Главная страница
Навигация по странице:

  • Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин РЕФЕРАТ

  • Ульяновск . Содержание Введение

  • Заключение

  • Глава 1. Биография Ницше и его философская концепция. 1.1. Биография Ницше.

  • 1.2. Философская концепция Ницше.

  • 2. Влияние Ницше на культуру XIX века 2.1 Философия

  • 2.2 Литература.

  • Список литературы.

  • Роль Ф. Ницше в развитии общественной мысли и культуры XIX века. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ульяновское высшее авиационное училище гражданкской авиации


    Скачать 72 Kb.
    НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ульяновское высшее авиационное училище гражданкской авиации
    АнкорРоль Ф. Ницше в развитии общественной мысли и культуры XIX века
    Дата03.10.2019
    Размер72 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаref-654540.doc
    ТипБиография
    #88493

    МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ

    ГРАЖДАНКСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)»

    Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

    РЕФЕРАТ

    Роль Ф. Ницше в развитии общественной мысли и культуры XIX века

    Составитель: .

    .

    Руководитель: .

    .

    Оценка:
    Подпись руководителя реферата

    Ульяновск .

    Содержание
    Введение .........................................................................................2
    1. Биография Ницше и его философская концепция...................3
    1.1 Биография Ницше ....................................................................3
    1.2 Филосовская концепция Ницше..............................................8
    2. Влияние Ницше на формирование культуры XIX века.........10
    2.1 Философия ...............................................................................10
    2.2 Литература ...............................................................................13
    Заключение ...................................................................................15
    Список литературы ....................................................................16

    Введение.
    Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) - австрийский мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества.Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и, впоследствии, отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенным в афористической манере, сочинения Ницше не поддаётся однозначной интерпретации и вызывает много разногласий.

    Личность и творчество Ницше оказали огромное влияние на европейских мыслителей XIX века. Именно поэтому анализ последствий деятельности австрийского философа является актуальной темой для реферата.

    Цель данной работы — выявление, структурирование и систематизация изменений, произошедших в мировой культуре в связи с творчеством Ф. Ницше и его ролью в развитии общественной мысли и культуры XIX века.

    Глава 1. Биография Ницше и его философская концепция.
    1.1. Биография Ницше.

    Фридрих Вильгельм Ницше, первый сын священника, лютеранского пастора Карла Людвига Ницше и Франциски Ницше, родился 15 октября в местечке Рёккен у Лютцена, Германия. День рождения совпал с Днем рождения короля – Фридриха Вильгельма IV, поэтому мальчик был назван в его честь. Ницше рос в глубоко верующей семье, и вера составляла основу его мироощущения в детские годы.

    В 1846 году появилась на свет сестра Элизабет, в 1849 - брат Людвиг Иозеф. Тогда же - смерть отца после года безумия и изнурительных страданий. 4 января 1850 года умирает маленький брат от нервного припадка. Трагизм пережитых дней надолго остается в сознании Ницше. Переезд семьи в Наумбург. Первые пробы стихотворчества и музыкальных композиций. Ницше пользуется престижем у товарищей по гимназии, учится игре на рояле. Однажды, за 12 дней он пишет историю своего детства.

    Ницше начинает вести личный дневник. Основывает совместно с друзьями детства В. Пиндером и Г. Кругом музыкально-литературный союз «Германия» . Ницше переживает сильное желание стать музыкантом вопреки осуществлявшейся им подготовке к гуманитарной научной деятельности. Любимыми авторами Ницше были Шиллер, Байрон, Гёльдерин, в особенности последний.

    В 1861 году через Г. Круга происходит его первое знакомство с вагнеровской музыкой. С 1862 года Ницше начинает мучиться регулярными головными болями, не мешающими, однако, усиленным занятиям в школе и в свободное время.

    В середине октября 1862 года Ницше покидает Наумбург и отправляется в боннский университет. Изучение теологии и филологии. 1864 год – вступление в студенческую корпорацию «Франкония», непонимание и разрыв с университетскими друзьями. «Бегство» из Бонна.

    Летом острое ревматическое заболевание. Осенью переезжает продолжать обучение филологии в Лейпцигский университет. Первое и сопровождающееся внутренними потрясениями чтение Шопенгауэра, которого он даже называет отцом. «Три вещи служат мне отдохновением: мой Шопенгауэр, шумановская музыка, наконец, одинокие прогулки».

