Главная страница

Философия. Учебное пособие - Лазарев Ф. В. Трифонова М. К.. Ф. В. Лазарев м. К. Трифонова философия учебное пособие


Скачать 5.84 Mb.
НазваниеФ. В. Лазарев м. К. Трифонова философия учебное пособие
АнкорФилософия. Учебное пособие - Лазарев Ф. В. Трифонова М. К..pdf
Дата08.04.2018
Размер5.84 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаФилософия. Учебное пособие - Лазарев Ф. В. Трифонова М. К..pdf
ТипУчебное пособие
#17772
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница5 из 20
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
§ 1. Философия и культура Выше мы говорили о философии как мировоззрении, следующий шаг заключается в том, чтобы проанализировать философию как целостный и многогранный феномен культуры ее предмет и метод, базовую проблематику, природу и специфику философского знания. По мере своего развития философия становится особой формой самосознания людей как субъектов истории формой рефлексии над культурой В отличие от мифологии, религии и науки, она берет на себя задачу рационального анализа и критической оценки того типа культуры, который господствует в ту или иную историческую эпоху Подвергая критике отжившие формы социального мироустройства, философы подготавливают и идеологически обосновывают приход нового способа человеческой жизнедеятельности. По отношению к культуре в целом философия выполняет не только рефлексивно-критическую, но и проективную, куль­
турно-творческую функцию У К. Маркса мы встречаем мысль о том, что всякая истинная философия как живая душа культуры "есть духовная квинтэссенция своего времени. В своем поступательном развитии она предстает "животворящим духом всемирно-исторических процессов. С античных времени до наших дней самоопределение философии осуществлялось через открытие новых ипритом общезначимых культурно-исторических смыслов. Но что оз-
68
Философия как форма духовной культуры начало найти или открыть новый смысл, новую мироустрои- тельную перспективу видения мира и человеческого бытия Любой мировоззренчески нагруженный смысл поначалу стихийно формируется в недрах человеческой повседневности. Такова уж человеческая природа, что в каждом из нас сосуществуют как бы два полюса. Один полюс — это свойственная индивиду биологическая, социальная и культурная ограниченность, зависимость его личностных качеств от окружающей социальной среды. Второй полюс выражается в том, что в индивиде как носителе "феномена человека" наличествует родовая черта" по разнообразию индивидуальных проявлений, по богатству своих сущностных сил человеческая личность всегда шире своего дела, своей профессии, своей социальной группы. По своим потенциям человеческий феномен не укладывается в рамки своей эпохи. В потоке исторического времени рождаются новые потребности, желательности и созидательные возможности людей. Человек накапливает в себе способности к новым формам культурного бытия, к иному образу жизни и типу духовности, меняются его социальные и духов- нь е ориентации, рано или поздно обгоняющие свою эпоху и при "п'крываю диеновую историческую перспективу.
Социокулъ- Культурная миссия философа в данном случае
турная заключается в том, что он улавливает новые умо-
функция настроения и смысложизненные ориентации философии людей, теоретически осмысливает их, выражает их в виде "культурного проекта. Критическая и одновременно проективная направленность философского сознания весьма наглядно проявилась, например, в Новое время. Отнюдь неслучайно, что группа знаменитых французских мыслителей XVIII века во главе с Д. Дидро обосновала философскую систему, которая явилась идеологической подготовкой Великой французской революции. В этом контексте характерен известный исторический случай. В 1770 году проку

Философская пропедевтика
pop парижского парламента Сегье, требуя официального осуждения и публичного сожжения книги П. Гольбаха "Система природы, заявил "Философы сделались наставниками человеческого рода. Свобода мысли — вот их возглас, и этот возглас слышится с одного края мира до другого. Одной рукой они стремятся пошатнуть престола другой хотят опрокинуть алтарь. Способы Говоря о философии как "живой душе культу-
функциони- Р
ы "> следует различать два аспекта этого фено-
рования мена во-первых, взгляды самих философов и тот
философско- продукт, который они производят в виде теоре-
го сознания тических систем, подходов, точек зрения на мири человека и т. п во-вторых, трансляция философской культуры, философского взгляда на мир массовое сознание В последнем случае можно говорить о функционировании стихийно складывающегося философского мировосприятия в различных слоях общества. Потребность в философствовании имеет корни практически в каждом индивиде с развитым культурным самосознанием. Живой, исторически конкретный поток философского сознания как органическая часть самосознания культуры в целом довольно наглядно подтверждает, что философствование вовсе времена включало в себя как эксплицированные (явно выраженные средствами языка, таки неэксплицированные компоненты. При этом одни поиски в области миропонимания имели в качестве преобладающего рационалистический, конструктивный момент и завершались построением логически развернутой "системы, в других философских размышлениях мы наблюдаем существенно иной способ возникновения и функционирования философского сознания, при котором исходные образы, смыслы, метафоры нахоядтся в подвижном взаимодействии с самыми разнообразными формами ценностного сознания и образуют словесно не выраженный полностью поток личностного миропереживания. Очевидно, что в этом случае
70
Философия как форма духовной культуры не все компоненты философского сознания оказываются очищенными от соответствующих им социально-культурных кон­
текстов. Такие ситуации духовной практики можно назвать индивидуальными "синтагмами".
§ 2. Предмет философии Жизнь человека есть его постоянное взаимодействие с миром. Оно может быть сиюминутным, случайным, частичным, преследующим сугубо практические, конечные цели но человек может взаимодействовать с реальностью и таким образом, что обнаруживается его реакция на мир как целое Можно любить близкого человека, можно гордиться своим народом, но можно испытывать радость от сознания своей сопричастности к человеческому роду вообще и даже ко всему живому, можно чувствовать себя "гражданином Вселенной. Аналогично мир воздействует на человека и через свои единичные проявления, и как некоторая целостность, "тотальность. В результате мир представлен в человеке, а человек представлен в мире Сама жизнедеятельность с необходимостью порождает такие ситуации, когда ведущими становятся те качества индивида, благодаря которым они может быть назван универсальным существом. Не это ли имел ввиду М. Хайдег- гер, заявив, что метафизика есть основное событие в человеческом бытии Напомним, что слово "метафизика" употребляется в двух смыслах как противоположный диалектике философский метод и как сверхчувственный, первоиричинный (Аристотель) уровень сущего. Разумеется, Хайдеггер имеет ввиду именно последнее) Деятельное, живое, полноценное общение человека с миром заставляет его стремиться обладать полным — проникающим в глубины и тайны — представлением обо всем окружаю

— **- Философская пропедевтика
щем. Предмет философии — это как рази есть мир в его целостности, универсальности, всеобщности. Можно сказать так философия изучает мир в его метафизическом измерении Однако метафизические свойства мира, которые как незримые лики проступают в человеческом опыте, даны людям скорее как намеки, знамения и отблески, чем в их подлинном универсальном выражении. С этим фактом связана кардинальная черта философии ее предмет является искомым а нечем- то данным. другим наукам их объект дается, а объект философии как таковой — это именно то, что не может быть дано поскольку это целое нам не дано, оно в самом существенном смысле должно быть искомым (X. Ортега-и-Гассет. Что такое философия Мс. Итак, философ, в отличие от любого другого ученого, исследует то, что само по себе неизвестно. С учетом этого можно сказать, что философия — это познание Универсума как "всего имеющегося Объект философского размышления необычен и парадоксален. В философии мы ищем "целое, но что перед нами, всегда нецелое Кроме того, никогда нельзя быть уверенными в том, познаваем ли наш объект, те. может ли быть решена проблема в принципе. Вся история философии есть история поиска путей ее решения. Предмет Гераклит впервые использовал слово "философ" философии в в отношении исследователя "природы вещей. истории Платон полагал, что философ занимается позна-
человеческой нием вечного, непреходящего, или сущего само-
мысли го по себе. Согласно Аристотелю, философия — это изучение высших начал, причини принципов вещей. Он называл ее то "наукой о божестве, то просто мудростью ".
