Главная страница

Философия. Учебное пособие - Лазарев Ф. В. Трифонова М. К.. Ф. В. Лазарев м. К. Трифонова философия учебное пособие


Скачать 5.84 Mb.
НазваниеФ. В. Лазарев м. К. Трифонова философия учебное пособие
АнкорФилософия. Учебное пособие - Лазарев Ф. В. Трифонова М. К..pdf
Дата08.04.2018
Размер5.84 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаФилософия. Учебное пособие - Лазарев Ф. В. Трифонова М. К..pdf
ТипУчебное пособие
#17772
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница9 из 20
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   20
' Л (, вещи. ЕСЛИ ВСПОМНИТЬ, ЧТО совокупность существенных (в рамках данного интервала) свойств образует качество вещи, то можно сказать, что качество оказывается инвариантной характеристикой вещи те. сохраняющейся при различных изменениях. Очевидно, что в рамках данного интервала вещь и качество различаются между собой, но при этом вещь не может иметь больше одного качества, ибо качество здесь продолжает оставаться тождественной с бытием определенностью. Наконец, можно найти еще более широкий интервал рассмотрения, в рамках которого вещь и качество не являются тождественными и сточки зрения своего существования. Вещь рассматривается как синоним более глубокой сущности, которая сохраняется и после того как изменилось качество. В понятии вещи в этом случае фиксируется более широкий инвариант. Вспомним хрестоматийный пример сиз менением агрегатного состояния воды превращение одного качества в другое при замерзании воды никак не сказывается на инвариантном характере химической структуры как таковой (Н 0). Фиксация более широкого интервала не исключает того, что в его рамках существуют подинтервалы. По существу речь идет о мета- интервале, который фиксирует применимость и осмысленность соответствующей метаабстракции. Другими словами, понятие вещи может быть шире понятия качества еще водном отношении под вещью понимается не только актуальное, но и потенциальное. Но отсюда следует тезис о много качественности вещи. Изменчивость и устойчивость бытия При взгляде сточки зрения "здравого смысла" на окружающую нас действительность мы замечаем, что любая данная вещь, как и вся наблюдаемая реальность, в одних своих проявлениях постоянно меняется, в других же остается более или менее стабильной. Можно поэтому сказать, что, согласно нашему повседневному опыту, в мире есть как момент постоянства, устойчивости, неизменности, таки момент изменчивости, текучести. Однако философское размышление над этой проблемой отличается от обыденного понимания универсальностью обобщения. Гераклит приходит к выводу, что неверно думать, что в мире что-то изменяется, а что-то сохраняет свою определенность. На самом деле "все течет, все изменяется Нет ничего
146
Онтология — философское учение о бытии
еизменного, вечного, застывшего, абсолютно стабильного, остоянно пребывающего водном и том же состоянии. Поче- уже обыденные наблюдения свидетельствуют о том, что ка- ие-то аспекты вещей и явлений достаточно стабильны Это можно объяснить несовершенством наших органов чувств, краткостью нашей жизни и т. п ведь темпы изменения тех или иных вещей могут быть медленными. Если философский вывод Гераклита рассматривать как тезис, то философская позиция Парменида может быть представлена как антитезис окружающее нас бытие абсолютно неизменно, вечно в своей стабильности. "Бытие есть, небытия не существует" — таков исходный постулат парменидовской философии. Бытие по самому смыслу этого слова — это то, что есть оно, следовательно, не может не быть, ибо иначе оно было бы небытием. Бытие вечно ведь если бытие есть, о нем нельзя сказать, что его не было раньше, те, что оно возникает, ибо из ничего и возникнуть ничего не может. Следовательно, бытие вечно и неизменно, оно не возникает и не уничтожается, всегда оставаясь тождественными равным самому себе. Почему же в таком случае опыт убеждает нас в обратном Все дело в том, полагал Парменид, что наши чувства нас обманывают. Истина открывается лишь посредством мышления. Подвижность, текучесть мира есть видимость, постигаемая чувствами, а неизменность бытия есть сущность, постигаемая разумом Подлинная реальность Парменида — это сверхчувственный, трансфеноменальный, умопостигаемый мир. Таким образом, Парменид положил начало философской традиции, связывающей текучее с чувственным, неизменное — с умопостигаемым. Попытка понять диалектику изменчивости и устойчивости бытия привела к необходимости расширить рамки анализа за счет введения еще одной пары категорий чувственно е-рационально е.
