вопросом. Я одновременно являюсь и субъектом и объектом исследования и, таким образом, сталкиваюсь с необычной "метапроблемой", которую нельзя разрешить с помощью способов, выработанных в эмпирических науках или в традиционной философии. Мы раскрываем себя как бытие, которое конкретно существует в поисках себя, в тревоге за собственное бытие. В истории духовных исканий человечества можно выделить три главных направления в решении центральной аксиологической проблемы смысл жизни — 336 Философское учение о ценностях находится за пределами жизни — в объективных порядках бытия, в Боге, абсолюте, в надличностных ценностях, в служении человечеству, в торжестве коммунизма и т. п изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях, иными словами, ценность и смысл жизни — в самой жизни как говорил Гете: с годами я убеждаюсь, что смысл жизни в том, чтобы ее прожить задается, полагается самим человеком благодаря усилиям по самореализации (экзистенциализм и др. По Сартру, человек проектирует, формирует свою собственную сущность, свой собственный смысл. Хаидеггер полагает, что хотя субъективность и конструирует саму себя, но происходит это через посредство связанных с реальностью трансцендентных актов. Промежуточную позицию занимает Мерло-Пон- ти: "Я" и мир взаимно определяют друг друга, ибо человек есть потому, что есть мирно мир есть для человека. Рефлектирующий индивид, конечно, может проектировать свой способ бытия и свой стильно при этом он сознательно или бессознательно исходит из неких допущений о подлинности определенных, коренящихся в самой жизни ценностей. Личность и Свобода самореализации противостоит отчуж- проблема дению. Смысл жизни — в свободной и духов- отчуждения но полноценной самореализации, в творческом выявлении всех потенциальных возможностей. Время человеческой жизни должно превращаться не в средство, но лишь в самоцель. Возможно ли, чтобы каждый миг жизни был шагом к самореализации тебя как человека, выражал бы гармонию между тобой и миром, вселял в тебя радость жизни и порождал бы ощущение наслаждения Разумеется, нет. Люди живут в сложном мире, в котором могут быть различные формы отчуждения были эпохи насильственного рабства, есть эпохи добровольного рабства, есть диктат страсти, а есть диктат денег, голода, болезни, есть диктат неверно выбранного жизненного пути, ложных ценностных ориентации, личность может быть 337 Основной курс рабом своих пороков. Есть обстоятельства, которое "сильнее нас, но есть и такие, которые зависят от нас, от наших усилий, воли, знаний и желаний. Диалектика в том, что часто даже тогда, когда все зависит от нас, мы превращаем свою жизнь в средство, а не в самоцель. Это — во-первых. А во-вторых, даже тогда, когда, казалось бы ничего от нас не зависит, например, неизлечимая болезнь, всегда можно расширить пространство наших возможностей. В этом отношении интересен духовный опыт японского мыслителя Сигэру Абэ, о котором он рассказал в своей книге "Религия материалиста. В книге повествуется о том, как актер, не веривший в Бога, пришел к осознанию своего единства со Вселенной и, как следствие, к постижению сокровенных истин, поведанных Христом и Буддой. Отправной точкой стала для автора многолетняя борьба с туберкулезом, закончившаяся полной победой над болезнью. Привычка жизнь превращать в средство для достижения неких, часто весьма мелких, целей настолько укоренилась в нашем сознании, что мы нередко становимся несчастными по своей собственной воле. Мысами профанируем нашу жизнь. Так что умение наслаждаться живым течением повседневности стало редким даром. Как бороться с отчуждением Как вернуться к самому себе, как обрести мир в своей душе, как найти гармонию Если идея самореализации — ключевая смысложизненная стратегема — верна, то она должна найти подтверждение в истории культуры, в духовных практиках прошлых эпох, в религиозных и философских учениях. Культура нашла различные способы, технологии, процедуры, рецепты самореализации. Всякое философское открытие такого типа сопровождалось рецептом, некой процедурой. Фрейд предложил психоанализ, экзистенциалисты