Главная страница

Философия. Учебное пособие - Лазарев Ф. В. Трифонова М. К.. Ф. В. Лазарев м. К. Трифонова философия учебное пособие


Скачать 5.84 Mb.
НазваниеФ. В. Лазарев м. К. Трифонова философия учебное пособие
АнкорФилософия. Учебное пособие - Лазарев Ф. В. Трифонова М. К..pdf
Дата08.04.2018
Размер5.84 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаФилософия. Учебное пособие - Лазарев Ф. В. Трифонова М. К..pdf
ТипУчебное пособие
#17772
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница4 из 20
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
§ 2. Мифологическое мировоззрение Первой исторически сформировавшейся целостной системой мировоззрения была мифология Мы встречаем мифы во всех культурных регионах Древнего мира Мифология —
38
Исторические типы мировоззрения систематизированная, универсальная форма общественного сознания и духовно-практический способ освоения мира первобытного общества Это — исторически первая попытка дать связный ответ на мировоззренческие вопросы людей, удовлетворить их потребность в мироуяснении и самоопределении. Любой миф построен как повествование на ту или иную мировоззренческую тему — о мироустройстве, о происхождении человеческого рода, о стихиях, богах, титанах, героях. Широко известны античные мифы — детально разработанные повествования древних греков и римлян о богах, титанах, героях, фантастических животных. Так, один из мифов Греции рассказывает дочь Урана (Небо) и
Геи (Земля) богиня памяти Мнемозина родила девятерых детей, которым было ведомо прошлое, настоящее и будущее. Будучи покровителями певцов и музыкантов, они передают им свой дар. Кто же эти удивительные существа Боги, демоны Нет, этой волшебной силой обладают хрупкие девушки, дочери Мнемозины и Зевса — музы Клио — муза истории со свитком и палочкой для письма
* Мельпомена — муза трагедии с трагической маской и венком из плюща
39
Философская пропедевтика
Терпсихора — муза танца с лирой
Талия — муза комедии с комической маской
Урания — муза астрономии с небесным сводом и циркулем
Каллиопа — муза знания и эпической поэзии
Эрато — муза лирической поэзии, не расстающаяся с лирой
Эвтерпа — муза песнопений, несущая флейту
Полигимния—муза гимнов и торжественной музыки, со свитком в руке, вечно задумчивая. Сопровождает муз Аполлон — хранитель гармонии, космической и человеческой, что родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила ступать на твердую землю. Исследования ученых показали, что мифы в той или иной форме имелись у всех народов мира. Обнаружены отдельные элементы мифологического творчества, равно как и разветвленные системы, у древних иранцев, индийцев, германцев, славян. Большой интерес сточки зрения истории культуры представляют мифы народов Африки, Америки, Австралии. Будучи древнейшей формой духовной жизни человечества, мифы прежде всего выступают как наиболее ранний, соответствующий первобытному обществу способ мировосприятия, истолкования окружающей действительности и самого человека. Здесь находят свое отражение практически все основные элементы мировоззренческого сознания как такового — проблемы происхождения мира (космогонические мифы) и человека
(антропогонические мифы, проблемы рождения и смерти, судьбы, смысла жизни, человеческом предназначении (смысло-жиз- ненные мифы, вопросы будущего, пророчества оконце мира" эсхатологические мифы) и др. Наряду с этим важное место занимают мифы о появлении тех или иных культурных благо добывании огня, земледелии, изобретении ремесел, а также установлении среди людей определенных социальных правил, обычаев и обрядов.
40

* — • Исторические типы мировоззрения Для мифологии характерна своя пространственно-времен­
ная структура. Любое событие, о котором рассказывается в этого рода повествованиях, относится к далекому прошлому — к мифологическому времени. Таким образом, священное (сакральное) время строго отделено от "профанного", те. эмпирического, "настоящего" времени. В истории культуры период господства архаичного сознания характеризуется тем, что в мифе снято разделение идеального и материального, образа и предмета, значения и смысла. Структура Тот, кто "живет" мифом, говорит М. Элиаде, из мифологи профанного, хронологического времени вступа-
ческого ет в другое время, другое состояние, а именно в сознания "священное время, которое дано изначально и все-таки может как угодно часто возобновляться. Благодаря вовлеченности в ритуальное действо индивид как бы выпадает из своего повседневного существования в обычном мире сего обычной, естественной логикой и здравым смыслом и вступает в просветленный, сияющий мир, который пронизан присутствием сверхъестественного. Танцор, принимающий участие в мифической драме, не только олицетворяет бога, он внутренне, психологически отождествляется с ним. Все события, явления и вещи в мифическом времени играют роль образца, правила, закона, те. приобретают значение парадигмы, стандарта поведения и масштаба оценок в настоящем Тем самым стародавность мифологического сюжета переживается в настоящем как высшая, подлинная реальность, поддерживая традиции, нравственные установления и непрерывность племенной культуры. Архаическое сознание отражало неразвитость практики людей, зачаточный характер форм предметного освоения мира человеком. Оно двояко по своей структуре во-первых, это коллективное сознание (отсюда способность каждого члена рода к сопереживанию, отождествлению себя с другими, во-вторых,
41
Философская пропедевтика это родовое сознание основанное на сохранении исторической памяти предков рода (отсюда устойчивость и традиционность содержательного измерения первобытного сознания. Из этой двоякости вытекает сама возможность мифотворчества. Другой его предпосылкой, как утверждает КГ. Юнг, являются архетигшческие формы, образы и мотивы, поднимающиеся из глубин коллективного бессознательного как некие изначальные смысловые схемы. Миф благодаря своим мировоззренческим сюжетам соединяет первобытного человека с бесконечностью космоса, вписывает его в структуру мироздания, в социальный и природный мир, ориентирует его поведенческие реакции на достижение нужных роду жизненных ценностей. Через ритуал, обряд, через музыку, танец, пение, ритм миф вовлекаег индивида в качестве активной самодеятельной силы в жизнь социума, пробуждает в нем ощущение полноценности бытия, чувство стабильности и защищенности. Мифологическое сознание отличают четыре характерных черты 1) символизм 2) этиологизм и генетизм; 3) синкретизм 4) прозрачность. Рассмотрим их кратко. Символизм означает, что все встречающиеся в рамках данной культуры мировоззренческие категории и мотивы находят свое выражение средствами языка наглядных образов обобщенный смысл в границах конкретно-чувствен­
ного мышления может формироваться только тогда, когда ка­
кой-либо конкретный предмет (например, эмпирически существующее дерево) становится символом, чувственным представителем другого явления, имеющего культурную значимость например, предка рода.