    9 октября призывается на военную службу в конное подразделение полка полевой артиллерии в Наумбурге. В марте освобождается от воинской службы из-за сильной травмы, полученной при неудачном прыжке на коня. 8 ноября вечером в Лейпциге в доме ориенталиста Г. Брокгауза, женатого на сестре Вагнера, первая встреча с Рихардом Вагнером. «Долгий разговор о Шопенгауэре: ах, ты поймёшь это, каким наслаждением было для меня слушать его, с неописуемой теплотой говорящего о Шопенгауэре, чем он ему обязан и что это единственный философ, постигший сущность музыки» (Эрвину Роде, 9 ноября). Вагнер просит Ницше посещать его для взаимных занятий музыкой и философией. Частые встречи с Вагнером перерастают в дружбу.

    13 февраля решением базельской университетской комиссии 24-летний Ницше утверждается в должности профессора классической филологии Базельского университета и преподавателем греческого языка в старших классах Педагогиума: без предварительной защиты кандидатской и докторской диссертаций. 17 апреля освобождается от прусского подданства: отныне и впредь лишён всякого гражданства.

    15 июля — франко-прусская война. Ницше подаёт заявление с просьбой об отпуске и предоставлении ему возможности отправиться на фронт, «в качестве солдата или санитара»; нейтральная Швейцария разрешает ему только второе. Тяжелейшие потрясения от фронтовых впечатлений. Он почувствовал себя слитым воедино со своим народом, переживая недолгое увлечение патриотизмом. 7 сентября, сопровождая транспорт раненых в Карлсруэ, заражается дизентерией и дифтеритом; неделя кризиса в Эрлангенском госпитале между жизнью и смертью (безнадёжность состояния такова, что вызывают священника). Война сильно подорвала духовное и физическое здоровье Ницше: к нему уже никогда не возвращались ни спокойный сон, ни уравновешенное самочувствие. К концу октября, не оправившись полностью от болезни, Ницше возвращается в Базель и приступает к лекциям.

    Резкое и уже периодически повторяющееся всю жизнь ухудшение здоровья, связанное с непомерной преподавательской нагрузкой. Отчуждение от филологии, связанное с неприятием филологическими кругами вышедшей в свет «Рождения трагедии». Резкое ухудшение зрения, вплоть до невозможности самому писать. Напряжение в отношениях с Вагнером – начало разрыва их отношений. К концу года резкое ухудшение здоровья. В начале 1876 года - освобождение по болезни от преподавания в университете. Из письма к Э. Роде от 18 февраля: «Мои головные боли усиливаются от лекций, я не могу ни читать, ни писать».

    В конце октября отъезд в Сорренто (Италия). Встреча с Рихардом и Козимой Вагнер.В первых числах сентября Ницше возвращается в Базель и с октября возобновляет лекции. В конце апреля 1878 года - выход в свет «Человеческого, слишком человеческого». У Вагнера книгу не приняли. В августовском номере «Байрейтских листков» статья Вагнера «Публика и популярность», содержащая резкие нападки на Ницше. Осенью резкое ухудшение здоровья; уже в который раз подтверждается очевидный факт – состояние здоровья Ницше напрямую связано с его душевным состоянием, которое в свою очередь сильно зависело от признания его творчества.

    С начала 1879 года почти каждодневные приступы болезни, сопровождающиеся непрерывной рвотой. Кратковременное и безуспешное лечение в Женеве. «Человеческое, слишком человеческое» постигает почти всеобщее неприятие [4]. 2 мая обращается с просьбой об отставке с профессорской должности в Базельском университете по состоянию здоровья. Прощание с Базелем и начало скитальческой жизни.

    В декабре выход в свет «Странника и его тени». Резкое ухудшение здоровья, это был тяжелейший для него год, в таком же возрасте умер его отец. Ницше уже готовился к смерти. К концу октября распространяются слухи о его смерти. «На мне лежит тяжкое-тяжкое бремя. За истекший год у меня было 118 тяжёлых приступов»,- пишет он сестре 29 декабря. Тем не менее Ницше остался жить.

    10 февраля 1880 года Ницше выезжает из Наумбурга в Рива дель Гарда, где встречается с П. Гастом. В середине марта отправляется с Гастом в Венецию, которая сразу очаровала его. Работа над «Утренней зарёй», которую Ницше называет работой выздоравливающего.