предлагают мысленную ситуацию "лицом к смерти, существуют также разные формы медитации. Ясно вместе стем, что в вопросах мировоззрения человеку недостаточно только понять некую идею "умом, чисто теоретически, он должен пережить ее как порыв, как веру, как озарение (пример того же Сигэру Абэ). поэтому мировоз- 338 Философское учение о ценностях зрение как предмет постижения отличается от изучения тех или иных наук. Здесь нужен некий духовно-практический опыт, переживание истины, экстаз открытия и озарение веры. Только тогда мировоззренческая истина войдет в ваше сердце как жизненное убеждение, как повелевающий имератив. Говоря о фундаментальных измерениях человеческого бытия, М. Бубер отмечал "Тройное жизненное отношение человека — это его отношение к миру и вещам, его отношение к людям — к отдельному человеку и к человеческому множеству и его отношение к той тайне бытия, которая хоть и просвечивает в вышеназванных отношениях, но бесконечно превосходит их к той тайне, которую философ называет абсолютом, а верующий Богом" (М. Бубер. Я и Ты. Мс. Очевидно, что каждое из этих отношений является сущностным, те. задающим соответствующий интервал бытия человека, в каждом из которых человеческое существование выступает именно как данная сущность. Так, в первом интервале человек относится к другому, как к вещи, независимо оттого, материальная ли вещь передним или другой человек, ибо в данном взаимодействии осуществляется "субъект-объектный" тип отношений. Более того, человек в рамках "вещного" мира и сам выступает как объект манипулирования со стороны других людей. Поэтому можно сказать, что это — мир неподлинного, отчужденного бытия, в котором человек утрачивает свои собственно человеческие свойства. Во втором случае мы имеет реализацию "субъект-субъект ного" отношения, когда человек относится к другому не как к вещи, "говорящему орудию, не как к средству для достижения своих субъективных целей, а как к самоценности, как к цели. В рамках данного среза человеческих отношений преодолевается отчуждение человека от своей собственной сущности. Здесь восстанавливается гармония истины, добра и красоты, принципы свободы и справедливости. Это — начало духовности, новее единичном выражении (на уровне семьи, малой социальной группы. Здесь еще нет осознания единства и гармо- 339 — Основной курс нии с целым. Человек еще не поднялся до понимания универсального масштаба духовности, ее трансперсональной сущности. О третьем интервале мы уже говорили ранее, когда рассматривали "метафизический" уровень существования человека. В современной технократической цивилизации этот уровень нередко воспринимается как третьестепенный, малозначимый, почти как отклонение от нормы. Между тем, в истории человечества известны эпохи и страны, где космическое измерение бытия служило основой мироощущения и отправной точкой человеческой экзистенции. Итак, есть три уровня существования индивида — органический, социальный, духовный. Первый уровень — это пара "Я — Оно. Человек познает мир. Он обследует поверхность вещей и знакомится сними. Он добывает сведения об их структуре. Таким образом, "Я" познает Нечто. Но, познавая Нечто как объект, как вещь среди других вещей, человек остается непричастен миру. Дело в том, что мир не сопричастен процессу познания. Мир позволяет изучать себя, но он не откликается, не сочувствует, а если как-то и реагирует, то лишь как на чуждое вторжение, насилие. В этом интервале вещь имеет практически-целевой смысл. Однако техническое отношение к вещи включает в себя не всю сущность вещи, не все многообразие ее реального бытия, а только ее приспособленность для определенной цели. Естественно, что может существовать другой срез, связанный с внеуги- литарным отношением. Это те отношения, которые Бубер определяет как пара "Я — Ты. "Кто произносит "Тыне имеет никакого нечто в качестве объекта "Ты " безгранично. Это целый мирно он неразъемен с "Я. Туже самую идею можно выразить в других терминах, а именно как два типа отношений — духовности и бездуховности. Мы видим здесь самую глубинную полярность, самую глубокую антитезу в бытии человека. 340 Философское учение о ценностях § 5. Здоровье как ценность валеология Среди всех существ на нашей Земле человек — единственное, которое осознает неизбежность своей смерти. И, может быть, эта печальная привилегия людей имеет некий потаенный смысл для человека как космического феномена. Ведь, в сущности, вся история культуры — это бесконечно разнообразные попытки прикоснуться к бессмертию. Не в этом ли кроется намеки знак Да, человеческая жизнь хрупка и быстротечна. Но трагический парадокс сообщества людей проявляется в том, что этот факт, относящийся ко всем без исключения, черными белым, мужчинами женщинам, бедными богатым, великими ничтожными в этом смысле являющийся уникальным, неосознан как исходная экзистенциальная истина. Между тем общество, фундаментом аксиологических ориентации которого она являлась бы, могло выстроить подлинно гуманистическую систему ценностей и построить адекватный и достойный человека мир социума. Но поистине человечество похоже на неразумного дитя- тю — задиристого и драчливого, с бездумной жестокостью уничтожающего бесценные дары (чего стоят хотя бы 300 видов животных и растений, исчезнувших в лица Земли по вине человека только за последнее столетие) ив тоже время загадочным образом уверенного в своей исключительности и претендующего на любовь и поклонение. Но даже родители, обожая ненаглядное чадо, лелеют в нем не сегодняшние шалости, проказы и глупости, а ростки света, разумности, любви, которые обещают завтрашнюю зрелость и гармонию. Если мы действительно дети божьи — не пора ли нам повзраслеть? Вечно поучителен нравственный урок, преподанный человечеству взошедшим на Голгофу даже Бога способны распять беспечные и растерявшие подлинные ценности жизни люди, убивающие как себе подобных, таки все живое на Земле. Между тем подлин- 341 Основной курс ное становление зрелого человека начинается с уважения к жизни — своей и любой другой, с того, что А. Швейцер назвал "благоговением перед жизнью. Здоровье — извечная проблема человека и неизбежная тема его мечтаний. Индивид начинает болеть со дня появления на свети испытывает недомогание до последнего своего вздоха. Болея, он грезит о здоровье. Но вот любопытный парадокс философы с древнейших времени вплоть до нашего столетия удивительно мало предавались размышлениям на эту тему. Здесь может быть, пожалуй, только одной объяснение здоровье всегда было профессиональным делом врачей и врачевателей. На протяжении многих веков идея здоровья была неотделима от сферы медицины. Однако в последние столетия медицина все меньше занималась здоровьем как таковыми все больше — болезнью, точнее — необъятным множеством человеческих болезней. Сделав сегодня проблему поддержания устойчивого здоровья человека предметом специальных исследований и делом специальных практики методик, наука, в сущности, совершает подлинную революцию в культурно-историческом бытии людей, меняя ценностные ориентации и смысложизненные установки. И как только свершился первый шаг в этом направлении во весь рост встала проблема философского осмысления всего этого процесса. Естественно, что в фокусе внимания, прежде всего, оказалась категория здоровья в ее аксиологическом аспекте. Традиционная медицина сводит понятие здоровья к чисто физическому благополучию, к отсутствию болезней, фиксируемому неким принятым в науке способом. Но человек — это не "мешок с органами, это тончайшим образом сбалансированная система, некая целостная психофизическая монада. Из сказанного следует, во-первых, что здоровье в широком смысле — это всегда вопрос о целом, а не только о состоянии отдельных органов и частей живой системы во-вторых, 342 Философское учение о ценностях что данное понятие включает в себя как биологические и психологические аспекты, таки то, что относится к социальной и духовной сущности человека. При таком подходе становится очевидным, что, например, любое заболевание, так или иначе, выступает как социальный феномен, хотя и имеет обязательный физико-химический и физиологический коррелят. Понимание этого обстоятельства требует