Этиологизм (от греческого слова "причина) выражает ту особенность любого мифологического сюжета, которая связана сего объяснительной функцией повествование заключает в себе сверхзадачу дать объяснение тем или иным явлениям ок-
42 Основные черты мифологического сознания


——• Исторические типы мировоззрения — ружающего мира, его устройству и т. п. путем ответа на вопрос "почему. Весьма часто способом объяснения выступает ге-
нетизм, те. попытка подменить причинно-следственные объяснения рассказом о "происхождении" объясняемого явления или видимого устройства мира. Объяснить устройство вещи означало дать описание того, как она делалась. Синкретизм мифа — это слитность водном целом зачатков всех форм духовного освоения мира — искусства, религии, морали и др. Синкретическая природа мифологии послужила исходной категориально-смысловой базой и первичным художественно переработанным материалом для всех последующих явлений духовного производства, ив сфере словесного творчества (сказка, легенда, историческое предание, эпос, ив сфере рационально-мыслительных форм — философии, науки и др. Прозрачность мифологического сознания проявляется в том, что представленная в мифе картина мира полностью отождествляется первобытным человеком с самой реальностью индивид наивно верит в то, что вещи и явления окружающего мира именно таковы, какими они выглядят в мифологической интерпретации. Прозрачность мифа означает, что человек видит мир через призму существующих мировоззренческих представлений, при этом сама эта призма, подобно стеклам оптического прибора, никак не воспринимается. Другими словами, концепту­
ально-смысловая сторона мифа полностью элиминирована из самосознания субъекта. Отсюда не существует никакого "зазора, никакого несовпадения, противоречия между мифом и реальностью. Прозрачность мифа позволяет ответить на кардинальный для функционирования любого типа мировоззрения вопрос каким образом в данной системе мировоззрения обеспечивается стабильность и убедительность Никакая миро
Философская пропедевтика
воззренческая система не может существовать, не располагая основаниями убедительности. Для мифологии такими основаниями служит принцип прозрачности обеспечивающий полное доверие индивида к тому, что говорится в мировоззренческом сюжете.
§ 3. Религиозное мировоззрение Следующей исторической формой миропонимания явилась религия (от латинского слова "благочестие, "набожность. Древнейшие религиозные верования входили в качестве элемента во многие мифы. Но самостоятельную мировоззренческую функцию религия приобретает значительно позднее, когда возникают национально-государственные религии, в которых вероисповедная связь между людьми в известной степени совпадает с этническими и политическими связями (таковы, например, существующие и ныне индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм. Особенно наглядно мировоззренческая роль видна на примере наднациональных мировых религий — буддизма (6—5 вв. дон. э христианства (1 в) и ислама (7 в. Мировые Появление национальных и мировых религий религии оказало мощное влияние на эволюцию всей духовной жизни человечества. В условиях глубоких социальных потрясений и катаклизмов, разломов в культурном бытии целых народов, в том числе в ситуации кризиса Римской империи, такие мировые религии, как христианство, позднее ислам, берут на себя задачу сохранения духовности и важнейших культурных традиций, "христианство, — пишет Р. Тарнас, — царило в культуре Запада в течение почти всего ее существования — не только являясь ее главнейшим духовным стимулом на протяжении двух тысячелетий, но также оказывая влияние на философское и научное развитие в эпоху Возрождения и Просвещения. Да и сегодня — пусть не столь явно, но от этого не менее властно — христианское мировоззрение все
44
Исторические типы мировоззрения • еще воздействует на культурную атмосферу Запада — по сути, пронизывая ее, — даже если на первый взгляд она и представляется совершенно мирской" (Тарнас Р. История западного мышления Мс. Любопытно, что Библия является самым распространенным в мире произведением она полностью была переведена на 314 языков. Ее считают и первой книгой, связанной с печатным станком в 1454 г. Иоганн Гутенберг, его изобретатель, опубликовал в Майнце, Германия, впервые типографским способом 42 строки из Библии. Подсчитано, что между 1815 и 1975 гг. было напечатано 2,5 млрд. экземпляров Библии. Самые древние библейские тексты (глава 6, стихи 22—
27), выгравированные на двух серебряных амулетах, были найдены под Шотландской церковью в Иерусалиме в 1979 гони относятся приблизительно кг. дон. эВ религиозном сознании, как ив мифологии, духовно-прак­
тическое освоение мира осуществляется через его раздвоение на священный (сакральный) и повседневный, "земной" (про- фанный). Однако проработка идеологического содержания религиозной системы взглядов поднимается на качественно иной уровень. Символизм мифа заменяется сложной, порой утонченной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть теоретические, понятийные построения. Важнейший принцип построения мировых религий — монотеизм, признание единого бога. Вторая качественно новая черта — глубокая духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Религия, например христианство, дает принципиально новую трактовку природы человека как существа, с одной стороны, "греховного, погрязшего возле, с другой стороны, сотворенного по образу и подобию Создателя. В отличие от предшествующих религиозных учений, христианство обратилось к каждому человеку, независимо от его национальной или классовой принадлежности. "Из всех характерных черт новой религии стержневым оказались притязания христианства на универсальность и на масштабность исторических свершений подобная категоричность имела иудейские
45