147
Основной курс Своеобразным синтезом гераклитовского и парменидов- ского подходов явилась концепция демокритовского атомизма Мир атомов — это абсолютное, вечное, неизменное бытие. Также, как и у Парменида, это изначальное бытие является умопостигаемым. Однако, в отличие от Парменида, мир текучего, подвижного — вовсе не иллюзия наших органов чувства некая реальность, хотя и производная от базисного мира. Вещи, которые мы познаем через чувства, — это неустойчивые комбинации атомов Демокрит возвращает нас как бык исходной точке зрения здравого смысла, однако уже обогащенной философской мыслью предшествующих теоретиков. Против демокритовской модели бытия выступает Платон. В данной модели он не находит объяснения тому фундаментальному факту нашей жизни, что окружающие вещи во многих случаях имеют сложную целесообразную или совершенную по своим функциям, формам природу. Если атомы хаотически носятся в пустоте и случайным образом объединяются в окружающие нас тела, то возникает вопрос как с помощью такого механизма возник столь совершенный космос, живой организм и т. п Теория Демокрита не дает ответа на этот вопрос. Платон предлагает свою версию, противоположную демокритов­
ской (антитезис. Вслед за Парменидом и Демокритом Платон обосновывает существование мира абсолютных, неизменных сущностей. Нов отличие от Демокрита, эти сущности он рассматривает не как природные, телесные частицы, а как "идеи. Идея" — это не сама вещь, не нечто телесное, это, скорее, образец вещи, ее проект ее изначальный смысл. Чтобы понять ход мысли Платона, поставим такой вопрос что изучает математика — геометрическую фигуру, например, треугольник, нарисованный на доске, или некий совершенный, вечный, идеальный треугольник Очевидно, что математики изучают не эмпирический мир изменчивых, несовершенных конусов, шаров, ромбов, а мир идеально точных струк-
148

_ Онтология — философское учение о бытии тур, по отношению к которым эмпирические объекты есть жалкие копии, временные реализации. Но "совершенные" прообразы существуют в отношении не только математических объектов, но и всех вещей вообще. Есть несовершенный дома есть идея "дом. Для Платона характерно ясное философское осмысление разницы между идеей вещи и самой вещью. При этом он рассматривает мир идей как особый, вне человека и вне эмпирического мира существующий пласт реальности. Что касается чувственной действительности, то она является вторичной, производной, "низшей" реальностью. По сравнению с Пар- менидом Платон в известной степени реабилитирует чувственный мир вещей. Он вовсе не считает его простой видимостью, хотя и полагает действительностью, так сказать, "второго сорта. Отношение между идеей вещи и самой вещью сегодня можно сравнить с отношением между генетическим кодом и живым организмом. Таким образом, платоновская модель соотношения устойчивости и изменчивости бытия строится наследующих допущениях а) мир "первичных вещей" — это особый, бестелесный мир идеальных сущностей, другими словами, в самой реальности есть идеальный слой бытия б) этот "мир идей" абсолютен, вечен, неизменен в) абсолютные идеи служат прообразом конкретных, изменчивых эмпирических вещей г) наблюдаемое качество вещи есть отражение смысла, заложенного в идее этой вещи д) мир первичных вещей является умопостигаемым не в силу их малости, а по причине их идеальной природы подобное познается подобным е) познание есть постижение идеальной основы бытия.
149
Основной курс — — Следующий шаг в развитие данной проблемы делает Аристотель. Последнего не устраивала основная посылка философии Платона—тезис о существовании вне эмпирического мира особого мира идей. Аристотель ближе копыту, эмпирии, здравому смыслу. Он исходит из того очевидного обстоятельства, что каждая наблюдаемая вещь (как природная, таки рукотворная) "сделана" из какого-то "материала" — из глины, дерева, металла и т. д. Так, многие предметы обихода создаются из древесины. В древнегреческом языке первоначальный смысл слова материя как рази означал "древесина. Позднее это слово обобщается, вбирая в себя смысл "материала, из которого производится таили иная вещь. Следующий шаг обобщения приводит к тому, что под материей подразумевается уже исходное начало всякой вещи вообще. Что же такое "вещь" по Аристотелю Возьмем, например, вазу. Чтобы произвести на свет этот предмет, прежде всего, гончар нуждается в мягком глиняном растворе. Но что необходимо добавить к исходному материалу, чтобы получился тот или иной предмет И мало, и много. Мало, ибо нам нужна лишь мысль, образ, идея создаваемой вещи. Много, ибо необходимо форму, как замысел, на практике соединить с конкретным материалом. Итак, вещь есть единство материи и формы. Для Платона устройство мироздания включало в себя, прежде всего, систему из двух непосредственно несвязанных между собой миров — умопостигаемого мира идеальных сущ­
ностей и мира чувственных вещей. Первый — вечен, неизменен и совершенен он постигается посредством понятий. Второй — изменчив, несовершенен мы познаем его через чувства. У Аристотеля всякая реальность — это сплав вечной идеальной формы и "материи. При этом и форма, и материя, взятые по отдельности, обладают лишь потенциальным модусом бытия. Лишь соединяясь, они актуализируются в виде наличного мира изменчивых вещей.
150

Ei Онтология — философское учение о бытии
§ 3. Модели и типы реальности Мы видим, что в онтологических моделях античных философов отсутствует идея встроенности всякого эмпирического предмета в структуру Универсума, зависимости качественного проявления вещи от условий ее бытия Введя понятие физической относительности современная наука определенным образом сблизила позиции Платона и Аристотеля. Неизменный по своей сути структурно-идеальный и изменчивый субстратно-материальный аспекты реальности не противостоят друг другу (как это выглядит у Платона, но и не слиты напрочь в бытии каждого индивидуального предмета (как полагал Аристотель. Современная модель онтологии включает в себя некий эколого-топологический принцип, идею относительности к "месту, к "пространству качественного бытия. Бытие вещи неотделимо от "места, которое она в данный момент занимает. Но "место" — вовсе не чувственно наблюдаемые условия, в которых находится предмет скорее это некая "умопости­
гаемая структура реальности, отображаемая, например, в физике в виде понятия "системы отсчета. Поэтому вещь, взятую в пространстве своего качественного бытия, было бы неверно отождествлять с "эмпирическим объектом" самим по себе, в действительности — это некий "частичный, или абстрактный объект, те. предмет, взятый не вообще, а в томили ином отношении, аспекте, интервале. В связи со сказанным мы подходим к фундаментальной проблеме как понимать структуру бытия Можно выделить три модели — субстанциональную, интервальную и монадную. Первая модель Вещь имеет как бы жесткую и мягкую часть — жесткое ядро и мягкую оболочку. Ядро, в данном случае, -— это субстрат, субстанциональная основа, неизменный носитель изменяющихся свойств. Другими словами, мы имеем абсолютную субстанцию и относительную акциденцию. Мяг-
151
Основной курский, акциденциональный аспект — это есть реакция вещи на внешние условия. Предмет как качество остается самим собой, себе-тождественным во всех условиях. Причинное описание — это описание и прослеживание таких изменений в поведении, которые вызываются воздействиями других внешних предметов и полей. Данная модель не принимает во внимание возможность самодетерминации, спонтанного, изнутри исходящего импульса к изменению. Вторая модель Не существует абсолютного деления в структуре предмета на жесткую и мягкую стороны. Все свойства, характеристики, качества рассматриваются как релятивные по отношению к внешним условиям. Однако эта