Главная страница
Навигация по странице:

  • Анри Бергсон

  • Макса Вебера

  • Гарфинкеля и Сикурела

  • П. Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель и другие.

  • я Гёте, Эмерсона;

  • Дройзен, Моммзен, Трейчке

  • Л. фон Визе

  • Артура Перси Сондерса

  • Вильям Крозье

  • ТЕОР. И ПРКТИКА. Феноменология А. Шюца Теория групп Ч. Кули Теория Анализа и Социального Бихевиористский подход Коммуникационный взаимодействия Г. Зиммеля Б. Скиннера процесс в теории


    Скачать 216 Kb.
    НазваниеФеноменология А. Шюца Теория групп Ч. Кули Теория Анализа и Социального Бихевиористский подход Коммуникационный взаимодействия Г. Зиммеля Б. Скиннера процесс в теории
    Дата21.03.2022
    Размер216 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТЕОР. И ПРКТИКА.docx
    ТипДокументы
    #406760



    Феноменология А. Шюца Теория групп Ч. Кули Теория Анализа и Социального Бихевиористский подход Коммуникационный

    взаимодействия Г. Зиммеля Б. Скиннера процесс в теории

    Г. Лассуэла


    Фото автора











    ФИО

    Альфред Шюц

    Чарльз Хортон Кули

    Георг Зиммель

    Беррес Фредерик Скиннер

    Горольд Дуайт Лассуэлл

    Даты жизни

    13.04.1899-20.05.1959 гг.

    17.08. 1864-08.05. 1929 гг.

    01.03. 1858–26.09. 1918 гг.

    20.05. 1904–18.08.1990 гг.

    13.02.1902– 8.12.1978 гг.

    Краткая биография

    Родился в Вене, где учил законоведение. Изучал юриспруденцию и экономику вместе с Хайеком у профессора фон Мизеса. Служил юрисконсультом в банковских фирмах, одновременно посвящая себя научным занятиям. В 1939 г. в связи с «аншлюсом» Австрии Шюц эмигрировал в Соединенные Штаты, где смог вступить в нью-йоркскую Новую школу социальных исследований. С 1952 Альфред Шюц стал профессором социологии нью-йоркской Новой школы социальных исследований.

    Чарльз Хортон Кули родился в Анн-Арбор. Мать Кули, Мэри, проявляла активный интерес к связям с общественностью и путешествовала с мужем по нескольким городам США в связи с Комиссией по торговле между штатами. Его отец был очень успешным политическим деятелем, который подчеркивал важность образования для своих шестерых детей. Тем не менее, у Кули было трудное детство, которое усугубило его чувство непривязанности к отцу. Запугивание и отчуждение, которые он чувствовал по отношению к собственному отцу, заставили его пятнадцать лет страдать от различных болезней в подростковом возрасте. У него развился дефект речи, помимо прочего, из-за отсутствия взаимодействия с другими детьми. Кули был мечтателем, и большая часть его «мечтательной жизни» оказала существенное влияние на его социологические работы. В детстве он боролся с чувством изоляции и одиночества, что привело его к развитию интереса к чтению и письму.

    Родился в состоятельной семье; родители Зиммеля были еврейского происхождения, отец принял католичество, мать — лютеранство, сам Зиммель был крещён в лютеранство в детстве. Окончив Берлинский университет, более 20 лет преподавал там. Из-за антисемитских настроений начальства карьера складывалась не очень удачно. Долгое время служил на низкой должности приват-доцента, хотя и пользовался популярностью среди слушателей и поддержкой таких учёных, как Макс Вебер и Генрих Риккерт. Внештатный профессор с 1901, штатный сотрудник провинциального Страсбургского университета (1914), где оказался в изоляции от берлинской научной среды, а с начала Первой мировой войны в том же году этот университет прекратил деятельность. Незадолго до конца войны Зиммель умер в Страсбурге от рака печени.

    Фредерик Скиннер родился в Саскуэханне, штат Пенсильвания, от Грейс и Уильяма Скиннера. Его отец был юристом. Он стал атеистом после того, как христианский учитель попытался облегчить свой страх перед адом, который описала его бабушка.

    Самым близким другом Скиннера в детстве был Рафаэль Миллер, которого он называл «Доком», потому что его отец был врачом. Док и Скиннер подружились из-за религиозности своих родителей, а также оба были заинтересованы в хитростях и гаджетах. 

    Он учился в Гамильтонском колледже в Нью-Йорке с намерением стать писателем. Но он оказался в неблагоприятном социальном положении в Гамильтонском колледже из-за своих интеллектуальных особенностей. Получив степень бакалавра гуманитарных наук по английской литературе в 1926 году, он поступил в Гарвардский университет, где впоследствии будет заниматься исследованиями, преподаванием и, в конечном итоге, станет престижным членом совета директоров. В то время как он был в Гарварде, его сокурсник Фред Келлер убедил Скиннера в том, что он может сделать экспериментальную науку из изучения поведения людей. Это заставило Скиннера изобрести свой прототип для «коробки Скиннера» и присоединиться к Келлеру в создании других инструментов для небольших экспериментов. После окончания университета он безуспешно пытался написать отличный роман, когда жил со своими родителями — это был период, который он позже назвал «темными годами». В 1936 году женился на Ивонне (Еве) Блю. В браке родилось две дочери — Джулия Варгас и Дебора Бузан.

    Умер Скиннер от лейкемии 18 августа 1990 в Кембридже, штат Массачусетс. В 1990 году за несколько недель до смерти он дал интервью радио CBS. Когда репортёр спросил Скиннера, боится ли он смерти, Скиннер ответил: «I don’t believe in God, so I’m not afraid of dying» (Я не верю в Бога, поэтому я не боюсь смерти).


    Га́рольд Дуа́йт Ла́ссуэлл— американский политолог, один из основоположников современной политологии, представитель бихевиоралистского подхода в политической науке и один из основателей Чикагской школы социологии, теоретик междисциплинарного подхода к исследованию поведения личности в различных сферах деятельности. Был почётным профессором права Йельского университета, одним из директоров Центра политических наук в Нью-Йорке, возглавлял Американскую ассоциацию политических наук. В 1918—1922 годах учился в Чикагском университете, где стал сторонником бихевиорализма и начал применять его в изучении политических процессов.

    Во время Второй мировой войны был руководителем отдела исследований коммуникаций войны в Библиотеке Конгресса США, а также читал лекции в Новой школе социальных исследований и в Йельской школе права.

    С 1946 года — профессор Йельского университета


    Основные труды

    • «Избранные статьи» (1971)

    • «Феноменология социального мира» (1972)

    • «Структуры жизненного мира» (1974)




    • «Человеческая природа и социальный порядок» (1902);

    • «Социальная организация» (1909);

    • «Социальный процесс» (1918);

    • «Социологическая теория и социальное исследование» (1930).




    • Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования (1890).

    • Проблемы философии истории (1892—1893)

    • Введение в этику (1892—1893).

    • Философия денег (1900)

    • Большие города и духовная жизнь (1903)

    • Философия моды (1905)

    • Кант и Гёте (1906)

    • Религия (1906)

    • Шопенгауэр и Ницше (1907)

    • Социология. Исследование форм обобществления (1908)

    • Философия культуры (1911)

    • Проблема исторического времени (1916)

    • Рембрандт (1916)

    • Фундаментальные вопросы социологии (1917)

    • Конфликт современной культуры (1918)




    • Поведение организмов (1938).

    • Уолден – 2 (1948).

    • Наука и поведение человека (1953).

    • Вербальное поведение (1957).

    • Режимы подкрепления (1957).

    • Суммирование наблюдения (1961).

    • Технология обучения (1968).

    • Случайное подкрепление (1969).

    • За пределами свободы и достоинства (1971).

    • О бихевиоризме (1974).

    • Подробности моей жизни (1976).

    • Размышления: бихевиоризм и общество (1978).

    • Портрет бихевиориста (1979).

    • Значение последствий (1983).

    • Радости зрелого возраста (1983).

    • К дальнейшим размышлениям (1987).




    Лассуэлл хорошо известен своей моделью коммуникации, которая фокусируется на том, "Кто (говорит) Что (кому), (в) По какому каналу (с) Каким эффектом", а также такими работами как:

    • «Технология пропаганды в Первой мировой войне» (1927),

    • «Психопатология и политика» (1930),

    • «Мировая политика и личное чувство надвигающейся опасности» (1935),

    • «Политика: кто получает что, когда и как» (1936),

    • «Власть и личность» (1948), «Власть и общество. Структура политического анализа» (1950, в соавт.),

    • «Будущее политической науки» (1963),

    • «Мировые приоритеты» (1977) и др.