Философская пропедевтика корни. Иудео-христианский Бог — это не племенной либо полисный бог, один из немногих, но единственный подлинный и верховный Бог, Творец Вселенной, Повелитель истории, всемогущий и всеведающий, вездесущий Царь Царей, чьи непревзойденные сила и власть требовали преданности и подчинения равно от всех народов, от всего человечества. (Тарнас Р. История западного мышления — Мс. Становление религиозного сознания падает на период разложения родового строя. В эпоху раннего христианства рациональная соразмерность, гармоничность космоса древних греков заменяется картиной мира, полной ужасов и апокалипсических видений, тем восприятием социальной реальности, которое складывалось у порабощенных народов Римской империи, у беглых рабов, у обездоленных, бесправных, скрывающихся в пещерах и пустынях Передней и Малой Азии семитских племен. В условиях всеобщего отчуждения многие люди были практически лишены всего — крова, имущества, семьи, а беглый раб даже не мог считать принадлежащим ему свое собственное тело. Именно в этот период, переломный и трагический момент истории в культуру вошло одно из величайших мировоззренческих озарений все люди, независимо от социального положения и этнической принадлежности, равны перед Всевышним, человек — носитель величайшего, доныне невостребованного богатства — бессмертной души, источника нравственной силы, духовной стойкости, братской солидарности, бескорыстной любви и милосердия. Открылся новый, неизвестный людям предшествующей эпохи космос — космос человеческой души, внутренней опоры обездоленного и униженного человеческого существа. Благодаря чему человек может находить опору, заглянув в свою собственную душу Благодаря тому, что она получает в религиозном сознании особый онтологический статус. Душа бессмертна и дарована нам свыше. Благодаря этому мы получаем способность ощущать нашу жизнь как бытие в Боге и через Бога.
46
Исторические типы мировоззрения Для последователей другой мировой религии — ислама — воля, мудрость и любовь Всевышнего к людям выражают сокровенную сущность тех событий, которые составляют реальную ткань человеческой истории. Ислам пришел в арабский мир в середине 7 века и положил начало формированию мощной исламской цивилизации, что находится в тесном взаимодействии с цивилизацией восточноевропейской, развившейся под сильным воздействием православного христианства, и западноевропейской, религиозным проявлением которой служат католицизм и протестантизм. Следует обратить внимание на то, "что ислам формировался в тесном взаимодействии с различными течениями прежде всего восточного (православного) христианства, а потому взаимопонимание между православными и мусульманами в значительной мере облегчено. Так было на протяжении более чем тысячелетней истории нашей страны, ив наши дни можно видеть черты сходного отношения ко многим являениям жизни у представителей этих цивилизаций. Кризис, который переживает современный мири Запад, и Восток, несмотря на очевидные успехи науки и бурный прогресс в области материального производства, ставит перед человечеством новые проблемы, разрешение которых потребует объединений всех духовных сил. Преодолеть раскол между верующими и неверующими, между людьми различных вероисповеданий и между людьми, придерживающимися различных взглядов на желательное социальное устройство общества, — настоятельная необходимость нашего времени. (Бах­
тин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. Мс. Вера как Религия, в своей развитой форме, как на Западе,
приниип
таки иа
Востоке предлагает свои ответы на ми-
религиозного ровоззренческие вопросы людей в новых исто-
сознания рических условиях, когда старые мифы и языческие верования уже перестали удовлетворять массового человека. В сознании людей происходят глубокие перемены. У человека сформировалась способность к критическому взгляду на окружающую жизнь, способность к рефлексии и самоанализу. Религия как исторически новый тип мировоззрения не могла опираться на принцип прозрачности.
47
Философская пропедевтика Для того, чтобы истины религии могли быть убедительными, требовался существенно иной способ их обоснования. На смену прозрачности мифа приходит принцип веры Вера есть уверенность в томна что уповаешь, убеждение в том, чего не видел. Предмет веры не самоочевиден, носам акт веры делает его таковым. Вера выступает как психологический механизм приведения в соответствие религиозного мировоззрения и окружающей действительности. Истины религии не нуждаются нив эмпирическом, нив логическом обосновании, ибо по определению они даны свыше. Они либо принимаются сердцем, глубинной экзистенцией человека, либо не принимаются. Центральной задачей институализированной религии поэтому является "укрепление духа веры. Религия, согласно И. Канту, является познанием наших обязанностей в виде существенных законов любой свободной воли, которые, однако, должны рассматриваться как божественные заповеди. Переход от мифологии к религии занял целую историческую полосу, включая промежуточные формы. Так, уже в эпоху египетского Древнего царства в знаменитом "Мемфисском богословском трактате" (середина III тысячелетия дон. э) мы встречаем четко выраженную монотеистическую трактовку бога Птаха. К нему, как к единому началу, восходит все существующее — от других богов до червей. Но ив Египте, ив Месопотамии, ив других древних цивилизациях божественное понималось как имманентное боги были в природе. Египтяне видели в солнце все, что доступно человеку в его знании о Творце вавилоняне видели в нем бога Шамаша, вершителя справедливости. Принци-
48
Исторические типы мировоззрения
пиально иную картину мы наблюдаем в верованиях древних евреев эпохи псалмистов и пророков. Их бог не был в природе. Он был трансцендентен природе, знаменуя выход религиозного мировосприятия в сверхприродную реальность.
§ 4. Научное мировоззрение Говоря об исторических формах мировоззрения, нельзя обойти также науку Существует ли такой феномен, как "научное мировоззрение, и если да, то что оно означает И можно ли говорить о нем как о "самой верной, высшей форме миропонимания Прежде всего нужно иметь ввиду, что наука как духовное образование не ставит своей задачей производство мировоззренческого знания (в отличие от мифологии, философии и религии. Однако, исследуя разнообразные сферы реального мира, наука в силу самой логики научного познания неизбежно вырабатывает определенные мировоззренческие знания как побочный продукт В истории цивилизации нередко случалось так, что те или иные научные открытия, обобщения, выводы приобретали в духовной культуре людей мировоззренческую _ значимость. Например, создание в XVI—XVII вв. гелиоцентрической модели само по себе представляло собой специаль­
но-научную, сугубо астрономическую проблему. Вместе стем, в силу сложившейся мировоззренческой традиции (что видно на примере религиозных текстов, вопрос этот оказывался напрямую связанным с вопросом о месте человека в мире. В XIX в. такую же мировоззренческую остроту приобрела другая естественнонаучная проблема — происхождение жизни и человека на нашей планете. В нашем столетии мировоззренческую нагруженность имели многие открытия в физике, биологии, космологии, кибернетике, психологии. Глубокий метафизический интерес, далеко выходящий за пределы научных кругов, вызвали выво-
49
Философская пропедевтика •
ды теории относительности о релятивности пространства и времени, исследования "последних кирпичиков мироздания" в квантовой физике, теория Большого взрыва и "антропный принцип" в космологии. Большой резонанс в общественном сознании вызвали такие выдающиеся открытия, как открытие генетического кода, функциональной асимметрии правого иле вого мозга, дискуссии по проблемам моделирования интеллекта, изучение неординарных состояний сознания, вызываемых приемом психоделических препаратов или применением нефар­
макологических методов глубинной психотерапии. Ученый никогда не ставит перед собой задачу получить профессиональный ответ на ту или иную мироустроительную проблему. Это не входит в его компетенцию. Тем не менее научная практика и логика исследовательской деятельности так или иначе подводят ученых к необходимости выработки интегрального образа изучаемой реальности научной картины мира, возникающей в результате синтеза знаний, получаемых враз личных научных дисциплинах. Таким образом, наука, не занимаясь мировоззрением в целом, производит отдельные его блоки, такие, как картина мира и научный "образ человека. Для научного мировоззрения характерны следующие особенности рациональная обоснованность частичность
• неуниверсальность. Первая особенность вытекает из того, что научное мировоззрение является обобщением научных знаний Производство же последних осуществляется на основе принципа научной рациональности Указанный принцип регулирует специфические способы обоснования знания — эмпирические, логические, конвенциональные.
50

'Lit—- Исторические типы мировоззрения Эмпирическое обоснование опирается на фактуальную основу, оно связано с обращением к данным наблюдения, измерения, к экспериментальному контролю за получаемым знанием. Логическое обоснование есть выводимость по правилам логики одних знаний из других, истинность которых уже доказана. Конвенциональный аспект рациональности вытекает из условно принимаемых в данной научной теории исходных допущений и определений. Частичность научного мировоззрения обусловлена тем обстоятельством, что оно включает в себя не все элементы мировоззренческого сознания, а лишь некоторые, например, картину мира, но практически не предполагает смысложиз- ненной тематики. Что касается неуниверсальности, то речь идет о том, что никакая научная картина мира в принципе не может быть метафизической в том смысле, в каком этот термин употребляет Хайдеггер, те. быть моделью мира как целого, мира как Универсума Чаще всего мы имеем дело с естественнонаучной картиной мира, отражающей и обобщающей конкретный уровень развития естествознания. Становление Античная и средневековая наука, накапливая спе-
научной циальные знания, вообще не претендовала на картины выработку какой бы тони было модели Универ-
мира сума. Естественнонаучная картина мира как результат междисциплинарного синтеза появляется лишь в Новое время. Исторически первой ее формой была механистическая картина мира. Важно отметить, что в эпоху античности теоретическое знание было расколото на два существенно различных по своей структуре и содержанию слоя. Первый слой, (конкретное,
"рецептивное" знание, давший начало античной науке, был вплетен в практическую жизнь людей, служил интересам мореплавателя (астрономия, земледельца (геометрия, купца
51
Философская пропедевтика арифметика) и др. Второй слой знания по своим истокам носил чисто умозрительный характер. Аристотель называл такое знание учением о сущем, о всеобщих началах и причинах бытия В силу того, что сущностный уровень бытия непосредственно ненаблюдаем, он составляет "запредельный, умопос­
тигаемый мир. Поэтому опыт не может, как полагали древние философы, быть последней инстанцией для проверки всеобщих и высших истин. Только ум непосредственно созерцает высшие основоположения и непосредственно усматривает их истинность. Позднее этот слой знания был назван "метафизикой. В силу сказанного Античность знает только натурфилософскую модель мира. В эпоху Средневековья мир умопостигаемого оказался по преимуществу объектом мировоззренческого осмысления со стороны теологии. Центральная идея богословской метафизики — идея иерархической структуры мироздания. Теологи разрабатывали эту идею применительно к потребностям религиозного миропонимания. До тех пор, пока в истории цивилизации монопольное положение занимали мифология, философия и религия, а наука делала лишь первые шаги в своем становлении, господствовало убеждение, что объектом последней является прежде всего подлунный мира мир небес был той ареной, на которой научное знание признавалось недостаточным. Важнейшей особенностью ньютонианской научной революции XVII века явилось то, что она рискнула сделать объектом точного научного исследования "мир в целом ". Впервые наука заявила о своем праве изучать и адекватно постигать всеобщие принципы бытия и "всемирные" законы (как, скажем, закон всемирного тяготения. Дуализм наблюдаемого и умопостигаемого, подлунного и небесного, конечного и бесконечного преодолевается не на путях философского умозрения или богословских спекуляций, а на путях экспериментально контролируемых теоретических построений.