относительность имеет как бы разные уровни и качества, разный статус. Одно дело — относительность к наличным эмпирическим условиям, другое — относительность (о которой мы уже говорили вышек умопостигаемым структурам бытия. Вообще говоря, деление на свойства и качества не отбрасывается. Просто это деление становится относительным то, что водном интервале является качеством (неизменно, в другом — свойством (изменяется. В интервальной модели абсолютное, неизменное начало полностью отбрасывается, или, лучше сказать, понятие субстанции релятивизируется. Однако при этом важно иметь ввиду два обстоятельства. Во-первых, момент неизменности не отрицается, он только ограничивается рамками соответствующего интервала. Во-вторых, неизменность (в некотором смысле абсолютная) признается за самой интервальной структурой реальности. Третья модель В мире существует такой особый тип предметов (объектов, которые обладают особым качеством иметь статус монадности. Такая возможность непосредственно вы

« Онтология — философское учение о бытии
текает из идеи интервала, интервальной ситуации. Мы сталкиваемся здесь с интервальной диалектикой внутреннего и внешнего, с соотношением "извне" и "изнутри. Дело в том, что интервал — это непросто некое топологически замкнутое пространство (физическое, биологическое, экономическое и т.п.), это как бы "весь мир" в миниатюре. Самим объектом физики начинает выступать не вещь или состояние, а некая монадоподобная сущность. Эта сущность "элементарна" не в смысле неделимости, а в плане предельности. Это значит, что всякая попытка воздействия на нее с целью выявления ее природы выявляет вместе стем некоторые свойства мира в целом" (Крымский С. Б, Кузнецов В. И. Мировоззренческие категории в современном естествознании Киев, — 1983,— с. 54—55). Здесь исчезает абсолютный характер различия между "малыми "большим, конечными бесконечным. Кстати сказать, идея механистического мировоззрения, что человек есть бесконечно малый комочек материи в бесконечно большой Вселенной, теперь требует радикального пересмотра в некотором интервале абстракции Человек соизмерим с масштабами космоса. Можно сказать, что Универсум есть некая супермонада, которая имеет бесконечное число проекций на различных уровнях иерархии бытия в виде различных состояний, каждое из которых монадно, те. обладает некоторыми признаками мира в целом. Следующий уровень сущностей монадного типа — естественные целостности" типа элементарных частиц, ядер, атомов, молекул, кристаллов, полимеров, клеток живых организмов. Есть принципиальное различие между таким макроте­
лом, как кристалл, и обычным миниралом. Кристалл "построен" самой природой в соответствии с некоторыми математическими симметриями он имеет как бы математическую формулу своей "идеи. Кристалл есть соединение аристотелевской "формы" и материи, или — платоновская проекция вечной ма-
153
Основной курс - тематической идеи на изменчивую эмпирическую реальность. Все это еще в большей степени справедливо по отношению к таким объектам, как молекула, атом, частица. (Наконец, есть вещи, в которых не заключена никакая "идея" — засохший комок глины, кусок льда, жидкость в резервуаре. Это вещи-сме­
си, конгломераты) Предметы монадного типа "атомарны", далее неделимы (в определенном интервале, а всякая попытка их разделить ведет к их разрушению и к утрате самой "идеи. Суть этих вещей нельзя изучать путем дробления, ибо, разделяя их, мы утрачиваем их сущность. Прерывность, которую мы замечаем при сравнении таких предметов, носит особый характер, обусловленный самой природой. Монадность вещей этого типа относительна, локальна. В истории естествознания и философской мысли можно встретить самые разнообразные модели устройства Универсума. В большинстве случаев модели эти носили альтернативный характер. Тип модели определяется тем, какая пара сопряженных категорий берется в качестве системообразующих элементов (изменчивость и устойчивость, хаос и порядок, единое и многое, необходимость и случайность, прерывность и непрерывность и т.д.). Хотя те или иные модели формировались в различные эпохи, но, однажды возникнув, они уже никогда бесследно не исчезали из культуры. Рано или поздно наступало такое время, когда неожиданно всплывали, казалось бы, уже давно забытые и преодоленные версии миропонимания.
Субъектив- К Декарт (1596 —1650 гг.) был, по-видимому, пая реаль-
первым, кому принадлежит открытие "субъек-
ность тивной реальности" как особого типа бытия. В противоположность существованию, направленному вовне, внешнему бытию вещей и явлений, которое было известно античным философам, обнаруживается другая форма, состоящая в бытии внутри себя в рефлективности. Впервые у Декарта материальный и духовный мир были разделены по самой своей сути — бытие как внутреннее и бытие как внешнее с этого времени определяются как несовместимые.
154

. Онтология — философское учение о бытии Открытие в философии новой реальности, данной нам "изнутри, открытие субъективности как таковой мышления в его интериорности, повлекло за собой пересмотр традиционного понимания идеи бытия. С осознанием "Я" как особой, принципиально отличной от субстанции, субъективной реальности необходимо было признать, что "Я" и материальный мир — это два качественно различающихся между собой способа бытия Субъективная реальность (в качестве "Я, мышления, сознания, души) — это то, что существует внугри себя, для себя. В то время как любая вещь, любая предметность открыты для взаимодействия совсем остальным миром, мир субъективного существует лишь "изнутри. Это — замкнутая в себе монада. Если мы захотим обнаружить его присутствие во внешнем мире, мы должны будем прибегнуть к "вещному языку" и сказать, что "субъективное" как идеальное не дано нам, но когда оно косвенно проявляет себя, оно теряет свою сущность "бытия изнутри" и становится подобным любой вещи. Когда же мы говорим, что "мышление существует, то имеем ввиду, что в той мере, в какой оно существует для себя, оно состоит в осознании самого себя, в кажимости самому себе, в размышлении относительно самого себя. Открытие Декарта состоит в обнаружении того, что среди вещей, существующих в Универсуме, есть одна, способ существования которой коренным образом отличен от остальных это мышление. Что мы обычно понимаем под существованием вещей Например, "этот театр существует те. он здесь. Но что значит "здесь "Здесь" означает "здесь в мире, те. существование вещей означает, что одни из них расположены в определенном отношении к другим их существование в этом смысле представляет собой нечто статическое, они как бы располагаются, покоятся одна относительно другой. Напротив, когда я говорю, что мое мышление существует, я не имею ввиду под его существованием "пребывание здесь наоборот,
155
Основной курс - — • мое мышление существует тогда и постольку, когда и поскольку я отдаю себе в нем отчет, те, когда я мыслю, его существование состоит в том, чтобы быть для меня мыслью. (См. Орте- га-и-Гассет X. Что такое философия Мс. Однако Декарт, открывший "субъективную реальность, был непоследовательным в толковании сущности "мира субъективного. Декарт говорит cogito ergo sum (Я мыслю, следовательно, существую. Но кто это "Я, которое сущеЬтвует? "Я лишь мыслящая вещь. Выходит, что "Я" — это не мышление, не нечто субъективное, а вещь, свойством которой является мышление. Декарт не решается признать такой "род бытия, который состоит в простой "видимости, чистой возможности, в чем-то таком, что иногда называют "эпифеноменом". Подобно античному мыслителю, он испытывает потребность ухватиться за нечто более надежное — за внешнее, физическое бытие. В результате "Я" в конечном счете объявляется "вещью, хотя и особого типа. И все же в четком разграничении субъективного и объективного заключается несомненная заслуга Декарта. Признавая, что субъективное (мышление, сознание, разум) качественно отлично от мира вещей и несводимо к ним, философ тем самым должен был занять позицию дуализма (от латинского dualis — двойственный. Подняв статус нашего "Я" до уровня самостоятельного бытия, Декарт логически и методологически подготовил появление нового спора в лагере монистов. Монизм (от латинского mono — один, как известно, состоит в том, что за исходное берется что-то одно — материальное, объективное, внешнее или идеальное, субъективное, внутреннее. На историческую арену философствования выходит субъективный идеализм, полагавший, что вещи, внешний мир, природа обладают спорной реальностью и что несомненно существует лишь наше мышление о вещах. Что можно принять, а что является сомнительным в этом тезисе идеализма Верно то, что предполагаемая внешняя реальность в самом деле лишь
156

. Онтология — философское учение о бытии
предполагаема, те, что реальность " в себе, независимая от меня, не есть нечто самоочевидное. Значит ли это, что внешний мир существует не во внешнем мире, а в моем сознании Где же тогда нам его поместить В моем разуме, во мне. Идеализм рассматривает этот вопрос как дилемму либо данный предмет обладает абсолютной реальностью вне меня, либо он обладает ею во мне. Яне могу поручиться, что он существует вне меня, так как не могу выйти за пределы себя и очутиться в этой предполагаемой абсолютной реальности. Значит, не остается ничего другого, как признать его существование во мне в качестве содержимого разума Понятие В противоположность подобной философии (бер-
материи клианского типа, материалисты XVIII и XIX вв. настаивали на сводимости субъективной сферы к материальному началу. В качестве антитезы субъективному стала рассматриваться объективная реальность, те материя. Хотя материалистический подходи не продвинул вперед решение той проблемы, которая была поставлена Декартом проблемы качественного своеобразия субъективной реальности, он все же обеспечил решение двух других задач во-пер­
вых, предложил правомерную альтернативу идеализму, во-вто­
рых, способствовал сосредоточению усилий естественных наук таких, как физиология высшей нервной деятельности) на изучении материальных основ психической сферы человека. В понятии материи обобщался не только неорганический мирно и все формы органической материи, включая высшую форму — мыслящий мозг. Однако то понятие материи, которое сформировалось в
XVIII—XIX вв., вступило в противоречие с новыми открытиями в области физики на рубеже XIX и XX вв. Так, традиционное понимание включало в себя представление о неделимых атомах, о массе как количественной мере материи и др. Неразрушимость атомов означала, что их количество в мире остает-
157
Основной курс
ся постоянным отсюда вытекало, что их суммарная масса также сохраняется, что можно было истолковать как сохранение материи. Между тем открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и электрона в конце XIX столетия сделало очевидным делимость атома и невыводимость явлений микромира из законов классической физики. Позднее, когда были созданы специальная теория относительности и квантовая механика, был обнаружен факт изменчивости массы (например, зависимость величины массы от скорости тела) и сущестование физических объектов, не имеющих массы покоя. Все это породило определенные методологические трудности и поставило под вопрос правомерность материалистической картины мира. В контексте этих логико-методологических коллизий В. И. Ленин предложил новое определение материи "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. (Ленин В. И. Полн.собр.соч., т. 18, с. 131). Достоинство нового определения состояло в том, что оно не связано ни с какими конкретными физическими характеристиками материи, оставаясь собственно философским понятием как по своей общности, таки по содержанию. Единственным свойством материи, на котором настаивает диалектический материализм, это свойство "быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания. При этом вопрос о том, принять или отвергнуть понятие материи, есть вопрос о доверии человека к показаниям его органов чувств, вопрос об источнике нашего познания. Другими словами, категория материи имеет прежде всего теоретико-познавательный (эпистемологический) смысл материя есть то, что "фактически дано" нам как внешний мир, образом коего являются наши ощущения. Вопрос о том, каков ръапьпьт механизм взаимосвязи "психического" и "физического, не раскрывается и не предреша­
ется исходными определениями материалистической философии, так как конкретные психофизические процессы, благода-
158
Онтология — философское учение о бытии
ря которым объективная реальность превращается в реальность субъективную, мир "вне меня" в "мир во мне, исследованы еще недостаточно и представляют собой одну из величайших научных загадок. Жизнь как В конце х годов XX века проблема соотно-
реальность шения объективной и субъективной реальности детально обсуждается в работах Ортеги-и-Гас- сета. "Ошибка идеализма состоит в том писал испанский философ что он превратился в субъективизм, подчеркивание зависимости вещей оттого, что я о них мыслю, от моей субъективности, ноне обращал внимания на то, что моя субъективность также зависит от существования объектов. Я — интимность, так как в меня не входит никакое трансцендентное существо, нов тоже время я — место, где появляется обнаженный мир, который не является мной. Я тот, кто видит мира мир — то, что видимо мною. Я существую для мира, а мир — для меня. Стало быть, радикальными подлинным данным является немое существование, не то, что я существую, а мое существование с миром. (Ортего-и-Гассет X. Что такое философия Мс. Пытаясь преодолеть, с одной стороны, дуализм Декарта, ас другой — "односторонность" материализма и идеализма,
Ортега открывает "новую реальность, заключающуюся в совместном существовании я (или субъективности) и его мира. Одно без другого не существует. По словам философа, истина в том, что я существую вместе с моим миром ив моем мире, я состою в том, чтобы заниматься этим миром, видеть его, воображать, мыслить о нем, любить его и ненавидеть, быть печальным или радостным в нем и из-за него, двигаться в нем, изменять его и выдерживать его. То, что мне "фактически дано" — это "моя жизнь поэтому первое, что должна сделать философия определить, что такое эта данность "моя жизнь, "наша жизнь, жизнь каждого. Жизнь — это способ радикального
159
Основной курс — бытия любая другая реальность, другая вещь и способ бытия обнаруживается мной в моей жизни внутри нее. (Там же, с. 161—162). Стало быть, глубинная задача философии — определить этот образ бытия, эту первичную реальность, которую мы называем "нашей жизнью. Так, жить — это то, чего никто не может сделать за меня жизнь существует без права передачи это не абстрактное понятие, это мое индивидуальнейшее бытие. Жизнь как открытая философской рефлексией "новая реальность" по своей природе такова, что для ее обозначения традиционные понятия реальности и бытия не подходят. Нужна новая онтология. Согласно Ортеге, жизнь всегда непредви­
денна; нас не предупреждают перед появлением в ней — на ее сцене, всегда определенной и конкретной мы не бываем подготовлены. Этот внезапный, непредсказуемый характер и составляет сущность жизни. Жить — значит оказаться, вдруг и не зная как, ввергнутым, попавшим, заброшенным в мир, который невозможно поменять. Но то, во что мы ввергнуты, мы должны сделать сами. Или по-другому: наша жизнь — это наше бытие Мы только оно и больше ничего но это бытие не предопределено, не предрешено заранее, а мы должны определить его сами, мы должны решить, что мы будем. Жизнь — это проблема, которую должны решать мы, это бытие, которое состоит не столько в том, что есть, сколько в том, что будет. В рамках учебника нет возможности останавливаться на всех аспектах и интерпретациях категории бытия, встречающихся в истории философии. Здесь важен главный вывод, состоящий в том, что рассматриваемая категория действительно является в определенном смысле основополагающей для философии в целом, для отдельных философских учений и для самоопределения и самопознания каждого мыслящего человека.
160
Онтология — философское учение о бытии
?
1. Какие Вы можете назвать концепции "первоначала" в истории философии 2. Назовите основные категории, которые характеризуют бытие вещи. 3. Каково отношение между свойством, качеством иве щью 4. Как понимали диалектику изменчивости и устойчивости
Гераклит, Парменид, Демокрит, Платон и аристотель? 5. Дайте характеристику трем моделям бытия. 6. В чем специфика субъективной реальности 7. Что такое материя 8. Что означает жизнь как особый тип реальности
.
161
Глава 6. Феномен сознания
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   20


написать администратору сайта