от нас более широкого взгляда на проблему причин тех или иных заболеваний, включая социальные, культурно-исторические и экологические факторы. Таким образом, выясняется, что понятие здоровья необходимо предполагает, помимо медицинского, и другие измерения этого феномена. В результате этот последний выступает как целостный и многогранный объект. Таков первый шаг на пути философского осмысления этой проблемы. Но многомерность феномена здоровья не сводится к проблеме целостности и не исчерпывается названными измерениями. Здоровье есть способность человека к устойчивой гармонии духа и тела, психического и физического, внутреннего и внешнего, индивида и среды, личности и общества. Здоровье как устойчивость гармонии и как интегральный эффект многих составляющих предполагает обращение к такой проблеме, как здоровье окружающей природы и самого общества, в котором живет рассматриваемый индивид. Именно XX век сего экологическими катастрофами убедительно продемонстрировал то обстоятельство, что физическое благополучие людей напрямую связано с чистотой и сбалансированностью окружающей среды. Равным образом мы можем сказать, что многие заболевания в качестве общей причины имеют экономические, социальные и политические кризисы, или, как говорится, различные "язвы общества. В здоровом теле — здоровый дух говорили древние. Сегодня мы должны пойти дальше и сказать здоровое тело предполагает здоровую духовную жизнь, здоровый социальный климат и здоровую среду обитания. 343 Основной курс Здоровье Тесная связь телесного и духовного в человеке аксиологичес- замечена давно. Философы написали на эту кое измерение тему многие тома. Но речь шла в основном о метафизической стороне дела. А вот вопрос взаимодействия нравственного духа и здорового тела исследован крайне слабо. Нов контексте валеофилософии — это одна из ключевых проблем. Если вспомнить, что здоровье человека — это устойчивая гармония телесного, социального и духовного уровня, ведущая к живому, подвижному, самовоспроизводяще муся единству тела, души и разума, то становится ясно, что в рассматриваемом отношении первостепенное внимание должно быть уделено той основе, которая обеспечивает существование такого единства. Отмеченная основа — духовно-практи ческое, ценностное сознание человека, его "вселенная духа" с теми добродетелями, которые он формирует и культивирует в себе. Поэтому можно сказать, что с того момента, как ребенок начинает нравственно осознавать себя, его здоровье начинается сего добродетелей. Начинается, ноне заканчивается, ибо добродетели нужны в жизни не только для здоровья, а для здоровья нужны не только добродетели. Здоровье — конечный, итоговый результат и интегральный эффект многих составляющих человеческой жизни. Здесь важна и установка на здоровье как на ценность и "качество жизни, обеспечиваемое обществом Вместе стем, если подойти к понятию здоровья в широком общекультурном смысле, то станет очевидным, что оно выступает как некий интегральный критерий для оценки образа жизни человека, правильности или ошибочности выбранного пути в жизни. Другими словами, мы подходим здесь к проблеме подлинности человеческого бытия. Следующий ракурс анализа данного феномена — попытка рассмотреть здоровье через призму категорий "цель — средство. Очевидно, что в разных типах культуры здоровье может представать и как цель, и как средство, и как самоценность. В современной цивилизации здоровье нередко становится 344 •" Философское учение о ценностях объектом коммерциализации, когда люди рассматривают его как средство обогащения, как способ зарабатывания на жизнь. Такова, например, сфера профессионального спорта. Мы наблюдаем в этом случае типичный пример отчужденя здоровья от самого человека. Другой аспект проблемы — здоровье как самоценность в этике эгоцентризма. Хотя здоровье в этом контексте — как бы высшая ценность, нов реальной жизненной практике мы, в сущности, имеем дело с ущербным, однобоким подходом, с абсолютизацией культа тела в противовес духовному самострои тельству личности. Мировоззренческая установка, исходящая из примата витального