(Действительно, если рассудок связан с упорядоченностью мира человеческих отношений разум — с проникновением в глубинные взаимосвязи окружающих нас пред


Философия как форма духовной культуры
метов, то для такого странного, сточки зрения обычного человека, стремления постичь первоосновы, первопричины, движущие пружины всего мироздания необходим особый термин. Так, в философские учения и вошло слово "мудрость) В средние века философию начинают трактовать как мирскую мудрость, в противоположность теологии как божественной мудрости. X. Вольф под философией понимал науку о всех возможных вещах — как и почему они возможны. И. Кант отличает философию в ее школьном понимании — как систему всех философских знаний—и философию как науку об отношении всего познания к существенным целям человеческого разума. Он рассматривал ее как науку об абсолютном, нов границах человеческого разума. Согласно Гегелю, "философию можно предварительно определить вообще как мыслящее рассмотрение гредметов", как науку о разуме, постигающем самого себя. Философия делает предметом анализа само мышление но это — свободный акт, он сам порождает и дает себе свой предмет. Для Н. Гартма- на "философия является мировым сознанием, в котором человек, находящийся в мире, пытается уяснить себе и мири самого себя. Помысли Г. Плеснера, для предмета философии характерна неустранимая скрытность. Предмет философии вне ее самой непредъявляем. Такие темы, как мир, первоначало, душа, Бог, гармония, свобода, истина, давно признаны предметами философского размышления. Но даже если бы это вызвало у кого-либо сомнения, то сами суждения о принадлежности или непринадлежности этих вопросов к философии носят философский характер. В конечном счете, предметом философии является то, чем занимаются философы. И наоборот, философом можно назвать того, кто занимается философией. Этот порочный круг можно
73
Философская пропедевтика — разорвать только одним способом обратиться к истории философии как к бесспорной реальности культуры и выделить те базисные ключевые проблемы, которые пронизывают философские изыскания от древности до наших дней. Бертран Рассел формулирует, например, такой перечень вопросов "Разделен ли мирна духи материю, а если да, то что такое духи что такое материя Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями Имеет ли Вселенная какое-либо единство и цель Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря присущей нам склонности к порядку. Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни, или же все образы жизни являются только тщетой Если же существует образ жизни, который является возвышенным, тов чем он состоит и как мы его можем достичь. Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, — дело философии. (Б. Рассел. История западной философии Мс) Судя по перечисленным вопросам, философию интересует все то, что составляет метафизическое измерение природного, социального и человеческого бытия. А если же сказать еще более определенно, то для философского познания характерно рассмотрение любых вопросов в особой смысловой плоскости, в особом поле напряжения, где полюсами выступают "мири "человек, "материальное" и "идеальное, "объективное" и "субъективное" и т. п. Философ Природа и структура философского сознания
ское созна- сложна и мало изучена. Если одна из функций
ние философии есть размышление, рефлексия над культурой, то изучение философского сознания есть "рефлексия над рефлексией, те. выступает как метафи- лософская проблема. Кроме того, в самом этом термине — в силу мировоззренческой функции философии — сопрягают
Философия как форма духовной культуры
ся два достаточно разных смысла — самосознание философствующего ума, для которого метафизика есть основное событие в человеческом бытии, и самосознание самой философии как гигантского пласта интеллектуальной культуры, слагающегося из различных течений, доктрин, систем и т. п. В культурной истории человечества эти две установки то резко расходились между собой, то сближались и даже растворялись друг в друге. Вместе стем уже первые философы, строя философию как систему знаний, размышляя о космосе, логосе и человеке, задумывались и о природе самой философии, ее предназначении и ценности. Эта традиция не прерывается вплоть до наших дней. Интересно, что практически по всем обсуждаемым вопросам можно встретить самые разнообразные точки зрения. Стремление ко все более глубокому осознанию своих предпосылок, предельных оснований и конечных задач является органической чертой философского мышления, которое исторически