52

„— Исторические типы мировоззрения Лишь после того, как удалось, исходя из общей точки зрения, одними и теми же законами объяснить и небесные и земные явления, появилась возможность и необходимость первой естественнонаучной картины мира — картины мира ньютоновской физики с характерной для нее абсолютизацией законов механики" (С. Б. Крымский, В. И. Кузнецов. Мировоззренческие категории в современном естествознании. 1983, с. 124). Наука XVII в. вырабатывает модель объяснения природного целого, в основе которой лежала идея причинной обусловленности всех физических процессов главная цель познания — отыскание законов природы, при этом сам закон понимается как жестко фиксированное каузальное и однозначное соотношение явлений. Следует заметить, что этот образец объяснения постепенно стал переноситься в другие области, вплоть до биологической и социальной. Убежденные в рациональном и поддающемся количественному анализу устройстве природы, естествоиспытатели считали, что в мире нет ничего, что не могло бы стать объектом научного познания а все, что наука делает предметом своего анализа, в конечном счете может быть познано до конца, исчерпывающим образом ипритом исключительно научными средствами. Эта убежденность ученых составляла важнейший элемент научной рациональности классического естествознания. Использование методов и принципов конкретной науки в решении относимых раньше к "метафизике" проблем способствовали тому, что научные достижения XVII—XVIII вв. были быстро обобщены и организованы в стройную систему. В итоге завершивший ньютоновскую теорию П. Лаплас мог с гордостью утверждать, что его "система мира" не оставила нерешенной ни одной астрономической проблемы, а Ж. Лагранж с завистью отметил, что ученым дан всего один "Универсум" и И. Ньютон уже успел его объяснить. Выработка целостного взгляда на природу на базе механистических представлений и формирование соответствующей парадигмы классического естествознания явились
53
Философская пропедевтика гигантским скачком вперед, триумфом синтезирующей функции науки Здесь нужно, однако, обратить внимание на внутреннюю неоднородность и противоречивость методологических оснований формируовавшегося в ту эпоху естествознания. Очевидно, что по своей сущности ньютонианская программа выходила за рамки собственно механики и содержала в себе и естественнонаучные принципы и философские составляющие. Общие установки этой программы — исчерпывающая познаваемость реальности, объяснение природы из нее самой, требование "натурального" описания и отказ от "сверхприродных" причин, использование математического языка и обращение к эксперименту как "пробному камню" теории, имели направляющее и стимулирующее значение для развития естествознания, выходящее за рамки собственно механики и даже классической физики в целом. Вместе стем в ней были такие компоненты, которые на определенном этапе развития научной мысли достоинства превращали в недостатки, а именно — экстраполяция механистических представлений на всю природу отрицание многокачественности материи. В программе классического естествознания можно ретроспек­
тивно выделить три последовательных слоя. Первый слой связан с установками механицизма его узость и историческая ограниченность обнаружилась уже впервой половине XIX в. Второй слой — это установки физикалистского мировоззрения в целом последние исчерпали себя примерно к середине XX в. Что касается третьего слоя, тов данном случае речь идет о том специфическом типе научной рациональности, который ориентирует науку всецело на исследование реальности по образцу физической науки. Историческая ограниченность такого типа научной рациональности начинает осознаваться лишь в современную эпоху. (М. К. Трифонова. Современная научная революция, 1987, с. 24—25). В середине XIX в. на смену механицизму приходит электромагнитная картина мира. Революция в естествознании, начавшаяся на рубеже XIX—XX вв., предопределила появление новой неклассической картины мира, опирающейся на радикальные физические идеи теории относительности и квантовой механики. Современные представления о мировом целом
54

—-—• Исторические типы мировоззрения складываются в результате обобщения вероятностной модели, принципов инвариантности (включая различные законы сохранения, принципы относительности и симметрии) и др. Космос " и Существенным результатом эволюции научного мир мировоззренческого сознания стало изменение содержания понятий "космос" и "мир. Слово "космос" — греческого происхождения, оно означает порядок, стройность. Философы Древней Греции понимали мироздание как упорядоченную гармоничную систему, противопоставляя ей хаос, беспорядок. "Космос" для древних греков — источник красоты, гармонии в явлениях природы. Это точка зрения держалась очень долго. Даже Коперник считал, что орбиты планет должны быть окружностями, потому. что окружность красивее эллипса. Во второй половине XX века произошел огромный скачок в познании физической природы космических явлений. "Космос" перестал быть абстрактным понятием. Сейчас различают четыре уровня а ближний космос (околоземное пространство, включающее магнитосферу Земли. Эта область начала активно осваиваться приборами и непосредственно человеком в космических полетах б Солнечная система Солнце, планеты, их спутники, межпланетная среда. В XX веке — это сфера, где активно уточнялись параметры, размеры, динамика отдельных процессов. Можно сказать, что осваивает человек этот космос как дом с любопытством, осторожностью и надеждой. Сообщим для любознательных некоторые характеристики этого дома (думается, что в будущем веке он будет интересовать человечество еще больше. Масса Солнца —169 889 X 10 т, что в 332 946,04 раза больше массы Земли и составляет 99,866 % общей массы Солнечной системы. Температура в центре Солнца — 15 400 К, давление — 255 55
Философская пропедевтика
750 000 т/см
2
. Наш желтый карлик сжигает 4 млн. тонн водорода в секунду, поэтому примерно через 5 млрд. лет энергетические ресурсы Солнца будут исчерпаны. Расстояние от Солнца до Земли — 152 098 200 км в перигелии и
147 097 800 км в афелии. Средняя скорость движения Земли по своей орбите — 107 210 км/час. В Солнечной системе 9 планет, каждая их которых обозначается определенным символом (знать который неплохо хотя бы потому, что в современной культуре они постоянно фигурируют в модных сейчас астрологических прогнозах Самая большая планета — Юпитер, его масса приблизительно враз больше массы Земли самая маленькая и холодная — Плутон. Самая быстрая — Меркурий, его орбитальная скорость
172 248 км/час. Самая горячая (и самая близкая к Земле) — Венера. Температура на ее поверхности — С. Температура на поверхности Марса колеблется от 29,4° С до — СВ Солнечной системе около 2 млн. комет, самая известная — комета Галлея, о которой встречаются свидетельства уже в
467 г. дон. э. С тех пор она навещает Землю через каждые 76 лет. Ежегодно на Землю падает около 150 крупных метеоритов древнейший из них (Крахенбергский) имеет возраст на 70 млн. лет старше возраста Солнечной системы, а самый известный — святыня ислама в Каабе. в Галактика — звездная система, в которую входит и Солнце (одна из примерно 200 млрд. звезд, ее составляющих. Слово galaktikos (греч) означает "млечный, молочный. "Млечный путь" является частью т. и. "местной системы" галактик
56

Исторические типы мировоззрения вне нашей Галактики, как установила астрономия XX века, существует множество Галактик самых разнообразных форм и структуры. Совокупность Галактик всех типов, квазаров и межгалактической среды образует Метагалактику, или Вселенную. г Вселенная — вся окружающая нас часть материального мира, доступная наблюдению и содержащая различные типы объектов — от элементарных частиц, атомов и молекул до планет, звезд, скопления галактик, дисперсного вещества и физических полей. Важнейшими особенностями научной картины мира второй половины нашего столетия являются тенденции к принятию идей относительности и многомерности. В последние годы все большую привлекательность у ученых вызывают гипотезы о "многомерных мирах. В контексте современных космологических теорий Большого взрыва формируются принципиально новые представления о характере крупномасштабной структуры Вселенной, о ее ячеисто-сетчатой природе, о космическом плюрализме. Существенным результатом эволюции мировоззренческого сознания современной науки была релятивизация понятия "мир ". Сотни лет это понятие отождествлялось с предельно широкой категорией Универсума, те. со всей полнотой сущего, всего, что соотносится с объективной реальностью вообще. Современная релятивистская космология плотную подошла к разработке физически конечных хотя геометрически и неограниченных моделей Вселенной. Наука столкнулась с возможным фактом конечности мира как сточки зрения его пространственной замкнутости, таки сточки зрения времени его существования. Одновременно с этим вопросом возникла и другая проблема является ли наша Вселенная уникальной, единственной Важнейшим мировоззренческим следствием общей теории относительности явилось представление о том, что наша
57
Философская пропедевтика Вселенная является одним из бесконечного множества различных по своим свойствам миров. В этом случае Универсум охватывает все множество самозамкнутых миров-вселенных. Тем самым снимается парадоксальный вопрос что было, когда нашего мира не было (те. до момента Большого взрыва Чем один мир, Вселенная, может отличаться от другого с принципиальной точки зрения Прежде всего "сценарием его развития" после начала отсчета его физического времени, а также теми возможностями которые заложены данным сценарием. Наша Вселенная в момент Большого взрыва должна была иметь некоторые характеристики, например, значения фундаментальных констант, которые задают возможность ее усложнения. Какие же мировые константы определяют своеобразие нашей Вселенной Их пять е 1,6022 X 10" Именно эти исходные физические характеристики обеспечивают возможность такого развития нашего мира, которое приводит к возникновению жизни и разума. Как говорит изве-
58

Исторические типы мировоззрения
стный ученый Б. Картер, то, чего мы ждем от наблюдений, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей. В других мирах, при других сценариях эволюции, при других значениях мировых констант возникновение жизни и человека может быть в принципе исключено. Сам факт существования человека требует, чтобы Вселенная обладала такими свойствами, которые выделяют наш мир из множества других.
§ 5. Философское мировоззрение В чем же отличие философии как типа мировоззрения от других мировоззренческих систем Период становления философии приходится на особый, осевой момент в истории культурного самоопределения древних цивилизаций. Это было время, когда мировоззренческое знание, его истоки и глубинный смысл, издревле окруженные ореолом таинственности, стали объектом осмысления и рационального анализа со стороны вольных любителей мудрости. Этот процесс захватывает прежде всего древнегреческий мир. Резкое усиление торговых и культурных связей греческих городов-полисов с соседними, более древними цивилизациями — такими, как Египет порождало процесс взаимопроникновения культур, религиозных верований, мироустроительных систем, философских учений. Это неизбежно расшатывало целостность архаичного представления о мире. Все больше осознавалась условность, относительность и противоречивость старых мировоззренческих схем. Это была настоящая духовная революция. Речь шла непросто о замене одного мировоззрения другим, а о радикальном изменении самого отношения к мировоззрению как духовному образованию. Постепенно люди начинали осознавать принципиальную проблематичность, неуникальность этого феномена, его открытость для критического осмысления со стороны обычного человеческого рассудка.
59
Философская пропедевтика
h На место единого для всех миропонимания пришло множество различных, часто конкурировавших между собой моделей мира, нравственных устновок, религиозных учений и т. п. От мировоззрения как чего-то абсолютного, непререкаемого и единого люди перешли к новой культурной реальности — к факту множественности своих взглядов на мироустройство. Возникла новая духовная ситуация — ситуация смысложизенного поиска, свободного выбора и духовного самоопределения. Однако что же может служить основанием для мировоззренческого выбора Это — следование культурной традиции, вера или разумные доводы, те. культурно-исторические, психологические и гносеологические основания. Те, кто предпочел опираться на разумна рациональную аргументацию и стал называться философом. Из всех возможных способов обоснования мировоззрения по-настоящему убедительной и убеждающей философы принимали ситуацию, когда на суд разума выставляются все доводы, все основания и аргументы. Рациональность явилась, таким образом, и отправной точкой, и формой развития философии как феномена культуры. Философская рациональность как рази означает специфический способ приведения в действие механизмов мышления с целью беспристрастного, свободного от субъективизма рассмотрения проблемы Исторически философская рациональность формируется именно в условиях распада единого для архаического общества мировосприятия. Человек оказался в такой жизненной ситуации, когда возникла возможность, аза теми необходимость собственного выбора определенного взгляда на мир, выбора, который уже не был скован грузом традиций, тех или иных авторитетов, какими-либо принципами прежних религиозных верований. Ситуация свободного выбора требовала поиска каких-то объективных оснований. Такими основаниями не могли быть ни веление сердца, ни личные
60
Исторические типы мировоззрения или групповые интересы. В этом контексте единственными основаниями которые представлялись объективными, были доводы разума. Первым непосредственным следствием этого явился плюрализм философских систем. Там, где была философия, там возникала не только апелляция к логическим аргументам, но и интеллектуальная конфронтация, диалог, спор. От плюрализма мировоззрений как особенности культурного бытия эпохи через рациональность к плюрализму философских систем как следствию — такова была логика развития. Все дело в том, что интенсивный и многообразный опыт философствования уже на первом этапе становления философского сознания показал, что в вопросах мироустройства и духовного самоопределения человека рациональная аргументация сама по себе не ведет к выработке какого-либо единого миропонимания. Отмеченное выше обстоятельство следует рассматривать как фундаментальный факт для понимания самой природы философии как феномена культуры, с одной стороны, и понимания природы рациональности, с другой. Вхождение рациональности в древнегреческую культуру философию, искусство, науку и др) породило и такие любопытные явления мыследеятельности, как практика софистов — платных учителей мудрости. Известно, что сама по себе логика может быть использована для оперирования формальными доводами рассудка, когда разум спит. Мыслительная культура становится предметом коммерции, средством обогащения. Софисты стали учить искусству рационально убеждать так, чтобы люди могли воспользоваться приобретенными умениями не в интересах истины, а по соображениям личной выгоды. Философия Задача подлинной философии между тем рази dvxoe- будить разум как орудие бескорыстного поиска истины. Но чтобы разбудить разум, недостаточ-
НОСІУІЬ но только одних навыков логического мышления. Философия должна заняться преобразованием духовного склада человека пробуждением его совести Поэтому можно
61
Философская пропедевтика сказать, что для того, чтобы последовательно выстроить философский тип мировоззрения на рациональных основаниях, необходимо было выйти за пределы собственно рациональности к Истине, Благу и Красоте. Философия есть не сама мудрость, а бескорыстное стремление, любовь к ней. Разум как орган объективного мышления необходимо включает в себя не только логическую культуру, но и ценностные установки. Благо и Красота объединялись в древнегреческой культуре в категорию Прекрасного. Единство же разумного и прекрасного, Логоса и Космоса порождало то, что позднее получило название духовности. Таким образом духовность наряду с рациональностью и плюрализмом является третьим изначальным свойством всякого подлинного философствования. От человека религиозной духовности философ отличается тем, что он стремится к познанию истины не для достижения личной святости, а во имя самой истины он хочет исследовать вещи согласно их собственной природе, что раскрывается при свете разума. От мифопоэтического и художественного познания философия отличается тем, что она ищет отображение истины не в наглядных и конкретных формах, а в рационально обоснованных понятиях. Но философа нельзя назвать и ученым в собственном смысле этого слова, ибо выводы, к которым он приходит, являются не только результатом применения определенного рационального метода, но и плодом его философской интуиции, его стремления к прекрасному, его жизненного духовного опыта, склада его личности. Философ в подлинном значении этого понятия в истории культуры всегда являл собой глубокую неповторимую индивидуальность, исторически и социально значимую личность. Возникновение философского мировоззрения в Древнем мире знаменовало собой рождение нового типа духовности в истории культуры. В Древней Греции появление выдающихся философских имен, формирование различных философских
62
Исторические типы мировоззрения школ и направлений было одной из составных частей великого культурного переворота VIII—V вв. дон. э. Мировоззрение начинает ассоциироваться с человеческой мудростью, с бескорыстным поиском правды жизни, подлинности человеческого бытия. Мудрость не в том, чтобы много знать и безапелляционно судить обо всем. Она — в особом типе мышления и особом образе жизни. "Многознание говорит Гераклит,— не научает быть мудрым по его словам, мышление — великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь в природе, поступать с ней сообразно. Мудрость как сплав разума, добра и гармонии, как свободный поиск истины, как раскрытие, откровение, обнажение сущности вещей есть источники корень всякой философии. По мере своего становления философия — в силу своих объективных оснований — все больше заявляла о своей значимости и роли в оценке сущности исторического процесса и сущности самого человека как субъекта истории. Духовность философии, нацеленная на свободный поиск истины, непосредственно ведет к свободомыслию В живом потоке исторически развивашейся мировоззренческой культуры свободомыслие имело несколько сторон, прежде всего социокультурную и моральную. Социокультурный аспект заключается в том, что в какую бы историческую эпоху ни жил тот или иной философ, он занимается своим профессиональным делом не в культурном вакууме, а будучи погруженным в определенную систему социальных отношений, культурных традиций, религиозных верований и т. п. Стиль мыслительной культуры любой эпохи во многом определяется теми бессознательно закодированными в социальной памяти "ментальностями", которые наполняют своим специфическим смыслом общекультурные символы, мировоззренческие модели и категории. От философа требуется подлинное бесстрашие мысли, мощный заряд критицизма и
63
Философская пропедевтика самостоятельность творческого поиска, чтобы противостоять давлению господствующих мыслительных "клише" и схем интеллектуальной деятельности. Наконец моральная сторона свободомыслия проявляется в том, что философ ищет истину, не приспосабливаясь к существующим социальным, политическим или духовно-практиче­
ским установлениям. Свобода мысли — нравственный императив всякого подлинного философствования. А значит, отсюда вытекает необходимость личного мужества в отстаивании своих философских убеждений, какую бы цену за это ни пришлось заплатить. Приговоренному к смерти Сократу власти намекали на то, что он может бежать, чтобы спасти свою жизнь. Но это означало бы, что философ поставил ценность своей жизни выше философских убеждений. Сократ, как известно, предпочел чашу с ядом. Дж. Бруно за свои убеждения взошел на костер инквизиции. Б. Спиноза всю жизнь был гоним за свободомыслие как в религиозных, таки во всех других мировоззренческих вопросах. Это послужило причиной его смерти в расцвете творческих сил. Здесь показателен такой эпизод. В 1673 г. Спинозе главнокомандующим французской оккупационной армии принцем Конде была предложена от "его величества короля Франции" пожизненная пенсия, если он посвятит последнему что-либо из своих сочинений. Ответ голландского философа гласил "Я свои сочинения посвящаю только истине. Любое мировоззрение господствует, или, по крайней мере, успешно существует в социуме до тех пор, пока люди не обнаружат необъяснимый "зазор" между мировоззренческой моделью бытия и самим бытием. Поэтому то или иное мировоззрение сознательно или бессознательно вырабатывает механизмы "спрямления, максимального сближения картины мира с природной и социальной реальностью. Для мифологии таким механизмом бессознательно служил принцип прозрачности Религия вы Механизмы обоснования различных типов мировоззрения

Исторические типы мировоззрения двигает принцип веры Вера связана с истинами откровения, с богоданностью религиозного сознания. Человеческий разум — в силу своей конечной и субъективной природы — не может судить о содержании и критериях надежности истин откровения. Зазор, если он обнаруживается на уровне представлений рассудка, устраняется благодаря простому допущению, что высшее знание может быть и сверхразумным. Но этот тезис принимается на основе принципа веры а нерациональных рассуждений. Из принципа веры, таким образом, вытекает отрицание постулата об автономности и самодостаточности человеческого разума. Научное мировоззрение обосновывает свое соответствие реальности ссылкой на принцип научной рациональности на достоверность тех научных знаний, синтезом которых оно является. Тем не менее, поскольку научное мировоззрение есть результат обобщения то отсюда вытекает, что оно имеет меньшую степень обоснованности, чем само научное знание ведь любая экстраполяция, претендующая на универсальность, содержит в себе элемент гипотетичности, некий логически не прослеживаемый скачок мысли. И все жени один другой тип мировоззрения не имеет такой высокой степени правдоподобия, такой широкой фактуальной основы, такой обезоруживающей убедительности, как научное мировоззрение. Философское мировоззрение не претендует на абсолютную истину. Напротив, оно настаивает на относительности любых мироустроительных схем. Философия как бы с самого начала вызывает на себя огонь критики. Но она не боится этого огня, ибо убеждена, что из всех возможных способов построения мировоззрения философский способ наиболее достоверный. Философ подвергает сомнению мировоззренческие истины всех родов — религиозные, мифологические, научные, философские, он выносит их на суд разума, на суд исторического опыта, он вскрывает лежащие в их основе неявные предпосылки и ограничения. Он не хочет выпустить из виду ни одной возможности, ни одной тропинки, ведущей к истине.
65
Философская пропедевтика Он кабы говорит людям вот перед тобой вся человеческая мудрость, весь многовековой опыт духовных исканий человечества. Думай и выбирай, что тебе представляется наиболее убедительным. Я ни на чем не настаиваю, я только показываю логику реального поиска во всей ее сложности и многомерности. В результате такая истина оказывается полнее, чем, скажем, истина научная. Орудием ее отыскания служит принцип философской рациональности. Там, где кончается физика, не кончается проблема человеку, живущему в каждом ученом, необходима целостная истина. Перед нами открытое противостояние двух типов истин научной и философской. Первая точна, но недостаточна, вторая достаточна, но неточна. И получается, что эта неточная истина является более глубокой, и — не только потому, что ее предмет шире, но и как метод познания короче, менее точная философская истина более верна" (X. Ортега- и-Гассет. Что такое философия — Мс) Специфика философии как мировоззрения заключается в том, что она подытоживает основные результаты, достигнутые в сфере мировоззренческого сознания в каждую данную эпоху, одновременно выступая в качестве открывательницы и провоз­
вестницы новой исторической перспективы. Это позволяет судить о настоящем, с одной стороны, на основе отрефлексиро- ванного опыта прошлых поколений, с другой — сточки зрения будущего. Таким образом, философию, столь похожую на искусство своей эмоциональностью и страстностью, на науку — стремлением к доказательности, аргументированности и истинности яарелигию
— глубинным участием в судьбах людей и исторических процессах, отличает от первого постоянное стремление к рациональности от второй — чувственность и персо-
нифицированность, от третьей — стремление к тому, чтобы истины, ею высказываемые, воспринимались критическим разумом а не в контексте одной только веры.
66
Исторические типы мировоззрения
?
1. Основные отличия обыденного и мыслительного уровней мировоззрения. 2. Почему обыденного мировоззрения недостаточно для серьезного жизненного успеха 3. Какова роль мифологического мировоззрения в истории культуры 4. Назовите 9 муз — покровительниц искусства и наук. 5. Основные четыре черты мифологического мировоззрения — это ... (продолжить. 6. В чем сходство и различие мифологического и религиозного типов мировоззрения 7. Почему религиозное мировоззрение немыслимо без веры 8. Основные характеристики научного мировоззрения В чем его достоинства и недостатки 9. Чем отличаются между собой мифологическая, религиозная, научная и философская картины мира 10. В чем отличие научной и философской истины
I < . ! > * > : .
67
Философия — "живая душа культуры " Глава 3. Философия как форма духовной культуры и специфический тип знания
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


написать администратору сайта