    Влиятели и последователи

    Его вдохновляли Анри Бергсон, венская экономическая школа и мышление Эдмунда Гуссерля, его прямого наставника. Шюц постарался подвести философскую основу под методологическую перспективу и основные категории Макса Вебера. Его мышление нашло новые возможности в умственном диалоге с предшествующими авторами прагматической ориентации, такими как Джордж Герберт Мид и Джон Дьюи. Работа Шюца, мало известная, повлияла на современную социологическую теорию через труды Бергера и Лукмана, а также через этнометодологический подход Гарфинкеля и Сикурела. Вокруг Шютца формируется авангардная социологическая школа с множеством учеников и последователей, которые впоследствии продолжили самостоятельную работу в русле его идей. Среди них всемирно известные социологи П. Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель и другие.

    Общетеоретическими источниками социологической концепции Кули послужили: философия Гёте, Эмерсона; функциональная психология У. Джемса; социология Конта, Спенсера. Шеффле, Гумпловича, Тарда, Уорда, Гиддингса.

    В период принадлежности Зиммеля к университету и будучи там приват-доцентом вместе с ним работали историки его бывшие преподаватели Дройзен, Моммзен, Трейчке, психологи Вундт и Штумпф, социолог Макс Вебер, философ Дильтей, а также Шмоллер и другие специалисты.  В разработке проблем формальной социологии у Г.Зиммеля были последователи. Одним из них был Л. фон Визе.

    В начале второго года учебы в колледже Фред вошел в круг студентов и преподавателей колледжа, где поощрялось индивидуальное самовыражение, с его изоляцией было покончено. Он стал тьютором (опекуном) младшего сына известного гамильтонского профессора химии, Артура Перси Сондерса. Сондерс стал для Фреда наставником, которому он мог довериться, который поощрял его интеллектуальную независимость и зреющие литературные амбиции.

    В Гарварде никто в такой мере не повлиял на формирование экспериментального подхода Фреда, как физиолог Вильям Крозье. Скиннер принял научные предпосылки Крозье: без возможности осуществления полного контроля за условиями эксперимента не может быть экспериментальной науки.

    Учителем Г. Лассуэлла в Чикагском университете был Чарльз Мерриам (1874—1955), стоявший на методологических позициях бихевиоризма; он подтолкнул своего ученика не только к изучению

    в политологии именно политического поведения, но и к исследованию пропагандистских материалов при помощи метода контент-анализа.


    Основные понятия

    «Жизненный мир», «Действия», «Акт», «Проект», «Интерсубъективность»

    «Человеческая природа», «Первичная группа»

    «Идеальный тип», «Социальное действие», «Взаимодействие»,  «Обществление», «Социальное пространство», «Конфликт»

    «Поведение», «Инстинкт»,«Эмоции», «Навык» «Мышление»

     «Источник информации», «Передатчик», «сообщение», «канал», «Декодирующее устройство», «Адресат» и «Приемник».

    Краткие положения теории

    Восприятие действительности зависит от того как человек ее интегрирует.

    • Задача социологии – понять процесс становления объективности социальных явлений на основе субъективного опыта индивидов.

    • В центе – не мир в целом, а человек в его специфическом измерении.

    • Социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий.

    • Социальные события представляют в действительности как мнение индивидов об этих событиях.

    • Мнения образуют социальный мир – социальная реальность – пересечение полей смысловых идей участников взаимодействия.

    • Первичная группа – это социальное образование, которое сопровождает человека практически всю жизнь.

    • Есть только один способ познания мира – через других людей.

    • Первичная группа – это как бы единый комплекс сознания, в котором растворены все индивидуальные сознания ее членов они взаимодействуют и дополняют друг друга.

    • В общении с другими мы раскрываем наш внутренний мир.

    • Поскольку в первичной группе сосредоточены наиболее значимые для индивида лица, то отсюда же в его сознание попадают наиболее сильные и яркие персональные представления и именно они вызывают те чувства, которые данная группа стремится править человеку.

    • По Земмелю, жизнь есть поток переживаний, но сами эти переживания культурно-исторически обусловлены.

    • Как процесс непрерывного творческого становления жизненный процесс неподвластен рассудочному познанию.

    • Только через непосредственное переживание событий историй, многообразный индивидуальных форм реализации жизни в культуре и интерпретацию на основе этого переживания прошлого можно постичь жизнь.

    • Предмет изучения бихевиоризма – поведение и поведенческие реакции человека и других животных;

    • Поведение и поведенческие реакции поддаются изучению посредством метода наблюдения;

    • Все психические и физиологические аспекты существования человека определяются поведением;

    • Поведение человека и животных – это совокупность двигательных реакций на стимулы (внешние раздражители);

    • Если знать характер стимула, можно спрогнозировать и ответную реакцию;

    • Предсказание действий индивида – главная задача бихевиоризма;

    • Поведение людей и животных поддается контролю и формированию;

    • Все реакции индивида либо передаются ему по наследству (безусловные рефлексы), либо приобретаются (условные рефлексы);

    • Поведение человека является результатом обучения (благодаря многократному повторению успешные реакции закрепляются в памяти и становятся автоматическими и воспроизводимыми);

    • Навыки формируются через выработку условных рефлексов;

    • Мышление и речь – это навыки;

    • Память – это механизм удержания приобретенных навыков;

    • Психические реакции развиваются всю жизнь;

    • На развитие психических реакций влияют условия жизни, окружение и т.д.;

    • Эмоции – это реакции на положительные и отрицательные стимулы извне.

    • В своей работе Г. Лассуэлл не раз подчёркивал, что коммуникация по своей сути — процесс управленческий. При этом он выделил три основные функции процесса коммуникации:

    1. Наблюдение за окружающей средой, выявление угроз и возможных влияний на ценности общества и его составных частей;

    2. Корреляция компонентов общества в реагировании на окружающую среду;

    3. Передача социального наследия через поколения.

     И в 1968 году американский политик представил свою расширенную модель коммуникации, в которой появились новые элементы. Как и раньше, предполагалось проводить анализ коммуникации через ответы на следующие вопросы:

    • Кто?

    • С каким намерением?

    • В какой ситуации?

    • С какими ресурсами?

    • Используя какую стратегию?

    • Оказывает влияние на какую аудиторию?

    • С каким результатом?

    Данная модель выражает бихевиористский подход к коммуникации как к простому воздействию коммуникатора на получателя, который выступает объектом, реагирующим на полученное сообщение. 


    Пример реализации теории

    Концепция «возвращающегося домой».

    После того как сын вернулся домой с армии, он не сразу привык к жизни в семье.

    В детстве мама учила Митю быть отзывчивым и добрым, благодаря чему во взрослом возрасте Мите не составляет труда уступить место в общественном транспорте или перевести бабушку через дорогу, он воспринимает это как должное.

    Конфликт является естественной составляющей социальных процессов и необязательно приводит к разрушению системы или социальным изменениям. Он может быть конструктивным.

    Муж и жена любят смотреть телевизор, но любимым телеканалом мужа является «Спорт», который не любит жена, в ходе конструктивной беседы пара договорилась смотреть телевизор по очереди через день.

    Ярким примером бихевиоризма можно считать то, как всех людей принудили носить немедицинские маски, стимулируя их поведение штрафами, угрозами как их кошельку, так и их здоровью.

    Страх вообще самый сильный стимул для человека, часто логическое мышление при страхе отключается.


    В новостях было опубликовано, что за несоблюдение масочного режима в условиях пандемии гражданам будет выписан штраф в размере от 1000р.

    Критика теории

    Название книги Альфреда Шюца появилось в результате симпозиума, которое проходило на Американской философской ассоциации в декабре 1952 году. В результате данной научной конференции, все учёные разделились по двум разным баррикадам. Одни утверждали, что только методы естественных наук являются научными и именно они способствовали появлению хороших результатов. Поэтому, учёные данной точки зрения говорили о том, что только методы естественных наук должны быть использованы для решения любых человеческих "задач". Но не все с этим были согласны.

    Другие учёные придерживались того, что все социальные науки имеет очень большие отличия от естественных наук. Они аргументировали это тем, что социальные науки, как таковые, являются графическими. Социальным наукам характерны следующие черты: индивидуализирующая концептуализация и поиск единичных утвердительных суждений.

    Альфред Шюц в своей работе говорит, что вклад, который сделал Эрнест Нагель, подвергся критики со стороны учёных. Это произошло из-за того, что "социальные учёные" предложили на всеобщее обозрение много ошибочных утверждений. Именно этот факт, положил началу для перехода от одного подхода к этой проблеме к совершенно другому.


    • Развиваясь личность осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние.

    • Человек всегда оказывает большее внимание одним мнениям и меньше другим он может даже вообще игнорировать некоторые мнения и реакции на свое поведение.

    • Ч. Кули не учитывал в своей концепции активность личности.

    • Не установлен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется социализация индивида в группе.

    Как только социологическая концепция Г. Зиммеля приобрела более конкретный вид, то сразу появилась критические замечания. Одним из пунктов была критика не историчности, далекой от реальности теории. В своей работе «Проблема социологии» Зиммель писал, что "…в исторической реальности форма неотделима от содержания и что форма возникает на основе содержания, которое, однако, не может существовать без формы…" он все же делал в своей работе попытки определить предметом социологии только форму».

    Соответственно можно говорить о том, что форма является внеисторической абстракцией. Зиммель объяснял это тем, что форму можно исследовать отдельно от содержания.

    Характеризовав социологию как науку о формах, Зиммель не мог не обратиться к содержанию.

    Такой ход Зиммеля подверг критике Дюркгейм. Он говорил, что попытка Зиммеля включить в анализ содержание приведет к значительному размыванию границ социологии, и почти все содержания в таком случае рассматриваются как предмет социологии.


    Американский психолог Стивен Пинкер отмечает, что в книге Скиннера «Поведение организмов» единственными организмами были крысы и голуби, а единственным поведением — нажатие рычагов и клевание клавиш. В статье «Ненормальное поведение организмов» ученики Скиннера Келлер и Мариан Бреланд сообщали о своих попытках использовать его приемы, чтобы научить животных засовывать покерные фишки в торговые автоматы. Однако куры клевали фишки, еноты мыли их, а свиньи пытались закопать. Как отмечает Пинкер, бихевиористы не придавали должного значения изучению работы мозга и генетике. Так, в 1974 году Скиннер писал, что изучение мозга — это еще один ошибочный путь в поисках причин поведения внутри организма, а не во внешнем мире. Такую позицию С. Пинкер считает ошибочной.]

    Модель Г. Лассуэлла не только получила большое признание в научном мире, но и стала главной парадигмой в изучении коммуникации. Удачная и лаконичная формулировка включает в себя как теоретические суждения, так и большое количество эмпирических данных.

    Однако она не отражала всего спектра коммуникативных функций. В ней акцент был сделан на коммуникатора — главного элемента коммуникации, в то время как получатель воспринимается лишь как объект его коммуникационного воздействия. Многие исследователи стали замечать эту односторонность и ограниченность коммуникации. Главным замечанием было то, что при осуществлении коммуникационного процесса не было никакой обратной связи от получателя информации.

    В это время начали появляться новые теории коммуникации, в существующие стали вводить новые элементы. Так, к примеру, американский исследователь Ричард Брэддок дополняет структуру Лассуэлла двумя компонентами: цель (для чего?), с которой выступает коммуникатор, и условия (при каких обстоятельствах?), в которых протекает коммуникация.

    В 1993 году учёные связи Денис МакКвейл и Свен Виндаль дали следующую характеристику модели Лассуэлла:

    «Возможно, это самое весомое слово в коммуникационных исследованиях».

    Гринберг и Салвен в 2008 году признали, что в коммуникациях модель Лассуэлла получила широкое распространение, но в то же время отметили:

    «Хоть модель Лассуэлла привлекает внимание несколькими ключевыми элементами процесса коммуникации, она не значит больше, чем описание общих направлений исследования. Он не связывает элементы вместе с какой-либо специфичностью.


    Собственная оценка

    Я согласна с данной теорией и поддерживаю А. Шюца в том, что общество создается благодаря деятельности индивидов, которые обладают знанием в виде субъективных значений или коллективных представлений.

    Я согласна с данной теорией Ч. Кули с тем, что группы (в особенности первичные) и другие отдельные индивиды непосредственно влияют на поведение и суждение человека.

    Я согласна с теорией Зиммеля с тем, что общество представляет собой взаимодействие индивидов и групп, которые непосредственно влияют друг на друга в ходе этого взаимодействия.

    На мой взгляд, бихевиоритский подход Б. Скиннера достаточно противоречив, имея как достоинства, так и недостатки. Однако, несмотря на все существующие недостатки, бихевиоризм сыграл огромную роль в истории психологии, дал ей большое количество полезных идей и методик. Была создана целая наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению объективного подхода в психологической науке.


    Данную модель Г. Лассуэлаа нельзя назвать совершенной, при ее многочисленных достоинствах не стоит забывать, что такая модель монологична, в ее состав не входит обратная связь, благодаря которой коммуникация рассматривается не однонаправленно и не "сама по себе", а в качестве двустороннего процесса и в ее отношении к политическому, экономическому, культурному, социальному и другому контексту. Это важно для массовой коммуникации, в первую очередь, в кризисных ситуациях жизни общества, актуализирующих результаты деятельности СМИ и ее трактовку в массовом сознании общественности.



    написать администратору сайта