    Некоторое улучшение состояния. 29 марта 1882 года Ницше отплывает на парусном торговом судне из Генуи в Мессину, где остаётся до 20 апреля, после приезжает в Рим, где знакомится с Лу фон Саломэ, дочерью петербургского генерала и почитательницей книг Ницше, как впрочем всего экстравагантного. Отказ Лу на предложение Ницше выйти за него замуж. В последних числах августа выход в свет «Весёлой науки».

    Знакомство Лу фон Саломэ с Элизабет Ницше; ужас сестры перед «совершенной аморальностью» подруги брата, в которой она увидела «персонифицированную философию» своего брата. С этого момента начинается мучительное и некрасивое развитие отношений между сестрой, братом и Лу фон Саломэ, что в итоге приводит Ницше к мыслям о самоубийстве, разрыву с Лу. Как закономерный результат – резкое ухудшение здоровья.

    1885 год — написан «Так говорил Заратустра».С 10 апреля по 6 июня в Венеции с П. Гастом. «Единственное место, где мне постоянно было хорошо и приятно…» [5]

    В мае-июне 1886 года—тщетные переговоры с издателями об издании «По ту сторону добра и зла» и вынужденное решение издать книгу за свой счёт.

    По рассказам туринских знакомых Ницше, в последние дни 1888 года он, как и всегда, совершал свои одинокие прогулки, часто бывал в библиотеке, где читал новые книги, купить которые ему не хватало средств, покупал фрукты. Его домовладелец, Давид Фино, сообщал о многочасовых фортепианных импровизациях своего постояльца по вечерам.

    3 января 1889. Апоплексический удар на улице и окончательное помрачение. Рассылка безумных почтовых открыток до 7 января. 5 января большое письмо к Я. Буркхардту, настолько встревожившее последнего, что он вынужден поделиться этой тревогой с Ф. Овербеком. Овербек, и сам получивший 7 января аналогичное письмо, консультируется с базельским психиатром Л. Вилли и вечером того же дня выезжает в Турин. 9 января с помощью немецкого дантиста Мишера, живущего в Турине, он вывозит Ницше в Базель. 10 января больного помещают в психиатрической клинике. 17 января мать с двумя сопровождающими отвозит больного сына в психиатрическую клинику йенского университета. Безумие Ницше очевидно и бесспорно, однако природа этого безумия до сих пор является загадкой.

    21 января визит П. Гаста, улучшение состояния Ницше, надежда на выздоровление. И великолепная музыка в его исполнении на фортепиано. Музыка, так и не покинувшая его, в отличие от разума. 13 мая, надеясь на скорое выздоровление, мать перевозит больного сына к себе в Наумбург на домашнее попечение («под расписку»).

    С согласия матери и после переговоров с издателем К. Г. Науманом П. Гаст подготавливает первое полное собрание сочинений Ницше и избранных отрывков из наследия.

    Резкое ухудшение состояния. В феврале 1894 года - основание Архива Ницше. Весной 1895 года во время краткого отсутствия матери художник Курт Стёвинг делает по просьбе сестры несколько портретов тяжелобольного Ницше; портреты выставляются в Лейпциге и Берлине.

    20 апреля 1897 года— смерть матери. Незадолго до этого сестра перевозит больного Ницше в Веймар.

    25 августа 1900 года в полдень: смерть Фридриха Ницше в Веймаре.
    1.2. Философская концепция Ницше.

    В творчестве и судьбе Ницше отразился кризисный характер переходной эпохи на рубеже XIX – XX столетия, выразившийся в утрате веры в разум, разочаровании и пессимизме. В философской эволюции Ницше можно выделить следующие основные этапы:

    1. Романтизм молодого Ницше, когда он целиком находится под влиянием идей Шопенгауэра и Вагнера.

    2. Этап «позитивизма», связанный с разочарованием в Вагнере и резким разрывом с идеалом художника: Ницше обращает свой взор к «положительным» наукам – естествознанию, математике, истории, экономике.

    3. Период зрелого Ницше, проникнутый идеей «воли к власти».

    Главной работой раннего Ницше является «Рождение трагедии, или эллиниство и пессимизм». Основой книги становится противоположность аполлонического (оптимистического) и дионисического (трагического) начал, через развитие которых прослеживается вся история человечества. Есть в книге, однако, и второй ракурс – это проблема современной науки и разума, который уже в этой, ранней, работе рассматривается как опасная, подрывающая и подменяющая жизнь сила. Только искусство является полнокровным воплощением и проявлением подлинной жизни, стихийным, ничем не определяемым, кроме воли художника, жизненным процессом. Современная же культура, по Ницше, оказалась глубоко враждебной жизни, так как опиралась на искусственно-схематичный разум, глубоко чуждый инстинктивной в ее основе жизни. Исходя из такого понимания генезиса культуры, Ницше строит затем всю свою последующую культурологию.

    Фридрих Ницше проповедует имморализм и возвращение к первозданной свободе, единение с природой посредством освобождения инстинктов из-под гнета морали и норм общественного порядка - идею Вечного Возвращения.

    «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» - центральное произведение Ф. Ницше, своеобразное «священное писание» ницшеанства. Форма притчи ннапоминает евангельские проповеди Иисуса Христа. Нарочито подхватывая стилистику Евангелия, Ницше утверждает принципы, зачастую абсолютно противоположные христианству. Основу ницшеанского «евангелия будущего» составляет идея сверхчеловека (нового типа человека, превосходящего современных людей по своим морально-интеллектуальным качествам) как назначение человеческой жизни, признание в качестве основного принципа жизни воли к власти и метафизика вечного возвращения того же самого.

    Ницше считал, что «человек есть нечто, что должно превзойти», «человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью», а «сверхчеловек — смысл земли» [3]. Сверхчеловек – это прежде всего творец самого себя, обладающей сильной, стремительной, «длинной волей». К числу направленных вовне составляющих его идеала Ницше относит умение жертвовать собой, великодушие и непреодолимую жажду деятельной любви, честность, храбрость, твердость, героизм – все то, что по его мнению, позволит сверхчеловеку придать свой смысл всему на этом свете.

    Сверхчеловек — это итог самопознания личности, ее идеал.

    Книга «Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей» задумывалась Ф. Ницше как фундаментальный философский труд, систематизирующий положения его учения, но, к сожалению, Ницше так и не удалось оформить разрозненные фрагменты в целостное произведение.

    Основой и стержнем зрелого ницшеанства стала концепция волюнтаризма, сделавшая главным принципом бытия и объяснения мироздания «волю к власти». Антисистематичность как характерная черта мировоззрения Ницше, сводится у него не к простому отказу от притязаний на целостность теоретического охвата реальности, а, скорее, к формированию очень своеобразного типа метафизики, носящего во многом прикладной характер, поскольку в основе процесса создания этой метафизики лежит все та же, титаническая интенция к утверждению жизни и жажда «мощных людей», которая пронизывает все его творчество. «Воля к власти» - это единственный принцип всего происходящего, то, что лежит в основе всего. Все процессы, как физические, так и духовные, Ницше стремится представить как различные модификации этой идеи. Споря с Дарвиным, утверждавшим в качестве основного двигателя жизни борьбу за существование, Ницше провозглашает новый лозунг: «Жизнь есть воля к власти» [2]. Именно под влиянием этого стремления к счастью человек, по Ницше, определенным образом интерпретирует окружающий его мир.
    2. Влияние Ницше на культуру XIX века
    2.1 Философия

    В своё время Ницше писал: "Величайшее из новых событий - что "Бог умер"… слишком ещё велико, слишком недоступно восприятию большинства, чтобы и сами слухи о нём можно было считать дошедшими …"; "Я пришёл слишком рано … мой час ещё не пробил. Это чудовищное событие ёще в пути и идёт к нам - весть о нём не дошла до человеческих ушей" [4]. В самом деле, исторически современный и одновременно столь несовпадающий по основному настроению со своим "несвоевременным" мыслителем, XIX век - век оптимизма и надежд на светлое будущее, безграничной веры в прогресс и силы человеческого разума - оказался "не имеющим уши" дабы услышать провозвестие. Необычность слов "Бог умер", выбивающихся из пространства "борьбы и единства" позиций ортодоксальных христиан и "ортодоксальных" атеистов, предполагающих некий новый взгляд на Бога, на соотношение Бога и истории не была увидена. В них захотели разглядеть лишь личное мнение мыслителя в вопросе религии, списав странность ницшевских слов на специфику стиля или адресовав нарождающемуся безумию философа.

    Никто иной, как Ницше ещё в XIX веке предсказал "длительное изобилие обвалов, разрушений, погибелей, крахов…", ожидающих европейскую культуру. "Устрашающую картину современного мира, которую все с тех пор без устали повторяют, первым нарисовал Ницше: крушение культуры - образование подменяется пустым знанием; душевная субстанциальность - вселенским лицедейством жизни "понарошку"; скука заглушается наркотиками всех видов и острыми ощущениями; всякий живой духовный росток подавляется шумом и грохотом иллюзорного духа; все говорят, но никто никого не слышит; все разлагается в потоке слов; все пробалтывается и предается. Никто иной, как Ницше показал пустыню, в которой идут сумасшедшие гонки за прибылью; показал смысл машины и механизации труда; смысл нарождающегося явления - массы" - пишет в своёй работе "Ницше и христианство" К. Ясперс.

    Однако Ницше не только и не столько описывал различные будущее кризисные состояния, ожидающие европейскую культуру, - его сознание было захвачено, в первую очередь, тем главным, судьбоносным событием, произошедшим, по его мнению, в глубине истории Запада, проявлениями и эпифеноменами которого и являются все предсказанные им "обвалы, разрушения, погибели, крахи" - это событие "смерти Бога". Соответственно в сферу внимания философов-экзистенциалистов, обращавшихся к творчеству мыслителя в поисках ответов на вопросы поставленных пред ними современностью, попадает концепт "смерти Бога", в которой они стремятся увидеть источник средоточения происходящих вокруг них перемен. Таким образом, меняется само отношение к словам "Бог мертв": "Христианские критики Ницше не правы утверждая, будто он вынашивал план убийства Бога. Он нашел его уже мертвым в душе своего времени" ; "он поставил диагноз и себе, и другим" ; "Ницше не мысль формулирует, он сообщает факт, ставит диагноз современной действительности" [8]. Благодаря кризису культуры открывается тот смысл, который вкладывал в слова "Бог мёртв" их создатель, вовсе не собственное безверие хотел подчеркнуть их автор и не провозглашал несуществование Бога. Любая попытка соотнести эти слова с "классическим" атеизмом уже промахивается мимо их аутентичного смысла, Ницше пытается говорить о глубинной ситуации эпохи - из мира исчезает божественное присутствие, Бог и "горизонт" сверхсущего утратили свою жизненную силу и не способны более определять сущность европейского человека, протекание истории, сама структура бытия претерпела изменения.

    Философия Ницше оказывается востребованной философами-экзистенциалистами в их попытках осмыслить современную им эпоху, благодаря специфике отношения мыслителя к открывшейся ему реальности "безбожия" европейской культуры. Он не стремился оценить её исходя из устоявшихся норм и критериев (ибо они, по мысли Ницше, в скором времени должны будут рухнуть вместе с тем "горизонтом" сверхчувственного в котором они укоренены, и именно эта новая реальность отныне будет выступать источником любых ценностей), а попытался принять её такой, какова она есть, более того, опытно на себе и собой испытать её. Соответственно, для экзистенциалистов Ницше являлся своеобразным образом нигилизма, выразителем глубинных интенций пронизывающих их современность. Более того, вся ницшевская философия рассматривалась ими как логический вывод из ситуации "безбожия" эпохи, а различные концепты мыслителя, такие как: "воля к власти", "переоценка всех ценностей", "имморализм", "нигилизм" и т.п., как имена для тех сущностных сил, что отныне конституируют бытие европейского человека: "здесь фундаментальный опыт мыслителя, то есть одного из тех одиночек, у которых нет выбора и которые неизбежно должны дать слово тому, что есть сущее в истории своего бытия".

    Таким образом, трансформации ницшевского концепта "Бог мертв" в культуре определялись, прежде всего, следующими двумя обстоятельствами. Объективацией гениальных пророчеств философа о катаклизмах и катастрофах "просвещенного" человечества, и, во-вторых, обращением к наследию мыслителя философов-экзистенциалистов. Апеллируя к и отталкиваясь от ницшевской философии и концепции "смерти Бога", которые выступали в качестве прозрений глубинных оснований бытия европейской культуры, мыслители, принадлежащие к парадигме экзистенциализма, пытались проанализировать и найти выход из кризисного состояния современности.
    2.2 Литература.

    Противоречивая и не поддающаяся однозначной интерпретации философия Ф. Ницше оказала колоссальное влияние на все философские направления, искусство и литературу XX века. Прослеживая прямое или косвенное воздействие Ницше на мировую и отечественную литературу, можно отметить отрывки его идей у Альбера Камю, Ф. Юнгера, Ж.П. Сартра. В России творчество Ницше оставило глубокий духовный след: такие мыслители и творцы как В. Соловьев, Лопатин, Е. Н. Трубецкой, Луначарский, Бердяев, Шестов и Бубнов переосмысливали философию Ницше.

    Рассмотрим, к примеру, влияние Ницше на творчество Мережковского. Мережсковский Дмитрий Сергеевич — беллетрист, поэт, критик, публицист, религиозный мыслитель, муж поэтессы Зинаиды Гиппиус [7]. Творчество Мережковского всего характернее для этого перехода от литературы к религии под "конец века." Мережковский начинает поэзией скорби и безочарования, и жаждой веры. У Ницше он учится освобождению через красоту. И от Ницше берет свою основную антитезу: эллинизм и христианство, "олимпийское" начало и "галилейское," — "святость плоти" и "святость духа" [1]. Ницше по сути является третьим «героем» книги «Л. Толстой и Достоевский», которую Мережковский публиковал частями в журнале «Мир искусства» в 1900-1902 гг.

    Сам он, как и Ницше, весь обращен к Грядущему, к Третьему Завету. Мережковский предчувствует "величайший космический переворот," на полпути ко Второму Пришествию, одержимый идеей преобразования и расцвета, неоконченности пути, как и тот, чью философию он разделил.

    Нужно отметить, что идеями Ф. Ницше увлекались многие писатели: Т. Манн, Г. Манн, Р. Киплинг, Э. Синклер и др. Особенно же велико было влияние Ницше на немецких писателей-декадентов. Идеи философии Ницше нашли свое отражение и в творчестве Толстого, Горького и в работах, как русских, так и зарубежных мыслителей XX века, равно как и в художественной концепции А. А. Блока. Эта концепция, прежде всего, реализуется в неоромантизме поэта, стихийности, лиризме, окрашенном иронией, осмыслении категории свободы и поисках Бога, мотивах метели, маски, замутненного восприятия современной жизни. Эти же компоненты присущи мировоззрению Ницше ("Так говорил Заратустра", "Рождение трагедии из духа музыки", "Рождение Трагедии"). [3]

    Заключение.
    Невозможно переоценить роль Ницше в формировании культурных процессов рубежа XIX-XX веков. Неоцененный, непонятый современниками, он стал пророком кризисных явлений в европейской жизни. Влияние философа на все сферы искусства, проявившееся после первой же публикации, не прекращается и по сей день: были и будут созданы литературные, музыкальные, художественные произведения и философские труды, черпающие вдохновение в парадоксальной, несистематичной, противоречивой, но столь привлекательной концепции ницшеанства.

    Личность Ницше была и остается источником вдохновения и кладезем вопросов, на которые невозможно найти ответ. Кем был Фридрих Ницше — пророком или безумцем? Как смог он предвидеть время перемен, живя в эпоху застоя? Верна ли его концепция сверхчеловека?

    Возможно, наши современники или потомки смогут раскрыть эти тайны, возможно, ни один из вопросов не будет разрешен, однако роль Ницше в формировании культуры XIX, XX и XXI веков останется все столь же значимой.

    «Довольно часто и всегда с большим удивлением мне говорили, что есть что-то общее и отличительное во всех моих произведениях, все они содержат...едва ли не постоянный незаметный призыв к перевороту всех привычных оценок и ценимых привычек. Как? Все это только - человеческое, слишком человеческое?» [4]


    Список литературы.


    1. Кищук Ю. Ф. Философия Ф. Ницше и ее влияние на культуру XX века // Сумма философии. Вып. 7. — Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2007. — С. 105-106.

    2. Ницше Ф. Воля к власти; Посмертные афоризмы: Сборник. Мн.: ООО "Попурри", 1999. 464с.

    3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм: Сборник. Мн.: ООО "Попурри", 1997. 624с.

    4. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое; Весёлая наука; Злая мудрость: Сборник. Мн.: ООО "Попурри", 1997. 704с.

    5. Свасьян К. А. Фридрих Ницше: Мученик познания // Фридрих Ницше. Соч. в 2 т. Т.1. М., 1990 (Вступительная статья)

    6. Свасьян К.А. Фридрих Ницше - мученик познания // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист;Ecce Homo: Сборник. Мн.: ООО "Попурри", 1997 С. 3 - 54

    7. Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.

    8. Ясперс К. Ницше и христианство. М.: Медиум, 1994. 114с.



    написать администратору сайта