над творческим, духовным началом в человеке, в конечном итоге заводит индивида в жизненный тупик. Неслучайно Й. Хейзенга, размышляя над судьбой современной культуры в целом, увидел истоки ее глобального кризиса в "подчинении жажды познания воле к жизни. Валеофилософия, рассматривая здоровье как одну из ключевых жизненных ценностей, преодолевает узкий горизонт эгоцентризма благодаря тому, что предлагает принципиально иной подход к пониманию здоровья как сущностной характеристики человека. В рамках такого подхода здоровье как самоценность и духовность не противостоят друг другу, а образуют органическое единство. Валеоэтика История этики есть нечто иное, как постоянное стремление обнаружить всеобщий принцип нравственной жизни в человеке. В рамках валеологического мировоззрения основной принцип может быть сформулирован предельно просто нравственно то, что способствует здоровью. На первый взгляд подобная формула представляется трюизмом. Но ключ к пониманию собственно валеологического подтекста лежит в дополнении, которое следует за первым тезисом подлинное здоровье достижимо лишь при соблюдении высших требований нравственности, вытекающих из принципа благоговения перед гармонией жизни. Круг как бы замкнулся. Но круг размыкается, если поставить два вопроса 345 — — Основной курс что имеется ввиду под "высшими требованиями каким образом здоровье, понимаемое обычно как физическое благополучие, реально связано с этими требованиями Во второй половине XX века совпадение нескольких мощных линий социальной эволюции создает благоприятные условия для восприятия новой нравственной парадигмы, в которой перекрещиваются и взаимодействуют ценностные ориентации Востока и Запада. Валеология дает благодатную основу для построения одного из вариантов этической системы в рамках указанной парадигмы. Понятие "здоровья, выступая как главная, ключевая категория новой науки, одновременно начинает восприниматься в качестве особой философской категории, имеющей как онтологические, таки что особенно важно — аксиологические аспекты. Чтобы быть здоровым, утверждает валеолог, необходимо достичь гармонии души, тела и разума, что, в свою очередь, предполагает стремление к построению гармоничных отношений с социумом (ив социуме, с природой (ив особенности с живой природой) и с космосом зеркалом и эхом которого, согласно "антропному принципу, человек является. При этом становится ясно, что здоровье человека невозможно без здоровья окружающих его систем. А поскольку нас окружают и люди, и звери, и травы, и скалы, и реки — проблемы собственно медицинские в валеологии самым естественным образом пересекаются с проблемами социальными, экологическими, мировоззренческими, религиозными. Основная идея валеологической этики, по нашему мнению, близка к центральной мысли концепции А. Швейцера: это благоговение перед жизнью. Но конструктивность, установка на активное устранение деструкции в нашей индивидуальной и общественной жизни, которая составляет глубинный пафос валеологического движения, позволяет сформулировать идею Швейцера в несколько ином сысловом поле это благоговение перед гармонией жизни. Достижение гармонии души, разума и тела возможно лишь в естественном, разумном и осознанном сосуществовании с природными, в конечном счете, космическим миром, то есть 346 Философское учение о ценностях в синхронизации этих трех сфер бытия в гармонии более высоких порядков. Этика "благоговения перед гармонией жизни" предполагает активный анализ того, где и на каких уровнях ив силу каких причин структурная целостность системы "душа-разум- тело" нарушается постепенное накопление (с учетом наработанного предшествующими цивилизациями опыта) практических рекомендаций по восстановлению данной целостности в человеке проектирование стратегии по глобальной гармонизации социума как промежуточной сферы между космическими индивидуальным бытием. Валеология обречена постепенно раствориться в огромном потоке возникших ныне инновационных лечебных методики теоретических схем, если не осознает глубочайшим образом и не разработает свои философские основания, в которых уже сейчас прослеживается возможность оригинальной и современной онтологии, аксиологии и даже гносеологии. Конечно, определенный возврат к медицине "доньютоновского" периода, также как и к установкам древней философии медицины, здесь очевиден. Но новое не только "хорошо забытое старое, а скорее — понимание наконец-то повзрослевшего сына истинной мудрости своего отца. Распространенный подход к болезни, как к заболеванию отдельных органов, — это, несомненно, отзвук господствующей в европейской науке ньютоно-картезианской мировоззренческой модели, в которой причина и следствие связаны прямолинейно и однозначно. Релятивистский и вероятностный мир современной физики, химии и биологии еще не ворвался в медицину (по крайней мере в ее практику. Даже "Клятва Гиппократа" современного студента — лишь элемент профессионального обучения, а не таинство, которое потрясает душу и перестраивает всю систему ценностных ориентации. і 347 Основной курс Мировоззренческая и аксиологическая нагруженность валеологии не усложнит, а упростит ее как научную конструкцию. Этот парадокс поясняется очень просто частности заменяются алгоритмом, отдельные вкрапления новейших или нетрадиционных для Запада методов — единой системой. Например, модное ныне обращение к древнекитайской и древнеиндийской медицине может быть профанацией и даже принести вред больному, если врач не понял, хотя бы в общих чертах, стоящее за ней мировоззрение и своеобразное восприятие человека. Известно выражение, что хирург на операционном столе видит в человеке "соединение рыбы, крокодила, обезьяны водном существе. Валеолог, может, добавит сюда "и божественного начала" — и не проиграет ибо это означает внимание к внутренним ресурсам организма, резервам, связанным с ценностной ориентацией, учет уникальной индивидуальности и т. д. Медицина, относящаяся к болезни как к локальному процессу, уходит. Но медицина, готовая всерьез принять, что для профилактики стенокардии необходимо покаяние и исповедь, еще не пришла. Надеемся, что такой медициной станет валеология. Уже сейчас ясно, что она наиболее естественным образом соединяет профилактику заболеваний и их лечение, пропаганду экологии духа и социоэкологию. Крупнейшим духовным приобретением Нового времени была идея гуманизма. Каждый век, каждый новый этап в развитии культурного самосознания человечества пытался дать свое толкование этой идеи. Так, в XIX веке социалистическая доктрина выдвинула тезис о замене "абстрактного гуманизма" реальным, "исторически конкретным" гуманизмом, трансформированным в учение о коммунизме, цель которого — всестороннее и гармоничное развитие всех способностей и сущностных сил личности в условиях бесклассового общества. В XX 348 На пороге XXI века новый тип гуманизма Философское учение о ценностях столетии идею гуманизма пытались по-новому осмыслить и концептуально обновить экзистенциализм, персонализм и некоторые другие философские течения. В этом контексте перспективным подходом сегодня представляется тот, который вытекает из особых посылок валеофилософии. Известно, что гуманизм означает человечность. Но что может служить критерием подлинной человечности Пусть, к примеру, мы скажем процветание нации. Но каковы критерии такого процветания Является ли подлинным гуманизмом, например, процветание искусства или экономики, науки, образования или, скажем, бурный научно-технический прогресс Одни скажут "да, другие будут непременно возражать. Например, тот же научно-технический прогресс обнаружил в наше время свою опасную для людей антигуманистическую составляющую. Другими словами, все существовавшие до сих пор признаки и критерии гуманизма далеко неоднозначны. Валеофи- лософия может выдвинуть свой — в известной степени абсолютный — критерий человечно все, что способствует здоровью человека, общества, нации. 7 1. Что означает термин "аксиология 2. Каково соотношение потребности и ценности 3. Какие ложные, иллюзорные ценности навязывает человеку современная цивилизация 4. Когда вещи становятся "хищными 5. Обозначьте основные направления в решении центральной проблемы аксиологии "смысл, ценность и цель жизни. 6. Особенности ценностных ориентиров валеологии. 7. Определяют ли ценностные установки судьбу человека Обоснуйте свой ответ. 8. Является ли ценностное измерение жизни более важным, чем другие — предметно- практическое, познавательное и др 349 Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА 14 Глава I. Природа мировоззрения 14 § 1. Философия и мировоззрение 14 § 2. Возможности человека в его отношении к миру. 26 Глава 2. Исторические типы мировоззрения 37 § 1. Обыденное мировоззрение 37 § 2. Мифологическое мировоззрение 38 § 3. Религиозное мировоззрение 44 § 4. Научное мировоззрение 49 § 5. Философское мировоззрение 59 Глава 3. Философия как форма духовной культуры и специфический тип знания 68 § 1. Философия и культура 68 § 2. Предмет философии 71 § 3. Ключевые проблемы философии 78 § 4. Проблема метода в философии 84 § 5. Диалектика как метод 94 ОСНОВНОЙ КУРС 106 Глава 4. Диалектика многомерного мира 106 § 1. Парадоксы одноплоскостного мышления в многомерном мире 106 § 2. Парадоксы в научном познании 120 § 3. Принцип многомерности мышления 125 350 . Содержание Глава 5. Как устроен мир Онтология — философское учение о бытии) 134 § 1. Бытие как тема философии 134 § 2. Проблема мироустройства 138 § 3. Модели и типы реальности 151 Глава 6. Феномен сознания 162 § 1. Вводные определения 162 § 2. Жизнь и мозг 166 § 3. Сознание как многомерный феномен 171 § 4. Свойства и структура сознания 181 Глава 7. Теория познания (эпистемология) 194 § 1. Предмет эпистемологии. Основные понятия 196 § 2. Основные принципы теории познания 202 § 3. Субъект и объект. Историческая и социокультурная детерминация познания 211 § 4. Понятие гносеологического образа. Чувственная и рациональная ступени познания 215 § 5. Понятие истины 223 § 6. Научное познание и его особенности 228 § 7. Методы эмпирического и теоретического исследований 232 Глава 8. Философская антропология 239 § 1. Философская антропология история формирования 239 § 2. Основные типы философских моделей человека. Традиционная модель 244 § 3. Индивидуалистская, персоналистская и экзистенциалистская модели человека 251 § 4. Марксизм и прагматизм 265 § 5. Природа человека интервальный подход 271 Глава 9. Философия истории 279 § 1. Основные подходы к пониманию социума как системы 279 351 Содержание § 2. Социальная структура общества 288 § 3. Общество как развивающаяся система 291 § 4. Общество и личность 296 § 5. Природа исторического времени 301 Глава 10. Философское учение о ценностях (аксиология) 316 § 1. Аксиология исходные понятия 316 § 2. Ценностное отношение к миру, 324 § 3. Типы ценностного сознания 329 § 4. Смысл человеческого существования 335 § 5. Здоровье как ценность валеология 341 Содержание 350 Лазарев Феликс Васильевич Трифонова Маргарита Константиновна Философия Учебное пособие Рецензенты АС. Слепокуров, Т. И. Титова Художник АИ. Петрова Корректор Т. С. Николаева Технический редактор И. А. Коваленко Подписано в печать 01.12.98 г. Формат 60X84/16. Объем 22 усл.п.л. Тираж 5 000. Зак. Издательство "СОНАТ, г. Симферополь, ул. Гагарина, а Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии изд-ва "Харьков" г Х | • > т " "пр, ° 4 7 352 КРИМСЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ ГУМАНІТАРНИЙ ІНСТИТУТ БІБЛІОТЕКА • ЛАЗАРЕВ Ф. В. доктор философских наук, профессор, академик КАН, завкафедрой философии СГУ. Окончил философский факультет МГУ, аспирантуру Института философии АН СССР. Имеет более ста научных работ. Основные области исследования — метафизика, эпистемалогия, методология науки, философия культуры. Автор интервальной теории как методологии многомерного исследования реальности. ТРИФОНОВА М. К. — кандидат философских наук, профессор Крымского гуманитарного колледжа, чл ; .-кор. Крымской Академии наук. Окончила философский факультет МГУ, аспирантуру кафедры философии МВТУ им. Баумана. Автор многих статей и нескольких монографий по проблемам истории науки теории познания и философской антропологии. Если хотим измерить небо, землю и моря, должны, во-первых, измерить себя. Г. Сковорода |