ре- ализовывалось в противоборстве различных подходов к пониманию смысла и ценности занятия философией. Цель философии, утверждал Эпикур, — счастье человека. Пусть никто не откладывает философию в юности и пусть не устает от нее в старости. Ведь никто не может быть недозрелым или перезрелым для здоровья души. И кто говорит, что час для философии еще не наступил или уже отлетел, уподобляется говорящему, что час для счастья или еще не пришел или уже не существует. Поэтому философия необходима и старцу и юноше первому, чтобы на склоне лет он обновлялся благами, радуясь прошлому второму, чтобы он был юношей и, вместе стем, пожилым по бесстрашию перед грядущим. Отличительной чертой философского сознания является то, что оно включает в каждый данный момент эволюции всю предшествующую историю философии как свою существенней­
шую часть. Тот, кто хочет знать, что такое философия, — должен в качестве первого шага познакомиться со всеми класси-
75
Философская пропедевтика
ческими философскими учениями прошлого. С этой целью необходимо иметь ключ, некий общий подход к пониманию историко-философской традиции, понимать природу философских споров, смысл идейного противоборства различных течений, школ и направлений. При этом важно составить себе верное представление не только о многообразии и единстве историко-философского процесса, но и об его исторической направленности как целого. Но здесь же возникает и новая проблема. Дело в том, что многообразие философских систем есть исторически конста­
тируемый факта вот "целостность" и "прогресс" в философии суть понятия, которые требуют специального обсуждения. История философии показывает, что кажущиеся различными философские учения представляют собою отчасти лишь одну философию на различных ступенях развития, отчасти же особые принципы каждый из которых лежит в основании одной какой-либо системы, суть лишь ответвления одного итого же целого. Последнее повремени философское учение есть результат всех предшествующих философских учений и должно поэтому содержать в себе принципы всех их. (Гегель. Соч, г. ;, Энциклопедия философских наук. Т. 1, с.
31.)
Гегель утверждал, что в видимом хаосе философских течений просматривается некая единая нить развития, свидетельствующая о поступательном, прогрессирующем восхождении идейного содержания исторически возникших учений. В этом имманентном движении "абсолютного самосознания" все крупнейшие системы выступают как моменты некой высшей целостности, как следующие друг за другом ступени развивающейся истины. При этом каждая новая система возникает как обнаружение и обоснование нового принципа (например, принципа субстанции в философии Спинозы) в истолковании Универсума. Поскольку, однако, новая философская концепция, согласно гегелевскому пониманию, односторонне развивает провозглашенный ею принцип, противопоставляя его содержанию
76

_____ Философия как форма духовной культуры всех других учений, постольку эта концепция с самого начала чревата ограниченностью и подлежит диалектической трансформации, "снятию" в более развитой системе. В результате каждая новая ступень развития вбирает в себя все ценное из предшествующего и делает его моментом более богатого по содержанию и тем самым более конкретного целого. Позиция Гегеля противостояла другому подходу к пониманию историко-философского процесса, который связан с известным выражением — "скандал в философии. Оно отражает широко распространенное мнение относительно специфики эволюции философскою знания каждое новое учение, направление, школа начинает все сначала, среди крупнейших мыслителей нет единства взглядов ни по одному сколько-ни­
будь значительному вопросу. Поэтому пересмотр накопленного предшественниками фонда смыслов и истин, расхождение позиций и взглядов по самым коренным проблемам бытия человека в мире многими воспринимается как перманентный скандал, ведущий не к росту знания, а к поляризации взаимоисключающих школ и направлений. В наше время философское творчество все больше рассматривается как выражение уникального и самоценного духовного опыта размышляющей личности. С этой точки зрения подлинную культурную значимость той или иной системы составляет не то, что в ней есть общего с другими системами, а ее неповторимое своеобразие, присущий творческой личности индивидуальный способ видения и миропереживания. Кто прав в данном споре — Гегель или его современные оппоненты, этот вопрос отложим до другого случая, а теперь рассмотрим, какие же ключевые проблемы и основные течения известны в истории философии.
77

Фішософская пропедевтика Семь основных вопросов философии
§ 3. Ключевые проблемы философии
— Итак, мы уже знаем, что философ отличается от ученого тем, что решается задавать такие вопросы, на которые в принципе невозможно получить однозначные ответы. Если талантливый ученый — это человек, который сумел решить ту или иную сложную научную или техническую задачу, то талантливым философом скорее всего назовут мыслителя, увидевшего еще одну, неизвестную ранее фундаментальную проблему мироустройства или человеческого бытия. Философию интересует множество самых разнообразных вопросов куда движется человеческая цивилизация и как формируются смыслы культуры почему возникла жизнь и чем человек отличается от животных что является определяющим — единичное или общее, форма или содержание в чем сущность свободы и чем детерминировано бытие индивида и т. п. Уже философы античности сумели обозначить такие кардинальные проблемы природного мира, социума и человека, решение которых люди ищут более двух тысяч лет. Как же разобраться в этом Монблане проблем и связанных сих решением философских направлений Есть ли какой-то ключ в царство вопрошающей философии Да, можно выделить по крайней мере семь базовых вопросов отличающихся одной особенностью — все остальное множество философских вопрошаний в конечном итоге является их частным случаем той или иной их конкретизацией. Следует заметить, что в результате развития мыслительной практики каждый из этих семи вопросов постепенно развернулся в тот или иной раздел философского знания. (А некоторые из этих разделов даже отпочковались в специальные философские дисциплины) Что же это за вопросы Обратимся к таблице.
78
Философия как форма духовной культуры — Основные вопросы философии Основные разделы философского знания
1. Как устроен мир
Онтология — учение о бытии
2. Что значит познать
Гносеология (эпистемология — теория познания
3. В чем ценность и смысл жизни
9
Аксиология учение о ценностях и смыслах
4. Какое место занимает человек в мироздании
* Философская антропология учение о человеке
5. Что представляет собой социум
* Социальная философия
6. Что такое историческое время
Философия истории
7. В чем сущность добра, красоты и гармонии
Этика учение о нравственности, эстетика — учение о красоте У этих вопросов есть несколько замечательных свойств. Назовем некоторые.
Во-первых, каждый вопрос несводим к другими невыво­
дим из них он в этом смысле независим, несет в себе некое изначальное автономное содержание.
• Во-вторых, любая достаточно серьезная попытка ответить на один из вопросов в конечном счете требует обращения к другим. Их глубинную взаимосвязь можно представить в виде следующей схемы
79
Философская пропедевтика
В-третьих, все люди, жившие и живущие на Земле, находятся в одинаковом положении относительно бесконечной загадочности этих проблем ученый, вооруженный знаниями современной науки, имея в своем распоряжении всю информацию системы Интернета, оказывается столь же безоружным перед этими вопросами, как и любой человек "с улицы" или далекого африканского селения. Зачем же тогда изучать философию Затем, чтобы в осмыслении своей жизни опираться на многовековой опыт духовных исканий человечества. А эти искания — непросто интеллектуальная игра, а единственный для каждого из нас путь осуществить в себе человека. Наконец, еще одно замечание. Каждый ключевой вопрос философии конкретизируется с помощью определенной системы более специальных вопросов. Так, если мы хотим разобраться в том, как устроен мир, мы должны рассмотреть соотношение категорий "бытие" и "небытие, "изменчивость" и "устойчивость, "целое" и "часть, "возможное" и "действительное, "единичное" и "общее" и т. д. При этом оказывается, что всякая попытка осмыслить, например, диалектику единичного и общего, ставит нас перед необходимостью занять определенную позицию в споре между номиналистами и платони-
80
Философия как форма духовной культуры стами (реалистами) по вопросу о природе так называемых универсалий, а желание понять соотношение чувств и разума в познании возвращает к полемике между сенсуалистами и рационалистами. Особенно остро протекали философские дискуссии последних столетий о соотношении мышления и бытия, духа и природы. Порой этот спор достигал такого накала и приобретал столь важную методологическую значимость, что ф. Энгельс обозначил его как "основной вопрос философии. Возводить этот вопрос в "основной, придавать ему статус "самого главного" сточки зрения современной философской культуры было бы большой натяжкой. Нов методическом плане такой подход имеет определенную ценность. Поэтому мы предлагаем ниже подробное изложение этой проблемы с учетом исторического контекста. Есть ли главный, великий, основной вопрос философии среди множества других Размышляя над природой философского сознания, Ф. Эн­
гельс более ста лет тому назад пришел к выводу, что есть.
" Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию. философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы. составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма. (Ф. Энгельс. Л. Фейербах и конец классической немецкой философии. Мс) Вопрос об отношении мышления к бытию (духа к природе, сознания к материи, идеального к материальному и т. п) в разные времена выражался в разных формах и по-разному формулировался. В своей классической формулировке "что является первичным дух или природа" он играет заметную роль ив древней ив средневековой философии, а в Новое время выливался ив более острую форму создан ли мир Богом или существует от века
81
Философская пропедевтика Итак, философская позиция, согласно которой окружающий нас мир объясняется, исходя из материального начала, природы, объективной реальности, составила материалистическое направление. Те философы, которые за основу миропонимания принимали идеальное начало (дух, сознание, волю, ощущения и т. п, образовали идеалистическое направление Это направление распадается на две разновидности — объективный и субъективный идеализм. Для первого первичным выступает некое объективное (сверхчеловеческое) идеальное начало (например, мир абсолютных идей Платона, мировой разум Гегеля); для второго исходным является "Я" отдельного субъекта (так, согласно Д. Беркли, вещи суть комбинация ощущений. Но вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще и Проблема другую сторону как относятся наши мысли об окружаю-
познаваемос- Щ
е мн ас мире к этому самому миру В состоянии ли наше
ти ллипп мышление познавать действительный мир, можем ли мы г в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности На философском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышления и бытия. (Ф. Энгельс. Л. Фейербах и конец классической немецкой философии. Там же, с. 17—18.) Как же решался в истории философии вопрос о познаваемости мира Материалисты решали его положительно (древнегреческий философ Демокрит, философы XVIII—XIX вв. Ж.
Ламетри, Д. Дидро, Л.Фейербах и др. Объективные идеалисты, как правило, тоже признают познаваемость мира, но трактуют ее, разумеется, совершенно иначе, чем материалисты. Так,
Гегель был убежден, что в действительном мире мы познаем именно его мыслительное содержание, ибо мир — это постепенное осуществление, развертывание мирового разума абсолютной идеи Неудивительно поэтому, что мышление может познать то содержание, которое уже заранее является содержанием мысли.
82
Философия как форма духовной культуры Более запутана позиция субъективных идеалистов. Поскольку они не признают существования мира вне сознания человека, то, сих точки зрения, субъект в познании имеет дело лишь со своими собственными мыслями, представлениями, ощущениями и не может выйти за пределы своего "Я. Процесс познания в этом контексте предстает как процесс упорядочения, классификации наших ощущений, как объединение неких чувственных комплексов, как "анализ ощущений" Э. Мах. Наконец, есть философы, которые оспаривают возможность познания мира (или, по крайней мере, полного его познания. Из философов Нового времени к ним принадлежат Д. Юм и И. Кант. Философское течение, отрицающее познаваемость мира, получило название агностицизма (от греч.
CCYVCUOTCK;
— недоступный познанию. В позициях Юма и Канта есть важное различие в решении первой стороны основного вопроса философии. Юм сомневается, что человеческий разум способен решить вопрос о том, что первично мир вещей или мир сознания. Если мир существует объективно (и, следовательно, правы материалисты, то он непознаваем; если мир произведен от субъективного начала и правы субъективные идеалисты, то отпадает сама проблема познаваемости мира в ее традиционном аспекте и теряет смысл сама позиция агностицизма. Но поскольку, полагал Юм, мы никогда не узнаем, кто прав — материалисты или идеалисты, то какая-то форма агностицизма неизбежна. Кант продолжает линию Юма, но вводит при этом один, отличный от юмизма, тезис об объективном существовании мира вещей. Кант убежден, что существует внешняя причина, вызывающая, наши ощущения. Это — так называемые "вещи в себе. Но именно потому, что "вещи в себе" существуют, они если принимать агрументацию Юма, непознаваемы.
83

Философская пропедевтика Следует отметить, что в истории философии существовала и существует поныне традиция иррационализма близкая агностицизму. Иррациональное в переводе с латинского означает "неразумное, то, что не может быть постигнуто разумом, не подчиняется законам логики. В качестве осноных источников познания иррационализм рассматривает чувство, инстинкт, интуицию, любовь. Шеллинг назвает иррациональным непостижимый в вещах базис реальности, то, что не поддаваясь решению с помощью усилий интеллекта, тем не менее вечно остается в основе. Однако, чтобы обосновать правомерность иррационализма, авторы таких учений вынуждены были прибегать к рациональным доказательствам, тем самым впадая в противоречие со своими собственными основами.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


написать администратору сайта