Главная страница
Навигация по странице:

  • СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Источники на русском языке

  • 2.Литертура на русском языке 11.

  • Мелвиль М.

  • Исламский мир и еврейские общины в период Крестовых походов. Факультет гуманитарных и социальных наук кафедра всеобщей истории


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеФакультет гуманитарных и социальных наук кафедра всеобщей истории
    Дата16.12.2018
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИсламский мир и еврейские общины в период Крестовых походов.doc
    ТипДокументы
    #60470
    страница8 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Заключение.

    Крестовые походы – это военные экспедиции европейских католических ополчений на восток в 1096–1291 гг., провозгласившие своей целью освобождение христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман. Формальным поводом к началу походов послужили захват сельджуками в последней трети XI в. многих византийских владений в Малой Азии, а также сообщения из отвоеванного ими в 1071 г. у Фатимидов Иерусалима о притеснении христианских паломников мусульманами и о «злодеяниях евреев» против христиан.

    Призывы папы Урбана II и монаха Петра Амьенского на церковном соборе в Клермоне (27 ноября 1095 г.) к походу на мусульман не звали к насилию над евреями. Традиционный взгляд христиан на евреев как на виновников распятия Иисуса, а также социально-экономические причины, в самом начале 1-го крестового похода (1096–99) сделали евреев объектом нападений крестоносцев. Их первые отряды, собравшиеся в Руане (Франция, 1096), почти полностью истребили еврейскую общину, оставив в живых лишь немногих, согласившихся принять крещение. Напуганные этим, а также клятвой одного из главных руководителей похода, герцога Готфрида Бульонского, отомстить евреям за кровь Иисуса, общины Франции предупредили об опасности евреев прирейнских общин Германии. Император Генрих IV, которого глава еврейской общины Майнца, Калонимос бен Мешуллам ха-Парнас, уведомил об угрозах Готфрида Бульонского, приказал всем герцогам и епископам защищать евреев от крестоносцев. Готфрид Бульонский под давлением императора был вынужден отказаться от клятвы и, прибыв в Германию, даже обещал защиту общинам Кельна и Майнца, «подарившим» ему 500 серебряных марок. Петр Амьенский, войдя со своим отрядом в Трир (апрель 1096 г.), не вел антиеврейской агитации и ограничился взиманием с еврейской общины продовольствия для крестоносцев.

    Однако когда волны крестоносцев, в основном крестьяне и городская чернь, хлынули в Рейнскую область из Франции, Лотарингии и Германии, гражданским и церковным властям не удалось удержать их от бесчинств. Наименее дисциплинированное и более склонное к насилию простонародье подвергло в мае-июле 1096 г. общины прирейнской области жесточайшему разгрому. Особенной жестокостью отличались отряды, во главе которых стояли граф Эмихо фон Лейнинген в Германии и рыцарь Фолькмар во Франции. В Меце было убито 23 еврея, остальные приняли крещение. В Шпейере крестоносцы при поддержке части местных христиан убивали каждого еврея, отказавшегося принять крещение; большая часть евреев укрылась в синагоге. Епископ, взявший евреев под защиту, выслал против погромщиков своих воинов, а горожанам, участвовавшим в беспорядках, велел отрубить руки. Спасая евреев от дальнейших бесчинств, епископ укрыл их в своем замке. Евреи Вормса частью укрылись в замке епископа, частью остались в своих домах, отдав ценности на хранение соседям-христианам.

    Войдя в город, крестоносцы распустили слух об убийстве евреями христианина и спровоцировали погром. Лишь немногие евреи предпочли жизнь измене своей вере, большинство погибло от рук крестоносцев или покончило жизнь самоубийством. Евреи Майнца во главе с Калонимосом бен Мешулламом пытались дать отпор полкам крестоносцев, но, преданные воинами епископа, были частью перебиты, частью покончили с собой. Сам епископ был вынужден бежать из Майнца. В Кельне местные христиане спрятали евреев в своих домах, и крестоносцы довольствовались разгромом еврейского квартала и синагоги. Епископ тайно вывел евреев из города и спрятал их в принадлежавших ему окрестных деревнях, где через три недели евреи были обнаружены и частью перебиты, частью насильственно крещены.

    Продвигаясь на восток, летом 1096 г. крестоносцы разгромили еврейские общины между Рейном и Дунаем.

    Альберт из Аахена, один из христианских летописцев крестовых походов, видел в гибели крестоносцев, избивавших евреев, заслуженную кару Божью. Император Генрих IV, возмущенный опустошениями, произведенными крестоносцами, собрал в Майнце своих вассалов и вместе с ними принял торжественную присягу соблюдать «земский мир», одним из условий которого была защита жизни евреев (1103). Еще ранее (1097) он позволил всем насильственно крещеным евреям вернуться в иудаизм, хотя Климент III противился этому.

    Войдя в Палестину с севера, крестоносцы 7 июня 1099 г. осадили Иерусалим и 15 июля захватили его. Большинство боеспособного еврейского населения Иерусалима вместе с мусульманами пыталось противостоять отрядам Готфрида Бульонского, и после падения города, укрывшиеся в синагогах евреи были сожжены. Остальные были вырезаны или проданы в рабство. Крупные еврейские общины городов Рамла и Яффа были также разгромлены. Незатронутыми остались еврейские поселения в Галилее. На захваченных территориях крестоносцы образовали Иерусалимское королевство.

    Поводом ко 2-му крестовому походу (1147–49) явился захват в 1144 г. сельджуками Эдессы (ныне Урфа, Турция), которая с 1098 г. была центром Эдесского графства крестоносцев. Призывавшая к походу булла папы Евгения III освобождала участников похода от уплаты кредиторам процентов с долгов, а правители различных стран вовсе освободили крестоносцев от уплаты долгов евреям. Во Франции решительные действия короля Людовика VII (возглавлявшего поход вместе с германским королем Конрадом III) и проповеди церковного авторитета Бернара Клервоского оградили от бесчинств крестоносцев большинство еврейских общин страны. В Германии Конраду III, покровительствовавшему евреям, не удалось воспрепятствовать погромной агитации монаха Рудольфа, ходившего по стране с проповедью, что поход надо начать с крещения или истребления евреев. Евреи, платя феодальным властителям и епископам огромные суммы денег, получали возможность некоторое время укрываться в их замках. Конрад III предоставил евреям убежище в своих наследственных землях (Нюрнберг и др.), епископ Кельна отдал в их распоряжение крепость Волькенбург, в которой евреи защищались от крестоносцев с оружием в руках. По просьбе епископа Майнца Бернар Клервоский обнародовал послание с решительным осуждением погромной агитации Рудольфа, а в ноябре 1146 г. совершил поездку по прирейнским городам, проповедуя крестовые походы, но осуждая насилия над евреями. После того, как в августе 1147 г. крестоносцы ушли на восток, евреи вернулись в города; насильственно крещенные возвратились к иудаизму.

    На территории Палестины второй крестовый поход закончился завоеванием Ашкелона. Однако Биньямин из Туделы и Птахия из Регенсбурга (посетившие Иерусалимское королевство в 1160 и 1180 гг. соответственно) нашли благоустроенные еврейские общины в Ашкелоне. (Рамле, Кесарии, Тверии и Акко). В записках Иехуды Алхаризи говорится о процветающей общине в Иерусалиме, который он посетил в 1216 г.; видимо, не пострадавшие общины самаритян существовали в этот период в Шхеме, Ашкелоне и Кесарии.

    Во время третьего крестового похода (1189–92), вызванного завоеванием Иерусалима в 1187 Салах ад-Дином, император Фридрих I Барбаросса, возглавивший его, решительными мерами приостановил всяческие попытки насилия над евреями в Германии: евреи были укрыты в замках, убийство еврея наказывалось смертной казнью, ранение — отсечением руки. Епископы грозили погромщикам отлучением от церкви и запрещением участвовать в крестовых походах. За свое спасение евреи и на сей раз платили властям большие денежные суммы. Во Франции попытки короля Филиппа II Августа не допустить насилия над евреями не увенчались успехом: в ряде городов центральной Франции крестоносцы организовали избиение еврейского населения. Наибольшие бедствия обрушились на евреев Англии, не пострадавших во время первого и второго крестового похода и даже предоставивших в 1096 г. убежище французским евреям, бежавшим от бесчинств крестоносцев. 3 сентября 1189 г. крестоносцы, собравшиеся в Лондон на церемонию коронации короля Ричарда I Львиное Сердце, устроили погром в столице. Попытка короля остановить бесчинства не удалась: сановников, высланных им для увещевания погромщиков, прогнала толпа, и лишь трое из задержанных властями участников погрома были приговорены судом к наказанию, но не за насилия над евреями, а за поджог и грабеж домов христиан, соседствовавших с домами евреев. Из Лондона погромы быстро перекинулись на другие города страны. Были уничтожены еврейские общины Линна, Норвича, Стамфорда. В Линкольне и некоторых других городах евреи спаслись, получив убежище в королевских замках. После ухода короля в поход (начало 1190 г.) погромы повторились с большей силой. Самый большой погром произошел в Йорке. Сильно пострадала еврейская община Бери-Сент-Эдменса, где было убито 57 евреев.

    В 1196 г., незадолго до подготовки 4-го крестового похода (1201–1204), обошедшегося, по-видимому, без еврейских жертв, в Вене крестоносцы убили 16 евреев, за что двое из зачинщиков погрома были казнены герцогом Фридрихом I. Без пагубных последствий для евреев Европы прошли и 5–8-й крестовые походы(1217–21; 1228–29; 1249–54; 1270).

    Крестовые походы коренным образом изменили положение евреев в христианской Европе. Спор между иудаизмом и христианством утратил свой богословский характер. Сопутствовавшие крестовым походам резня и насилие, жестокостью превосходившие все несчастья, со времени возникновения христианства когда-либо обрушивавшиеся на евреев, выявили всю силу ненависти к евреям и их вере, все бессилие евреев, постоянно находившихся под угрозой, всю тщетность не всегда бескорыстных усилий пап и королей защитить их. В 12 в. была впервые высказана мысль о еврейском заговоре против христиан, и широкое распространение получил кровавый навет. Усилившийся религиозный фанатизм, усматривавший в евреях непримиримых врагов христианской веры, нашел выражение в усилении дискриминации и унижении евреев, достигших кульминации в законодательстве IV Латеранского (Вселенского) собора (1215).

    Крестовые походы нанесли тяжелый удар по экономическому положению евреев, с 13 в. утративших роль главного посредника в торговле Европы с Востоком, так как передвижение еврейских купцов по христианской Европе, на дорогах которой хозяйничали шайки крестоносцев, стало практически невозможным. Лишенные источников существования евреи были вынуждены в больших, чем до крестовых походов, масштабах обратиться к ростовщичеству. Ненавидимые христианской средой, замкнувшиеся в своих общинах евреи средневековой Европы нашли источники религиозного утешения и национальной гордости в памяти о сотнях общин, истребленных крестоносцами, и о многих тысячах жертв, загубленных или принявших мученическую смерть.

    Что же касается арабов, то они считали, что крестовые походы усугубили атмосферу нетерпимости той эпохи. В жестокости и кровопролитии крестоносцы подчас не уступали своим врагам; нам тоже было свойственно странное соединение фанатического благочестия с самыми низменными человеческими пороками. Действительно, трудно узнать веру Христову и в той религии, которую папы и их Соборы на протяжении двух столетий пытались снова насадить в месте ее возникновения, и в тех средствах, которыми они пытались это сделать.

    Средневековые арабы, свидетели первого крестоносного похода в конце 1090-х годов, поначалу не придали появлению франков большого значения. Им казалось, что это лишь очередное вторжение варваров или византийских наемников. Они не осознавали, что крестоносцы были движимы религиозными побуждениями, и кристаллизация основ нового движения представляла долгосрочную, «стратегическую» угрозу для ислама. Лишь один человек, аль-Сулами, уже в 1105 году написал трактат о Священной войне, в котором предупреждал, что разобщенность мусульман и их слабость - лучшие союзники крестоносцев и если мусульмане не начнут немедленно действовать, то франки вскоре захватят сирийские порты.

    Лишь постепенно, начиная с 1140 года, под влиянием таких лидеров, как Зенджи, Нур ад-Дина и Салах-ад-Дина, начала формироваться идеология и практика борьбы против крестоносцев. Этому способствовала и развернувшаяся пропаганда джихада - в стихах и прозе, - призывавшая мусульман к моральному обновлению. В течение почти двух столетий крестоносцы и мусульмане жили бок о бок в Сирии, однако это не привело к взаимному пониманию.

    Завоевательные походы, как мусульман, так и христианских паломников, в основном крестоносцев, создали ограниченный набор отрицательных стереотипов, на которых основывается, с одной стороны, пренебрежительное, усугубленное страхом и презрением, отношение христианского мира к средневековым мусульманам, с другой - мусульманский образ христиан. Память о крестовых походах сохранилась на Ближнем Востоке и окрашивает собою мусульманское восприятие Европы. Это память об агрессивной, отсталой, религиозно фанатичной стране.

    На первый взгляд арабский мир одержал блестящую победу. Если Запад пытался своими вторжениями сдержать натиск ислама, то результат получился совершенно обратным. Не только франкские государства Востока лишились за два века всех своих завоеваний, но и мусульмане столь окрепли, что смогли под знамёнами турок-оттоманов приступить к завоеванию самой Европы.

     Но так дело обстояло только на первый взгляд. Ибо с исторической точки зрения картина представляется иной. В эпоху крестовых походов арабский мир от Испании до Ирака ещё являлся в культурном и материальном отношении носителем наиболее передовой цивилизации на планете. Но затем центр мира решительным образом переместился на Запад. Явилось ли это следствием основополагающих причин? Можно ли утверждать, что крестовые походы стали началом взлёта Западной Европы?
              Чтобы избежать ошибки, к такому выводу следует подходить с осторожностью. Арабы ещё до крестовых походов страдали определёнными «слабостями», которые присутствие франков высветило и, возможно, усугубило, но ни в коей мере не породило.

    Народ Пророка в IX веке утратил контроль над своей судьбой. Его правители были практически все иноземцами. К моменту появления франков они уже топтались на месте, довольствуясь прошлыми достижениями.

    Другой «слабостью» арабов, несомненно, связанной с первой, была их неспособность создавать стабильные государственные образования. Франки с момента их появления на Востоке преуспели в создании подлинных государств.

    В итоге для Западной Европы эпоха крестовых походов была началом подлинной революции, и экономической и культурной, то на Востоке эти священные войны закончились долгими веками упадка и отчуждения. Атакованный со всех сторон, мусульманский мир ополчился сам на себя. Он стал боязливым, оборонительным, нетерпимым, бесплодным, причём это положение ухудшалось по мере того, как продолжалась эволюция, от которой мир ислама чувствовал себя отстранённым.

    Будучи одновременно поражён и напуган этими франками, которые были известны как варвары, которые были побеждены, но которые затем сумели стать хозяевами Земли. Арабский же мир никак не может отважиться признать крестовые походы всего лишь простым эпизодом минувшей истории. Часто приходится удивляться тому, до какой степени отношение арабов и в целом мусульман к Западу остаётся и поныне под воздействием событий, которые, как полагают, закончились семь веков назад.


    СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Источники на русском языке
    1.Ибн Джубайр. Путешествие.Бейрут.(www.vostlit.info).

    2.Усама ибн Мункыз. Китаб аль-Итибар (Книга назидания).Принстон, 1930.

    3.Ибн аль-Асир. Аль Камил фи тарих (красота в истории). Каир.1963.

    4.שלמה בן שמעון (Solomon ben Simon) из Майнца. (www.vostlit.info).

    5.Вениамин Тудельский. «Три еврейских путешественника». М. Мосты культуры. 2004. С.

    6.Иегуда Галеви у Грейгера. (www.vostlit.info).

    7. Гийом Тирский. «История деяний в заморских землях». (www.vostlit.info).

    8.Элиазар б.- Натан в «קונטרם גזרת תת''נו»(сокращенное). (www.vostlit.info).

    9. Автор неизвестен. Трактат «Море драгоценных добродетелей».

    (www.vostlit.info).

    10. Коран./ Перевод и комментарии. И.Ю. Крачковского. М., 1998.


    2.Литертура на русском языке
    11. Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. – М.1984. С.116

    12. Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке.- М., 2004

    13. Вага Ф.Тамплиеры. История и легенды.- М,- 2007

    14. Гретц Г. История евреев от расцвета Еврейско-испанской культуры до смерти Маймонида 1027-1205 гг. Т.7.1906г.

    15.Демурже А. Жизнь и смерть ордена тамплиеров. 1120—1314. - СПб.,2008.

    16.Доманин А. Крестовые походы. Под сенью креста. М. 2005.

    17. Дубнов С. История евреев в Европе от начала их поселения до конца 18 века: в 4 т. 1936- Т.1 Средние века до конца крестовых походов.- М.: Мосты культуры, 2003

    18.Заборов М.А Крестовые походы. М., 1956

    19. Заборов М. Историография крестовых походов (XV-XIX вв.). М., 1971

    20. Заборов М. Крестоносцы на Востоке. М., 1980

    21. Ирвин Р. Ислам и крестовые походы 1096-1699.- М,- 1996.

    22. Кац Я. «Евреи в средневековой Европе». Иерусалим: Библиотека-Алия.

    1992г.

    23. Легман Дж, Ли Г. Ч. История тамплиеров. - М., 2001

    24. Ле Гофф Ж.. Цивилизация Средневекового Запада. М., 1992.

    25..Медников Н.. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. Приложения 2(3). СПб., 1897

    26. Мелвиль М. История ордена тамплиеров.- СПБ., 2000.

    27. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1966.

    28. Мишо Г. История крестовых походов.- М., 2001.

    29. Очерки истории арабской культуры 5- 15 вв. Материалы и исследования. М., 1982.

    30. Паркер Э.. Крестовые походы. Каир, 1960.

    31. Пуччи Дж. Орден храма.- М., 2007

    32. Райли-Смита Дж. История крестовых походов. М. 1998

    33. Рид, П.П. Тамлиеры. - М., 2007

    34. Тюменев А. Евреи в древности и в средние века. Пб., 1922.

    35. История евреев «От Авраама до современности». 1998.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта