Главная страница
Навигация по странице:

  • §2. Положение евреев при Алморавидах и Альмохадах.

  • Исламский мир и еврейские общины в период Крестовых походов. Факультет гуманитарных и социальных наук кафедра всеобщей истории


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеФакультет гуманитарных и социальных наук кафедра всеобщей истории
    Дата16.12.2018
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИсламский мир и еврейские общины в период Крестовых походов.doc
    ТипДокументы
    #60470
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Глава 2. Положение евреев в Европе и на Святой земле в период Крестовых походов.
    §1.Положение еврейского населения в Европе к началу эпохи крестовых походов.
    К концу одиннадцатого столетия началась на новой арене борьба между христианством и исламом, между Европой и Азией, проложившая новые пути для всемирной истории и открыла в истории евреев кровавую страницу. Жалобы Петра Амьенского на негативное обращение с христианскими богомольцами в Иерусалиме, нашедшие особый отклик на церковном соборе в Клермоне, подстрекали многочисленных людей к крестовому походу. Политика завладела всем этим для достижения мелких целей в пределах своего узкого кругозора. Наступило время гонения, выпавшего главным образом на долю германских евреев, которым вновь представилась возможность своей кровью доказать истинность своей веры.

    Историки, утверждают, что сами германские евреи были отчасти виновниками тех бедствий, которые на них свалились, поэтому они возбуждали против себя ненависть окружающих своим торгашеством и ростовщичеством, к которым они были вынуждены прибегать, в виду запрещения им владеть недвижимой собственностью. Еписком Рюдигер дал шпейерским евреям право собственной юрисдикции, и их синагогальный представитель или раввин мог, как и местный бургомистр, своей властью разрешать судебные процессы. Евреи имели право владеть рабами и нанимать христианских кормилиц и слуг, вопреки церковному закону и воле папы, Григория VII. Им разрешалось также продавать христианам мясо, которое было запрещено употреблять в пищу по еврейским законом. Однако для их защиты ой дападения людей другой веры, Рюдигер отвел им особую часть города, окруженную каменной стеной, которую они сами могли укрепить и защищать. Таким образом, они имели также право носить оружие. Все эти привилегии, взамен которых евреи были обязаны ежегодно платить 3 фунта золота, по шпейерским законам, были утверждены за ними документально на все грядущие времена. Рюдигер замечает в своей грамоте, что он дарует евреям такие законы, которых нет, не в одном немецком городе. Император, Генрих IV, утвердил все эти привилегии, и добавил к ним еще некоторые постановления. Им запрещалось принуждать крепостных людей к принятию христианства, под страхом штрафа в размере 12 фунтов62 золота в пользу императорской казны, в случае добровольного желания еврея креститься, ему должен был быть предоставлен трехдневный срок для размышления, чтобы он не делал поспешных выводов. Эта грамота пожалована Генрихом IV шпейерским евреям 19-го февраля 1090 г. Шесть лет спустя она была нарушена армией крестоносцев, которые вели священную войну, горожане же и рыцари не имели вражды к евреям. Некий мистик вычислил, «что к концу 256-го лунного цикла, между 4856 и 4864 годами (1096-1104) сын Давида появиться и поведет рассеянных сынов Иуды в обетованную землю»63.

    Но, вместо того, чтобы услышать звуки пророческого избавления, они увидели надвигающуюся толпу крестоносцев: «Евреи распяли нашего Спасителя; пусть же они обратятся к нему или погибнут»64. Первая армия крестоносцев, из которых одна была под предводительством Петра Амьенского с его восьмью рыцарями, а другая под предводительством пресвитера Готшалка, не принесли никому особенных бедствий, армия одинаково грабила и евреев, и христиан. Но следующие войска, состоявшие из французских, английских, лотарингских и фландрских рыцарей, начали свое святое дело с убийств и грабежей евреев, за недостатком мусульман. Эти христиане были призваны на священную войну, им были прощены все их грехи, как прошедшие, так и будущие. Каждый из них считался неприкосновенным. Один монах проронил в эту толпу мысль, что евреев надо принудить к принятию христианства, по его словам, на могиле Христа найдена записка, в которой говориться, что это обязанность всех правоверных. Эта мысль показалась крестоносцам понятной и они восприняли ее должным образом.. Ведь евреи такие же неверные, как и сарацины, все они заклятые враги христианства! Крестовый поход может сейчас же открыться, если начать дело с евреев. В Руане крестоносцы гнали евреев в церковь и, приставив о мечи к их телам, заставляли их выбирать между смертью и крещением. Подобные же действия они совершали и в других городах на своем пути с запада на восток по направлению к Рейну. Особенно трагический характер приняли преследования евреев на немецких землях. Отряд, устремившийся из Франции и Фландрии в Германию, шел под предводительством французского рыцаря, по прозвищу Вильгельм Плотник. Дух, которым были пронизаны спутники Вильгельма, характеризуется одной деталью: «впереди их шел гусь и несколько коз, которые, по их убеждению, были проникнуты духом Божьим и укажут им дорогу в Иерусалим»65.

    Когда евреи прирейнских мест услышали о приближении Вильгельма, они обратились с молитвой к Богу своих отцов. При одном лишь известии о приближении отряда, на трирскую общину напал такой страх, что многие сами стали резать своих детей и самих себя. Женщины и девушки нагружали себя камнями и бросались в Мозель, из опасения, что убийцы заставят их креститься или обесчестят. Сохранилось имя одной из этих мучениц, Эсоири, дочери представителя общины, Хизкии. Остальные члены общины умоляли о помощи епископа Эгилберта, но этот князь, не желавший помогать евреям и обвинивший их в ереси, ответил: « Теперь, жалкие, против вас восстали грехи ваши, что вы отвергаете Сына Божья и Богоматерь. Креститесь, тогда я дам вам мир и мирное пользование вашим имуществом. Если же вы будете упорствовать, то вместе с жизнью погибнут и души ваши»66. Тогда евреи собрались на совет, и по предложению одного из своих ученых, Михи, решили принять, хотя для виду, христианство. Миха сказал затем епископу: « Ты прав, для нас гораздо лучше принять христианство, чем изо дня в день подвергать стольким опасностям имущество и жизнь. Скажи нам скорее, во что мы должны уверовать, и окажи нам, покровительство, чтобы мы избавились от тех, которые ожидают нас за дверью, чтобы удавить нас»67. Священник быстро прочел догмы католического вероисповедания, которые повторили евреи, и приступил к обряду крещения. Миха получил имя68 епископа. Эта победа, которую христианство праздновало над еврейской общиной в Трире, недолго продолжалась.

    Затем отряд устремилась к Шпейеру, где еврейская община еще недавно получила от епископа и императора защитную грамоту. Крестоносцы вступили в город в субботу и первым делом потащили десять евреев в церковь, чтобы крестить их под угрозой смерти. Но евреи не хотели креститься и были убиты. Одна из женщин, опасаясь потерять в руках крестоносцев свою честь и достоинство, лишила сама себя жизни69. Остальные евреи скрылись: одна часть во дворец Иогансена, другая в замок императора. Иогансен был против крещения, он выступил против рыцарей-Христа, сами евреи стойко защищали свою жизнь, и никто из них больше не пал жертвой, свирепой толпы христиан. Иогансен даже велел схватить нескольких крестоносцев и казнить их. Они распространили слух, что он подкуплен евреями. При таких обстоятельствах, что христианство вселило в евреев полное отвращение к себе, так что они не только противились крещению, считали уже себя оскверненными, в тот момент, когда хотя бы одна капля употребляемой при крещении воды, попала на них.

    «Почитание реликвий и образов, отсутствие чувства в церковном богослужении, поведение главы церкви, разрешившего народам нарушение священной присяги и подстрекавшего их к цареубийству, невоздержанная, безнравственная жизнь духовенства, глупое, полное невежества мировоззрение масс, зверства крестоносцев - все это напоминало евреям скорее тех идолопоклонников, которыми гнушается св. Писание, чем людей, признающих Бога святого»70.

    Крестоносцы, напавшие на Шпейерскую общину, по-видимому, не были многочисленны, и потому их атака могла быть отражена. Лишь через четырнадцать дней еще большее число крестоносцев, «волков пустыни»71, как их называет современный им еврейский летописец, направилось в Вормс. Епископ Алебранд не мог или не хотел оказывать евреям помощи. Но часть особо богатых и знатных он все-таки приютил у себя во дворце, остальные были брошены на произвол судьбы, обороняясь, но уступив в превосходстве сил, пали под ударами христиан со словами: «Господь Бог наш един»72! Только не многие дали насильно себя крестить, остальные сами решали себя жизни. Матери убивали своих детей. Крестоносцы разрушили дома евреев, разграбили их имущество и расправились со священными Писаниями, найденными ими в синагогах и домах. Через семь дней очередь дошла и до тех, которые нашли приют во дворце епископа, это произошло потому, что крестоносцы напали на Алебранда и требовали выдачи евреев, либо потому, что Алебранд сам дал приют евреям, чтобы потом склонить их к крещению. Он вдруг сказал им, что не может дальше их содержать, если они не согласятся креститься. Самые знатные попросили время, которое им предоставил епископ, для короткого совещания. Перед дворцом ждали крестоносцы, чтобы направить евреев в церковь или на смерть, но, когда срок времени истек, и епископ велел открыть дверь, он нашел евреев, которые ценной собственной жизни, отказались принимать чуждую им религию. Только не многие спасли свою жизнь, притворно приняв христианство. Один юноша, Симха Коген, которого крестоносцы решили отца, Маар Исаака, и семи братьев, не хотел расставаться с жизнью, не отомстив. Он дал себя вести в церковь и в тот момент, когда он должен был принять христианские таинства, он извлек запрятанный нож и пронзил им племянника епископа, он был, тут же убит крестоносцами в этой церкви. Только крестоносцы оставили город, еврейские мученики Вормса были похоронены своими единоверцами, причем гробовщики насчитали около восемьсот трупов, около 140 семей, между ними сыновей и учеников Исаака Галеви. Община, которая впоследствии образовалась, чтит память этих мучеников или святых, которые боролись за истинность своей веры.

    На следующий день отряд крестоносцев вступил в Майнц.

    Современный летописец, Соломон бен-Симон из Майнца, дает следующее описание, происходящих событий, в своем родном городе:

    « В третий день Сивана, некогда святой день очищения для Израиля пред синайским откровением, когда наш учитель Моисей сказал: «Будьте готовы через три дня», выдвинулись чистые и святые души из общины Майнца и удостоились приобщиться к Богу… В полдень пришел злодей Эмихо, ненавистник иудеев, о всем своим войском, и горожане открыли ему ворота. Враги Божии говорили друг другу: «смотрите, ворота открыты, теперь отомстим за кровь Распятого»73. «Когда увидели сына священного завета эту несметную толпу, они надели щиты и привязали к поясу оружие, и во главе их – парнас Каломинос бен-Мешулам. Но от многих бедствий и постов они так ослабели, что не могли противостоять врагам... Во внутреннем дворе дома епископа вооруженные евреи подошли к воротам, чтобы сразиться с бродягами (крестоносцами) и горожанами, и бой завязался у ворот, но за грехи наши одолели враги. Они вошли во двор. Когда увидели сына святого завета, что учасшених решена, они возопили все, старые и молодые, девушки, дети, слуги и служанки, к Отцу своему небесному, оплакивая свою жизнь и оправдывая суд Божий. Они говорили друг другу: «Будемте сильны, чтобы вынести то, что на нас Святой верой… Сейчас убьют нас враги, но ведь меч – легчайший из четырех родов казни, зато души наши уцелеют для вечного светлого рая. Благо тому, кто погибнет за имя Единого и Вечного: он на том свете будет сидеть в одной обители с праведниками рабби Акивой и его товарищами, погибшими за имя Его…»74 «Тогда все Тепричали: «Теперь ждать нечего. Враги приближаются. Принесем себя скорее в жертву Богу. У кого есть нож, пусть осмотрит его, нет ли в нем щербины, и пусть зарежет нас во имя святости Единого и Вечного, а потом, пусть самому себе перережет горло или воткнет нож в живот…»75.

    Когда враги вошли во двор, они увидели, как эти благочестивцы с рабби Исааком бен-Моше, окутанные в талеса с кистями, сидят во дворе. Он вытянул шею, и ему первому отрубили голову, а прочие сидели, готовые исполнить волю своего Творца. Так женщины набрались мужества и зарезали своих сыновей и дочерей, а потом и самих себя. Мужья зарезали жен и детей. Девушки, невесты и женихи смотрели через окна и громко кричали: « Смотри, Боже, что мы делаем ради Твоего святого имени!»…76.

    Вслед за Майнцем дошла очередь до Кельна, древнейшего места поселения евреев в Германии. Кельнские евреи умоляли местного епископа и мещан о защите. Из сострадания многие христианские жители Кельна скрывали в своих домах соседей-евреев. Когда толпа крестоносцев в праздник Шавуот (30 мая) ворвалась в еврейские дома, она обнаружила их пустыми и радовалась тому, что разрушила эти дома и синагогу и уничтожила найденные там священные книги. Для охраны евреев на ближайшее время кельнский епископ, Герман III, тайно вывел многих из города и дал им приют в принадлежащих ему семи окрестных местечках и деревнях. Три недели находились евреи во владениях епископа, проводя время в молитвах, но «врата милосердия были закрыты»77. Крестоносцы нашли несчастных в их убежищах. В местечках Нейсе, Верлингофене и Ксантене были перебиты или насильственно крещены.

    Спасенные в дни Пасхи, при прохождении отряда Петра Амьенского, евреи Трира дождались своей участи спустя два месяца. Евреи попросили трирского архиепископа Эгильберта дать им приют в укрепленном замке. Еписком пытался удержать крестоносцев от убийств, но этим только навлек их гнев на себя. Воины Христа грозили убить своего пастыря, если он не выдаст им евреев. Эгильберт объявил евреям, что он не может больше их защищать, и советовал им принять крещение. Евреи ответили, что крещения они принимать не будут : « Если бы у каждого из нас было десять душ, мы бы их все отдали во имя Единства Божия и не допустили бы, чтобы враги нас осквернили»78. Когда крестоносцы ворвались в замок, все скрывавшиеся в нем исповедовались перед Богом и готовились к смерти. Насильственные массовые крещения были и в большой общине Меца.

    В Регенсбурге (Бавария) всю еврейскую общину крестили оригинальным способом: крестоносцы и горожане загнали евреев в Дунай и, положив на поверхность реки крест, погрузили всех в воду. После ухода крестоносцев, конечно, все они вернулись в свою религию. В течение мая, июня и июля 1096 года («от Ияра до Тамуза») крестоносцы убивали и грабили между Рейном и Дунаем. В Богемию они вторглись в то время, когда князь Врастислав был занят войной с Польшей, воинам-Христа никто не мог помешать. Евреи Праги и других городов насильственно крестились, а те, кто сопротивлялся, были убиты. Просьба пражского епископа Козьмы прекратить насилия оказались безуспешными.

    Каковыми же были последствия для евреев в период первого крестового похода. С одной стороны, крещение евреев проходило в насильственной форме: их убивали, грабили, а также сжигали Священные писания и книги. Это навязывание своей христианской религии, людям, которые в свое время уже достаточно давно верят в своего истинного единого бога, конечно же, только вызывало у еврейского населения Германии, да и других стран, лишь отвращение и ненависть к христианству.

    С другой стороны, некоторые евреи обладали хитростью, и просто делали вид, что принимают христианство.

    Еще хуже дела обстояли у иерусалимских евреев. Когда крестоносцы, под предводительством Готфрида Бульонского, преодолевшие большие трудности, взяли священный город штурмом и устроили массовое убийство мусульман, они согнали в одну синагогу евреев, раввинистов79 и караимов80 вместе, зажгли ее, и все находившиеся в ней нашли мучительную смерть. «Одиннадцатое столетие кончилось для сынов Иакова столь же кровавым образом, как и началось»81.

    В 1141-42 г. в Палестине правили в то время христианские короли и князья, родственник Готфрида Бульонского, они разрешили жить евреям в Святой земле и даже в ее столице, ставшей христианской. В это время путешествовал по этим землям Иегуда Галеви, он описывал, «что в это время страна не испытывала неприятностей войны, так как неизнеженные пуланы, новое поколение поселившихся в Палестине христиан, любили покой, который они покупали за какую угодно цену у враждебных эмиров. Евреи пользовались также почетом при малых дворах христианских правителей в Палестине, и один епископ даже жаловался на то, что последние, находясь под влиянием своих жен, охотнее доверяли себя еврейским, самарянским и сарацинским врачам, чем христианским»82. Иегуда Галеви, по-видимому, очень хотел достичь своей цели и все-таки побывал в Иерусалиме, хотя он был там и короткое время, но христианское население священного города сильно притесняло его и сделало для него неприятным пребывание в Святом Граде. На это указывает одно из его стихотворений, где в средних строфах заключается жалоба:

    «Глаз мой стремился узреть блеск Твой,

    Но, как будто недостойный того,

    Я мог ступить лишь на порог Твоего храма.

    И мне пришлось испытать горе своего народа,

    Я странствую без приюта,

    И не желаю служить другому богу»83.

    Иегуда Галеви был идеальным воплощением израильского народа, старающегося мысленно и художественно изобразить себя в своем прошлом и будущем.

    В целом подводя итоги, можно сказать, что ужасный удар, нанесенный еврейству первым крестовым походом, оставил по себе глубокие следы. Пропасть между еврейскими и христианским обществом углубилась. Крест стал символом ужаса для тех, для которых его носители были убийцами тела и души.

    §2. Положение евреев при Алморавидах и Альмохадах.

    В южной Испании, где процветала культура, господствовали в первой половине двенадцатого столетия Алморавиды (ал-Мурабитун)). При них евреи жили в совершенной безопасности. Только один раз алморавидский повелитель правоверных, Йусуф ибн-Ташуфин, подумал принудить евреев своих владений принять ислам. Однажды проезжая через Луцену, где он увидел многочисленную еврейскую общину, которая, благодаря Алфаси, была лучше, чем другие общины в его владениях. Он велел позвать ее представителей и объявил им следующее: «Я читал в книге одного магометанского теолога, что Магомет даровал евреям свободу вероисповедания, если ожидаемый ими Мессия придет в течение одного полутысячелетия, если же не объявиться до 500 года хиджры, то евреи должны беспрекословно признать Магомета последним пророком и принять ислам. На это условие евреи согласились, так как теперь срок этот почти истек, то он, повелитель правоверных, требует, чтобы они исполнили условие, иначе он лишит их оказываемого им до сих пор покровительства и объявит их вне закона»84. Но он отказался от своего намерения, благодаря собранными луценскими евреями суммы денег и мудрому визирю, Абдаллаху ибн-Али

    При втором алморавидском повелителе, Али, евреев даже уважали, некоторым из них было доверено собирание подушной подати как с еврейского, так и христианского населения, другие же получили почетные должности при его дворе. Один еврей, врач и поэт, Абу Аййуб Соломон ибн Алмалем из Севильи, был долго лейб-медиком и носил титул князя и визиря. О его стихотворениях один критик выразился: «Они делали немых говорящими и слепых зрячими»85. Высокое положение при дворе Али занимал также врач, Абу-л-Хасан Авраам ибн Меир ибн. Камниал из Сарагосы, также носивший титул визиря. Величайшие поэты того времени славили его в стихах за его благородство и щедрость: « Вельможа, находясь на земле, стремящийся к звездам, летит молнией творить милосердие, когда другие идут ползком, доступ к его щедротам открыты для своих и чужих, своим имуществом спасает от казни и поддерживает близких к смерти»86. Титул визиря носил также Абу Исхак ибн Мохагар. Высоко оценивается современниками также князь Саломо ибн Фарусал. Он, как надо полагать, состоял на службе у одного христианского князя, был послан им ко двору в Мурсии. Незадолго перед сражением у Уклеса, где мусульманское войско опять одержало решительную победу на христианским, он был убит. Высокую должность занимал при магометанском повелителе писатель-астроном, Авраам ибн Хия Албаргелони, он был чем то вроде министра полиции и также носил титул «князя». За свои познания, в астрономии его ценили князья, он вел споры с учеными и духовными лицами, доказывал им праведность еврейской календарной системы и опровергал их возражения. Авраам б.- Хия составил четыре сочинения по астрономии, а также по теории и практике календаря, причем он принимал во внимание также календари христиан, магометан, сирийцев, персов и коптов. В это время на территории Испании не было никакого притеснения еврейского населения, напротив оно занимало важнейшие места при династии Альморавидов.

    Положение ухудшилось в середине ХII века, когда из Африки явились истинные сторонники ислама87, Альмохады. Последователи «махди», или пророка-реформатора из Марокко, Мухаммеда ибн-Тумарта, эти «исповедники единства»88 («ал- Муваххидун») стремились одновременно к двум целям: установлению чистой догмы единобожия среди мусульман и единства веры в мусульманских владениях, то есть к насильственному обращению иноверцев. Огнем и мечом насаждали они такое «единства веры» в Марокко и других областях Африки, где были разрушены старые еврейские общины, одни бежали, другие притворно признавали Мухаммеда пророком. Вытеснив Альморавидов из Африки, Альмохады под предводительством Абд ал-Мумина устремилась в Испанию. В тот самый год, когда франко-германские крестоносцы направились в Азию, африканские сторонники ислама взяли Севилью(1147), а затем Кордову(1148), где разрушили все синагоги. Были разгромлены также общины Лусены, Малаги и других городов Андалузии. Под угрозой смерти многие евреи принимали для вида мусульманскую веру с тем, чтобы при первой возможности отречься от нее. Но большинство еврейского населения спасалось бегством.

    О размерах бедствия, причиненного еврейским общинам Испании нашествием Альмохадов, дает яркое представление поэтическая элегия, которую написал великий писатель того времени Авраам ибн Эзра, (Элегия « Aha jarad ale sfarad»):

    «Увы, на Испанию обрушилось страшное бедствие с неба,

    Мы плакать должны о Магребе, где руки у всех опустились.

    Плачут очи над Лусеной, где ютилась замкнуто «гола» (диаспора),

    Община честных и правых, до лета тысяча семьдеся.

    Грозный день настал – и рассеян народ, и община стала вдовой,

    Без Торы, без Мишны, Талмуда, без прежней духовной красы…

    Дом молитв и славословий превращен в позорный храм,

    И враждебной рукою порван свиток священных писаний…

    Я волосы рву, слезы горькие лью над пленом Севильи прекрасной.

    Над гордою знатью, над ее мудрецами, над пленными сынами

    И нежными дочерьми, что отданы в веру чужую…

    Как заброшена Кордова, город мудрых и могучих!

    А в Хеэне, в Альмерии нет единого еврея.

    В Майорке и в Малаге не осталося приюта

    Для ограбленных евреев, для побитых, разоренных…

    Плачет нация, гонимая и теснимая рабыней,

    И трепещет, и все молит: Бог, воззри с небес!»89

    Масса людей из разгромленных общин юга потянулась на север, направляясь главным образом в Кастилию, где христианские правители хорошо относились к евреям, как союзникам в борьбе с мусульманами, но это был весьма нехарактерный случай.

    Еврейский летописец Авраам ибн-Дауд, очевидец этих событий, рассказывает:

    « Восставшие в царстве филистимлян пришли из-за моря в Испанию после того, как они не оставили Израилю ни одного гнезда, от Танжера до Ал-Махдии. То же они хотели сделать во всех мусульманских владениях Испании, но Бог услышал здесь вопль Израиля. Ибо, когда мятежники пришы о чтобы отвлечь евреев от их Бога, все чтущие слово Божие убегали, спасая свою душу. Одни отдались в руки сынам Эдома, дабы те их увели из мусульманской страны, другие убегают нагие и босые, разбивая ноги по темным горам, и дети их просят хлеба, которого никто им не дает. Однако тот, который всегда подготавливает лекарство до наступления болезни, внушил королю Альфонсу VII назначить раввина-сановника Иегуду ибн-Эзру начальником Калатравы, этого города-убежище, через который проходили изгнанники. Рабби Иегуда освобождал пленных, кормил голодающих, поил жаждущих, одевал нагих и заботился обо всех нуждающихся, пока они не прибыли в область Толедо»90.

    Во время нашествия Альмохадов бывали также случаи вооруженного сопротивления им со стороны евреев. Еврейские жители Гранады соединились с восставшими мусульманами и христианами для освобождения города от завоевателей. Во главе восставших евреев стоял некий Ибн-Дахри. Но это сопротивление не было успешным, и евреи, вероятно, поплатились за свою смелость.

    Так завершилось знаменательное передвижение еврейского центра в Испании: с юга на север, из мусульманских владений в христианские – Кастилию, Арагон, Наварру.

    Подводя итог можно с одной стороны сказать, что при Алморавидах не было никакого притеснения евреев, здесь, следует обратить внимание на положение евреев в обществе, все они практически носили титул визиря и князя, а также были выдающимися умами того времени, недаром этот период в Испании считается одним из самых культурно развитым периодом. Здесь и развитие поэзии, и астрономии, и врачебного дела и многое другое. Что касается, положения дел при Альмохадах, то здесь также как и в Европе идет притеснение евреев, возможно это зависело как раз от того, что в это время первый натиск на евреев прошел, по аналогичному сценарию, он проходил и на территории Испании, только в качестве насаждения новой религии выступал – ислам.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта