Уроки 54–55. Основная мысль в сочинении по картине (Ф. П. Решетников «Опять двойка») Цель деятельности учителя
| Обучать написанию сочинения с грамматическим заданием, отрабатывать умение правильно писать
| Тип урока
| Урок развития речи
| Планируемые образовательные резуль-
таты
| Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «тема», «основная мысль», «художественные средства»; уметь составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины, раскрывать основную мысль.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
| методы и формы обучения
| Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
| Образовательные ресурсы
| http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html
http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects
http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
| Оборудование
| Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
| Наглядно-демонстрационный материал
| Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
| Основные понятия
| Диалог, монолог
| Организационная структура (сценарий) урока Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения
| Деятельность учителя
| Осуществляемая деятельность обучающихся
| Формы организации взаимодей-
ствия
| Формируемые умения (универсальные учебные действия)
| Промежуточный контроль
| 1. Актуализация и пробное учебное действие
| Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Словесно-иллюстративный рассказ о художнике с элементами беседы по содержанию картины
| – Сегодня мы с вами на уроке вновь работаем по картине и познакомимся с художником Федором Павловичем Решетниковым. А картина, по которой вы будете писать сочинение, очень интересна тем, что на месте ее главного героя может оказаться любой из вас.
Сообщение обучающегося о художнике.
Родился Федор Павлович Решетников в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.
Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.
В 1926 г. Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей – всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными летчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвященных Арктике.
В годы Великой Отечественной войны Решетников был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Известные картины художника: «Нарушитель», «За мир», «За уроками», «Прибыл на каникулы», «Переэкзаменовка», «Достали языка», «Опять двойка!».
– Еще в юности, бывая в Третьяковской галерее, художник задерживался у картины В. Е. Маковского «Свидание с сыном» (на доске – репродукция картины). Он не мог без волнения смотреть на голодного, оборванного мальчика, с жадностью жующего калач, принесенный матерью. Наверное, именно в эти минуты и зародилась тема детства в творчестве Решетникова. Полотна художник создает для детей, дети и становятся главными героями его картин.
На доске: репродукции картин, главными героями которых стали дети: «Прибыл на каникулы»(1948 г.), «Опять двойка» (1952 г.), « Достали языка» (1943 г.), «За мир» (1950 г.).
Этимологическая страничка:
Картина (от русского «карта») – произведение живописи в красках.
Репродукция (лат.) – воспроизведенный посредством печати рисунок или картина.
– Обратите внимание на выражение лиц героев. Художник умеет точно передать мысли и чувства, переживания и настроение героев.
Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году.
Сообщение обучающегося об истории создания картины «Опять двойка».
Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятерки, а двойки приносит в портфеле этот ученик. Сейчас картина «Опять двойка» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей перед ней всегда много, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает. А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: «Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвертого «двоечника» и с трудом узнал его: он вырос, окреп, закончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе»
| Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера выска зывания
| Групповая
| Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
| Устные ответы
| 2. Выявление места и причины затруднения
| Эвристическая беседа, чтение творческих
работ
| Проверка домашнего задания.
Ученики читают свои придуманные истории, выявляют самые оригинальные, нелепые; оценивают.
Слово учителя.
Чтение письма Ф. П. Решетникова.
Дорогие ребята!
Мне известно, что на одном из ваших уроков вы будете обсуждать содержание картины «Опять двойка!».
Мне очень приятно, что мой творческий труд заслуживает вашего внимания, и поэтому хочется для вас еще многое сделать (в меру своих сил и возможностей, конечно).
Вообще обсуждение художественных произведений принесет вам большую пользу для развития вашего кругозора. Вы будете в дальнейшем лучше и свободней разбираться в искусстве.
Да и нам, художникам, интереснее создавать произведения для тех, кто в них заинтересован, кто правильно понимает. Поэтому я желал бы, чтобы вы провели обсуждение картины «Опять двойка» – на пятерку! Желаю вам здоровья и больших успехов в учебе!
Ф. Решетников
| Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы
| Групповая, индивидуальная
| Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
| Вопросы для уточнения информации
| 3. Целеполагание и постро-ение проекта выхода
из затруднения
| Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Беседа по вопросам.
Анализ содержания картины
| – Что объясняет нам название картины?
– Чем вам понравилась картина?
– В каком жанре она написана? (Картина написана в бытовом жанре.)
– Как художник показал, что главный герой картины – ученик? (Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него.)
– Определите возраст ученика. (Мальчику примерно 10–11 лет.)
– Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? (Мальчик одет в школьную форму, на нем пальто на вырост с меховым воротником, на ногах новые блестящие галоши. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаз на своих родных.)
– Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины подтверждает, что это его не первая двойка.
– О чем говорит его «бывалый» портфель? (В руках мальчик держит потертый, рваный портфель. Зимой он служит ему санками, а летом – футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, поэтому портфель перевязан длинной бечевкой. Из него вместо учебников торчат коньки.)
– Какова обстановка квартиры, изображенной на картине? Как живут ее герои? (Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о них, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, у героя картины новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед.)
– Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упреком смотрит на сына. Сколько проблем у матери, да еще сын ее подводит. Вот как он отплатил ей за ее заботу о нем и любовь!)
– Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде и посмеивается над двоечником.)
– Что выражают взгляд и поза сестры? Как она учится? (Сестра смотрит на своего брата с осуждением, укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится на «отлично». Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, непотрепанный, как у мальчика.)
– Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к мальчику, положив лапы ему на грудь. Для нее возвращение хозяина домой – всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака любит своего друга.)
– Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть.
В комнате мы видим обеденный стол, левее – письменный стол с настольной лампой; на стене в другой комнате висит географическая карта. Прилежность сестры и трудолюбие мамы должны быть примером для мальчика.)
– Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки.)
– Какими художественными средствами автор ее выразил? (Средствами живописи. Он расположил героев так, чтобы каждый, находясь на своем месте, был хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.)
– Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины/сочетание различных цветов? (Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушенные, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а об обычном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто болотного цвета на мальчике и т. д. Представим эту картину без красок. Мы бы, конечно, поняли, что происходит в комнате, но характеристики действующих лиц побледнели бы, исчезло бы настроение напряженности – картина потеряла бы свою выразительность.)
дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся
| Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания
| Фронтальная, индивидуальная
| Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
| Устные ответы. Вопросы для уточнения информации
| 4. Пра-ктическая деятель-ность
| Анализ языковых единиц, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление плана сочинения
| Словарная работа.
1. Записать словосочетания, объяснить орфограммы:
потертый портфель, поношенное пальто, длинная бечевка, детский велосипед, любимая собачка, голубовато-серые стены, простенький коврик, хохолок на макушке, темная косынка, смотрит с укоризной.
2. Работа над деформированными предложениями:
Держит, руках, портфель, в, потертый, мальчик, рваный.
Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.
3. Работа со словами, записанными на доске:
печаль, грусть, тоска, скорбь, огорчение, беспокойство, неприятность, беда, горе, несчастье.
– Распределите данные слова-синонимы на две группы. В чем разница между словами?
– Подберите слова-антонимы для характеристики сестры и мальчика.
Составление плана.
1) История создания картины.
2) Главный герой картины (внешность, поза, портфель).
3) Осуждающий взгляд матери.
4) Взгляд и поза сестры.
5) Собака – верный друг мальчика.
6) Основная мысль картины.
7) Мое отношение к картине
| Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над заданием
| Фронтальная,
индивидуальная
| Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника, рабочих тетрадей.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки;
осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач,умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
| Вопросы для уточнения информации
| 5. Первичное закрепление. 6. Самостоятельная работа
| Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная
работа
| Составление устного рассказа по картине.
Опрос 2–3 учеников.
На втором уроке обучающиеся пишут сочинение (образцы сочинений см. в Приложении к уроку)
| Отвечают на вопросы, выполняют упражнения.
Пишут сочинения
| Индивидуальная
| Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
| Устные ответы.
Письмен-ные работы
| 7. Включение в систему знаний и повторение
| Обобщение
полученных
на уроке сведений, оценивание
| Проверка письменных работ
| Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний
| Индивидуальная, групповая
| Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
| Оценивание работы обучающихся на уроке
| |